Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Скандинавский театр XIX в. Генрик Ибсен. Август Стриндберг



Особенности становления и развития скандинавских стран. Новая драма ХХ в.

Генрик Ибсен (1828-1906) - крупнейший драматург второй половины XIX столетия, синтезировавший идеи театра и драмы предшествовавших периодов; этапы его жизни и творчества. Общая характеристика. Соединение романтического, реалистического и символического художественных направлений в творчестве Ибсена. Сближение “театральной пьесы” с художественной литературой, ее высшими достижениями. Постановочная деятельность Г. Ибсена.

Историко-легендарная и философская драматургия 1850-1860-х годов. Г. Ибсен - руководитель Норвежского национального театра в Христиании (Осло). Образы древних былинных богатырей - “Северные богатыри” (1858). Обычаи и нравы древней Норвегии: “Праздник в Сольхаузе” (1856), “Борьба за престол” (1854).

" Бранд” (1866). Противопоставление “негероическому миру филистеров” порывов одинокого борца за правду - пастора Бранда; его гибель.

" Пер Гюнт” (1867). Путь героя. Столкновение с “великой кривой”; превращение в одного из представителей хищнического мира буржуазных отношений. Возвращение на родину. Прибежище у Сольвейг - единственная ценность, которую сумел, сам не зная того, создать Пер Гюнт во время своих блужданий за богатством и властью.

Социально-аналитическая драматургия Ибсена (1870-1880), развертывающая острую критику буржуазного общества: “Столпы общества” (1877), “Кукольный дом” (1879), “Привидение” (1881), “Враг народа” (Доктор Штокман) (1882). Критика филистерской морали и убогих “добродетелей” буржуа. Нора - Э. Дузе, В. Комиссаржевская. Доктор Штокман - К. С. Станиславский. “Дикая утка” (1884). Драматургия Ибсена второй половины 80-х-90-е годы. “Расмерсхольм” (1886).

Обращение к переживаниям отдельного человека, проблема самосовершенствования человеческой личности. Мистический пессимизм - “Гедда Геблер” (1890). “Строитель Сольнес” (1892), “Когда мы мертвые пробуждаемся” (1895) - печальный и суровый итог творчества Ибсена.

Август Стриндберг (1848-1912). Общая характеристика творчества. Тенденции натурализма: роман “Красная комната” (1878). Реалистическое изображение действительности в первом драматическом произведении “Мастер Улов” (1872). Связь со Свободным театром Антуана, поставившего социально-психологическую пьесу Стриндберга “Графиня Юлия” (“Фрекен Жюли”). Тенденции импрессионизма.

Исторические пьесы Стриндберга и их эволюция. “Эрик XIV” (1898). Философско-символические пьесы Стриндберга. “Пляска Смерти”. Режиссерская работа Стриндберга в основанных им театрах “Экспериментальная сцена” (1889) и “Интимный театр” в Стокгольме (1907-1910).

Английский театр рубежа XIX-ХХ вв. Питер Брук

Оскар Уайльд (1854-1900), его театральная концепция и драматургия.

Драматургическая и театрально-критическая деятельность Бернарда Шоу (1856-1950). 1890-й год - “Профессия миссис Уоррен”, 1900-е годы - “Пигмалион”, “Дом, где разбиваются сердца”. Поздний период - “Святая Иоанна”. Известные сценические киноверсии “Пигмалиона” (“Моя прекрасная леди”, мюзикл с Одри Хэпберн в главной роли, 1965; “Галатея” - фильм-балет с Е. Максимовой и М. Лиепа, 1989).

Сценическое искусство Англии рубежа XIX-ХХ веков. Независимый театр. Театр “Лицеум”. Творчество Генри Ирвинга (1838-1905). Творчество Элен Терри (1847-1928).

Реалистические тенденции в английском театре. Возникновение театра “Олд Вик” (1804) с его шекспировскими постановками.

Театральная концепция Эдварда Гордона Крэга (1872-1966).

Актерская деятельность под руководством Г. Ирвинга. Режиссерская и сценографическая деятельность. Постановки в музыкальном театре. Г. Крэг - реформатор сцены ХХ века.

Открытия в области сценического пространства. Г. Крэг и Шекспир. Постановки “Много шума из ничего” в Англии. Постановка “Гамлета”. Эскизы для оформления “Макбета” в Нью-Йорке (1928), во МХАТе (1936).

Г. Крэг с А. Дункан (1904-1907). Творческое взаимодействие. Открытия в области пластического искусства, их значение для хореографического искусства ХХ века.

Уильям Соммерсет Моэм (1874-1965) - эволюция творчества, выход к социальной проблематике (“Вознаграждение за заслуги”). Влияние фрейдизма (“Круг”, “Ливень”).

Джон Бойнтон Пристли (1894-1984) - разоблачение лживой буржуазной морали (“Опасный поворот”, 1972, “Инспектор пришел”, 1943). Использование фантастики в драме “Лунной ночью” (1944). Тема индивидуалистического бунта (“Скандальное происшествие мистера Кеттла и миссис Мун”, 1958).

Драматургия и театральная концепция “рассерженных молодых людей”.

Деятельность театра “Олд Вик” (“Дом Шекспира”), его роль в интерпретации Шекспира. Эволюция театра. 20-30-е годы - утверждение реалистических принципов. Воспитание плеяды выдающихся английских актеров (С. Горндайк, Д. Гилгуд, Л. Оливье, А. Ричардсон и др.). 40-е годы. Отказ от постановок пьес Шекспира, тенденции модернизма. Уход Гилгуда и Оливье (1947-1950). Возвращение в 50-х годах к шекспировской традиции. “Пятилетка постановок Шекспира”, осуществленная с 1954 г. М. Бенталем. Поиски глубокого психологизма и поэтической образности. Роль высокой классики в репертуаре (1959-1960 гг.). Постановка “Марии Стюарт” Шиллера, “Тартюфа” Мольера, “Ченчи” Шелли, “Привидения” Ибсена и др.

Возникновение в 1964 г. Национального театра под руководством Л. Оливье как актера и режиссера.

Театральная деятельность Д. Гилгуда (р. 1904 г.).

Творческий метод Гилгуда. Лучшие роли: Гамлет, Ромео, Бенедикт, Король Лир, Трофимов (“Вишневый сад”). Моноспектакль “Век человеческий”. Д. Гилгуд в кинематографе.

Лоуренс Оливье (1907-1989). Лучшие роли: Гамлет, Отелло, Макбет, Генрих V, Эдип. Его экранизация “Гамлета”, “Ричарда III”, “Генриха V”. Выступления в современной драме. Работа Оливье в кинематографе. Руководство Национальным театром.

Вивьен Ли (1913-1967) - одна из ведущих актрис классического и современного репертуара. Лучшие роли: Клеопатра, Виола. Вивьен Ли в кино (“Унесенные ветром”, “Трамвай “Желание”, “Леди Гамильтон”, “Мост Ватерлоо”).

Майкл Редгрейв (1908-1985). Последователь системы К. С. Станиславского. Действенная природа творчества актера (Редгрейв “Пути и средства актера”, 1955). Шекспировские роли.

Пол Скофилд (р. 1922) - исполнитель роли Гамлета в Мемориальном театре и в труппе Питера Брука. Король Лир - вершина творчества (пост. П. Брука). Гастроли П. Скофилда в 1955 г. в Москве.

Питер Брук (р. 1925 г.). Опыты, связанные с изучением театрального метода А. Арто. Открытия в области сценического пространства. Книга “Пустое пространство” (1968). Типология современного театра. Постановка “Короля Лира”, “Вишневого сада”. Книга “Блуждающая точка” (1989), изданная в России в 1996 г.

Тема 9. Театр ХХ в.

Французская интеллектуальная драма 30-40-х гг. Жан Жироду (1882-1944) - один из крупнейших французских драматургов, принадлежащих к поколению писателей, появившихся после первой мировой войны. Художник природной жизненной силы, яркого остроумия, мастер метафор. Культ диалога в драме, блистательного и благородного слова. В предисловии к пьесе “Парижский экспромт” - театр добьется своего, если сохранит “свое благородство, сутью которого является слово, и свою честь, сутью которой является слово”.

Его драматургия: “Зигфрид” (1928), “Амфитриан 38” (1929), “Содом и Гоморра” (1943). Самая известная пьеса, прошедшая по сценам мира, в том числе и России - “Троянской войны не будет” (1935). Один из лучших режиссеров-постановщиков пьес Жироду - Луи Жуве, поставивший все пьесы драматурга. Противопоставление буржуазно-мещанской обыденности наступающему фашистскому варварству гуманистических ценностей культуры.

Альбер Камю (1913-1960). Влияние философии Платона, Августина, Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера и Шестова. Связь со среднеземноморской культурой, с ее представлениями о гармонии. Влияние Ф. Достоевского и Л. Толстого. Внимание к современникам - Мальро, Сент-Экзюпери, Сартру. Тенденции экзистенциализма, связанные не с мерзостями жизни, а с мыслью о величии личности, не способной найти связь с прекрасным, но равнодушным миром. Ощущение абсурдности итогов благих намерений и действий человека, противоречие между затратой целенаправленной активности и нулевым результатом. Активная позиция Камю как сторонника социальной справедливости, не приемлющего нищету, голод, разрушение традиционных моральных ценностей (“Чума”, “Праведные”, “Бунтующий человек”, “Падение”, “Изгнание из царства”). Драматургия Камю: “Калигула” (1938), “Недоразумение” (1943), “Осадное положение” (1948), “Справедливые” (1949). Связь “Калигулы” и “Недоразумения” с проблематикой таких произведений Камю как “Посторонний” и “Миф о Сизифе”. Богатая сценическая судьба “Калигулы”, в которой рассмотрены проблемы свободы, внутреннего краха и саморазрушения личности. Калигула - Жерар Филип.

Жан Поль Сартр (1905-1980) - французский философ, писатель, драматург. Участник движения Сопротивления в годы второй мировой войны. Отражение в драматургии проблематики философии экзистенциализма, одним из наиболее видных теоретиков которой он является. Противник коллаборационизма, колониализма, расизма, участник движения сторонников мира.

Пьеса “Мухи” (1943, Парижский городской театр, режиссер Ш. Дюллен) - современный вариант “Орестеи” Эсхила. Проблема выбора идеи новой морали, включающей в себя принцип сопротивления злу насилием. Трагический фарс “За закрытыми дверями” (1944, театр “Вьё каламбье”), идеи тотального зла, носителем которого являются люди, выступающие в роли палачей другого (“Палач и жертва”).

Заданность заранее сконструированной драматургом ситуации, наличие “агона”, интеллектуального диспута-диалога.

Жан Ануй (1910-1987). Начало литературной деятельности - пьеса “Горностай” (1932; театр “Творчество”). Социальная проблематика, комедийно-сатирические тенденции в пьесах “Бал воров” (1932; Театр искусств - 1938), “Дикарка” (1934), “Ужин в Санлисе” (1937; театр “Ателье” - 1941). Оригинальные вариации на темы античных трагедий - “Эвридика” (1939; театр “Ателье” - 1941), “Медея” (1946; театр “Ателье” - 1953). Наиболее значительная - “Антигона” (1943; театр “Ателье”). Прославление человеческого подвига - “Жанна д’Арк”. Преобладающее значение диалога. Ведущая роль слова, отвечающая исконной традиции французского театра. Критическое отношение к насилию, в том числе и революционному (“Бедняга Битос”, 1956, театр “Монпарнас”), пародия на образ Робеспьера. Среди пьес на исторические сюжеты: “Маленькая госпожа Мольер” (1959, театр “Одеон”), “Беккет, или Честь божья” (1959, театр “Монпарнас”). Популярность Ануя на многих сценах Европы, Америки, России.

Театр абсурда. Ведущие представители - Эжен Ионеско (1912-1994), Сэмюэль Беккет (р. 1906).

Истоки понятия “абсурда” (логический тупик, известный древнегреческим философам, средневековым богословам). Элементы абсурда в отдельных театральных драмах до возникновения течения театра абсурда в 50-х годах (Аристофан, Плавт, средневековый театр, комедия дель арте, Жарри, Аполлинер; в России - Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов). В философии - С. Кьеркегор, Л. Шестов, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю.

Книга М. Эсслина “Театр абсурда” (1961). Классификация “стратегий” абсурда (П. Пави) как структурного принципа отражения вселенского хаоса, как сатирическое парадоксальное изображение действительности в гротесковой драме.

Знаменитые пьесы: “Носорог” Э. Ионеско, постановка Ж.-Л. Борро (1960), “В ожидании Годо” Беккета. Абсурдисты на российской сцене (до 80-90-х годов).

" Комеди Франсез” - ведущий театр Франции. Сохранение и развитие классических традиций французской сцены. Постановка пьес Корнеля, Расина, Мольера, Мариво, Мюссе, Бомарше. Близость актеров принципам творчества Коклена. Высокое профессиональное мастерство. Лаконизм и минимализм сценографии. Гастроли в России в 1954 г.

Театральная деятельность Шарля Дюллена (1885-1949). Организация им театра “Ателье”. Спектакли “Вольпоне”, “Архипелаг Ленуар”, “Мухи”. Педагогическая деятельность Дюллена.

Театральная деятельность Луи Жуве (1887-1951). Создание им театра “Атеней”. Спектакли Жуве по пьесам Жироду: “Зигфрид”, “Троянской войны не будет” и др. Утверждение принципов “интеллектуального театра”.

Театральная деятельность Гастона Бати (1885-1952). Театры “Химера”, “Монпарнас-Бати”. Спектакли с участием Маргерит Жамуа “Мадам Бовари”, “Преступление и наказание” и др.

Театральная деятельность Жоржа (1885-1938) и Людмилы (1895-1951) Питоевых. Их спектакли по пьесам Чехова, Пиранделло и др. Традиции русского театра на французской сцене. Актерское искусство Жоржа и Людмилы Питоевых.

Организаторские принципы объединения “Картель четырех” (Дюллен, Жуве, Бати, Питоев; 1926).

Жак Копо (1879-1949) - французский режиссер, актер, театральный деятель. Основание в 1913 году Театра Старой Голубятни. Манифест-программа выступлений театрального искусства против пошлости коммерческого театра (“необузданная индустриализация, которая с каждым днем все циничнее снижает французский театр и отвращает от него культурную часть зрителей; захват большинства театров горсточкой развлекателей, состоящих на жаловании у потерявших честь торгашей…”). Стремление к созданию философского поэтического спектакля, глубоко раскрывающего жизнь человеческого духа. Детерминизация сценического пространства. Студийная атмосфера творчества.

Антонен Арто (1896-1948). Эстетическая концепция Арто, включающая в себя отношение к развитию культуры и роли театра в культуре ХХ века.

Расширение смысловых возможностей театра через включение пространства, света, вещей на сцене. Поиски актерской психотехники. Книга Арто “Театр и его двойник” (1938). Значение исканий Арто для современного театра.

Жан Вилар (1912-1971). Деятельность в Национальном народном театре. Современное прочтение классики. Образность и лаконизм выразительных средств. Дематериализация сценического пространства. “Сид” Корнеля. “Мария Тюдор” В. Гюго. Актеры в спектаклях Жана Вилара - Мария Казарес (р. 1922), Жерар Филип (1922-1958).

Немецкий театр XX в.

Творчество М. Рейнхарда (1873-1943) - важнейший этап развития театрального искусства Германии конца XIX - первого десятилетия ХХ в. Постановка в основанном М. Рейнхардом Малом театре в Берлине (1902) “Ночлежки” (“На дне”, 1903) М. Горького. Понимание художественной ограниченности натурализма. Обращение к античности, Шекспиру, немецкой классике, русской драматургии.

Постановки: “Сон в летнюю ночь” Шекспира, “Царь Эдип” Софокла в поэтическом переложении Гуго фон Гофмансталя (1874-1929). Работа с актерами.

Творчество Сандро Моиси (1880-1935). Образы, созданные актером, - Гамлет, Ромео, Маркиз де Поза, Франц Моор, Царь Эдип, Освальд и др.

Экспрессионизм как реакция на первую мировую войну. Анархически-бунтарские, антибуржуазные тенденции, направленные против системы, городской цивилизации и техники. Особенности экспрессионистической драматургии: противоречивость, болезненный психологизм, тенденции патологии и натурализма.

Георг Кайзер (1874-1946) - ведущий драматург экспрессионизма. Тема борьбы против обезличивания человека техникой и машинерией в трилогии “Коралл” (1917), “Газ I” и “Газ II”. Высмеивание послевоенной буржуазной Германии (комедия “Кинороман”, 1929). Тема бедственного положения простых тружеников.

Вальтер Газенклевер (1890-1940). Тема борьбы двух поколений (“Сын”, 1913). Тема ужасов войны (“Антигона”, 1917). Тема буржуазного делячества и аморализма (“Деловой человек”, 1927).

Эрнст Толлер (1893-1939). Участие в Баварской республике, образованной в 1919 г. Арест после ее разгрома. Творческий путь драматурга - от экспрессионизма до реализма. Ранние экспрессионистские драмы. Тема бесперспективного протеста против городской цивилизации (“Человек-масса”, “Эуген Несчастный”). Критические тенденции в драме “Гоа-ля, мы живем”, 1927. Антифашистская направленность последней драмы Толлера “Пастор Халль” (1939).

Фридрих Вольф (1888-1953). Антифашистские пьесы Вольфа “Профессор Мамлок” (1933), “Троянский конь” (1935), “Как звери в лесу” (1944). Обращение к героическому жанру (“Томас Мюнцер”, 1952, о событиях Великой крестьянской войны в Германии XVI в.).

Бертольд Брехт (1898-1956) - крупный поэт, драматург, театральный деятель, создатель театрально-драматической системы, оказавший многомерное влияние на развитие мирового театра второй половины ХХ в.

Условно-плакатная форма с публицистической направленностью против социальной несправедливости ранних пьес Брехта: “Ваал” (1918), “Барабаны в ночи” (1922), “В джунглях города” (1924-1927). Драма “Мать” (1932), написанная по мотивам романа М. Горького. Приверженность суровой правде, трезвому реализму, антикапиталистическая направленность - основополагающие черты эстетики Брехта. Критика социальной лжи - “Что тот солдат, что этот” (“Man is man”, 1927), раскрытие принципиального родства уголовного преступления и “честной коммерции” (“Трехгрошовая опера”, 1928). Антивоенная и антифашистская направленность целого ряда пьес 30-х годов: “Остроголовые и круглоголовые” (1933), “Мамаша Кураж и ее дети” (1938), драма-памфлет “Страх и нищета в III империи” и позднее - “Карьера Артура Уи”.

Сочетание в последних пьесах остросоциального и философского содержания с новаторской формой “Добрый человек из Сезуана” (1938-1940), “Кавказский меловой круг” (1944-1945).

Теория эпического театра.

Усиление общественно-познавательной функции театра, предметом исследования которого становятся механизмы социально-человеческих взаимоотношений. Театр как один из путей, позволяющих человеку прийти к уяснению и изменению мира. Фабула как образ развивающихся отношений между людьми, событийный ряд как сердцевина драматургии. Усиление социальных обстоятельств “исторического потока”, эпического начала в драме. “Эффект отчуждения” (отстранения) как принцип художественного анализа и обобщения действительности.

Принцип ассоциативного сопоставления, монтажа обособленных тематических фрагментов в создании сюжета: “одно понимается через другое, сцена, вначале самостоятельная по смыслу, благодаря ее связи с другими сценами, обнаруживает и другой смысл” (Б. Брехт).

Музыкализация драматического действия (зонги). Режиссерская деятельность Б. Брехта в театре “Берлинский ансамбль”. Влияние брехтовской поэтики на драматургию и режиссуру ХХ века.

Драматургия Петера Вайса (1916-1982). Эстетика и проблематика документальной драмы “Дознание”. “Преследование и убийство Жана Поля Марата, представленное труппой психиатрической лечебницы в Шарантоне под руководством Маркиза де Сада” (“Марат Сад”).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1328; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь