Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


VI. 2. ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОЙ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ В МИРОВОМ СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ



В последние десятилетия ХХ века развитие науки и техники в Западной Европе, США, Канаде, Японии, осуществлялось на базе открытий, сделанных в предыдущие годы. Основное направление развития мировой науки — проникновение в тайны микромира, строение атома, возможностей использования атомной энергии, космические исследования, развитие авиации (особенно реактивной). Машиностроение, автомобилестроение, нефтехимическая промышленность стали приоритетными сферами мировой экономики.

Современная эпоха культурной универсализации характерна формированием мировой цивилизации на основе философских представлений о целостности мира. Этому способствует интенсивное увеличение мировых политических, экономических и коммуникационных связей. Информация быстро распространяется из какого-либо региона и отражается на всей мировой культуре. Это предполагает «универсализацию», как принятие представителями различных культур общечеловеческих ценностей, установок и ориентиров.

Политические, экономические, социальные и культурные процессы, происходящие в различных странах мира, имеют сходный характер. Это способствует межнациональной интеграции культур (лат. «integer» — «цельный»), процессу сближения и связи отдельных национальных культур, что дает возможность человеку, получившему образование в одной культурной среде, адаптироваться к другой.

Проблемы культурной универсализации имеют двоякую природу. С одной стороны, каждый народ исторически сформировался как самобытный, и у него существуют проблемы сохранения языка, религии и социокультурных традиций. С другой стороны, идет общемировой процесс культурной, информативной и экономической интеграции.

В 70—90-е гг. ХХ века в мире началась новая фаза научно-технической революции.Ее важнейшие признаки: дальнейшее соединение науки с производством и превращение науки в непосредственную производительную силу; резкое сокращение сроков от изобретения и научного открытия до внедрения их в производство.

Процесс мировой культурной универсализации показывает новый уровень достижений науки и техники, который олицетворяют сегодня международные космические станции, сверхзвуковая авиация, сверхскоростные поезда и мировая информационная сеть. Эти процессы создали новую материально-техническую базудля долгосрочногопрогресса современной (информационной) цивилизации.

Стремительный рост объема информации способствует более динамичному развитию универсализации мировых социокультурных процессов, но требует и быстрой адаптации человека к информационному потоку, умения ориентироваться в нем. Рационализация мышления, пассивное потребление информации могут вытеснить у человека на второй план эмоциональность, образность, активные формы познания. Это создает личностно-психологическую проблему, что является важной проблемой адаптации массового сознания к современным достижениям.

Активное межкультурное взаимодействие, происходящее благодаря современным информационным технологиям, развитию транспортных коммуникаций, расцвету международного туризма, способствуют культурной универсализации в современном мире.

Большая роль в мировой культурной универсализации принадлежит средствам масс-медиа — телевидению, радио, печати, Интернету. По мнению американского политолога 3. Бжезинского, функции масс-медиа не исчерпываются передачей информации, культурных ценностей. Интенсивное внедрение средств массовой коммуникации приводит к осознанию обществом масс-медиа как «четвертой власти», и в силу своей способности манипулировать сознанием масс, решительно влияющей на всю жизнь в условиях глобализации, что накладывает отпечаток и на облик современной культуры в целом.

К феноменам мировой культурной универсализации относится широкий доступ населения к средствам информации и разного рода развлечениям, что сопровождается дальнейшим распространением массовой культуры, рассчитанной на вкусы и стереотипы массового сознания. Производство индустрии досуга поставлено на коммерческий поток, превратилось в источник доходов и эффективное средство воздействия на массы, часто в ее примитивных проявлениях, на уровне развлекательности, экспансией американского образа жизни («вестернизация»), распространением идей «общества потребления».

Распространение массовой культуры выступает одним из факторов культурной «универсализации», что отличается стандартизацией материальных и духовных ценностей в общественном сознании.

Испанский философ Х. Ортега–и-Гасет [«Восстание масс», 1930] показал отрицательные стороны «массовой» культуры. Он выделил особенности «массового» человека: единообразие, стереотипность мышления, приспособленчество, невежество, несамостоятельность принятия решений. В «массовой культуре» нет места саморазвивающейся творческой личности, у человека исчезает чувство индивидуальности, неприкосновенной сферы личного. Общественное сознание не может охватить все культурные процессы и сложности их развития, и формирует искусственно создаваемые имиджи «героев» и стереотипы «массового общества».

Идеям мировой культурной универсализации противостоит идея к ультурного релятивизма. Это признание того, что каждая культура имеет свою специфическую ценность и заслуживает изучения и сохранения. Различные группы стран сегодня делятся не по регионам, а по своим культурным, национальным особенностям, менталитету, и каждая из них важна в мировой цивилизации. Приведем некоторые примеры:

— США, Канада, Великобритания. Главная черта этих стран — индивидуализм как способность человека действовать в одиночку, вне коллектива; главенствуют «мужские» культурные ценности — ориентированность на успех, жесткая конкурентная борьба, важность достижения конечного результата;

— Швеция, Норвегия, Япония — «мягкие», коллективистские ценности, в процессе принятия решения приветствуется не распоряжение, а совет.

Для современной эпохи характерна не замкнутость, а взаимодействие, взаимообогащение национальных культур. Идеи коллективизма проникают сейчас и в США, потому что становится очевидной малоэффективность авторитарного, связанного с подчиненностью «низов» «верхам», стиля руководства в некоторых областях.

Национальная культура — это целое, изменяющееся эволюционно. Трансплантация, механическая замена одних элементов культуры другими не может дать положительных результатов, копирование ценностей других культур является большой ошибкой. Диалог культур не всегда проходит на равных из-за разницы в культурном развитии различных стран. Возникают условия, при которых национальные культуры постепенно теряют своеобразие и уникальность. Традиционных культур сегодня остается все меньше, и почти все они испытывают натиск культурной модернизации. В настоящее время возрастают тенденции сохранения особенностей национальных культур, противостоящие универсализации и глобализации.

Тенденции культурной универсализации проявляются тогда, когда этнос или та или иная социокультурная система готова принять соответствующие ее уровню развития и возможностям элементы общечеловеческой культуры. Развитие мировой цивилизации показало, что значение национальных культур в современном мире возрастает: каждая из них специфически воспринимает мировые формы развития и вносит свой вклад в становление общечеловеческой цивилизации. Полноценное развитие мировой культуры, вхождение какой-либо страны в мировое сообщество возможно на основе всестороннего развития национальной культуры.

Культурная универсализация не означает унификацию многообразия национальных культур по единому образцу. Но этот процесс сложен и противоречив.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1424; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь