Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Н.Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева.



Литература:

1. Бажов С.И. Философия истории Н.Я. Данилевского. М., 1997.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. СПб, 1995.

3. Гревцова Е.С. Философия культуры А.И. Герцена и К.Н. Леонтьева. М., 2002.

4. Иконникова С. Н.История культурологических теорий. СПб., 2005.

5. Леонтьев К. Восток, Россия и славянство. М., 1996.

6. Леонтьев Н.К. Византизм и славянство // Избранное. М., 1993.

7. Соловьев В.С. Н.Я. Данилевский // Соловьев В.С. Соч. В 2 т. М., 1988. Т. 2.

IV. Искусство импрессионизма: мир как впечатление.

Литература:

1. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980.

2. Гончаров А. Свет и тени импрессионизма (заметки художника) // Искусство. 1964. №2.

3. Ревальд Дж. История импрессионизма. М.-Л., 1959

 

Тема 3. Взаимосвязь человека и природы в истории культуры

I. Особенности отношения к природе в культурах Востока и Запада.

II. Образы человека и природы в мировой художественной культуре:

а). Первобытности и Древних цивилизаций;

б). Античности и Европейского Возрождения;

в). Византии и Средневековой Руси.

Основная литература

К первому вопросу: Особенности отношения к природе в культурах Востока и Запада.

Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001. Гл.1, 6.

Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1998.Ч. 2. Портреты национальных миров.

3. Григорьева Т.П. Дао и Логос. М., 1993. Гл.1, 2.

4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1989. «Между Западом и Востоком».

5. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1986.

6. Лукач Й. Пути богов. М., 1984. Ч.II. «Восток и Запад в зеркале религии».

7. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000. Гл.4.

8. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М., 1994.

9. Нидам Дж. Общество и наука на Востоке и Западе // Наука о науке. М., 1966.

10. Стенли-Бейкер Д. Искусство Японии. М., 2002.

11. Тренчени-Вальдапфельд И. Мифология. М., 1959.

12. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 2. М., 1998. C. 241-271.

К вопросу 2 «а»: Образы человека и природы в художественной культуре Первобытности и Древних цивилизаций.

1. Афанасьева В.К. Искусство Древнего Востока. Москва-Дрезден, 1976.

2. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972. Введение.

1. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999. Древний Египет. Изобразительное искусство; Древняя Индия. Изобразительное искусство.

3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1993 (2000). Вып.1.

4. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970.

5. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973. «Искусство эпохи палеолита».

6. Павлов В. Египетский портрет периода Древнего царства // Искусство. Хрестоматия в 3-х частях / Под ред. М.В. Алпатова. М., 1987.

7. Художественная культура первобытного общества. СПб., 1994.

8. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. СПб., 1996. Ч.I.

К вопросу 2 «б»: Образы человека и природы в художественной культуре Античности и Европейского Возрождения.

1. Бернсон Б. Флорентийские живописцы //Искусство. Хрестоматия в 3-х частях. Ч.1. (Под ред. М.В. Алпатова). М., 1987.

2. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1995.

3. Вельфлин Г. Типическое, индивидуальное и общее в искусстве Италии и Германии эпохи Ренессанса // Искусство. Хрестоматия в 3-х частях. Ч.1. (Под ред. М.В. Алпатова). М., 1987.

4. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972. «Классическое искусство V в. до н. э».

5. Гращенков В.Н. Итальянский портрет эпохи Возрождения. М., 1990.

6. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1998. Гл. 1, 2.

7. Мастера искусства об искусстве. Т.2. М., 1966. (Л.-Б. Альберти, А. Дюрер, Леонардо да Винчи).

8. Чубова А.П., Конькова Г.И., Давыдова Л.И. Античные мастера. Скульпторы и живописцы. Л., 1986.

9. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1998. Гл. IV.

10. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. СПб., 1996. Ч.III.

К вопросу 2 «в»: Образы человека и природы в художественной культуре Византии и Средневековой Руси.

1. Бычков В. В. Традиция символизма в древнерусской эстетике // Византия и Русь. М., 1989.

2. Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1966.

3. Данилова И. О свете и тени // Искусство. Хрестоматия в 3-х частях. Ч.1. /Под ред. М.В. Алпатова. М., 1987.

4. Еремина Т.С. Мир русских икон и монастырей. М., 1998. Ч.III.

5. Лазарев В.Н. Византийская живопись XIV века // Искусство. Хрестоматия в 3-х частях. Под ред. М.В. Алпатова. М., 1987

6. Лихачев Д.С. Средневековый символизм в стилистических системах Древней Руси; Слово и изображение в Древней Руси. // Лихачев Д.С. Раздумья о России. СПб., 1999.

7. Трубецкой Е. Два мира в древнерусской иконописи //Философия русского религиозного искусства. Антология. М., 1993. С. 221- 241.

8. Трубецкой Е. Умозрение в красках //Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. М., 1991.

9. Художественный язык средневековья. М., 1982.

10. Флоренский П.А. Иконостас. М., 1993.

 

Учебно-методические материалы:

1. Березина В.Н., Лившиц Н.А. Искусство Западной Европы. ХП-ХХ вв. Л., 1962.

2. Васильев Л. С. История Востока. В 2-х тт. Т.1 М., 1994. Гл. 1.

3. История зарубежного искусства. От первобытного общества до ХХ в. М., 1971.

4. История и культурология. Под ред. Н.В. Шишовой. М., 1999. Разд. 8.4, 8.5; 10.5.

5. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. М., 1979.

6. Карпушин С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры. М., 1998. Гл. 9, 11.

7. Культурология / Ред. Г.В. Драч. Ростов-на-Дону, 1999. Разд. II

8. Культурология / Ред. А.М. Радугин. М., 2001. Гл. 2.

Малюга Ю.Я. Культурология. М., 2002.

Мамонтов П.С. Основы культурологии. М., 1996. Гл. 11.

11. Розин В.М. Культурология. М., 1999. Гл. 4: 3-8.

12. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997.

Дополнительная литература

1. Абрамова 3. А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.-Л., 1966.

2. Андреев Т. Место искусства в познании мира. М., 1980.

3. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988.

4. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990.

5. Баткин Л. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1987.

6. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. М., 1995.

7. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

8. Гайденко В. П. Природа в религиозном мировосприятии// Вопросы философии. 1995.— №3.

9. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1996.

10. Древнее искусство. Памятники палеолита, неолита, бронзового и железного века на территории Советского Союза. Л., 1974.

2. Ерминия или наставление, составленное Дионисием Фурнаографиотом. М., 1993.

11. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады. М., 1988.

12. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. Средние века, Возрождение. М., 1987.

13. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982. С. 3-32.

14. Свидерская М. Пространственные искусства в культуре итальянского Возрождения //Классическое и современное искусство Запада. Мастера и проблемы. М., 1989. С 36-62.

15. Столяр А.Д. О генезисе изобразительной деятельности и ее роли в становлении сознания // Ранние формы искусства. М., 1972.

16. Ченнино Ченнини. Книга об искусстве (трактат о живописи). М., 1937.

 

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте оппозицию «Культура-природа».

2. В чем различие между экологическим сознанием Запада и Востока и какие факторы лежит в их основе?

3. Какие природные формы изображались в эпоху палеолита? Какие функции они выполняли?

4. Каковы истоки неолитической орнаментальности и схематизма?

5. Какова роль изображений человека в художественной культуре Древнего Египта?

6. Человек в художественной культуре Древней Греции.

7. Каково соотношение человека и природы в произведениях средневекового изобразительного искусства?

8. Что нового внесло искусство Возрождения в образную характеристику человека?

9. Охарактеризуйте стили в европейском искусстве ХVП-ХVШ вв. (барокко, рококо,
классицизм, сентиментализм) в их отношении к образам человека и природы.

Основные термины и понятия

Авангардизм; антропоцентризм; барокко; гедонизм; гилозоизм; импрессионизм; индивидуализм; каллокагатия; классицизм; критический реализм; магический натурализм; прямая и обратная перспектива; религиозно-художественный канон; рококо; спиритуализм; тератоморфизм; традиционализ­м; экологизм; эманация.

 

Темы рефератов:

1. Природа, общество и культура.

2. Памятники палеолитического искусства на территории России.

3. Образ и символ в искусстве

4. Древнеегипетский скульптурный портрет и магия заупокойного мира.

5. Человек в искусстве античной эпохи.

6. Специфика изобразительного языка иконописи.

7. Пейзаж в искусстве Востока и Запада.

8. Человек в искусстве Возрождения.

9. Образы мира и человека в культуре Ренессанса.

10. Образ русской природы в литературе XIX в.

11. Роль природы в народном фольклоре.

 

 

Проблемные вопросы и упражнения.

1. В какой связи с основным моральным принципом даосизма — (у вэй) состоит мысль Лао-Цзы: «Если бы я владел знанием, то шел бы по большой дороге. Единственная вещь, которой я боюсь, — деяние»?

2. Верно ли, что Библия противоречит экологической этике?

3. В работе П.А. Флоренского «Макрокосм и микрокосм» (Богословские труды. 1983. Сб. XXIV) говорится: «Триж­ды преступна хищническая цивилизация, не ведающая ни жалос­ти, ни любви к твари, но ищущая от твари лишь своей корысти, движимая не желанием помочь природе проявить сокрытую в ней культуру, но навязывающая насильственно и условно внеш­ние формы и внешние цели. Но тем не менее и сквозь кору на­ложенной на природу цивилизации все же просвечивает, что природа — не безразличная среда технического произвола, хотя до времени она и терпит произвол, а живое подобие человека». Сформулируйте свое отношение к этой проблеме.

4. Верно ли утверждение, что в культуре можно обнаружить техническую и природно-органическую составляющие?

5. Согласны ли Вы с утверждением Н. Бердяева о космогоническом значении техники?

6. Искусство как репрезентативная модель культуры.

7. В чем состоит канон изображения фигуры на плоскости в египетском искусстве?

8. Какое влияние оказала античность на европейскую культуру?

9. В чем заключается символика средневекового христианского искусства?

10. Что такое византийский стиль в искусстве? Каковы его особенности? Мож­но ли говорить о его влиянии на культуру других стран?

11. Что такое ренессансный гуманизм, каковы его особенности?

12. Каковы особенности искусства итальянского Возрождения?

13. Каковы особенности искусства Северного Возрождения?

14. Просвещение создало в искусстве особый стиль — неоклассицизм, пришедший на смену барокко и рококо. Можно ли такое искусство назвать рационалистическим?

15. С чем связано возникновение импрессионизма?

Темы индивидуальных заданий


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь