Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Так называемые «кубические статуи»



На протяжении данного периода в изобилии возникает новая типология, называемая «кубической статуей» из-за своего сходства с этой геометрической фигурой. Данный скульптурный тип представляет собой сидящую фигуру с приподнятыми коленями, полностью (101) покрытую мантией, из которой выделяются лишь голова, руки и ступни. Единственной частью фигуры, действительно отделанной во всех деталях, является голова, так как в большинстве случаев руки и ноги почти скрыты в каменном блоке. Поза, которая позволяет заключить туловище в простой куб, обеспечивает обширную площадь, предназначенную для надписей. Скульптуры данного типа предназначались для храмов, где они с царского позволения помещались в крытые галереи и гипостильные залы в знак вечного поклонения богам. Таковой является статуя Сеннефера, товарища по оружию Тутмоса III, выполненная из серого гранита и хранящаяся в Британском музее в Лондоне. Совершенная полировка поверхности выделяет иероглифическую надпись, которая покрывает пьедестал и мантию; в ней перечисляются гражданские и военные посты, которыми обладал изображенный. Другой тип «кубической статуи» включает ребенка на руках в качестве изображения Сененмута, архитектора и фаворита царицы Хатшепсут.

Другие статуи, подобные «кубической» модели, представляют собой варианты, изображающие руки, вытянутые вдоль тела, а также руки, лежащие на бедрах. Ноги при этом покрыты фалдой, на которой имеются надписи. Обращают на себя внимание статуи управляющего делами Аменхотепа III Аменхотепа, изображенного на различных этапах своей жизни: молодым писцом с вдумчивым видом или погруженным в свои мысли стариком. В обоих случаях имеются надписи, повествующие о его жизни.

Изменение канонов: реформа в Телл-эль-Амарне

Аменхотеп IV предпринял реформу ортодоксальной религиозной доктрины, которая потрясла основы египетского пантеона. В процессе беспрецедентного провозглашения монотеизма этот фараон присвоил себе эпитет Ахенатон, перенеся тем самым всю свою (102) веру на Атона, солнечный диск, силу, дающую жизнь Земле. Он отошел от культа остальных богов и предложил поиски истины. Эти новые идеалы немедленно отразились в искусстве. Ахенатон перенес столицу к северу от Фив и основал город Телл-эль-Амарна, где учредил центр культа Атона.

Там были открыты ремесленные мастерские, в которых воплотилась новая иконография. Каноны не подверглись радикальному изменению. Был внедрен ряд изменений, подчеркивавших выразительность лица, отойдя тем самым от модели «вечной молодости». Эхнатон возвел в Карнаке храм Солнца (ныне не сохранившийся), в котором имелась колоннада, окруженная опорами с изображавшими его статуями. Из этой группы колоссальных статуй сохранилось 28 экземпляров, распределенных между Египетским музеем в Каире и Лувром. Лицо фараона вытянуто, и череп обретает яйцевидную деформированность. Глаза — раскосые, миндалевидные, губы — весьма мясистые. Шея обнаруживает преувеличенную стройность, а грудь выглядит впалой. Линия таза опущена до такой степени, что на нее грузно опускается живот. Конечности — руки и ноги, худощавые по сравнению с туловищем, производят впечатление хрупкости. Как результат, данная фигура источает таинственное сияние, необычным образом деформирована и выглядит более человечно, нежели статуи предшествующих эпох.

 

Бюст царицы Нефертити

Требования нового стиля поддерживались также в скульптуре высших сановников. Основными сохранившимися чертами были длина шеи и деформированность черепа. Обе эти характерные черты запечатлены также в одном из самых знаменитых и расхваливаемых в египетской скульптуре бюстов — бюсте царицы Нефертити.

Этот бюст супруги Эхнатона являет собой портрет из расписного известкового камня с инкрустацией глаз стеклом. Элегантные черты ее лебединой, необычайно стройной шеи еще более подчеркиваются голубой тиарой, которая венчает ее голову. Чувственные линии ее губ, скул, подбородка и носа придают ее лицу в высшей степени стилизованную красоту.

В этот период скульптура решительно утверждает чувственность женского тела. Сладострастие без какой бы то ни было сдержанности проступает под тонкой прозрачной тканью, покрывающей тело.

После смерти Эхнатона культ Амона был реставрирован, хотя отдельные из введенных его доктриной новых оттенков сохранили свою силу, как это можно заметить по гробнице его преемника Тутанхамона. В ней были найдены многочисленные предметы, которые еще соответствуют стилю Амарны. Среди них выделяется серия из четырех статуэток из расписного дерева. Речь идет о богинях, охраняющих внутренности покойника, облаченных в облегающие тело туники, которые позволяют различить женские формы.

Любопытно, что у этих статуй голова повернута набок, как бы требуя к себе уважения, — поза, которая отклоняется от строгого закона фронтальности в египетской скульптуре. (104)

Изображение животных и гибридных существ

Со времени додинастической эпохи зооморфические изваяния имели широкое распространение. Эти скульптуры не были ограничены строгими условностями, как человеческие фигуры. Изображение животных ближе к природе и пользуется такой свободой выразительности, которая контрастирует с человеческими фигурами. Скульптуры животных не претендуют на то, чтобы заменить действительность. Поэтому можно воплощать анекдотическое или фиксировать какой-то конкретный миг, наконец, определенный динамизм или выражение движения.

Также был создан животный мир, населенный воображаемыми существами, не имевшими отношения к реальной действительности. Все изваяния, относящиеся к сверхъестественному миру, воспроизводят фантастические формы, формы монстров, которые смешивают человеческие и животные черты: в результате появляется гибридная фигура. Нереальный внешний вид достигается соединением разнородных элементов, как это выражается в многочисленных скульптурах III тысячелетия до н.э., которые изображают развалившихся в креслах быков с человеческими бородами и волосами, а также с головами, повернутыми к зрителю.

Изображение фантастических существ объяснялось человеческой потребностью присвоить себе атрибуты животных с целью установления общения с силами природы. Эта традиция, родившаяся в Месопотамии, передалась Египту, а также Восточному Средиземноморью и сохранялась вплоть до европейского средневекового искусства.

Такие фигуры обычно представляют собой два конкретных типа. Они могут сочетать черты различных животных, и результатом тогда становится сложное существо, в котором скопление животных атрибутов символизирует максимальное могущество. Поэтому такой тип фигур используется в изображении богов. Среди них важное место занимает орел с головой льва (богиня Индугуд, символизирующая судьбу), как показывает рельеф в бронзе, хранящийся в Британском Музее в Лондоне (III тысячелетие до н.э.), на котором богиня сжимает в своих лапах двух оленей.

Другой тип гибридного сочетания вырабатывается на основе придания животному человеческих черт, как, например, «человек-рыба», «человек-скорпион» или «человек-бык». Такие скульптуры символизируют духов-покровителей, защитников человека от зла. Их наиболее эффектные изваяния, выполненные в каменном горельефе, помещались по сторонам ворот ассирийских дворцов. (159)

История искусства. Первые цивилизации. Пер.

с исп. ЗАО «Бета-Сервис», 1998. 220 с.

 

 

АРХИТЕКТУРА КАК СПОСОБ ПОКЛОНЕНИЯ БОГАМ

 

Доисторические сооружения

 

Хотя самые главные и наиболее показательные неолитические и протоисторические погребения и связанные с ними остатки сооружений сосредоточены на Ближнем Востоке и в Анатолии.., сосредоточимся на постройках, обнаруженных в Европе.

Мегалитические сооружения — самые ранние архитектурные памятники прошлого, сохранившиеся на Западе. Они встречаются по всей Европе, древнейшие из них датируются серединой V тысячелетия до н.э., а период расцвета наступает для них в III тысячелетии до н.э., на рубеже эпохи бронзы. Речь идет о монументальных конструкциях, которые в простейшем виде представляют собой большие камни с основанием, укрепленным в земле. В эпоху неолита возникает новое видение мира, иное представление о месте человека в нем. В верованиях земледельца главное внимание уделяется силам природы: дождю, солнцу, ветру, земле, от которых зависит его существование… Эти новые представления выразились в сооружении мегалитов. (48)


Поделиться:



Популярное:

  1. III. К такому покою следует стремиться уже сейчас.
  2. III. Лексические, морфологические и синтаксические нормы
  3. New York, 1932, p. 407, а также Г. Салливен (Указ. соч., с. 10 и сл.).
  4. V3: Тактика предъявления для опознания.
  5. А натолкнул меня на такую мысль и на раскрутку всей это ситуации именно грязно-зеленый цвет, который просто был нами правильно принят и расшифрован.
  6. А также 12 тестов по 10 вопросов,
  7. А3 .Что такое квалификация преступления?
  8. Аварийная служба контактной сети.
  9. Аллопатическая медицина не научна, так как сама не является наукой
  10. Амет-хан задумчиво оглядел всех. Действительно, 50 лет для летчика, тем более испытателя, возраст не маленький. Он почувствовал, что многие из его друзей думают так же, как Павел Головачев.
  11. Андрей Рублев также стал создателем высокого иконостаса. Ряды иконостаса, сформированные им, стали подниматься на алтарных преградах во всех русских храмах с 15 века.
  12. Антакольская М.В. Семейное право - Учебник – М.:Юристъ, 3-е изд., перераб. и доп. 2010. 432 с


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь