Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Поздний период – ок. 664-332 гг. до н.э.
Одной из характернейших черт Древнего Египта является его относительная географическая замкнутость, дававшая возможность стране развиваться во всем своеобразии своей культуры. «Даром Нила» называл Древний Египет Геродот. Самая главная отличительная особенность искусства Древнего Египта заключается в том, что оно было призвано обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествленного фараона. Религия – первооснова древнеегипетского искусства, его неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное влияние на развитие египетской культуры в целом в течение всего времени ее существования. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели в подавляющем большинстве культовое значение. Замедленный характер развития древнеегипетского общества породил застойность религиозных представлений, канонизацию художественных образов и средств. Основная и наиболее характерная черта древнеегипетского искусства – его комплексность. Ведущей была архитектура. Все остальные виды искусства зависели от нее. Проанализировав памятники художественного творчества, дошедшие до нас из далекой эпохи древнеегипетской цивилизации, можно совершенно точно определить две основные темы в искусстве Египта: тема смерти и тема власти. В додинастический период можно выделить 3 культуры, возникшие одна за другой: Бадари, Амра (или Накада 1) и Герзе (Накада 2) получившие название от местностей, где они были открыты. Около 3100 г. до н.э. образовалось из общин единое царство – Верхний (Южный) Египет; столица – Гиераконполь; белая корона, покровительница – богиня Нехбет в виде грифа, символ-папирус, завоевал Нижний (Северный, дельта) Египет; столица – Буто; красная корона; Уаджет, богиня в виде кобры, символ – лотос. Плита фараона Нармера (черно-зеленый шифер, высота – 64 см, Каир, Египетский музей) в честь объединения Египта. Одна и та же тема повторяется на плите 4 раза. В центре Нармер (Менес, первый царь 1 династии) раздробляет голову вражескому вождю. Выше – царский сокол держит за веревку голову врага, торчащую из 6 лепестков лотоса (символическое изображение Нижнего Египта или же пиктограмма - 6 тысяч поверженных врагов. На другой стороне, вверху, Нармер в короне Нижнего Египта направляется к месту, где лежат связанные и обезглавленные военнопленные. Внизу царь изображен еще раз, но уже аллегорически, в виде «тельца сильного», разбивающего рогами зубчатую глинобитную ограду поселения и топчущего копытами поверженного врага; остальные в ужасе убегают. Центр лицевой стороны плиты занимает углубление для ритуального растирания краски (блестящее композиционное решение: 2 гепарда перевились фантастически вытянутыми шеями, их сдерживают поводыри; являющиеся символичным изображением неразрывного объединения В. и Н. Египта). Основное значение этого памятника – итог художественного творчества предыдущих периодов, становление характерных особенностей изобразительного канона. В последовательно развертывающейся рельефной полосе, служившей изобразительным повествованием, на основе религиозного задания, все должно было быть идеально ясным, понятным. Поэтому отныне человеческую фигуру изображают так, будто на нее смотрят одновременно под несколькими углами зрения: лицо изображают в профиль, но с глазом, прорисованным в фас, плечи очерчивают в фас, туловище воспроизводят в легком повороте - в ¾, благодаря чему осуществляется гармоничный переход к профильному изображению ног. Период правления царей I и II династий принято называть Ранним царством, или Архаическим периодом – периодом существования первого, еще очень непрочного объединения всех его областей (номов) в одно государство. Гробницы царей и крупнейших вельмож сооружались из кирпича и камня, имели подземную и надземную части (прямоугольной формы, с наклонным профилем стен, культовые помещения для статуй богов и владельца гробницы с жертвенником перед ложной дверью, как бы ведущей в «вечное» жилище умершего). Позднейшее название – мастаба (арабск. – скамья). Период Древнего царства – это эпоха окончательного сложения всех основных форм египетской культуры. В эпоху Древнего царства Египет переживал свой первый военно-политический и культурный подъем. Искусство Древнего царства – это египетская классика: оно монументально, спокойно и торжественно, в нем особенно ощутима та размеренность, ритмичность, величавость, которая так характерна для египетского искусства вообще. Пирамида Джосера в Саккаре ( высота – 60 м ) – первая ступенчатая пирамида; архитектор – Имхотеп; ступени – символическая лестница на небо. Первоначально имела 4 ступени, но впоследствии были надстроены еще 2. Предполагалось строительство ступенчатых пирамид для всех фараонов 3 династии, но закончены были только пирамиды Джосера и Хуни. Пирамиду Хуни в Медуме начинали возводить в виде ступенчатой, но затем сын Хуни, Снофру, приказал сделать прямые ровные стороны. Это было связано с возникновением культура бога солнца Ра в конце 3 династии. Прямые и ровные стороны представляли собой как бы застывший поток солнечных лучей, в котором фараон может подняться на небо, к своему отцу Ра. Помимо пирамиды на территории комплекса находилась южная гробница-кенотаф и примыкавшая к ней молельня с карнизом. Пирамиды 4 династии (27 в. до н.э., Гиза) фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена), Менкаура (Микерина) являются следующим логическим звеном в этой цепи построек. Пирамида Хеопса (зодчий Хемиун ) сооружена из блоков известняка, ок. 2, 5 т. весом каждый (всего 2300000 блоков), поверхность была покрыта отполированными известняковыми плитами (высота 146 м). В пирамидный ансамбль включая в себя заупокойный (у подножия пирамид) и долинный (на берегу Нила) храмы, соединяющая их крытая галерея, ограда, малая пирамида для царицы. Большой сфинкс (ок. 63 м длины), изображающий предположительно Хефрена в образе льва с человеческой головой в царском платке, высечен из скального выступа и дополнен с боков и спереди (лапы) кладкой из блоков известняка. Это самая ранняя из дошедших до нас монументальных египетских скульптур. Сфинксы меньшего размера – у входов в нижний заупокойный храм Хефрена. Сфинкс – один из образов бога солнца, страж пирамид. Для скульптуры Древнего царства характерно строгое соблюдение портретного сходства, спокойствие и равновесие поз, фундаментальность постановки фигур, величавая торжественность образов, строгая симметрия; не была рассчитана на круговой обзор, промежутки между руками и телом, ногами почти всегда не высечены. Необходимость передачи сходства с умершим человеком, тело которого статуя должна была заменить, была причиной раннего возникновения египетского скульптурного портрета. В скульптурном портрете также сложился определенный изобразительный канон. У спокойно, прямо стоящей фигуры мужчины левая нога выдвинута вперед, руки или опущены вдоль туловища, или же одна из них опирается на посох. Женская фигура обычно стоит с сомкнутыми ногами. Правая рука опущена вдоль тела, левая лежит спереди на талии. В парных супружеских статуях жена зачастую обнимает одной рукой мужа за талию. У сидящих фигур также фронтальная постановка, сдвинуты или сомкнуты колени или ступни, и одна, а то и две руки лежат на коленях. Вся древнеегипетская скульптура полихромна. Соответственно принятой условной окраске женские фигуры тонировались розово-желтым цветом, мужские – коричневым. Деревянные статуи резались иногда по частям: отдельно исполненные руки с помощью шипов прикреплялись к торсу. Характерно для древнего египетского искусства и то, что между статуями царей и вельмож, с одной стороны, и статуэтками cлуг и рабов, с другой, существует большая разница. Фигуры фараонов и знати всегда совершенно неподвижны, они точно застыли в торжественной важности. Статуэтки же слуг и рабов, наоборот, полны движения, жизни. Они изображают работающих людей, и скульптор, передавая образ занятого трудом человека, подчеркивал позы и жесты, характерные для каждого вида работы. В рельефах Древнего царства утвердился мотив шествия, процессии, где фигуры движутся одна за другой по фризу через одинаковые интервалы, часто с ритмическими повторами жестов. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы