Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Период Аккада (2400-2200 гг. до н.э.)



Аккадцы, семитский народ, населявший земли к северу от Шумера, усвоили шумерскую культуру, религию и письменность. Аккадский полководец Саргон покорил Аккад и Шумер и создал великую империю в Мессопотамии. Своего наивысшего могущества Аккад достиг при внуке Саргона Нарам-Сине, величавшего себя могущественнейшим богом Аккада и царем четырех стран света.

Немногочисленные сохранившиеся памятники периода объединения Месопотамии под властью династии Аккада отражают усиление культа властителя. При сохранении условных приёмов в рельефах появляется стремление к большей свободе композиции, к объёмности фигур, показу окружающей природы ( каменная стела царя Нарамсина с батальными сценами, Лувр, Париж; цилиндрические печати со сценами охоты ), в круглой скульптуре – стремление к портретности черт ( бронзовая голова правителя из Ниневии, 23 в. до н. э., Иракский музей, Багдад ). Высокого совершенства достигает техника художественной обработки бронзы - литья, чеканки, гравировки.

Основная стилистическая тенденция аккадского периода – стремление передать образ человека более определенно, зачастую даже с портретными чертами. Характерным для круглой скульптуры и рельефов периода Аккада были также стройность пропорций, естественность движений, мягкая лепка форм и живописность общих силуэтов. Главное новшество в рельефе – построение композиции, в которой отсутствует деление на пояса.

Голова Саргона Древнего (медь, 37 см).

Стела Нарам-Сина из Суз в честь победы над луллубеями (песчаник, 200 см).

Демон Пазузу из Шираза (3 тыс. до н. э.).

Голова семита (алебастр, найдена в Адабе).

Позднешумерский период (2200-1997 г.г. до н.э.) Храмы традиционного шумерского типа. Посвятительные статуи правителя Лагаша т.н. патэси Гудеа, его родственников и приближенных. Объединение стилистических признаков раннединастического и аккадского периодов: портретность черт лица - аккадская культура + фронтальность постановки, общая массивность скульптур – раннединастическое искусство. Эти приемы сообщают даже небольшим по размеру изображениям монументальность. Рельефы в стилистическом отношении аналогичны круглой пластике.

Статуя Гудеа (диорит, 45 см).

Статуя Гудеа (базальт, позолота).

Период III династии Ура (2112-1997 гг. до н.э.) Вновь объединение всего Двуречья под главенством города Ура во времена правления III династии. Сохранились законы царя. Ур-Намму, основателя династии. Централизация власти, концентрация ее в руках «царя-бога». Патэси-правители маленьких городов-государств превратились в чиновников царя.

Зиккурат бога луны Нанны в Уре – храм на ступенчатом основании (3 ступени-террасы, на верхней находился храм, высота, предположительно, 60; сохранилась нижняя терраса (65х43 м, высота – 20 м). Массив нижней террасы был окрашен в черный цвет битумом, вторую облицовывал обоженный кирпич, третья была побелена, стены храма, по всей вероятности покрывал слой синего глазурованного кирпича (как у более поздних, нововавилонских зиккуратов). На первую террасу ведут и по сей день 3 лестницы – ощущение бесконечного пути в небесную высоту.

Архитектурная композиция зиккурата оставалась неизменной на протяжении последующих веков: она выражала основополагающее начало всех древневосточных деспотий.

 

Тема 8. Культура и искусство Передней Азии Старовавилонского, Ассирийского и Нововавилонского царств.

Старовавилонский период (20-17 вв. до н.э.). Вавилон («ворота бога»). Выдвижение города Вавилона в 19 в. до н.э., объединившего под своей властью шумеро-аккадские государства, было связано с завоеванием Двуречья аморитами. В Вавилонском царстве происходит укрепление и дальнейшее развитие рабовладельческого уклада.

Голова царя Хаммурапи.

Стелла царя Хаммурапи (диорит, 2, 25 м) – характернейший памятник эпохи. Рельефная композиция на стеле – сцена получения царем Хаммурапи знаков власти от бога солнца Шамаша – т.н. инвеститура. При всех своих несомненных художественных достоинствах этот прославленный рельеф являет уже некоторые признаки грядущего упадка вавилонского искусства. Фигуры сугубо статичны, в композиции не чувствуется внутреннего нерва, былого вдохновенного темперамента.

Ассирия (13-7 вв. до н.э.)

Совершенствуется военная техника – вводятся колесничное войско (с начала 2-го тыс.до н.э.), панцирь из медных блях (с середины 2-го тыс.до н. э.), конное войско, меч, укрепленные военные лагеря, осадные орудия - тараны, строятся каменные и наплавные мосты (на кожаных бурдюках). В 1-м тыс. до н. э. в Ассирии и Вавилонии появляются железные орудия, в ремесле - алмазное сверло, примерно на рубеже 2-го и 1-го тыс. до н. э. появляется и новая оросительная техника: водоподъёмное колесо (сакие), и «бесконечная» верёвка с кожаными ведрами (черд), в 7 в. до н. э. в Ассирии строится первый каменный акведук.

Древнейшей родиной ассирийцев была небольшая область в верхнем течении реки Тигр, расположенная в окрестностях городов Ашшур, Ниневия и Арбела. Первоначально эта область находилась под заметным влиянием соседей – более преуспевающих шумеров и аккадцев. Однако около 20 в. до н.э. в Ассирию вторглись семитские племена амореев, основавших династию царей. Само название ассирийцев происходит от имени их верховного бога – Ашшура. Многие другие ассирийские боги имеют месопотамское происхождение.

При храмах как и в Шумере, посвященных семи главным богам ( Энки, Нинхурсаг, Нанна, Уту, Инанна – у шумеров) возводили зиккураты, обычно в 7 ярусов, которые были ярко окрашены в разные цвета.

Основными темами в искусстве становятся войны, прославление царей-победителей. Дворцы царей Ассирии, включенные в регулярную планировку городов, представляли собой прямоугольные в плане цитадели на насыпной террасе, с многочисленными помещениями, которые группировались вокруг асимметрично расположенных открытых внутренних дворов. Парадные арочные ворота-порталы фланкировались башнями с монументальными фигурами гениев-хранителей (в виде крылатых быков с головой человека) у основания. Дворцовые комплексы включали прямоугольные храмовые помещения и зиккураты ( дворец Саргона II в Дур-Шаррукине, 712-707 гг. до н. э. ).

В убранстве дворцов главную роль играли рельефы из известняка и алебастра с изображениями мифологических существ, сцен войны и охоты, придворного быта. Расположенные фризами рельефы 9 в. до н. э. ( дворец Ашшурнасирпала II в Кальху, 9 в. до н. э. ) отличались торжественной статикой, строгим подчинением изображений плоскости, тщательной орнаментальной отделкой узоров одежд. Стремление к прославлению физической мощи человека сказывалось в подчёркнутой углублёнными линиями преувеличенной мускулатуре, величественной пластике фигур. В рельефах 8-7 вв. до н. э., свободнее заполняющих поверхность стены, нарастает повествовательность, появляется стремление к более широкому показу жизненных сцен, пейзажа, пространства ( рельефы дворца Синахериба в Ниневии, 705-680 гг. до н. э. ). В рельефах и росписях ассирийских дворцов преобладают не культовые, а светские сюжеты. Это сплошь прославление царя, его деяний. Всюду лицо царя сурово, величаво, без индивидуальных черт. В царских охотах и битвах замечательны изображения животных. Это и есть вершина ассирийского искусства. Искусство еще никогда не достигало такой силы в изображении подобных сцен, где главными героями становятся лев, верблюд или конь. В рельефах 7 в. до н. э. достигает вершины реализм в изображении животных, усиливаются динамика и экспрессия образов ( рельеф «Умирающая львица» из дворца Ашшурбанипала в Ниневии, 7 в. до н. э. ).

В оформлении дворцов Ассирии применялись также орнаментальные фризы из полихромного глазурованного кирпича и украшения из металла, в том числе рельефы. Редким памятникам круглой скульптуры Ассирии, тесно связанной с архитектурой, свойственны монументальность, торжественность, застылость и нерасчленённость масс ( статуя Ашшурнасирпала II, 9 в. до н. э., Британский музей ). Фигуры «шеду» (изображение богов – охранителей дворца в виде львов и быков с человеческими головами и крыльями; исполнены в технике горельефа, переходящего впереди в круглую скульптуру; пятиногие, чтобы и сбоку и в фас были видны 4 ноги).

Расцвета достигло прикладное искусство – выделка цилиндрических печатей, художественное ткачество, резьба по кости и дереву, обработка металла.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1028; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь