Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Прочие скульптурные изображения



 

Лица, не обладающие божественным саном, такие как чиновники и слуги, ваяются с бó льшим реализмом. Таким образом, возникает скульптура такого рода, которая изображает профессии или конкретные типы людей, таких как писцы и семейные группы. В действительности скульптура всегда обращается к типологиям, которые содержат в себе различные социальные категории, а не конкретных индивидуумов.

Образцовыми являются фигуры женщин из числа служанок, выполненные из раскрашенного известняка различных размеров, такие, как «Мельничиха» (Каир, Египетский музей), относящаяся ко времени V династии. Служанка стоит на одном колене, а второе расположено между ее руками, служа ей плоской мельницей. Эта фигура схватывает движение и полностью порывает с вышеупомянутыми схемами.

Тот факт, что изображается человек, принадлежащий к низшей социальной категории, позволяет воплощать сцены, наполненные жизнью и временем. Поэтому исчезают жесткость и монументальный характер. Другая фигура, «Хозяйка пивной» (Каир, Египетский музей), также относящаяся ко времени V династии, изображена стоя, с туловищем, наклоненным над большим резервуаром для выжимки ячменя. Часто встречаются также семейные группы, в частности супружеские пары, которые могут изображаться стоя или сидя, хотя чаще всего мужчина изображается сидя, а женщина — стоя. Нередко обе такие фигуры обнимают за талию друг друга.

Изображение детей распространено в меньшей степени, хотя они также (92) фигурируют в семейных группах, особенно в период религиозной реформы фараона Аменхотепа IV, который внедрил крупные изменения в скульптурную тематику и каноны.

Одной из таких семейных групп является семья карлика Сенеба времен VI династии. Супружеская пара изображена сидя. Оба ребенка, изображенные в уменьшенном размере, стоят перед ними, прислоненные к каменной стене в том месте, где находились бы ноги отца, если бы он не был карликом. Различие в выражениях лиц — серьезное у Сенеба, сладострастное у его супруги и миловидной робости у детей — придают всей группе бесспорное очарование.

Встречаются и скульптуры такого типа, которые, не становясь свободными, являются почти что круглыми силуэтами. Речь идет о статуях-рельефах, которые изображены на стенах мастаб и склепов, составляя неотъемлемую часть собственно архитектуры. Их типы являются теми же — сидящими или стоящими; первоначально они покрывались разноцветными красками. В таких случаях камень покрывался слоем штукатурки, на который затем наносилась живопись.

Красота молодости как символ вечности

 

Молодое человеческое тело гармонично и выступает также символом жизни и одновременно вечности. По этой причине скульптуры в гробницах всегда изображают молодые образцы.

Степень идеализации фигур пропорциональна сану, который они занимают в социальной шкале. Чем выше иерархический статус изображаемого персонажа, тем с большей педантичностью соблюдаются данные нормы. Отсюда и воплощение великолепия тела. Тела фараонов поэтому — крепки, весьма пропорциональны и, кроме того, являют нам гармонию форм, которую выражает сила молодости. (93)

Идея молодости великолепно представлена в «Триаде царя Менкауры» (Каир, Египетский музей), образце красоты и совершенства в гранитном камне. Царь, изображенный стоя, выступает немного вперед, чтобы выделяться среди других, женских, фигур, которые стоят у него по бокам и на заднем плане. Все три фигуры являют собой образец молодости и красоты, особенно женские тела, которым придана сверхъестественная чувственность. Формы соблюдены таким образом, что подчеркивают округлость объемов под прозрачностью одеяний. Фигуры кажутся выступающими с заднего плана в совершенном стиле. Симметрия упорядочивает изображение всей группы и каждой из ее составляющих.

Скульптура Древнего Царства

 

Во времена первых династий (фиванская эпоха) скульптура еще не была в полной мере ни определена, ни кодифицирована. Тем не менее уже тогда были созданы фигуры, которые предвосхитили характерные черты классической египетской скульптуры.

Наиболее употребительными материалами являются мрамор, дерево, а также покрывавшаяся эмалью глина, которые представляют собой более нежные материалы, чем камень, и позволяют изготавливать самые смелые формы.

Наиболее часто встречающийся тип представлен обнаженными женщинами. Они выполнены с изяществом, ноги вместе, а руки вытянуты вдоль тела. Выделяется сильно вырезанный «публичный треугольник», характерный символ плодородия. Малые мужские (94) фигуры изображают мужчин стоя, с руками, вытянутыми вдоль туловища, и набедренной повязкой в качестве единственного предмета одежды (Оксфорд, Эшмолианский музей). Наконец, фигуры, которые изображают коленопреклоненных и связанных пленников, могут быть независимыми от опоры, в состав которой они вписываются.

Это статуи округлой объемности. Они могут также включаться в какую-нибудь меблировку или другие предметы в качестве составной части декорации.

Фигуры животных обнаруживают более смелое изваяние, нежели человеческая фигура, продолжая тем самым доисторическую традицию, при которой животное изображалось с поразительным совершенством и правдоподобностью. Грациозны фигурки, выполненные из камня или других материалов (керамики, слоновой кости) и воспроизводят животных — обезьян, гиппопотамов или львов. Некоторые из этих животных зафиксированы в угрожающих позах с раскрытой пастью, но большинство все же пребывает в серьезных и спокойных позах. Такой тип изображения повторялся во времена различных династий, поскольку манера изображения природы и установления связи с нею являла собой константу в египетской культуре.

Первые изображения фараонов

Одним из первых предметов скульптурного изображения царей, относящихся к фиванской эпохе, является крошечная фигурка из слоновой кости, несущая корону Верхнего Египта, которая изображает идущего фараона. В тот же самый период уже возникают сидящие и стоящие прототипы, изготовленные (95) из известкового камня, у которых почти отсутствует разделение головы и плеч. Ноги, как правило, изображаются вместе. Даже если одна из них выставлена вперед, то и тогда обе они соединены остатками каменного материала. Поначалу сидящие статуи обладали величественными и весьма экспрессивными чертами, что производит на зрителя глубокое впечатление. Со временем произошло постепенное смягчение этих черт, и в конечном счете стало изображаться полное спокойствие, которое характерно для лиц египетских статуй. Начиная со статуи царя Джосера из сердаба погребального комплекса Саккара (Каир, Египетский музей) оказываются полностью определившимися формальные правила, которым подчинялось египетское скульптурное изображение.

Именно в первой скульптуре в натуральную величину выкристаллизовывается нацеленность на поиски отражения торжественности. Она выражается посредством простоты форм. В качестве идеальной утверждается модель в сидячей позе. Тогда фигура составляет единое целое с двумя планами, которые ей служат поддержкой: одним у основания ног, а другим — в стволе-опоре. Нижние конечности соединены вместе, одна рука лежит протянутой на бедрах, а вторая со сжатой ладонью прижата к груди. Голова с головным убором и церемониальной бородой имеет лицо с правильными чертами и неизменным выражением, оживляемым стеклянными глазами. Можно сказать, что это представляет собой одну из первых попыток египетского искусства освоить стиль изображения человека.

Статуя царя Хафра

 

Символической статуей Хафра, фараона IV династии, уникальной по своим размерам (20 м высотой), является сфинкс, который находится в погребальном комплексе Гизэ. Речь идет о фигуре льва с головой царя. Она высечена в горе с использованием первоначальной формы известковой скалы, так что туловище оказывается включенным в равнину пустыни на том же уровне, и единственное, что выступает над ним, — это голова. Идеализированное лицо Хафра украшено головным убором и церемониальной бородой, которые персонифицируют могучую фигуру льва. Гигантская статуя смотрит на восток, туда, где рождается бог Солнца, с которым отождествляли этого царя. Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве. Он выступает также покровителем Земли — отгоняет злых духов, возвышаясь бессменным стражником некрополя монархов. (96)

Семейные группы и писцы

 

В рамках однородного египетского искусства наблюдается разнообразие фигур, выраженное в различных сочетаниях групп из двух, трех и более персонажей. Среди семейных групп в одном из мастабов Медума были обнаружены сидящие фигуры из известкового камня, которые изображают знатную супружескую чету, супругов Рахотепа и Нофрет. Их туловища образуют единый компактный блок с пьедесталами и сиденьями, на которых они изображены, будучи выполненными в форме горельефа. Как это и характерно для скульптуры, изображения не отделены от каменного блока; скорее, похоже, что они возникают из него. Обе фигуры раскрашены в обычные нормативные цвета — коричневая кожа у мужчины и желтая или розовая — у женщины. Объемы максимально упрощены, чтобы не задерживаться на излишних деталях, которые бы отвлекали внимание оттого, что считается важным.

Сидящие писцы представляют собой скульптурные изображения, воплощающие в себе большой реализм. Несомненно, двумя из наиболее важных являются писцы, датируемые временем V династии. Один из них хранится в Лувре, а другой в Египетском музее Каира.

Египетская администрация с самого начала была весьма неплохо организована, а посты должностных лиц, занятых администрированием, были весьма многочисленны. Среди наиболее признанных профессий фигурировала профессия писца.

Лицо, исполнявшее эту должность, должно было уметь одновременно и читать, и рисовать, что предполагало высочайшую степень специализации и социального признания. В скульптурах писцы изображаются сидя, со скрещенными ногами и руками, держащими папирус и палочку для рисования. Это статуи из раскрашенного в разные цвета известкового камня, с отделенными от торса руками и с выражением собранности, сосредоточенности и спокойствия. Передача беспокойной живости достигалась во взгляде, благодаря инкрустации глаз стеклом.

У группы статуй Древнего Царства, изображающих как фараонов, так и лиц, не обладающих высоким рангом, спокойные позы и действия, лишенные напряженности мускулов, позволяют достичь умеренного реализма в стиле и в выражении лиц, как правило, нежной отделки. Скульптура времен V династии, известная под названием «Сидящий писец», которая хранится в Лувре, была обнаружена в 1850 году археологом Марьеттом в одной из гробниц Саккара. Она изображает администратора Кая, еще один портрет которого был найден в той же гробнице. Скульптура, достигающая 53, 5 см, впечатляет глубокой сосредоточенностью, которую она воплощает. Лицо выражает загадочную улыбку и обнаруживает пристальный взгляд, подчеркнутый посредством инкрустации твердого камня. Она являет собой изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. Вероятно, эта скульптура являлась портретной копией усопшего и была призвана гарантировать ему бессмертие.

Деревянные статуи придворных должностных лиц являют собой примеры другой тенденции в скульптуре, в которой допускается индивидуализация фигуры. Поскольку речь идет о лицах, не обладавших аристократическим рангом, они могли изображаться без воплощения классической строгости, отличавшей изображения фараонов или членов царской семьи. Кроме того, с чисто технической точки зрения обработка дерева весьма отличается от обработки камня. Древесина позволяла обрабатывать различные части скульптуры в отдельности, чтобы впоследствии соединить их. Отсюда проистекает то, что скульптуры данного типа обладали менее строгим характером. Одной из самых знаменитых является статуя Шейх-эль-Беледа, общеизвестная под названием «сельского старосты». Она изображает взрослого мужчину стоя, сжимающим в руке посох из египетской смоквы. Стеклянные глаза еще более подчеркивают реализм фигуры и воплощают достижения этой своеобразной тенденции в скульптурном искусстве.

Скульптура Среднего Царства

 

В этот период не существует строгого единообразия стилей, а проявляются разнообразные тенденции, предлагающие различные изобразительные (98) решения. На севере страны, в районе дельты Нила, получает развитие склонность к классическим и идеализированным формам, восходящим к Древнему Царству, в которых превозносится благородство и спокойствие фигур. Сидячие статуи Сенусерта I из известкового камня весьма показательны для этой тенденции: у них изображены молодые лица.

Немного далее на юг, в Мемфисе, предпочтение отдается большему реализму; а в столичной Фиванской области на юге страны отмечается склонность к синтезу обеих этих тенденций и предпочтение показывать выражение лица, в то время как туловище остается в полном соответствии нормативам Древнего Царства — непоколебимым и далеким от всякой временной характеристики. Скульптуры царей встречаются в изобилии и обнаруживаются не только в погребальных строениях, где они находились на хранении во времена Древнего Царства, но также внутри храмов и снаружи зданий, под открытым небом.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь