Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Французская живопись 17 века.



Французское искусство ориентировалось по меньшей мере со времен Ренессанса на итальянские образцы, и новая жизнь, наполнявшая живопись конца 16 века в Италии. Произведения Никола Пуссена и Клода Лоррена являются ядром группы произведений 17 века.

Если говорить о повлиявших на французов иностранцах, работавших во Франции или для французских заказчиков, то после итальянцев должен быть назван Петер Пауль Рубенс с его серией картин о жизни Марии Медичи, созданной для Люксембурского дворца в Париже и находящейся сегодня в Лувре. Эти аллегории государства эпохи барокко произвели, хотя и не сразу, но все же значительное влияние на французскую живопись позднего 17 века, а на рубеже двух веков произошли ожесточенные теоретические битвы среди художников королевской Академии, между сторонниками Рубенса и поклонниками Пуссена.

Рим был в 17 веке для французских художников притягательной целью, для большинства из них был ступенью их образования, подготовкой для работы во Франции, для некоторых же Рим стал второй родиной. Никола Пуссен сформировался под впечатлением античности, а так же произведений Рафаэля, Тициана, Аннибале каррачи, Деменикано и противопоставил барочному направлению этого времени свои уравновешенные композиции. Встречи с Пуссеном имели большое значение не только для современников, но особенно для многих художников более поздних столетий.

Самым значитеьным представителем французской пейзажной живописи 17 века, творцом " идеального" пейзажа был Клод Лоррен. Он сочинял пейзажи, наполненные чудесным, превращенным атмосферой светом. Знаменитые работы " Пейзаж с бегством в Египет", " Прибрежный пейзаж с Акисом и Галатеей". Последняя представляется видением ушедшего счастливого мира. Пуссен и Лорен, чьи имена произносят на одном дыхании, являются все же двумя очень различными характерами, обладают двумя различными способами выражения своей любви к Италии, к античности, формирования идеала французской классики.

Как пейзажиста со своеобразным настроением нужно упомянуть и Гаспара Дюге, прозванного Гаспаром Пуссеном. Виды Кампаньи Гаспара Дюге, как например, " У горного озера", драмматически подвижны, полны напряженной выразительности, вероятно не совсем свободной от влияния Сальватора Розы. Грандиозным успехом он пользовался в Англии в 17 и 18 века.

Не все, прибывшие в Рим, стремились проникнуть к корням классицизма, античности и Высокого Возрождения. Особенно притягательным для многих французских мастеров был расцвет барокко в Италии 17 века. Среди них можно выделить Валантена де Булоня и Никола Ренье: игра свето-тени в их произведениях образует наиболее сильную мыслимую противоположность композициям Пуссена и Лоррена. Подчеркнуто в них пластическая моделировка образов, распределение света и тематика его картин выдают влияние Караваджо и Бартоломео Манфреди.

Говоря о франции 17 века, подчеркивают обычно уравновешенный характер ее искусства, называют Пуссена, упоминают восточный фасад Лувра (знаменитый фронт с колонадой Клода Перро). Но следует еще так же помнить о том, что Франция была втянута в триджцатилетню войну и увязла в тяжелом экономическом кризисе. Напряженное положение в религиозной жизни страны и продвигающаяся Контрреформация привели к установлеию Нантского Эдикта и к беспощадному гонению гугентов. Все это повлияло на формирование самосознания людей и государства, и это нашло отражение в произведениях художников.

В Италии французские художники стремились различными путями к совершенству высокого художественного идеала. Рассматривая французскую живопись, мы не должны, как в Испании и Италии, характеризовать живопись отдельных местностей и городов. мы можем ограничиться Парижем, заметив лишь, что при Людовике 14 официальное искусство было связано с Версалем, резиденцией короля. При Людовике 13 и в первые годы правления его сына художников занимало окончание и оформление Лувра. Вдущей фигурой этих десятилетий был Симон Вуз. Он был тем, кем во второй половине столетия стал его ученик Шарль Лебрен, выдающаяся личность во всех художественных устремлениях двора.

Противопоставляя ретроспективно во французском искусстве классические и барочные тенденции, следует указать на то, что античность, как образец для подражания, была признана повсеместно, но с различными последствиями для произведений искусств. Античная мифология была важным источником сюжетов эпохи барокко. " Метаморфозы" Овидия принадлежали к основам знаний каждого художника. Античные статуи и руины античных зданий сужили реквизитом многих изображений, и все же по своей тенденции картины одних художников были классическими, а другие барочными. Во Франции это связано, кроме всего прочего, с функциями искусства, предназначенного в условиях абсолютистского государства играть четко выраженную роль, быть средством опрееления самосознания.

Билет № 28

Романтизм и реализма в европейской живописи 19 века.

Романтизм - характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудительности» и отсутствии «движения жизни». В 20-30-х годах работы многих художников отличались пафосом, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от " тусклой повседневности". Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Первым, кому удалось закрепить новое направление и " оправдать" романтизм, был Теодор Жерико.

Конец XVIII и середина XIX веков, у нас до конца века. Живой колорит, более свободная композиция, непосредственное изображение действительности. Идеализирование и поэтичность страны, служащие противовесом недостаткам цивилизации. Сюжет изображает страсти, чувства, идеализированное действие. Изображаемое художником наполнено пафосом и возбуждением.

Представители: Каспар Давид Фридрих, Карл Фридрих Лессинг, Карл Шпицвег, Карл Блехен, Альберт Бирштадт, Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Уильям Тёрнер, Фредерик Эдвин Чёрч, А-Ж. Гро, Ф. Гойя.

Реали́ зм — эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен.

Вторая половина XIX века. Живопись изображает каждодневную реальную действительность.Простая композиция, землистые цвета. В качестве сюжета служит страна, труд, простая жизнь. Распознаем критический реализм, романтический реализм.

Представители: Курбе, Гюстав, Франсуа Милле, Эдуард Мане.

29) Барокко классицизм в русской архитектуре 18-19 вв.

Баро́ кко (итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму.

В России барокко появляется еще в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»). В XVIII веке в правление Петра Iполучает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини — так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны.

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии.

Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного — итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов.

Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение.

Представители: Д. Ухтомский, С. И. Чевакинского, Б. Растрелли.

Классици́ зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.

Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства

Особенность русского классицизма в архитектуре - небывалый масштаб организованного государственного градостроительства.

Билет № 29

Барокко классицизм в русской архитектуре 18-19 вв.

Баро́ кко (итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму.

В России барокко появляется еще в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»). В XVIII веке в правление Петра Iполучает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини — так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны.

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии.

Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного — итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов.

Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение.

Представители: Д. Ухтомский, С. И. Чевакинского, Б. Растрелли.

Классици́ зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.

Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства

Классици́ зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.

Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства

Особенность русского классицизма в архитектуре - небывалый масштаб организованного государственного градостроительства.

Классицизм обращается к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.

Представители: Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, К. И. Бланк, А. Ринальди, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Тома де Гомон, позже К. И. Росси.

30) Русский портрет 18 века.

Русский портрет — история портретного жанра в России ведет свои истоки с XVII века.

Случилось в петровское время.

Портрет был достоянием в основном придворных кругов — будь то царская мемориальная «парсуна», парадный императорский портрет или изображения людей, так или иначе близких к верховной власти.

Портрет стал незаменимым средством и самоутверждения.

Для позднего елизаветинского царствования (конец 1750-х — начало 1760-х) был характерен идеал красоты, связанный с личностью императрицы Елизаветы Петровны.

Представители: Иван Никитин, Андрей Матвеев, Иван Вишняков, Алексей Антропов, Иван Аргунов.

Билет № 30

Русский портрет — история портретного жанра в России ведет свои истоки с XVII века.

Прорыв в портретном жанре в России, как и в многих других отраслях, случился в петровское время. Пётр I как приглашал зарубежных мастеров (см. россика), так и способствовал обучению отечественных. Характерная группа памятников начального периода — Преображенская серия. «„Открытие характера“ происходит постепенно во всех видах изобразительного искусства и занимает временное пространство, совпадающее в общих чертах с периодом правления Петра Великого», пишут исследователи портрета в России[2]. В к сер. XVIII века уже возможно перечислить самобытных и талантливых мастеров.

 

Начиная с Петровского времени развитие портрета идет по трем основным линиям:

1.Линию, лежащую в стороне от заграничного пенсионерства, дополняют художники, которые самостоятельно проделали путь от иконописи к портрету, крепостные мастера домашней выучки и поклонники живописи — дворяне-дилетанты.

2.россика представлена иностранными художниками, которые работали в России в течение всего XVIII века. Эта линия неоднородна по национальному составу и качественному уровню. Она ближе к магистральному потоку русского портрета, её задача — экспонировать местную модель на общевропейский лад. Благодаря россике осуществляется контакт русского искусства с искусством соседних стран — на уровне типологии, стиля и формирования общих критериев художественного качества.

3.собственно отечественная школа (Иван Никитин, Андрей Матвеев, Иван Вишняков, Алексей Антропов, Иван Аргунов). Их работы отличаются мастерством и точностью в передаче внешности, хотя не достигли полного совершенства. (Из следующего поколения к ней принадлежали Рокотов, Левицкий, Боровиковский). Эта магистральная линия отличается преемственностью. При этом она обладала внутренним единством — сначала она была направлена на овладение основными художественными принципами Нового Времени, затем, догнав их, стала развиваться в соответствии с общеевропейскими стилевыми тенденциями (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм).

 

Начиная с Петровского времени, портрет в русском искусстве вышел на 1-е место по степени распространённости и качества. Портрет «фактически взял на себя основное бремя освоения художественных принципов Нового времени»[4]. В произведениях именно этого жанра апробируются неизвестные раньше творческие ходы — композиционные схемы, колористические приемы, стилевые установки. Одновременно с портретом развивались и другие жанры, необходимые абсолютистскому государству, — исторические и аллегорические композиции, благодаря которым русская культура входила в мир ранее незнакомой системы олицетворений.

 

Приобщение к законам станковой живописи в послепетровской России шло трудно. Художникам было необходимо не только овладеть новым пониманием содержательной части, но и научиться грамотно выстраивать картинную плоскость, искусству перспективы и анатомически верной передаче человеческого тела, а также основам техники масляной живописи и законам колорита.

 

Специфической особенностью типологии русского портрета XVIII века является отсутствие или же крайняя редкость группового (в том числе семейного) портрета, который в ту же эпоху являлся очень показательным для Англии и Франции того же времени; а также отсутствие «сцен собеседования»[5]. Вплоть до 2-й пол. XVIII века отсутствовал скульптурный портрет.

2-я половина XVIII века

 

«С середины XVII по середину XVIII века портрет был достоянием в основном придворных кругов — будь то царская мемориальная „парсуна“, парадный императорский портрет или изображения людей, так или иначе близких к верховной власти. Лишь с середины XVIII столетия портрет „опускается“ в массы рядового поместного дворянства, под влиянием просветительства возникают пока еще редчайшие образы крестьян и купцов, создаются портреты деятелей культуры»[1]. В 1730—1740-е годы происходит укрепление дворянства, чему в дальнейшем способствовала Реформа о Вольности дворянской. Портрет стал незаменимым средством и самоутверждения, и эстетизации жизни. К 1760-м годам портретное искусство было уже широко освоено не только при императорском дворе, но и в отдалённых помещичьих усадьбах. В 1760—1780-х годах многие черты русского портрета XVIII века определяются окончательно. Период становления, перехода от старых форм культуры, ученичества у Запада был завершён.

 

К этому периоду относится появление таких мастеров русского портрета, как Алексей Антропов, Мина Колокольников, Иван Петрович Аргунов.

 

Для позднего елизаветинского царствования (конец 1750-х — начало 1760-х) был характерен идеал красоты, связанный с личностью императрицы Елизаветы Петровны. Это широкое жизнерадостное приятие реальности, ощущение праздничности, триумф природного начала. Часто этот идеал проступает в округлой дородности сильно нарумяненных лиц. Тем не менее, у многих мастеров (Антропов, Мина Колокольников) эта радость бытия и физическое довольство дополняются сдержанным отношением к изображению человека, которое восходит к формам и традициям иконы и парсуны. Витальная энергия, которая видна в мощных формах и ярких красках, сдерживается «застывшей отчеканенностью отрешенных лиц и четкими очертаниями форм»[6]. От парсуны идет в таких ранних портретах определённая застылость позы, а цвет предмета порой так насыщен, что за ним проглядывает характерный для средневековой художественной системы цвет символический. «Доличности» (то, что ниже лица) трактуются плоскостно, полотно создается ремесленно добросовестно, как своего рода вещь, при трактовке образа человека остаются следы символического мышления — все это является пережитком перехода от Средних веков к Новому времени[7].

 

Сравнение портретов русских мастеров и приезжих мастеров (см. Россика) середины XVIII века позволяет увидеть разницу в восприятии жанра представителями разных школ. Отечественные художники и иностранцы по-разному решают проблему «духовное/декоративное», которая воплощается в принципах взаимоотношения «личное/доличное». «Доличности — шелк, бархат, пенящиеся или плоские, как бы стекловидные кружева, золотое шитье и ювелирные украшения — поражают щедрой, порой кажущейся избыточной цветовой насыщенностью и орнаментальностью. Это придает им самостоятельное звучание и превращает в своего рода драгоценную оправу для лиц. Цвет в произведениях русских живописцев обычно обнаруживает большую яркость и звучность, нежели в полотнах иностранных мастеров, и содержит меньше детально разработанных градаций. Гамму благодаря ее насыщенности чаще можно определить как барочную, нежели рокальную»[8]. Русские мастера этого периода дают вариант более полнокровного, целостного, мажорного переживания мира, по сравнению с иностранцами.

 

К 1750-м годам в русском портрете заметно усиливается камерность в трактовке образа. Например, Антон Лосенко культивирует станковый жанр, и поэтому в его портретах снижается декоративность, возрастает роль жеста, возникает сюжетная ассоциативность, происходят поиски камерного пространства[9].

 

Владимир Боровиковский. «Портрет М. И. Лопухиной», 1797

 

К концу XVIII века русский портрет по своему качеству сравнялся с современными ему мировыми образцами. Его представителями являются Фёдор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, в гравюре — Федот Шубин. Генеральная линия развития официального портрета большого стиля была представлена в конце столетия произведениями Степана Щукина (1762—1828).

 

Левицкий и Рокотов проделывают путь от парадного и полупарадного портрета к камерному. К концу века русской портретной школе свойственна деликатность, подчеркнутая вдумчивость, сдержанная внимательность, некая добропорядочность и благовоспитанность без потери элегантности.

Билет № 31

. Стили и жанры в русской живописи XIX века.
1. Романтизм.
2. Реализм
3. Импрессионизм
1) Подчеркивая роль свободной личности, романтики проявили огромный интерес к душевному миру человека. Чувства и мысли, волнения и страсти – излюбленная тема в романе и в портрете стиля романтизма. Портретисты-романтики стремились уйти от будничной обыденности и представить человека в исключительные, «избранные» минуты, когда в нем раскрывается наиболее полно лучшие стороны его духовного облика. Поэтому так подходили для этой роли русские люди, которые в пору Отечественной войны 1812 года стали героическими защитниками России. В момент опасности, грозящей потерей национальной независимости, даже крепостные люди впервые осознали себя личностями.
Самым ярким примером одного из «сынов Отечества» может служить «Портрет Е. В. Давыдова» (1809) кисти О. А. Кипренского.
Н.С. Крылов. Портрет В.С. Апраксина
«Портрет Василия Андреевича Жуковского» кисти О. А. Кипренского (1816, ГТГ).
Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудительности» и отсутствии «движения жизни». В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от " тусклой повседневности". Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Первым, кому удалось закрепить новое направление и " оправдать" романтизм, был Теодор Жерико.
Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер.
2)Различные грани реализма в живописи представляют собой барочный иллюзионизм Караваджо, Вермеера и Веласкеса, импрессионизм Мане и Дега, нюненские работы Ван Гога, прецизионизм Эдварда Хоппера. Термин «реализм» происходит от латинского слова realis, что означает «вещественный», «действительный». По поводу возникновения этого стиля в советское время велись жаркие споры. Некоторые искусствоведы, ссылаясь на пример наскальных рисунков первобытного человека, утверждали, что реализм складывался уже на самом раннем этапе становления мирового искусства. Литературоведы, организовавшие специальную конференцию, посвященную проблемам реализма (Москва, 1957) говорили о наличии реалистических черт у античных авторов, считали зачинателями реализма Шекспира и Сервантеса. Советские философы предлагали широкое понимание реализма, присущее всякому большому искусству. В России теория реализма складывалась на основе материалистической эстетики, разработанной в литературно-критических трудах и философских сочинениях разночинцев-демократов. Самой известной из них стала диссертация Н. Г. Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности» (1855). Революционные демократы ратовали за реалистическое искусство. Они полагали, что только реализм дает возможность искусству и литературе выполнить прогрессивные общественные задачи. А для того, чтобы выносить приговор действительности, необходимо отражать эту действительность со всеми ее противоречиями. Добролюбов писал, что правда является таким качеством искусства, в частности литературы, «без которого в ней не может быть никаких достоинств».
Формирование новой, реалистической школы в русском изобразительном искусстве связано с целым рядом исторических событий. Одним из важнейших эпизодов стал “бунт четырнадцати”. 9 ноября 1863 года в Императорской Академии художеств четырнадцать претендентов на золотую медаль (во главе с И. Н. Крамским) отказались исполнить программу на заданный профессорами библейский сюжет и потребовали права писать картину на свободно избранную тему. Тем самым конкурсанты пытались побороться за свободу творчества, утвердить чувство собственного достоинства, которое обострилось в эпоху после отмены крепостного права. Молодые художники порывали с той академической традицией, которая утверждала предметом искусства лишь идеально прекрасное.

Формирование новой, реалистической школы в русском изобразительном искусстве связано с целым рядом исторических событий. Одним из важнейших эпизодов стал “бунт четырнадцати”. 9 ноября 1863 года в Императорской Академии художеств четырнадцать претендентов на золотую медаль (во главе с И. Н. Крамским) отказались исполнить программу на заданный профессорами библейский сюжет и потребовали права писать картину на свободно избранную тему. Тем самым конкурсанты пытались побороться за свободу творчества, утвердить чувство собственного достоинства, которое обострилось в эпоху после отмены крепостного права. Молодые художники порывали с той академической традицией, которая утверждала предметом искусства лишь идеально прекрасное. Выйдя из Академии, «протестанты» образовали Артель свободных художников по образцу тех коммун, которые были описаны в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать? ». Они стали сообща принимать заказы, устраивать самостоятельные выставки. Их первые реалистические опыты привлекли живой интерес публики демократического толка.
3) Становление импрессионизма в России имело свою историю. Непосредственными свидетелями появления художников- импрессионистов стали два русских живописца – И.Е. Репин и В. Д. Поленов. Осенью 1873 года они обосновались в Париже. Здесь русские художники совершенствовали свое мастерство, знакомились с музеями и приобщались к современной художественной жизни. Оба живописца были в курсе страстей, разразившихся вокруг молодых французских новаторов. Однако первоначально Репин и Поленов оставались верны идеям искусства демократического реализма. Их интересовали темы франко-прусской войны, сцены из истории Парижской коммуны. Пережив «шоковое впечатление» от полотен отверженных художников, русские живописцы вскоре вынуждены были признать, что «в них что-то есть». Более убедительной и правдивой стала казаться цветовая гамма, за месивом красок почувствовалась система, за живописным произволом обнаружились солнце, воздух, плоть вещей. Репин решил писать картину на современную тему. Он выбрал один из типичных мотивов импрессионистов – «Парижское кафе». В то же время, будучи художником-реалистом, Репин создал полотно о современных парижских нравах, выступил как беспощадный критик. Несмотря на конкретность и жизненность темы, множество натурных этюдов, картина кисти Репина оказалась далека от произведений французских мастеров. «Парижское кафе», выставленное на Салоне в 1875 году, показало высокий европейский уровень русского художника. Однако оно не имело самого главного – свежести впечатлений от натуры, остроты восприятия и воплощения. Картине не хватало непринужденности взгляда на мир, которые составляли главное очарование работ «импрессионалистов», так называл их тогда Репин.

Билет № 32

Вторая половина XIX века - начало XX века. Крупнейшее прогрессивное демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923) было создано русскими живописцами и скульпторами реалистического направления. Возникновение Товарищества в значительной степени было обусловлено кризисом салонного академического искусства, общим подъемом демократической культуры в 50-60-е годы XIX века и подготовлено деятельностью петербургской Артели художников-демократов во главе с Крамским, ставшим в 1870 году одним из членов-учредителей Товарищества, его вождем и идейным вдохновителем.

Артель свободных художников, организованная в 1863 году после демонстративного выхода из Академии ее выпускников - конкурентов на большую золотую медаль (" бунт четырнадцати" ), в течение ряда лет являлась в Петербурге своеобразным художественным центром, противостоящим Академии и ее искусству, далекому от запросов жизни, от современной действительности. Московские художники Мясоедов, Перов, В. Е. Маковский, Прянишников, Саврасов в конце 1869 года предложили петербургской Артели соединиться всем вместе и образовать новое общество. В 1870 году " Товарищество", уже утвержденное правительством, начало свою деятельность. Ко времени создания Товарищества петербургская Артель почти прекратила свое существование, и часть ее членов вошла в новое объединение. Главное, чего прежде всего сумели добиться члены Товарищества, - это устройство самостоятельных выставок и передвижение их по городам России. " Передвижники", как стали называть членов Товарищества, ставили перед собой задачу самой широкой пропаганды искусства и общественно-эстетического воспитания народных масс. Уже в 50-60-е годы XIX века в противовес ложноклассическому искусству, которое насаждала императорская Академия художеств, происходит тесное сближение с жизнью демократического искусства. А с появлением передвижников новое искусство развивается в едином русле с передовой русской литературой, музыкой, театром, общественной мыслью, образуя мощный поток русской демократической культуры, одухотворенной передовыми социальными идеями своего времени.

Товарищество объединяло вокруг себя всех лучших живописцев и скульпторов второй половины XIX - начала XX века. Это Перов и Крамской, Мясоедов и В. Маковский, Савицкий и Максимов, Прянишников и Ге, Саврасов и Шишкин, Куинджи и Дубовской, В. Васнецов и Поленов, Костанди и Пимоненко, Гун и Неврев, Репин и Суриков, Серов и Левитан, Ярошенко и Нестеров, Касаткин и С. Иванов, Позен и Андреев, Попов и Архипов, Бакшеев и Бялыницкий-Бируля и многие другие. На некоторых выставках передвижников в качестве экспонентов участвовали Антокольский, Верещагин, К. Коровин, С. Коровин, Малявин, Рябушкин, Волнухин, Коненков и другие.

В 70-80-е годы деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. Ведущее место на передвижных выставках принадлежало картинам Репина, а также Сурикова, Крамского, Поленова, Нестерова, Мясоедова, Маковского, Перова. В своем творчестве они отразили самые существенные явления окружающей действительности во всей их сложности и противоречии. Передвижники оказали огромное влияние на все стороны художественной жизни России, на формирование национальных художественных школ. Среди членов Товарищества и экспонентов были художники различных национальностей. Многие из них стали основоположниками реалистического, демократического искусства своих народов.

Велика роль передвижников в художественном образовании. Многие крупнейшие передвижники долгие годы преподавали в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (Перов, Саврасов, Прянишников, Левитан, Серов, Поленов, Архипов и другие). С 1894 года в состав профессуры Петербургской Академии художеств вошли Репин, В. Маковский, Куинджи, Шишкин, а позднее Киселев, Дубовской и другие художники, которые в значительной степени повысили роль и авторитет Академии как центра художественного образования.

Основные представители — И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин;

Билет № 33

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

В эпоху Возрождения живописцы венецианской школы пытались передать живую реальность, используя яркие краски и промежуточные тона. Их опытами воспользовались испанцы, наиболее отчётливо это выражено у таких художников как Эль Греко, Веласкес и Гойя, чьё творчество впоследствии оказало серьёзное влияние на Мане и Ренуара.

 

В это же время Рубенс делает тени на своих полотнах цветными, используя прозрачные промежуточные оттенки. По наблюдению Делакруа, Рубенс отображал свет при помощи тонких, изысканных тонов, а тени — более теплыми и насыщенными цветами, передавая эффект светотени. Рубенс не использовал чёрный цвет, что позднее станет одним из основных принципов живописи импрессионистов.

 

На Эдуарда Мане влияние оказал нидерландский художник Франс Халс, писавший резкими мазками и любивший контраст ярких красок и чёрного цвета.

 

Переход живописи к импрессионизму также подготовили английские живописцы. Во время франко-прусской войны (1870—1871) Клод Моне, Сислей и Писсарро отправились в Лондон, чтобы там иметь возможность изучить великих пейзажистов — Констебла, Бонингтона и Тёрнера. Что же касается последнего, то уже в его поздних работах заметно как исчезает связь с реальным изображением мира и уход в индивидуальную передачу впечатлений.

 

Сильное воздействие оказал Эжен Делакруа, он уже различал локальный цвет и цвет, приобретаемый под воздействием освещения, его акварели, написанные в Северной Африке в 1832 году или в Этрета в 1835 году, и особенно картина «Море в Дьеппе» (1835) позволяют говорить о нём как о предшественнике импрессионистов.

Билет № 34

) творчество художников-постимпрессионистов
Художники, которых в истории искусства именуют постимпрессионистами — Сезанн, Ван Гог и Гоген — не были объединены ни общей программой, ни общим методом. Они начали работать параллельно с импрессионистами и испытали их влияние. В действительности же каждый из них представляет собой яркую творческую индивидуальность, каждый оставил свой собственный след в искусстве.
Поль Сезанн (1839—1906) начал творческий путь вместе с импрессионистами, участвовал в их первой выставке 1874 г., затем уехал в родной Прованс (г. Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью.
Прогрессивная парижская художественная интеллигенция приветствовала Сезанна как великого художника. Молодое поколение видело в Сезанне единственного импрессиониста, который отказался от импрессионизма, сохранив его технику, чтобы исследовать пространство и восстановить формы в картине, т. е. пластическую материальность живописи и устойчивую композицию. С XX столетия Сезанн становится вождем нового поколения. Прежде всего, Сезанн не дематериализует форму. Мир, природа, человек утверждаются им во всей цельности и крепости. У Сезанна нет картин сложного содержания: портреты близких людей, друзей и множество автопортретов, пейзажи, натюрморты, портреты-типы, редко сюжетные изображения — мир, полный созерцательности, задумчивости и сосредоточенности. Но во всех случаях это не этюд, а законченное произведение, картина.
Постимпрессионистом называют и «великого голландца» Винсента Ван Гога (1853—1890), художника, воплотившего душевную смятенность современного человека. Он начал заниматься живописью еще в Бельгии, когда был миссионером в «черной стране» бельгийских шахтеров — Боринаже. Ранние его работы имеют определенные черты старой голланд<


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1702; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь