Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Средневековое искусство. Архитектура 14 - 15 веков.



Одним из крупнейших центров развития искусства в 14-15 вв. был Новгород, переживавший в это время экономический и политический подъем.

Как и прежде, новгородские постройки возводились на средства отдельных бояр, купеческих объединений и коллективов " уличан", и в них отражались вкусы заказчиков. Здания отличались массивностью и монолитностью. Новгородские строители перешли к кладке из грубо отесанных известняковых плит с использованием валунов и частично кирпича, что еще более усиливало впечатление силы и мощи. Новгородские зодчие заменили позакомарное покрытие трехлопастным, уменьшили число апсид с трех до одной, опустив ее до половины высоты храма.

Классическими образцами этого стиля являются церковь Федора Стратилата (1360-1361) и церковь Спаса на Ильине улице (1374). Характерная черта этого стиля - нарядное внешнее убранство храмов. Их фасады украшены декоративными нишами, треугольными впадинами, скульптурными вкладными крестами. Многие ниши были заполнены фресковыми росписями.

В дальнейшем новый архитектурный стиль почти не изменился. Хотя в 15 в. появилось стремление создавать строения в стиле 12 в., так новгородская аристократия стремилась сохранить " старину и пошлину" независимой Новгородской боярской республики. В Новгороде велось и крупное гражданское строительство. В Кремле в 1433 г. немецкие и новгородские мастера построили Грановитую палату для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Некоторые новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный детинец, который впоследствии несколько раз перестраивался (детинец - укрепление в средневековом русском городе вокруг резиденции князя или епископа; с 14 в. заменяется термином " кремль" ).

Своеобразием отличалось зодчество Пскова, обособившегося в середине 14 в. от Новгорода и ставшего центром самостоятельной феодальной республики. Больших успехов достигли псковичи в крепостном строительстве. В 1330 г. были возведены каменные стены Изборска - одного из крупнейших военных сооружений Древней Руси. В самом Пскове был построен большой каменный Кремль, общая длина стен которого составляла около девяти километров. Вся архитектура Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны, почти лишены декоративного убора. Псковские мастера разработали особую систему перекрытия здания взаимоперекрещивающимися арками, что дало возможность освободить храм от столбов. Этот прием сыграл существенную роль в создании типа малой бесстолпной " посадской" церкви. Своим мастерством псковские зодчие завоевали общерусскую известность. Они сыграли большую роль в московском строительстве в 15-16 вв.

Первым городом Северо-Восточной Руси, в котором возобновилось каменное строительство, была Тверь. Во 2-й четверти 14 в. начинается каменное строительство в Москве. При Иване Калите в Московском Кремле строятся четыре каменных храма: Успенский собор, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору, Архангельский собор. Ни один из них не дошел до нашего времени. В 1367 г. в Москве возводится каменный Кремль, единственный во всей Северо-Восточной Руси того времени.

Накануне Куликовской битвы в Коломне был построен Успенский собор, превосходивший по размерам все московские храмы. Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества являются Успенский собор в Звенигороде (около 1400 г.), собор Саввина Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422). Образцами для них послужили церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире. Это связано с идеей владимирского наследства, пронизывающей всю московскую политику.

Билет № 17

Архитектурные памятники Московского Кремля XV-XVI в.в.
С XIII в. Кремль перестал быть защитно-укрепительным сооружением, а превратился в резиденцию Великого князя и митрополита. Если раньше территория Кремля застраивалась только деревянными сооружениями, то теперь здесь стали возводить постройки из белого камня
В период 1475-1479 гг. под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти был построен новый Успенский собор, который считался самым главным храмом Русского государства. Напротив собора, на другом конце площади, итальянец Алевиз Новый возвел собор Архангела Михаила – храм-усыпальницу. В западной части Кремля был выстроен дворец великого московского князя, в который входила Набережная палата, Средняя Золотая палата, Большая Грановитая палата.
Несколько позже, в 1485-1489 гг. с юго-западной стороны холма был построен Благовещенский собор, а рядом с ним – церковь Ризоположения. Эти храмы были построены артелью псковских мастеров. Между Архангельским и Благовещенским соборами расположился Казенный двор – главная княжеская сокровищница.
Завершилось формирования архитектурного ансамбля Соборной площади возведением колокольни Ивана Великого. Колокольня была построена несколько позже, в 1505-1508 годах.
По традиции все новые храмы строились на месте своих древних предшественников, самых первых церквей, которые выросли здесь во времена Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Храмы носили те же названия, в них бережно были перенесены все реликвии и захоронения из старых храмов. В Успенский собор из Владимира была перевезена икона Владимирской богоматери – самая почитаемая в то время русская святыня.
Завершающим штрихом перестройки Кремля стало возведение новых стен и башен. Обновление и перестройка башен Кремля велись в несколько этапов. Первой была построена Тайницкая башня, которая имела тайный ход к Москве-реке, архитектором ее был итальянец Антон Фрязин. Марко Фрязин – другой итальянец, стал автором Беклемишевской башни (ныне Москворецкой). Далее построили Свиблову башню, которая также имела тайный ход к реке. В 1633 году в Свибловой башне была установлена машина для подъема воды, и башню переименовали в Водовзводную. Благовещенская башня была построена в 1488 году. После нее возвели 1-ю и 2-ю Безымянные башни, Петровскую, Боровицкую, Константино-Еленинскую и Набатную башни. Для того, чтобы надежнее укрепить восточную часть Кремля, построили Спасскую башню. Эта башня имеет характерный запоминающийся силуэт и служит визитной карточкой Московского Кремля. Башня была названа в честь двух икон: Спаса Смоленского и Спаса Нерукотворного. Спасский вход в Кремль считался святыми воротами. В это же время была построена Никольская башня. Между Спасской и Никольской выросла еще одна – глухая башня, которая позже стала называться Сенатской. К концу 15 века были построены Угловая и Средняя Арсенальные башни, а также самая высокая башня в Кремле – Троицкая. Для того, чтобы обезопасить подходы к Троицкой башне. Строится Кутафья башня, а вдоль реки Неглинной – Комендантская и Оружейная башни. Самая последняя башня в Кремле появилась в 1680 году – это Царская башенка.
Таким образом, Кремль стал восприниматься всеми русскими людьми как центр государственной святости. Ведь именно на его территории расположились самые почитаемые монастыри, храмы, православные святыни.

Билет № 18

Конструктивное и художественное своеобразие романской архитектуры. Синтез искусств в романский период.

Ведущим видом романского искусства была архитектура. Ее развитие было связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, оживления хозяйственной деятельности и нового роста культуры и искусства. В каждой стране этот стиль складывался под воздействием и сильным влиянием местных традиций — античных, сирийских, византийских, арабских. Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием.
Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения, — ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. В основе его планировки лежал практический расчет. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Живописная компактная группировка кристаллических объемов замка часто завершала отвесные скалы, срастаясь с ними. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы. Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые поселки и города-крепости.
Композиционным центром монастыря в городе обычно был храм — самое значительное создание романской архитектуры. Он поднимался островерхими башнями над небольшими окружающими его строениями, впечатляя благородной суровой красотой. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Он воздействует материальностью, весомостью, конструктивной логикой и членениями объемов, предельно четко передает внутреннюю структуру здания. Это единый, мощный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, стены обхода — над капеллами, над ними — главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Они придают устойчивость сооружению. Башни и стены с массивным цоколем сближают внешний облик собора с крепостью, крепко, нерушимо связанной с землей.
Наиболее известные памятники романского искусства:
Пизанский собор
Бускет, Райнальдус Вильгельм из Инсбрука,
1063-1118, Италия
Крепость Конкистадоров,
X-XIвв.,
Германия
Замок Брук,
строители неизвестны
1250-1277,
Австрия
Церковь св.Марии,
строители
неизвестны, XIв.,
Англия, Кембридж
Мост Риальто,
строители неизвестны,
XIв., Венеция
Италия
Норманнская крепость,
строители
неизвестны, X-XIвв.,
север Франции
Пизанская башня
Бонанно Диотисальви
1153, достр XIVв.
Италия, Пиза
Собор в Триере,
строители
неизвестны, XIв.,
Германия, Триер
Замок Хёрбург,
строители неизвестны
Ок.1090, Германия,
Баден-Вюртемберг
Кентерберийский собор,
строители
неизвестны, с XIIв.,
Англия, Кентерберри

Билет № 19

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундскойархитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика).

Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.

Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2221; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь