Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Символика и назначение египетских пирамид



 

Невозможно дать какого-то единого объяснения пирамидам, поскольку их форма возникает в весьма сложном контексте погребального обряда. В действительности пирамиды были усыпальницами, символизировавшими представление о вечности.

Первое заключение о символическом значении пирамид было разработано в XIX в. выдающимся египтологом Эрнесто Скьяпарелли (1856-1928). В противоположность позитивистским теориям, которые делали упор исключительно на наивысшем моменте технического процесса, по мнению Скьяпарелли, пирамида символизировала собой жизненную энергию Солнца, которая передавалась фараону в его усыпальнице. Все четыре стороны пирамиды обращены в точности в направлении всех четырех стран света, что также интерпретировали как символическую связь с числом четыре, которое наделялось божественными и космическими характеристиками.

Квадратный фундамент, на котором возвышается пирамида, должен был выражать отношение между пирамидой и космосом, а потому — между земной жизнью и жизнью божественной. С другой стороны, назначение пирамид можно понять лишь в контексте религиозного характера, которым пронизана жизнь египтян. Необходимые для его строительства коллективные усилия иллюстрируют дисциплинированность и организованность всего народа.

Что касается назначения и символики пирамид, то показательными и типичными являются слова египтолога Джеймса Генри Бристида (1865-1935), который о Великой Пирамиде писал: «Вероятно, не много было каменотесов или просто людей, которые бы владели техникой строительства из камня в те времена, когда Хуфу-онек совершал свои первые обходы по пустынному плоскогорью, замышляя фундаментальный план строительства Великой Пирамиды. Так, мы можем понять бесстрашную энергию человека, который распорядился разметить квадратное основание со стороной в 230 м. Он знал, что ему требовалось 2, 5 миллиона глыб по 2, 5 тонны каждая, чтобы покрыть этот квадрат в 53 га пирамидальной горой высотой 147 м. Поэтому Великая Пирамида в Гизэ представляет собой документ из истории человеческого разума. Вместе с нею отчетливо проявляется человеческий смысл суверенной власти. Инженеру удалось обессмертить себя и своего фараона благодаря своему совершенному владению материальными силами». (74)

Пирамиды в Гизэ

 

Комплекс наиболее крупных пирамид в Гизэ был возведен фараонами Хеопсом, Хафром и Менкаурой в период IV династии. Эти пирамиды представляют собой лишь самую бросающуюся в глаза часть всего погребального комплекса, который включает два храма (один — погребальный храм — расположен в восточной части пирамиды, второй — храм долины — на берегу реки), соединенные между собою коридором, и обнесенное стеной помещение.

Строительство этих разных зданий соответствовало фазам, через которые должен был пройти прах фараона, прежде чем быть окончательно помещенным в своем погребальном склепе. Ритуальный маршрут усопшего начинался в храме долины, где труп подвергался мумификации. Оттуда он переносился в погребальный храм, где осуществлялись церемонии, которые должны были придать ему бессмертие. Путь из нижней зоны речной долины в самую высокую часть пустыни, где находились пирамиды, был отмечен восходящей тропой, что придавало символический смысл маршруту процессии усопшего фараона.

Пирамида Хеопса (Хуфу) — это в высшей степени «пирамида» Египта, самая монументальная из трех. Вероятно, это та архитектурная форма, что получила наибольшее отражение в литературе с тех пор, как она стала известна западному миру.

Она возведена на квадратном фундаменте со стороной, равной 230 м, и достигает в высоту 147 м. Направленность каждой из сторон соответствует сторонам света. Внутри пирамиды имеются три погребальных помещения, получившиеся неодинаковыми в результате различных модификаций, вносившихся в ходе их строительства. Вход в первое из них находится на северной стороне пирамиды и ведет в коридор, который идет резко вниз до самого помещения. Это помещение находится на самой вертикальной оси пирамиды. Во второе помещение можно пройти через предыдущий коридор, на своем протяжении отклоняющийся вверх, а затем идущий параллельно основанию. Здесь у помещения имеется фальшивый свод. Последнее, третье помещение расположилось на уровне, возвышающемся над двумя другими. Вход в него идет от узкого коридора второго помещения, и ему предшествует прихожая, защищенная тремя гранитными плитами. Погребальный склеп имеет кровлю, защищаемую пятью загрузочными помещениями и двускатной крышей. Осуществляемые в настоящее время инженерные исследования показали высокую точность, с какой распределены статические силы массы пирамиды. Вызывает удивление тот факт, как египтяне могли интуитивно достигать в ее строительстве столь равномерной раскладки сил, распределяя их вдоль различных точек каменной массы, в результате чего они поглощались гравитацией земли.

Существует общепринятое мнение относительно того, что пирамиды (75) строились с использованием на каждой из сторон параллельных скатов, по которым поднимались строительные материалы. Эти скаты, сделанные из грязи и гравия, имели длину в зависимости от потребностей ведения строительства и убирались по завершении оного, чтобы оставалась чистой архитектурная форма.

Во времена V династии в Абусире и Саккаре были построены другие пирамиды, подобные пирамидам в Гизэ и с такой же планировкой погребального комплекса, но из кирпичного материала и гораздо меньших размеров.

Также в эпоху Среднего Царства, во времена XII династии, были построены пирамиды из кирпича, покрытые плитами из известкового камня, от которых сегодня сохраняются едва заметные следы. Это были скорее символические, чем монументальные, постройки, продолжение традиции предков, сохранявшейся, быть может, из боязни предать забвению древний обычай. Позднее, между 750 и 350 годами до н.э., эфиопские цари построили в Нубии свыше 180 пирамид. Это постройки, которые располагаются таким же образом, как распределяются хижины в африканской деревне. Величие Гизэ было навсегда утрачено, гробницы, подобные гробницам Древнего Царства, никогда более не возводились. (76)

История искусства. Первые цивилизации. – Пер.

с исп. – ЗАО «Бета-Сервис», 1998. С. 59-87.

 

Египетская архитектура отличалась стремлением к геометризму и линейности, к развертыванию композиционных элементов по единой оси, к симметрии. Для нее характерны большие поверхности стен, со стороны фасада слегка наклонных и завершаемых выгнутыми карнизами.

Деспотическая форма власти, доведенная до абсолюта и теснейшим образом связанная с религией, обусловила выдвижение на первый план в монументальном строительстве культовых сооружений, которые возводились из камня, способного сохранить на многие века останки фараонов и память о них. Остальные сооружения строились из менее прочных материалов.

Однако на ранней стадии развития, в пределах додинастического периода, вследствие недостаточного развития производительных сил даже культовые и оборонительно-крепостные сооружения строились из кирпича-сырца, битой земли и дерева — для перекрытий. Начало замены этих материалов камнем относится к III династии Древнего царства. Первое сооружение этого времени, осуществленное не глинобитным способом, а посредством применения грубосколотого камня, — надгробие фараона Джосера. Основная его часть — пирамида — состоит из пяти усеченных объемов, поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху. (12)

Форма усеченной пирамиды широко применялась в раннее время в сооружениях для погребения представителей знати. Подобные гробницы называются мастаба (по-арабски — скамейка). Пирамида Джосера представляет композицию, образованную как бы пятью подобными мастабами, поставленными друг на друга. Внутренних объемов пирамида Джосера, так же как и более поздние пирамиды, не имела, за исключением заупокойной камеры, вход в которую был замурован и тщательно скрывался.

Дальнейшее развитие формы пирамиды-погребения проходило в пределах правления фараонов III и IV династий по линии уменьшения числа входящих в композицию объемов. Пирамида в Медуме состоит уже не из пяти, а из трех объемов, а пирамида Дашура — из двух: на нижнюю часть — усеченную пирамиду установлено второе звено — не усеченная, а полная пирамида с остроконечной вершиной. Это сооружение является уже переходным к законченному типу египетской пирамиды, образованной четырьмя гранями. Наиболее совершенные образцы подобных пирамид-надгробий относятся к IV династии. Вследствие этого период правления фараонов IV династии именуют «эпохой великих строителей пирамид».

Основной комплекс пирамид Древнего царства времени IV династии находится в непосредственной близости от города Каира, на левом, западном, берегу Нила у селения Гизе. Отсюда название ансамбль гизехских пирамид, образующийся тремя пирамидами, самыми высокими в Египте, — Хеопса, Хефрена и Микерина. Наиболее значительная и известная из них — пирамида Хеопса (высота 146, 6 м) (ил. 3). Это грандиозное сооружение, одно из крупнейших, когда-либо созданных человечеством, над которым трудилась стотысячная армия рабов в течение 20 лет. Пирамида была сложена из каменных глыб, в наружных слоях правильной призматической формы, образующих в настоящее время снаружи подобие грандиозной ступенчатой лестницы (размеры блоков достигают 1, 5 — 2 метров). Первоначально пирамида имела идеально гладкие поверхности всех своих четырех граней, так как на каждую из «ступеней» был уложен трехгранный призматический блок белого мокатамского известняка.

От скрытого, замурованного, как и во всех египетских пирамидах, входа шла наклонная восходящая галерея-коридор, которая в центральной части толщи пирамиды приводила к небольшой камере-вестибюлю, рядом с которым находилась заупокойная камера, размером 5x5x10 метров, с саркофагом. Стены ее были образованы огромными блоками гранита, а перекрытие представляло собой многослойную «разгрузочную» систему из каменных монолитов, чередовавшихся с пустотами.

Можно проследить связь египетских пирамид с сооружениями первобытного общества: заупокойная камера пирамиды в какой-то мере аналогична внутреннему объему мегалитического дольмена.

Соседняя пирамида, несколько уступающая по высоте названной, была построена фараоном Хефреном…

Эпоха великих строителей пирамид была временем максимального упрочения деспотической монархии Египта. Фараон, стоявший на вершине иерархической сословной лестницы, сосредоточивал в своем лице полноту светской и духовной власти. Отсюда стремление материальными и идеологическими средствами запечатлеть его личность, создать при жизни фараона памятник непревзойденных размеров как символ его власти, могущества и как хранилище его мумии. Вся система построения заупокойного комплекса, в том числе и пирамиды, была посвящена этой цели.

При последующих династиях размеры пирамид уменьшаются в связи с ослаблением экономической основы государства и политической власти фараонов. (14)

Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории

архитектурных стилей: Учеб. пособие. М.: Изобраз.

Искусство, 1983. 384 с., ил. С. 12-14.

Погребальные храмы

 

Погребальные постройки, которые создавались с целью проведения ритуалов, предшествующих окончательному помещению усопшего в гробницу, четко определились уже во время IV династии, начиная со строительства пирамиды в Медуме. Оба архитектурных модуля, которые дополняют гробницу, являются храмами, один из которых расположен в долине, а другой — на восточной стороне пирамиды, соединенными между собою восходящей мощеной дорогой. В храме долины осуществлялся процесс мумификации и очищения праха, а в погребальном храме пирамиды обряд завершался важнейшей церемонией — «открытием рта», через который ка усопшего оживлял статую.

В погребальном комплексе в Гизэ храм долины у пирамиды Хафра является единственным храмом, от которого сохранились важные архитектурные останки. Он состоит из фундамента квадратной и наклоненных гладких стен. Вход с восточной стороны здания имеет два симметричных прохода с отдельными вестибюлями, которые соединяются в прихожей. Прихожая ведет в гипостильный зал в форме перевернутой буквы Т, состоящий из продольного складского помещения с двумя рядами колонн, внутренние стены которого были окаймлены 23 сидящими статуями Хафра. При строительстве гипостильного зала впервые в качестве опоры используется четырехгранный пилястр, служащий свободной опорой, не имея поддерживающей стены. Мудрое сочетание элементов и чувство пропорции достигают того, что каменные блоки из розового гранита придают однородность всему зданию. Свет проникал через прорези, сделанные в плоской кровле. Здание, являющееся символическим, имеет архитравную архитектуру. Кроме того, гипостильный зал обладает совершенной гармонией.

Из погребальных храмов комплекса в Гизэ только в пирамиде Менкауры имеются такие останки, которые позволяют реконструировать оригинал. В храме Хеопса, самом древнем, имеются остатки квадратных базальтовых колонн, которые окружают внутренний двор, что свидетельствует о типе постройки, характерном для храмов, посвященных богам. Однако именно храм Менкауры содержит информацию о наличии большого двора, открытого дневному свету и окруженного колоннами. (76)

История искусства. Первые цивилизации. – Пер.

с исп. – ЗАО «Бета-Сервис», 1998. С. 76.

 

Соседняя пирамида, несколько уступающая по высоте названной, была построена фараоном Хефреном. Сохранился частично ее храмовый комплекс. На берегу Нила, недалеко от пирамиды, был построен нижний заупокойный храм, называемый обычно " храмом Сфинкса", так как рядом находится огромное высеченное из скалы изображение Сфинкса — персонажа египетской мифологии с телом льва и головой человека (иногда с головой барана), олицетворявшего силу и мощь фараона Хефрена. (13)

Нижний заупокойный храм представлял собой прямоугольное сооружение, заключавшее внутри Т-образный гипостильный зал (так назывались в архитектуре Древнего мира залы, пространство которых расчленялось отдельно стоящими опорами на параллельно расположенные галереи-нефы). Балочное перекрытие поддерживалось рядами прямоугольных в плане опор — монолитных пилонов (ил. 2). На них опирались протяженные балки-прогоны, а уже на них, в перпендикулярном направлении, были настланы так называемые второстепенные балки типа сплошных плит, которые фактически образовывали перекрытие. Нижний заупокойный храм при пирамиде Хефрена — первое из дошедших до нас сооружений, где в законченном виде была применена описанная здесь стоечно-балочная система. Логичная и предельно простая, она нашла широчайшее применение во всей мировой архитектуре, вплоть до нашей современности.

Заметим, что существует очевидная преемственность конструктивного решения мегалитических сооружений и стоечно-балочной системы, сложившейся в начальной стадии развития архитектуры Древнего Египта (сравните ил. 1 и 2).

От нижнего заупокойного храма шел длинный закрытый коридор — дромос, доходивший до верхнего заупокойного храма, непосредственно примыкавшего к пирамиде, но совершенно от нее изолированного. Этот заупокойный храм включал три элемента: гипостильный зал для рядовых, неименитых людей, перистильный двор (то есть двор, окруженный отдельно стоящими опорами) для египетской знати и, наконец, секос — святилище, предназначавшееся для жрецов. Эта система построения храма перейдет и в другие сооружения подобного типа.

…В перистильных дворах заупокойных храмов при пирамидах V династии встречаются круглые в плане опоры — колонны, в данном случае пальмовидного типа с верхней частью — капителью в виде сомкнутой кроны пальмы. Элементы изобразительности широко проникают в архитектуру Египта; наряду с пальмовидными колоннами появляются лотосовидные, папирусообразные (см. ниже). (14)

Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории

архитектурных стилей: Учеб. пособие. М.: Изобраз.

Искусство, 1983. 384 с., ил. С. 13-14.

Склепы

 

Начиная со Среднего Царства недостаток ровных площадок в окрестностях новой столицы Фив способствовал развитию нового типа погребального строения — склепов, помещений, высеченных в каменистых склонах, которые окружают берега Нила.

Склепы продолжили традицию, начатую еще в эпоху Древнего Царства и состоявшую в том, чтобы строить гробницы, выдалбливая каменные стены. Утверждение модели склепа в качестве погребального архитектурного комплекса предполагает его привязку к пейзажу, в который он помещается. В отличие от Древнего Царства, где размеры пирамид контрастировали с горизонтальностью обширных песчаных пространств, склепы представляют собой не конструкцию, навязываемую горизонту, а привязку образуемых объемов к тому пространству, которым располагают окрестности.

Внутреннее строение склепов в значительной мере сохраняет строение царских гробниц Древнего Царства, то есть простирается вглубь горы. (76)

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 4395; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь