Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Итальянский театр и кино ХХ в.
Итальянский футуризм - явление мало и фрагментарно изученное. Необходимость глубинного изучения этого явления, давшего мировому театру целый ряд новых идей. Футуризм как проявление романтического бунта против сложившихся академических форм искусств. “Недовыраженность” течения, перевес в сторону деклараций, заявлений, манифестов. Маринетти и его группа единомышленников: поэты Э. Сеттимелли, Ф. Канджуло, П. Буцци, А. Палацески (в 1914 г. порвал с футуризмом); художники - Ф. Депаро, Дж. Балле, Э. Прамполини, У. Боччоне, Л. Руссоло, Д. Северини, Б. Карра; композиторы - Б. Прателла Бартачини, Мортальди, Бальди. Манифест в области литературы, театра, живописи, музыки. В области театра - “Похвала театру Варьете” (“Кабаре”, “Мюзик-холл”, “Цирк”), т.е. разновидность малой сцены. Утверждение малых форм драматургии. Открытия в области сценографии. Открытия в области синтеза искусств в театре. Программа Маринетти, написанная совместно с поэтом Э. Саттимелли и Б. Кара “Синтетический футуристический театр” (1915). Роль пластического компонента в театре. Роль марионетки в театре. Связь с традициями фольклорных ярмарочных представлений кукол, фокусников, циркачей. “Пластические танцы” Ф. Деперо. Его статьи “Мир и пластический театр”, анализ поисков в области безактерского театра, “нового художественного мира, в котором и человек, и животные, и предметы, и растения предстают в новом преобразованном облике и новых взаимосвязях…” Поручение создания сценического произведения целиком и полностью художнику, с одной стороны, или драматургу (Маринетти), с другой, - две крайности на пути к итальянскому режиссерскому театру. Поиск необходимого синтеза всех компонентов сценического действия как прообраз художественной целостности системы. Продолжение футуристических экспериментов до 1930 г., когда в Италии было покончено с авангардом, не прошедшим бесследно для последующего развития художественной культуры, в частности, театра. Луиджи Пиранделло (1867-1930) - один из крупнейших писателей и драматургов ХХ века, автор многочисленных новелл, романов, одноактной и многоактной драматургии. Влияние на творчество Пиранделло веристской драматургии, тенденций модернизма. Причастие Л. Пиранделло к “новой драме”. Первые ощущения темы драматического героя, человека, противостоящего миру, “массе”, не будучи ярко выраженной индивидуальностью. Сочувствие в изображении маленького человека, попытка проникнуть в его психологический мир. Обращение в своей литературной деятельности (роман “Маттио Паскале”) к одной из доминантных тем европейского искусства ХХ в. - распаду личности. Ощущение жизни человека через надевание маски, примеряя чужую жизнь на себя (“Жить это значит делать себя”). Трагедия героев Пиранделло, их стремление создать иллюзорный мир, который рушится при столкновении с действительностью. Первая пьеса Пиранделло - “Тиски” (театр “Метастазио”, Рим, 1910). Ранняя драматургия. Бытовые комедии из жизни сицилийской деревни и провинциальных городков: “Лиола” (театр “Аржентина”, Рим, 1916), “Колпак с бубенчиками” (театр “Националь”, Рим, 1917), “Кувшин” (там же, 1917). Основное драматургическое наследие, его философско-психологическая проблематика, проникнутая подлинным гуманизмом. Социальная проблематика, жесткая непримиримость между людьми, разрушительные тенденции в области морали (“Право дел других”, театр “Мадзони”, Милан, 1915; “Наслаждение в добродетели”, театр “Карильяно”, Турин, 1917). Тема противоречий между искусством и жизнью (“Шесть персонажей в поисках автора”, театр “Валла, Рим, 1921). Тема бегства от жестокой реальной жизни в мир иллюзий (“Генрих IV", театр “Мадзони”, 1922). “Сегодня мы импровизируем” (1930) - пьесы, составляющие так называемую театральную трилогию. 1925-1928 гг. - руководство, режиссерско-постановочная работа по сценическому воплощению собственных пьес в Художественном театре в Риме. Нобелевская премия (1934). Джорджо Стреллер (1921-1997) - крупнейший итальянский режиссер, театральный деятель. Первая постановка (1941 г.) в Университетском театре. Первые спектакли - после побега из фашистской армии в Швейцарии для интернированных итальянцев. Организация в Женеве труппы (под псевдонимом Ж. Фирми), где Д. Стеллер поставил “Убийство в соборе” Элиота, “Калигулу” Камю (впервые на сцене). Возвращение в Италию и создание стационарного театра - “Пикколо-театро” (Милан, 1947). С 1955 г. - он один из директоров театра. Высокий уровень постановочной деятельности, использование в совершенстве разработанной музыкальной, пластической композиции спектакля. Тяготение к поэтической обобщенности и метафоризму. Роль постановок по произведениям Б. Брехта в обретении широкой популярности. Книга Стреллера “Театр для людей”. Эдуардо де Филиппо (1900-1984). Принципы неореализма в сочетании с комедией масок, осуществляемые в драматургии и режиссерско-постановочной деятельности. Отношение к театру, его функциям (“Инсценировка реальной жизни”). Поэзия буден. Внимание к показу жизни простого человека. Основные пьесы: “Неаполь - миллионер” (1945), “Призраки” (1946), элементы народного диалектального театра, театрализованного монолога и комедийного спектакля. “Ложе на длинных ногах” (1942) - критика ханжеской морали. Образ женщины из низов, способной к борьбе за свое счастье (“Фелумена Мартурано”, 1946). Тема разложения семейных устоев (“Семья”, 1955). Лукино Висконти (1906-1976) - крупнейший итальянский режиссер, кинематографист с мировым именем. Один из потомков древнего рода миланских герцогов Висконти в Милане. Музыкальная одаренность, ученичество у великого кинорежиссера Жана Ренуара (“Загородная прогулка”). Противостояние режиму Муссолини. Один из зачинателей художественного течения неореализма (“Наваждение”, 1942; “Земля дрожит”, 1945-1948). В 40-е гг. им осуществлено двенадцать театральных постановок, среди которых “Розалинда, или как вам это понравится” с декорациями С. Дали - зрелище фантастическое, в отличие от спектаклей, созданных в неоромантический период. Серия статей о творчестве Висконти (журнал Бьянко “Неро” - “Спор о Висконти”). Постановка 14 полнометражных фильмов, среди которых шедевры: “Рокко и его братья”, “Смерть в Венеции”, “Гибель богов”, “Людвиг”, “Семейный портрет в интерьере”, “Невинный” и др. Воспитание целой плеяды кинозвезд (А. Маньяни, Б, Ланкастер, А. Делон, А. Жирардо, Х. Боргер, Р. Шнайдер и др.). Постановка 66 театральных спектаклей (среди них 44 драматических, 10 оперных, 2 балетных). Среди постановок в драматическом театре: “Трудные родители” Кокто, “Пятая колонна” Хемингуэя, “За закрытой дверью” Сартра. “Женитьба Фигаро” Бомарше (1946). С 1948-1949 гг. - осуществление условных по сценическому решению спектаклей (“Как вам это нравится? ”, “Троил и Крессида” Шекспира, “Орест” Альфвери). С 1950-х гг. - вступление на путь реализма. Сотрудничество с труппой Р. Морелли - П. Степпа. Его особые пристрастия к театру Чехова, Шекспира, Верди. Сотрудничество с великой певицей М. Каллас. При сохранении условностей оперного спектакля, введение его в степень осознанного стиля, очищение от рутинных штампов. Утверждение ведущий роли музыки и пения и подчинение им всех остальных компонентов спектакля. Франко Дзеффирелли (р. 1924) - один из крупнейших итальянских режиссеров мирового масштаба, проявивший себя как в постановках драматических театров, так и в оперной режиссуре. 1946 г. - начало творческого пути, участие в театре “Элизео” под руководством Висконти в качестве театрального художника и актера. Приобщение к типу спектаклей, которые исповедует Висконти, обладающему эстетическим единством, в котором все составляющие его элементы: актер, пластическая структура, художник, свет, музыка - организует режиссер. Оперная режиссура в “Ла Скала” (“Золушка” Россини), в “Ковент-Гардене” (“Лючия де Ламмармур” Г. Даницетти с Д. Сазерленд). Его постановка “Нормы” О. Беллини и “Тоски” Д. Пуччини с М. Каллас в главных партиях. “Богема” Д. Пуччини, “Турки в Италии” в “Ла Скала”. Знаменитая постановка “Богемы” с Миреллой Франс в главной роли, с оркестром и хором театра “Ла Скала” под управлением Герберта Кардаяна. Начало карьеры Дзеффирелли как кинорежиссера, в фильмографию которого вошли получившие мировую известность “Укрощение строптивой” (1967) с Элизабет Тейлор и Ричардом Бартоном, “Ромео и Джульетта” (1968), “Отелло” (1986), “Гамлет” (1990). Предшествующие кинопостановочные спектакли, поставленные Ф. Дзеффирелли в драматическом театре. “Ромео и Джульетта” в английском театре “Олд Вик”. Признание мировой критикой Ф. Дзеффирелли как режиссера-шекспироведа, преодолевшего декламационные штампы в трагедиях Шекспира, естественно воссоздав не только речь, но и мироощущение Шекспира, наделив мир драматической сцены, оперы и киноэкран чертами жизненной достоверности и поэтичности. Решение жанровых проблем. Владение действенной партитурой в развертывании событий спектакля. Владение природой спектра искусств в художественном пространстве. Символика и метафоризм. “Травиата” Верди - оперная постановка и кинофильм (1982) - признанный шедевр в творчестве Ф. Дзеффирелли, открывающий новые горизонты в киноверсии оперной постановки. Значение творчества Ф. Феллини (1920-1995) для развития мирового театра и художественной культуры в целом. Проблематика и эстетика его творчества. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1257; Нарушение авторского права страницы