Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Погребальные строения: первые проявления



 

Гробницы первых династий находятся в Абидосе. Это гробницы из дерева и кирпича, вырытые в ямах, имеющих искусственный каменный свод. К этим строениям прибавлены ниши для помещения погребальных подношений и домашней утвари, состоящей из многочисленных и разнообразных предметов: оружия, сосудов, украшений и колпиц, высеченных в форме животных. Кроме того, подношения включают пищу (зерно, пиво, растительное масло) для удовлетворения потребностей усопшего. (71)

Царь являлся представителем всего народа, посредником между людьми и богами. При сохранении жизни царю сохранялась она и для всех остальных групп. Продолжался и годовой цикл Нила с его разливами. Погребальные обряды приобретали значение по мере того, как правители и знать также испытывали желание иметь гробницу, подобную гробнице царя, которая бы обеспечила им вечную жизнь. В этом кроются истоки развития мастаб, характерной формы погребальной архитектуры высших классов. Если кладбища в принципе находились в пределах городов, то с принятием культа, нацеленного на вечную жизнь, мастабы стали группироваться, образуя улицы с правильной планировкой. Эти улицы складывались в настоящие города мертвых, удаленные от центров городов. В то же время выкристаллизовались три принципа, которые в будущем станут господствующими в погребальной практике и которые сохранятся в неизменном виде на протяжении всей истории Египта: постоянное сохранение праха усопшего, необходимость того, чтобы материал гробницы был нетленным, и кормление ка, чтобы оно могло существовать.

Мастабы

 

Со времени III династии началось строительство некрополя Саккары к западу от города Мемфиса, что в дельте Нила, где происходило захоронение высших должностных лиц. Тогда-то и была внедрена мастаба в качестве модели гробницы, постепенно увеличивавшей свои размеры и сложность. Мастабы — это гробницы, вырытые в каменистой почве, над которыми возводится зал с наклоненными кирпичными стенами и украшенный изнутри барельефами. Как правило, они состояли из двух отдельных частей: погребальной часовни и погребального склепа. Под часовней располагался погребальный склеп, который впоследствии был включен во внутреннее помещение. Поскольку погребальный склеп представлял собой подземное пространство, доступ к нему осуществлялся через вертикальный ров, пересекавший каменный могильник и замуровывавшийся позади гробницы. Тем самым оказывались защищенными саркофаг с домашней утварью и подношениями, необходимыми для загробной жизни усопшего.

Поначалу внешняя структура мастабы была полностью сплошной, а часовня примыкала к восточной части могильника. Когда же часовня была включена во внутреннее помещение, начиная с III династии, мастаба постепенно превратилась в более сложное строение. Погребальный склеп дополнялся различными комнатами для подношений, пока не достиг огромного числа помещений.

Поблизости от мастаб располагались другие, второстепенные кладбища. На них находились гробницы слуг, которые приносились в жертву, чтобы продолжать служить своим хозяевам в иной жизни. Наибольшее число мастаб сосредоточено в Саккаре, а также в Гизэ, хотя в своем историческом и типологическом развитии они не представляют собою какой-то единой формы и строения и существуют различные разновидности со схожей структурой.

Наличие мастаб увековечивает, даже после смерти, классовые различия, существующие в египетском обществе. В противоположность бедным погребальным строениям большинства египетского населения, мастабы высокопоставленных должностных лиц являлись настоящими погребальными особняками со множеством культовых помещений, богато украшенных настенной росписью. В ней перечислялись титулы и достоинства, которыми обладал усопший, и воспроизводились сцены повседневной жизни. Тиражировались также статуи усопшего, распределявшиеся по помещениям, чтобы посетители могли ими восхищаться.

Первое великое погребальное строение

 

Построенное Имхотепом для предоставления пристанища гробнице фараона Джосера, основателя III династии, это великое погребальное строение собрало в единый комплекс все здания и помещения, необходимые для отправления обрядов, которые осуществлялись для продолжения жизни после смерти. Речь идет о первом случае, когда идея вечной жизни находит свое архитектурное выражение. Так, многие из принятых решений послужили моделью для последующих погребальных строений. Царю Джосеру удалось встать над жрецами и сформировать централизованную политику абсолютистского характера на всей египетской территории. Он навязал принятие культа Солнца, Ра, с абсолютным верховенством над остальными богами. Произошло изменение божественной природы монарха. Царь являлся уже не сыном или представителем богов, а неотъемлемой частью самого божественного начала.

Данный архитектурный ансамбль представляет собой прямоугольное строение, окруженное по периметру двухкилометровой стеной. Внутри себя он содержит ступенчатую пирамиду, а также комплекс гробниц. Стена высотой 10 м на всем своем протяжении обнаруживает вертикальные прямоугольные каннелюры, являющие собой копирование в известковом камне стен, выполнявшихся в более ранние времена из необожженного кирпича. Она имеет четырнадцать фальшивых и одну настоящую дверь небольших размеров. Через нее обеспечивается доступ в узкий коридор, вытянутый проход; по нему можно попасть в крытое помещение, состоящее из трех пролетов, отделенных друг от друга колоннами с каннелюрами. Колонны воплощают в камне виды стволов, которые в додинастических строениях составляли несущие опоры. Центральный пролет приподнят над боковыми, что делает возможным наличие небольших отверстий для проникновения естественного света. В боковых пролетах колонны приставлены к стене, так как в первоначальных постройках египтяне не допускали возможности наличия свободной опоры. По этой причине колонны выполняют символическую, а не тектоническую функцию.

Гипостильный зал

 

Гипостильный зал по красоте и разнообразию своих колонн представляет собой одно из оригинальных пространств с наибольшими художественными достижениями. В комплексе Джосера расположены такие формы колонн, которые будут сохраняться в архитектуре всех исторических периодов, как, например, колонны, прислоненные к стенам здания с северной стороны и имитирующие стебли папируса со стволами колонн треугольной секции и колоколообразными капителями. Внутри строения находится ряд дворов, наподобие площадей, по обе стороны пирамиды. На южной стороне самый большой двор предназначен для отправления ритуальной карьеры фараона, в которой демонстрирует своим подданным, что он еще вполне в форме и обладает достаточной энергией для того, чтобы продолжать свое правление. Внутри двора, расположенные на обоих концах продольной оси, находятся несколько строений: на севере — небольшой алтарь с откосом и храм; на юге — здание с фундаментом в форме В. Ступенчатая пирамида, построенная для хранения ка царя, представляет собой не что иное, как нагромождение одной на другую шести мастаб для придания большей монументальности и сохранения на гармоничном уровне пропорции по отношению к большой стене. Впоследствии полости между различными террасами были снова заполнены, что положило начало характерной для пирамид форме. Под пирамидой находится погребальный склеп, в котором хранился саркофаг и погребальная домашняя утварь, с другими прилежащими помещениями, соединяемыми коридором в форме лабиринта. (72)

Пирамиды

 

Основатель IV династии, Снофру, повелел выстроить три пирамиды. Строительство первой из них, расположенной к югу от Гизэ, проходило через различные этапы, пока каждая из ее сторон не оказалась покрытой гладкой плоскостью. Эта столь характерная пирамидальная форма символизирует собой окончательное утверждение царя в качестве божества. Кроме того, было задумано несколько построек, связанных с собственно погребальной комнатой. Прежде всего, это храм в долине, расположенной около реки; от долины шла мощеная дорога, ведшая к погребальному храму, расположенному в восточной части пирамиды. С тех пор данные архитектурные элементы станут неотъемлемой частью погребальных ансамблей.

Пирамиды Дашура демонстрируют иные эксперименты в поисках архитектурной формулы погребального предназначения. Там находится пирамида, стороны которой обладают двумя углами (73) наклона, и пирамида типичная, самая древняя из сохранившихся до наших дней, уже с плоскостями, выполненными в форме треугольника, хотя ее стороны являются равнобедренными, а не равносторонними.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Первые иконы Спасителя и Божией Матери
  2. IУ. Первые подступы к функционализму
  3. Амет-хан молча слушал отца. Солнце скрылось за горами, и вечерние сумерки постепенно спускались с вершин Ай-Петри, окутывали дома и улицы Алупки. На потемневшем небе замерцали первые звезды.
  4. Ампиру или «высокому классицизму» начало было положено в первые три десятилетия 19-го века.
  5. В. МЕСТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ I ТИПА.
  6. Впервые у нас прислугу посадил на лошадей еще Петр Великий. Его бомбардирская рота в сражениях при Гуммельсгофе (1702 г.) и под Лесным (1707 г.) ездила на лошадях.
  7. Выкармливание птенцов в первые семь дней
  8. Гибкость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  9. День двадцать четвертый. Первые успехи: как их закрепить и преумножить. Средство от боязни успеха
  10. ДЖЕППЕТТО, ВЕРНУВШИСЬ ДОМОЙ, СРАЗУ ЖЕ НАЧИНАЕТ ВЫРЕЗАТЬ ДЕРЕВЯННОГО ЧЕЛОВЕЧКА И ДАЁТ ЕМУ ИМЯ «ПИНОККИО». ПЕРВЫЕ ШАГИ ДЕРЕВЯННОГО ЧЕЛОВЕЧКА
  11. Дизайн I-й пол. XX в. Пионеры и первые школы дизайна. Баухауз.
  12. Дифференциация синдромов со сходными проявлениями


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь