Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 11. Искусство советского и постсоветского периодов
Победа Октябрьской революции в России и ее значение для судьбы отечественного искусства и культуры. Мероприятия советской власти по охране произведений искусства. Расцвет агитационно-массового искусства, “Окна РОСТА” и роль В. В. Маяковского в их создании. Подчинение искусства требованиям большевистской политической идеологии. Ленинский план монументальной пропаганды. Произведения Л. В. Шервуда, В. И. Мухиной, М. Г. Манизера. Роль искусства в формировании культа вождя. Создание Н. А. Андреевым “Ленинианы”. Другие произведения этого мастера. Новая направленность советской живописи. Первые картины на историко-революционные темы (И. И. Бродский, И. А. Владимиров). Становление батального (М. Б. Греков), бытового (А. Ф. Моравов), портретного (С. В. Малютин), пейзажного (А. А. Рылов) жанров советской живописи. Искусство 1920—1930-х гг. Организация различных художественных объединений, многообразие течений и художественных направлений. Поиски нового пластического языка, соответствующего новой созидающей эпохе (“Башня III Интернационала” В. В. Татлина), и организация новой среды. Подъем архитектуры. Реконструкция Москвы. Строительство метрополитена. Развитие монументального искусства. Создание Государственного института художественной культуры (ГИНХУК). Общественная деятельность К. С. Малевича, В. В. Татлина и других деятелей русского авангарда. Художественные объединения этого периода: Ассоциация художников революционной России (АХРР), Общество станковистов (ОСТ), “Круг художников”, “4 искусства”, “Мастера аналитического искусства” (МАИ) и многие др. Борьба Коммунистической партии за идеологическую монополию. Постановление ЦК ВКП(б) “О перестройке литературно-художественных организаций” (1932). I Всесоюзный съезд писателей (1934). Определение понятия социалистического реализма в Уставе Союза писателей СССР. Организация единых творческих союзов. Устройство и проведение официальных художественных выставок “15 лет РККА”, “20 лет Красной Армии”, “Индустрия социализма” и др. Развитие темы вождя в творчестве А. М. Герасимова и И. И. Бродского. Б. В. Иогансон — мастер историко-революционного жанра. Идеализированный показ Гражданской войны в произведениях М. Б. Грекова. Становление идеологизированной бытовой и портретной живописи (Е. М. Чепцов, Б. В. Иогансон, Г. Г. Ряжский). Появление советского индустриального пейзажа (Б. Н. Яковлев). Творчество К. С. Петрова-Водкина и А. А. Дейнеки. П. Н. Филонов. Формирование принципов социалистического реализма в скульптуре И. Д. Шадр. Монументальные памятники Ленину и политическим деятелям советского государства. Особое место скульптурной группы “Рабочий и колхозница” В. И. Мухиной в искусстве 1930-х гг. Искусство периода Великой Отечественной войны. Выдающаяся роль графики. Плакатное искусство. Художественные выставки военного времени. Героический характер произведений этого периода. Тема войны в произведениях С. В. Герасимова, А. А. Пластова, А. А. Дейнеки и др. Развитие жанра исторической картины. Скульптура военных лет. Портреты героев войны. Возрастание после войны государственного давления на литературу и искусство. Всесоюзные тематические выставки “30 лет ВЛКСМ”, “30 лет Вооруженных Сил СССР”. Новые произведения о Великой Отечественной войне. Возрастание роли жанровой картины. Отражение жизни послевоенной деревни в произведениях А. А. Пластова. Книжная графика послевоенного периода: иллюстрации Кукрыниксов, Д. Шмаринова, О. Верейского. Антивоенные графические серии Е. Пророкова. Расцвет монументального искусства в скульптуре. Мемориальные комплексы в Трептов-парке в Берлине (Е. Вучетич), в Саласпилсе (Л. Буковский и др.). Искусство периода “оттепели” (конец 1950-х—1960-е гг.). Ослабление цензурных ограничений, оживление всей культурной жизни страны. Подготовка и проведение I Всесоюзного съезда художников (1957). Триптих Е. Коржева “Коммунисты” — идея неразделенности партии и народа. Тема Гражданской войны в творчестве Е. Е. Моисеенко. Многообразие тем, жанров и направлений в искусстве этого периода. Скульптура. Творчество М. К. Аникушина. Суровый стиль” и “нонконформизм” как формы протеста против официозности в искусстве. Мастера “сурового стиля”: творчество В. Попкова, Д. Жилинского, Н. Андронова. Диссидентские выставки в Москве и Ленинграде. Возрождение традиций русского искусства и возврат к камерности в живописи: группа “семидесятников” — Т. Назаренко, К. Нечитайло, Н. Нестерова, В. Дементьев. Дальнейшая индивидуализация художественного процесса. “Свобода творчества”. Разрушение понятий “художественное мастерство” и “школа”. Эклектичность современного российского искусства. Художественные центры Петербурга: Государственный центр современного искусства, Академия современного искусства, Новая академия изящных искусств. Деятельность галерей. Периодические издания. Реалистическое и “новейшее” искусство.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Гомбрих Э. История искусства. – М.: Республика, 1998. 2. Всеобщая история искусств. В 6 т. – М.: Искусство, 1956-1966. 3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. В 2 кн. – М.: Искусство, 1996. 4. Ильина Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2000. – 368с. 5. Ильина Т.В. История искусств: Отечественное искусство. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2000. –407с. 6. Бартеньев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учеб. пособие. – М.: Изобразит. искусство, 1983. – 384с. 7. История искусства зарубежных стран XVII-XVIII веков: Учебник/ Под ред. В.И. Раздольской. – М.: Изобразительное искусство, 1988. – 512с. 8. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество. Древний Восток. Античность/ Под ред. М.В. Доброклонского, А.П. Чубовой. – 4-е изд. – М.: Изобраз. искусство, 1980. – 213с. 9. История искусства зарубежных стран: Средние века. Возрождение/ Ред. И.Г. Нессельштраус. – 2-е изд. – М.: Изобразительное искусство, 1982. – 375с. 10. История русской архитектуры: Учебник/ Под ред. Ю.С. Ушакова, Т.А. Славиной. – СПб.: Стройиздат, 1994. – 600с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ОБЩИЙ РАЗДЕЛ Справочники. Энциклопедии Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 896; Нарушение авторского права страницы