Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Натурализм и символизм во французском театре



Эмиль Золя (1840-1902) - крупнейший теоретик и практик французского театра второй половины XIX в.

Подступы к обоснованию эстетического направления - натурализма (в литературе, театре). О соотношении двух элементов (статьи о “Салоне”) в литературном произведении - реального (природа) и индивидуального (человек). Первый - величина постоянная, второй - изменчивая (сколько голов, столько и произведений).

Понимание интриги в художественном произведении как интриги жизни с ее действительно житейской связью событий и личностей, управляемых силой наследственности и среды.

Теория экспериментального романа. Значение опыта и наблюдений. Роль фактов, т.е. родословной героя, данных о его воспитании, среде бытования; определение детерминизма этих фактов, их “как” и “почему”. Своеобразная полемика с Мопассаном, для которого правда в искусстве подразумевает иллюзию правды.

Драматургия Золя. “Тереза Ракен” (1875). Тенденции натурализма и пессимизма. Реализм “Наследников Рабурдена” (1874). Разоблачение собственнических инстинктов и бездуховности в раскрытии образа человека и его отношений с обществом. Элементы народного фарса. Значение инсценировок по прозе Э. Золя (“Милый друг”, “Нана” и др.) для французского и мирового театра.

Морис Метерлинк (1862-1949) - бельгийский драматург-символист. Его популярность во французском театре и роль в развитии мирового театра на рубеже XIX-ХХ веков.

Влияние философских учений XIX века на формирование эстетики символического театра. Атака на позитивизм, признание особой власти “непознаваемого”, стоящего за пределами научного знания. Влияние идей Шопенгауэра (критик Реми де Гурмон: “Мир - это мое представление”).

Учение французского философа А. Бергсона, защищающего “интуитивизм как непосредственность вещей”, сосредотачивающего внимание на “бессознательном”. Утверждение субъективной теории “непосредственных данных сознания”.

Ранние произведения Метерлинка (“Принцесса Мален”, 1889; “Слепые”, 1890; “Там внутри”, 1894; “Смерть Тентажиля”, 1894), утверждающие зависимость человека от тайных потусторонних сил, от рока, неизбежно настигающего людей. Утверждение, что цель искусства есть проникновение в тайны бытия, в среду потустороннего. Обращение к легендарно-сказочной проблематике периода средневековья (“Пелеас и Мелизанда”, “Жуазель” и др.). Обращение к средневековым формам театра (миракль - “пьеса о чудесах святых”). Связь с мистическим иррационализмом, отказ от реалистических моментов. Театрально-эстетические взгляды Метерлинка, его теория драмы. Роль лирики в структуре драмы, “подводного течения” (“Сокровища смиренных”, 1897; “Погребенный храм” 1902; “Двойной сад”, 1904).

Театральная деятельность Метерлинка с конца 90-х гг. XIX в. до начала первой мировой войны.

Преодоление в поздних пьесах пессимистических мотивов, страха смерти (“Монна Ванна”, “Чудо святого Антония”, 1902-1903).

Поиски положительного разрешения конфликтов и утверждение возможности счастья внутри нас - “Синяя птица” (1908). Нобелевская премия (1911).

Знаменитая постановка “Синей птицы” во МХАТе, через которую прошли несколько поколений актеров его труппы. Постановка “Чуда святого Антония” в студии Е. Вахтангова (1921).

Пьесы 20-30-х годов. “Бургомистр и Сильмонда” (1921, “Театр Менси”), “Соль жизни”. Тема защиты общества.

" Беда проходит”, “Мария Виктория” (1926), “Иуда Искариот”, “Берннкель” (1929), “Принцесса Изабелла” (1935). Создание во время второй мировой войны восьми пьес, из которых издана лишь “Жанна д’Арк” (1948). Деятельность в Париже Художественного театра, открывшегося в 1890 году под руководством поэта-символиста Поля Фора.

Противопоставление мещанскому театру “Театра поэтов”: “Поэт создает общечеловеческие образы, в которых воплощается исключительная и властная страсть. Он создает их силой слова, и они шествуют по свету как вечные странники” (П. Кийер). Роль слова в рождении театральной декорации. Пропаганда символической поэзии (Малларме, Бодлер, Артюр Рэмбо (“Пьяный корабль”); Эдгар По (“Ворон”, в переводе Малларме).

Андре Антуан - будущий крупнейший режиссер и реформатор французского театра. Свободный театр Андре Антуана. Сценическая реформа. Свобода от связи с одним художественным направлением. Принцип “либерального эклектизма”. Произведения таких авторов, как Золя, Мопассан, Гонкуры, в репертуаре. Связь с литературной группой меданцев - писателей-натуралистов. “Власть тьмы” Л. Толстого и “Привидение” Г. Ибсена. Тургенев и Гауптман в репертуаре театра. Гастроли в России. Влияние на мировой театр. Движение “свободных театров” (Берлин, Прага, Москва). Театральная деятельность Антуана в ХХ веке.

Английский театр XIX в.

Исторические условия: развитие капитализма, обострение социальных противоречий. Влияние идей французской революции. Оживление демократического и народно-освободительного движений XVIII - начала XIX века.

Возникновение романтизма в Англии. Два направления: аристократическое с его реакцией на революционные идеи, бегством от современных проблем (“Озерная школа”) и демократическое с его связью с традициями Просвещения, идеями национально-освободительного и демократического движений.

Д. Г. Байрон - великий поэт, крупнейший представитель английского романтизма; его связь с демократическим движением первой четверти XIX века. Трагическое осмысление просветительских идей и надежд, иллюзий в условиях наступления реакции, обострения социальных катаклизмов, борьбы за национальную независимость, за свободу.

Защита человеческой личности. Протест против всех форм угнетения и насилия. Несовместимость идеалов поэта с миром торгашества и властью денег. Культ разочарованного мрачного героя. Поэзия зла: “Манфред” (1817). Идеи тираноборчества (“Марино Фальеро”, 1820).

Идеи гуманизма, борьбы за человеческие права в мистерии “Каин” (1821). Разоблачение власти золота “Вернер, или Наследство” (1826).

" Дон Жуан” Байрона - интерпретация старой темы. “Дон Жуан” Байрона в сценическом воплощении Н. П. Акимова на сцене Ленинградского театра комедии. Постановка “Каина” во МХАТе (1920). Значение актерской работы В. Качалова в интерпретации трагедии Байрона. Открытия К. С. Станиславского в интерпретации трагедии.

Перси Биши Шелли (1792-1822). Социальный мотив творчества - несправедливость разделения общества на привилегированные слои и народ. Идеи республики, равенства, свободы как условия гармонического существования личности и общества.

" Прометей” (1819), нетерпимость к социальному злу. Тираноборческая проблематика (“Ченчи”, 1819). Связь с современностью. Тенденции реалистической обрисовки характера.

Творчество актера-романтика Эдмунда Кина (1789-1833), его связь с социальной борьбой и подъемом демократического движения в Англии начала XIX века. Новая эстетическая программа, противостоящая классицизму. Борьба за органику существования на сцене, правдивость образа, естественность речи, чуждой штампам декламации. Успех в шекспировских ролях. Новаторское прочтение роли Шейлока.

Чарльз Джон Кин (1811-1868) - сын Эдмунда Кина. Работа в театре “Принцесса” - установка на буржуазно-аристократического зрителя. Стремление к зрелищности и архаической точности в спектакле. Тенденции эстетики натурализма в режиссуре Ч. Кина.

Тяготение в репертуаре к мелодраме и Шекспиру (20 шекспировских спектаклей). Вольное обращение с текстом автора. Новации в режиссуре: длительность показа одной пьесы, что позволяло содержать небольшую актерскую труппу.

Оскар Уайльд (1854-1900), его театральная концепция и драматургия. Театральная деятельность Бернарда Шоу (1856-1950) - крупнейшего представителя критического реализма. “Профессия миссис Уоррен” (1890), 1900-е годы - “Пигмалион”, “Дом, где разбиваются сердца”. Поздний период - “Святая Иоанна”. Известные киноверсии “Пигмалиона” (“Моя прекрасная леди” - мюзикл с Олдри Хепберн в главной роли (1965); “Галатея” - фильм-балет с Е. Максимовой и М. Лиепой (1989).

Сценическое искусство Англии на рубеже XIX-ХХ веков. “Независимый театр”. Творчество Генри Ирвинга (1838-1905). Творчество Элен Терри (1847-1928).

Реалистические тенденции в английском театре. Возникновение театра “Олд Вик” (1904) с его шекспировскими постановками.

Немецкий театр XIX в.

Драматургия Людвика Тика (1773-1853). Театральные сказки Л. Тика (“Кот в сапогах”, 1797), сочетание пародийных, сатирических элементов и игры со зрительным залом (“Театр в театре”).

Драматургия Генриха фон Клейста (1777-1811) - одного из крупнейших романтиков, чья драматургия входит в репертуар театра ХХ века. Первая пьеса “Семейство Шлиффенштейн” (1803), предвосхищающая “драму рока”. “Кетхен из Гейльбронна” (1808). Поэтизация женского образа, его сословно-ограниченная трактовка, тенденции мистики и фантастики. Обращение к античной мифологии (“Пентесилея”, 1805). Отражение иррациональных тенденций в творчестве, стремление к изображению страстей, не контролируемых разумом. “Разбитый кувшин” (1906) - реалистическая комедия из народной жизни, сочетающая добрый юмор с элементами социальной сатиры. Последняя драма Генриха фон Клейста “Принц Фридрих Гомбургский” (1810, изд. в 1821). Утверждение идей государства как высшей ценности и, в частности, прусской воинской дисциплины, вступающей в противоречие с яркой человеческой индивидуальностью, с ее свободой выбора.

Наследие Генриха фон Клейста - предмет острой идейной борьбы: в нем одни нередко акцентируют внимание на ярко выраженной национальной идее, другие - на патологических элементах изображенных страстей, в чем считают фон Клейста предшественником современной модернистской драмы.

Георг Бюхнер (1813-1937) - драматург, выражающий революционные идеи немецкого общества 1830-х годов. Деятельность Г. Бюхнера как выразителя идей крестьянской революции. Драма “Смерть Дантона” (1835) - тема трагической разобщенности народа и интеллигенции. Незаконченная драма “Войцек”. Тема нравственного падения личности под влиянием окружающей действительности. Обращение к ней современного театра.

Карл Гуцков (1811-1878). Трагедия “Уриэль Акоста” (1847). Тема борьбы личности с косностью мысли и фанатизмом во имя свободы человеческого духа. Широкое бытование трагедии в репертуаре отечественного театра.

Творчество Людвига Девриента (1784-1832) - ведущего актера немецкого романтизма. Мотивы социального протеста в ролях. Стихийная эмоциональность в содержании образов. Тенденции интуитивного переживания ролей. Мотивы бессилия личности перед идеями и лицом филистерства. Шекспировские роли.

Герхард Гауптман (1862-1946) - выдающийся драматург Германии конца XIX - начала ХХ в. Отражение противоречий немецкой буржуазной интеллигенции. Тенденции натурализма, пессимизма, идея биологической наследственности в ранних драмах: “Перед восходом солнца” (1889), “Праздник примирения” (1890). Социальная драма “Ткачи” (1892). Переход к символической драме - “Ганнеле” (1903) и др.

Драматургия Гауптмана первой трети ХХ в. “Перед заходом солнца” (1932). Высочайший гуманизм произведения. Критический характер, глубокий психологизм в изображении человеческих отношений. Б. Сушкевич, Н. Симонов в роли М. Клаузена - высочайшие актерские достижения в интерпретации знаменитой драмы Гауптмана.

Итальянский театр XIX в.

Национально-освободительное движение в Италии XIX века (рисорджименто), движение карбонариев и деятельность “Молодой Италии” Мадзини. Революционная деятельность Гарибальди, завершение воссоединения Италии (1870).

Идеи национально-освободительной борьбы, героики и патриотизма в драматургии итальянских романтиков.

Сильвио Пеллико (1789-1854) и его трагедия “Франческо да Римини” (1815), впервые сыгранная в том же году в Миланском театре.

Важнейшая роль в утверждении романтической драмы Алессандро Мандзони (1785-1873). Исторические трагедии - “Граф Карманьоло” (1819), “Адельгиз” (1822). Мандзони как теоретик романтической драмы. Паоло Джекометти (1817-1882) и его социальная драма “Гражданская смерть” (1868).

Густаво Модено (1803-1861). Сочетание актерской, педагогической деятельности с участием в боях за национальное освобождение страны. Театр как школа воспитания человеческой личности. Реалистические тенденции творчества: борьба с канонами классицизма, холодной риторикой, изображением чувств, напыщенной декламацией. Художественное воздействие на итальянских трагиков XIX века А. Ристори, Э. Росси, Т. Сальвини. Принцип сочетания на сцене правды жизни с романтической приподнятостью образа. Продолжение эстафеты искусства больших идей в творчестве.

Аделаида Ристори (1822-1906). Правда и свобода выражения страстей. Утверждение принципов сценического реализма с яркой романтической окрыленностью. Трагедийный репертуар: “Макбет” Шекспира, “Мария Стюарт” Шиллера, “Федра” Расина, “Лукреция Борджиа” Гюго, “Адриана Лекуврер” Скриба. Гастроли за рубежом.

Эрнесто Росси (1829-1906). Этапы творчества. Героические образы в национальной драматургии. Росси в драмах Шекспира.

Утверждение гуманистических идей мирового звучания, идей “школы переживания”, общечеловеческих нравственных ценностей (Гамлет, Лир). Монументальность и глубина психологической характеристики образов. Высокая оценка творчества Э. Росси К. С. Станиславским. Гастроли в России. Исполнение ролей в трагедиях А. С. Пушкина и А. К. Толстого. Теоретические высказывания об актерском творчестве.

Томмазо Сальвини (1829-1916). Один из великих актеров мирового театра. Этапы творчества. Участие в отряде Гарибальди. Гастроли с собственной труппой, созданной в 1856 г., за рубежом - в Европе, Америке, России.

Утверждение высокого нравственного идеала. Постижение правды человеческих страстей и характеров. Монументальность и обобщенность образов, чуждых обыденности. Трагический разрыв между мечтой и действительностью - романтическая подоплека реалистического искусства Сальвини. Шекспировские образы в его творчестве. Новаторские открытия в ролях Отелло, Гамлета, Лира и др. Станиславский о трагическом стиле Сальвини - лучшего актера искусства переживания.

Веризм в итальянском театре. Джованни Верга (1840-1922) - глава веристского течения в литературе и драматургии. Пьесы Верга “Сельская честь” (1884) и “Волчица” (1896); тенденции сентиментализма в изображении сельской жизни.

Символизм и неоромантизм в итальянском театре. Габриеле Д’Аннунцио (1863-1938).

Элеонора Дузе (1858-1924) - великая итальянская трагическая актриса. Гуманистическая направленность ее творчества. Связь с итальянской школой сценического реализма, главой которой был Т. Сальвини.

Дузе - выразительница трагических веяний эпохи. Искренность игры Дузе, совершенное владения психотехникой. Уход из театра по состоянию здоровья в 1905 году. Возвращение в театр в 1921 году. Гастроли в Америке. Болезнь и смерть.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1143; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь