Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Погребальный храм царицы Хатшепсут
Через пять столетий после постройки храма Ментухотепа царица Хатшепсут из XVIII династии (Новое Царство) решила выстроить другой склеп в том же месте. Ответственным за осуществление этого проекта был архитектор Сененмут. Завершенное строение оказалось столь гармоничным, что здание сравнивалось с греко-эллинистическими храмами. Выделяется, в частности, симметрия пропорций и равномерное соединение каждой из частей данного архитектурного ансамбля. Строение распределено по трехуровневым ступенчатым террасам, соединенным склонами, которые простираются вглубь ко внутренней части скал. Планировка погребального комплекса сохраняет изначальную серию из храма долины, восходящей мощеной дороги, погребального храма и погребальной часовни, высеченной в скале. Из долины вверх к погребальному храму ведет мощеная дорога, по сторонам которой находятся сфинксы с лицом царицы, из песчаника небольшого размера. Дойдя до храма, этот ряд продолжается более крупными статуями из красного гранита. Конец дороги выходит к помещению с двумя водоемами, откуда начинается склон на колонной галерее, обеспечивающий доступ на верхний уровень. Вторая терраса являет собой большой квадрат, две стороны которого обставлены колоннами. На северной стороне, украшенной протодорическими колоннами, имеется часовня, посвященная богу Анубису с головой шакала и углубленная в скалу. Обширная поверхность этой площадки использовалась как конечный пункт процессии, которая ежегодно прибывала к богу Амону из храма в Карнаке, что на противоположном берегу реки. На другом конце террасы находится святилище со сводчатой кровлей, посвященное богине Хатхор (также высеченное в скале) и имеющее вход со стороны главной площадки по склону. Внутри святилища — несколько помещений и два гипостильных зала с колоннами, увенчанными капителями, изображающими лицо богини Хатхор (с человеческим телом и коровьим лицом). Другой склон ведет к третьей, и последней, террасе, где высится стена с целым рядом многоцветных статуй, соединяющих фигуру бога Озириса с головой царицы Хатшепсут. Этот ряд статуй выходит во внутренний двор, вмещающий на двух из своих сторон небольшие святилища; далее, уже в глубине скалистого фундамента, расположены погребальные часовни царицы Хатшепсут, а также ее отца — фараона Тутмоса I. (78) Задумка данного строения состояла в сочетании величественного контекста горы с гармоническим зданием. Чтобы не померкнуть на фоне гнетущих объемов каменистой скалы, архитектура должна была быть в высшей степени смелой. Сочетание архитектурных пространств со скульптурными формами стало настоящим новшеством. В итоге все элементы сочленены настолько эффективно, что ни архитектура не обнаруживает превосходства над скульптурой, ни скульптура не затемняет чистоту строительных конструкций. Обе они взаимно дополняют друг друга, образуя тем самым единое целое. Данный комплекс является образцовым по своей мудрой привязке к пространству; комплекс является также уникальным в контексте Нового Царства, так как в течение этого времени будут внедрены колоссальные формы и подобная задумка более не будет реализована заново. Храм царицы Хатшепсут, стало быть, не являлся собственно гробницей. Тутмос I ввел обычай хоронить фараонов в Долине Царей, которая представляет собой естественное ущелье, скрытое по другую сторону Дейр-эль-Бахри. Это был царский некрополь на протяжении всего Нового Царства, с гробницами, высеченными в скале. В нем находились саркофаги с телами Хатшепсут и ее отца, помещенные в скрытые и хорошо замаскированные гробницы. Это естественное ущелье вклинивается в долину, где треугольный монолит венчает горную цепь, придавая ему пирамидальную символику. (79) История искусства. Первые цивилизации. – Пер. с исп. – ЗАО «Бета-Сервис», 1998. С. 76-79.
Эпоха Нового царства — длительный этап достаточно прочного политического объединения страны при фараонах XVIII, XIX, XX и последующих династий, время, отмеченное созданием огромного количества монументальных сооружений. По размерам и архитектурным достоинствам они сопоставимы с пирамидами Древнего царства, хотя отличаются от них по формам. Столицей Нового царства являлись Фивы, расположенные в среднем течении Нила, и большинство памятников находится в этом районе. В начале этой эпохи происходит отделение места погребения от заупокойного храма. Храм строился в пределах нильской долины, располагаясь на ровном участке, погребение же переносилось за горный хребет и устраивалось в выдолбленной в скале пещере. Погребение производилось тайно, и вход в гробницу тщательно маскировался с целью предохранения от ограбления. Большая часть гробниц фараонов Нового царства сосредоточена в уединенной Долине Царей (Бибан-эль-Молук) на левом, западном берегу Нила. Сами гробницы представляли сложные подземные комплексы с запутанными планами, состоявшими из многих коридоров и камер, стены и потолки которых покрывались росписями. Храмы этого времени, строившиеся независимо от гробниц, в отличие от аналогичных сооружений Древнего царства, имели обратный порядок в расположении перистильного двора и гипостильного зала (ил. 5). Первым в них располагался перистильный двор, а затем — гипостильный зал. Далее размещался секос и, наконец, кладовые для храмового реквизита. Все эти части храма вмещались в форму прямоугольника. Главный фасад храмов оформлялся двумя большими устоями-пилонами в форме плоских усеченных пирамид. Традиционное существование перистильных дворов и гипостильных залов, как отмечено выше, отвечало социальному делению египетского общества. Аналогичную форму имели все храмы этого времени, в том числе и посвященные богам. Конструкция египетских храмов Нового царства не претерпевала принципиальных изменений с Древнего периода. Стены, колонны, а также перекрытия выкладывались из блоков камня, на основе разработанной в раннее время стоечно-балочной системы (см. выше). Египетские храмы, следуя одной принципиальной схеме, вместе с тем различны по размерам, по соотношениям отдельных частей, по декоративно-изобразительному убранству. В храмах этого времени применялись различные виды колонн — главного элемента ордера. Они возникли ранее, но широко стали применяться лишь в архитектуре Нового царства. Основных ордеров — три. Они связаны с пальмовидными, папирусообразными и лотосообразными колоннами. Все строятся на стилизации растительных форм. Различие между последними двумя не столько в рисунке капителей (эти колонны употребляются в двух вариантах — с раскрытыми и сомкнутыми капителями), сколько в очертаниях стволов. Лотосовидные колонны имеют ствол (фуст) одного и того же диаметра по всей высоте, панирусообразные — постепенно суживающийся кверху. Кроме того, в обеих этих разновидностях ствол может быть совершенно круглым или же состоять из ряда фестонов (наподобие связки стеблей). (15) Наиболее крупными и значительными храмами Египта являются Больтой Карнакский и Луксорский, расположенных около Фив и в свое время соединенные двухкилометровой прецессионной дорогой. Оба Они представляют собой сложные образования, возникшие постепенно, путем последовательного наращивания на единую ось отдельных звеньев композиции — входных пилонов (ил. 4), перистильных дворов и гипостильных залов. Каждый фараон, вступавший на царство, считал долгом увеличить здание, тем самым связав свое имя с созданием прославленного храма-памятника. Число таких пристроек велико. Карнакский храм — самый крупный в Египте — получил при фараоне Сети I приращение в виде большого гипостильного зала — одного из самых замечательных творений мировой архитектуры. Зал имеет в плане размеры 102x51 метр. Высота колонн, образующих три центральных нефа — 24 метра, а многочисленных боковых нефов — 18 метров. Общее количество колонн равно 426 (ил. 6). Каменные исполины составляют поистине фантастический каменный лес, они производят своими размерами, своим ритмом незабываемое впечатление. В древности же, когда храм не подвергся еще разрушительному воздействию времени, когда существовали все его части, когда колоннады, казалось, не имели конца и сохранялось все пластическое убранство, его психологическое воздействие было еще сильнее. (16) Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учеб. пособие. М.: Изобраз. Искусство, 1983. 384 с., ил. С. 14-16.
Храмы колоссальных размеров
Храмы составляют великое архитектурное достояние Нового Царства. Именно с этих пор данные строения возводились в качестве автономных единиц погребальных комплексов и приобретали большую значимость по мере увеличения могущества, которого добивались в течение этого периода жрецы. Храмы обогащались в архитектурном отношении и достигли колоссальных размеров, не имевших аналогов в предшествующие эпохи. Города увеличили свое могущество как религиозные центры, уважая локальные предпочтения определенных божеств. От наиболее важных центров были протянуты сети дорог, которые связывали между собою различные храмы, чтобы облегчить их посещение. В действительности храмы в большей мере, нежели обители богов, напоминали неприступные замки и задумывались как культовые места, а не как центры для стечения народа. Простым людям разрешалось входить лишь во двор, ближайшее после входа пространство храма. Храм являет собой обитель бога, укромное святилище, которое должно оставаться закрытым перед внешним миром. Пространства его внутренней части постепенно сужаются по мере продвижения внутрь, где расположена целла. Это то место, где находится статуя бога. Доступ сюда имели только верховный жрец и фараон. Вход в храм
У входа в храм возвышались две трапецеидальные башни, расположенные по обе стороны ворот и символизировавшие оба берега Нила. Они также относились к двум горам, которые располагались по сторонам солнечного диска, закодированным в иероглифической надписи в виде бога на горизонте. Их стены были украшены вогнутыми рельефами. Эти башни, или пилоны, превратились в наиболее характерные элементы храмов. Они выполняли функцию по изолированию святилища и проведения границы между мирским и священным пространствами, являя собою символический и физический порог, который обеспечивал доступ в божественную обитель. (80) Напротив пилонов, стоявших по сторонам ворот, находились обелиски, которые, словно часовые, охраняли вход в храм. Форма обелисков, высеченных в виде ровных квадратных монолитов и увенчанных небольшой позолоченной пирамидой, заключала в себе символическое значение. Первые лучи Солнца освещали верхушку пирамидона, а затем опускались на землю, отмечая таким образом божественное место. За пилонами располагался двор с колоннами, которые могли быть расставлены весьма разнообразно, поскольку они размещались по двум сторонам или по всем четырем, образуя крытую галерею. В данном случае сочетались капители в форме колоколов, которые символизировали открытый папирус или нераскрытый цветок лотоса. Двор вел в гипостильный зал, закрытое помещение, кровля которого, опиравшаяся на множество колонн, возвышалась на двух разных уровнях, причем ее центральная часть была выше боковых. Этот перепад уровней оставлял свободные проемы, которые позволяли свету проникать в зал. Тем не менее освещенность была слабой, поскольку свет фильтровали жалюзи, которые частично покрывали проемы. За гипостильным залом (иногда их было несколько) находилось настоящее святилище, состоящее из нескольких часовен. В египетском строительном искусстве прекрасное развитие получили колонны, они в стилизованной форме напоминали растения, которые произрастали на (81) нанесенном рекой Нил плодородном гумусе. Их основания подражали стеблям цветов или стволам пальм, а капители раскрашивались в различные цвета, чтобы они напоминали листья и цветы. Потолок, подражание небесному своду, был усыпан звездами, раскрашенными на своих концах в разные цвета — красный, желтый или черный, в зависимости от того, помещались ли они в храмах или склепах. (82) История искусства. Первые цивилизации. – Пер. с исп. – ЗАО «Бета-Сервис», 1998. С. 59-82. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы