Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Традиции народного орнамента.



 

Орна́ мент (ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д....

Народный орнамент - это не просто украшение. Как писал критик В.В. Стасов «это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также и для ума и чувства». Когда-то в глубокой древности в каждом мотиве орнамента заключался особый смысл. Он выражал представления народа о мире, природе, людях, давал условное обозначение целым явлениям жизни. Со временем представления менялись, древние мотивы и образы забывались или обретали новое содержание. Сегодня значения одних узоров утрачены навсегда, о других можно только догадываться. Слово «красный» означало также «красивый». Красный цвет нитей в применении к орнаменту дополнял его былой смысл красотой исполнения узоров на полотне.

В каждом виде текстильного искусства были свои выразительные средства в создании орнаментальных композиций. Большое значение придавалось сочетанию цветов, древняя народная символика которых позволяла мастеру подчеркивать идею его произведения. Огромное богатство символического орнамента создававшегося веками позволяло умелому мастеру при украшении любого предмета подбирать соответствующий его познанию узор или барельеф, носящий пожелание счастья, успеха, здоровья, расцвета и т. п.

Особенностью почти всех мастеров нашего народного декоративного орнамента являлась их многосторонность. Почти каждый из них был резчиком, художником, аппликатором, вышивальщиком и мастером художественного литья и лепки. Каждый завиток орнамента имеет свой смысл — цвета и орнаменты — те же буквы, которыми мы выражаем наши мысли, — говорили старые умельцы. В декоративных орнаментах..., собранных частично в альбоме можно подметить поразительное сходство многих орнаментов с дошедшими до нас древними орнаментами в развалинах Кучи и пещерных храмах Дунхуаня, виденных еще знаменитым танским монахом Сюан-цзаном во время его путешествия в Индию. Века и тысячи километров отделяют... от этих прославленных фресок и это сходство орнаментов и их композиций лишний раз говорит о большой и многовековой преемственности культурной традиции наших старых мастеров народного декоративного орнамента, искусству которых должны быть посвящены работы наших искусствоведов.

Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности. Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи(альпона)- орнаментальный рисунок - молитва.

По характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с обусловленной формой декорируемого предмета.

По используемым в орнаменте мотивам его делят на:

геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы — меандр и т. п.);

растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

В качестве мотивов используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы).

Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных форм — т. н. тератология, геометрических и растительных — арабески).

 

Билет №22

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I.Культурные традиции и культурная модернизация.
  2. Lex mercatoria в практике международного коммерческого арбитража.
  3. Ведущие центры международного коммерческого арбитража: Международный арбитражный суд при международной торговой палате (Париж), Арбитражный институт при торговой палате Стокгольма.
  4. Глава 137. Формация народного масштаба
  5. Заявление заместителя народного комиссара иностранных дел А.Я.Вышинского представителям англо-американской печати в Москве относительно польско-советских отношений от 6 мая 1943 г.
  6. Источники конституционного права России: понятие, система. Принципы и нормы международного права, международные договоры Российской федерации в системе источников конституционного права.
  7. Источники международного трудового права
  8. Источники международного уголовного права.
  9. кафедры международного маркетинга
  10. Культурные нормы и традиции.
  11. Масштабы, динамика и география международного движения капитала
  12. Неформальные способы регулирования в области связей с общественностью: традиции, нормы, мораль, общественное мнение.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 811; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь