Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 4. Театр эпохи Возрождения



Ренессансная культура в Италии и ее этапы.

Духовные сообщества итальянских гуманистов: образ жизни, стиль общения. Замедленное развитие светского театра по сравнению с другими видами искусства. Пик итальянской гуманистической культуры - XV в., ее кризис - XVI в.

" Священные представления” и традиции литургической драмы. Два основных направления в итальянской театральной культуре: театр эрудитов (“ученый театр”) и комедия дель арте.

Жанр “ученой” комедии, ее выдающиеся представители: Лудовико Ариосто (“Шкатулка” или “Комедия о сундуке”, 1508), Биббиена (Бернардо Довици - “Каландрия” или “Комедия о Каландро”, 1513), Никколо Макьявелли (“Мандрагора”, 1514), Пьетро Аретино (“Придворная жизнь”, 1534; “Лицемер”, 1542), Джордано Бруно (“Подсвечник”, 1582).

Жанр трагедии. Представители жанра: Джанджорджо Триссино (“Софонисба”) и Пьетро Аретино (“Горации”, 1546).

Жанр пасторали: “Аминта” (1573) и великий итальянский поэт Торквато Тассо. “Аминта” Тассо - образец пасторальной драмы.

Ориентация театра итальянских гуманистов на просвещенную публику, придворного, аристократического и буржуазного зрителя.

Живопись итальянского Возрождения и изобретение перспективной декорации в начале XVI в.

Себастьян Серлио (“Об архитектуре”, 1545) - первый теоретик итальянской театральной архитектуры. Тип театрального здания как обработка античных, средневековых и ренессансных мотивов.

Пармский театр Фарнезе (1619), созданный Джованни Батиста Алеотти (1546-1636) - изобретателем кулисных декораций.

Театральная архитектура и декорационно-постановочное искусство барокко в XVII в.

XVII в. - период расцвета итальянской оперы - Клаудио Монтеверди, Франческо Кавалли и др. Открытие в Венеции первого ярусного оперного театра “Сан Кассиано” (1637). “Волшебник сцены” Джакомо Торелли (1608-1678) и усовершенствование им кулисных декораций и театральных машин. Итальянский ярусный театр в Европе.

Истоки и маски комедии дель арте: празднества в итальянских городах; карнавалы в Венеции; искусство средневековых гистрионов и жонглеров; любительские содружества ремесленников и карнавальных буффонов, их выступления с фарсами перед городской публикой (рубеж XV-XVI вв.); персонажи фарсовых и карнавальных представлений. Полупрофессиональный театр: “академия Оглушенных” и “конгрегация Грубых”; Анджело Беолько (1502-1542) - народный актер и драматург. Его пьесы на падуанском и других диалектах. Создание постоянных типов персонажей у Беолько. Беолько и образ крестьянина Рудзанте.

Первые театральные труппы комедии дель арте (середина XVI в.). Изабелла Андреини (создательница образа первой любовницы) и ее труппа “Джелози” (Франческо Андреини - Капитан, Джованни Андреини - влюбленный юноша).

Основные компоненты народной комедии: маски, сценарии, импровизация. Использование в сценариях комедии дель арте опыта “ученой комедии”. Характеристика типов-масок, их эволюция. Актеры - создатели знаменитых масок Арлекина, Панталоне, Бригеллы, Капитана, Доктоpa. Особенности актерской игры. Техника импровизационного спектакля: динамика, виртуозность приемов, музыка, пение, танец: синтетический характер спектакля-импровизации. Свободное общение с публикой.

Прославленные труппы комедии дель арте: “Джелози” (“Ревностные”, 1568), “Конфиденти” (1574, с Ф. Скале), “Федели” (“Верные”, 1601).

Гастроли итальянских комедиантов в Европе. Их воздействие на последующее развитие итальянского и зарубежного театра. Упадок итальянской комедии дель арте (середина XVII в.). Торжество штампов над свободным искусством, частных наблюдений над обобщением, чистой развлекательности над сатирическим изображением нравов.

Основные этапы испанского театра. Определяющее влияние итальянской гуманистической культуры на испанский театр первого периода (1492-1556). Поиск самостоятельных путей и расцвет испанского театра второго периода (его Ренессанс, 1556-1621). Испанская корона, идея “всемирной христианской монархии”, торжество католической церкви, костры инквизиции, упадок испанского театра третьего периода (1621 - конец XVII в.).

Истоки испанского театра. Романсеро как явление народного эпоса (драма - в лоне поэзии). Возвышенное толкование рыцарского долга и чести. Анонимная “Песня о Сиде” (XII в.) - поэтический эпос и тип драматического героя. Прообраз Сида - реальный исторический персонаж - один из вождей Реконкисты Родриго Диас. Сюжеты и образы романсов как основа пьес Гильена де Кастро “Юные годы Сида” и “Деяния Сида”. Миф в Древней Греции, карнавал в Италии, романсеро в Испании как основы театральной культуры.

Новеллистика, или повествовательная литература реалистического толка, - яркие характеры, остроумный диалог, живые зарисовки быта и нравов, стремительное фабульное развитие. Фернардо де Рохес, его многоактный роман в диалогах “Трагикомедия о Калисто и Мелибее” (“Селестина”, 1499) - “пребожественнейшая книга, хотя и слишком откровенная” (Сервантес). Основные образы “трагикомедии в диалогах для чтения”. Романтическая линия произведения - “упоительный грех любви” и смерть Калисто и Мелибеи. Жанровая линия произведения - ренессансная сочность и полнокровие образа сводни Селестины. Многоцветная ярмарка жизни “в ее распрях и битвах” как образ возрожденческой Испании. “Селестина” - предвестье грядущего испанского театра. Калисто - первый кабальеро испанской драмы, не признающий “другого владыки в небе”, кроме Мелибеи.

Коррида как образец зрелищной динамики, своеобразного народного театра, где соседствуют смех, патетика, страх, где смертельный поединок матадора с быком, игра со смертью - центральное событие старинного испанского спектакля. Действующие лица тавромахии - матадор: костюм, мулета, стальная эспада; тореро с розовым плащом; бандерильерос с бандерильями; пикадоры на конях; команда возниц на лошадях. Коррида и испанский национальный характер.

Хуан дель Энсина (1469-1534), первый драматический писатель, поэт, переводчик Вергилия (“Буколики”) на испанский, гуманист, воин, христианский проповедник. Энсина и жанр эклоги. Попытка сочетания в эклоге разных жанровых направлений: евангельские эпизоды, бытовые картины, куртуазная лирика пасторалей. Энсина - выдающийся композитор, придворный поэт и музыкант.

Торрес Наарро (ум. ок. 1531) и его сборник комедий “Пропалладия” (“Первое дело Паллады”, 1517). Влияние античных комедиографов Плавта и Теренция (прологи, деление пьесы на пять актов и т. д.). Теоретическое обоснование жанра комедии в предисловии к сборнику. Разделение комедий на два вида: комедии реальности и комедии вымысла (смешение комического и трагического, деление персонажей на “высоких” и “низких”, отказ от единства места и времени). Исключение религиозного начала. “Людская” и “Солдатня” - комедии реальности, “Именно” - комедия вымысла.

Университет в Саламанке - центр гуманистической науки и искусства, студенческая скамья почти всех деятелей театрального Ренессанса.

Рождение жанра аутос (одноактные пьесы на материалах эпизодов Священного Писания и житийной литературы). Темы аутос. Основные и второстепенные персонажи (из фарсов). Композиция аутос. Эволюция жанра аутос - “комедии о святых” и “ауто сакраменталь” в XVII в.

Появление актерских трупп. Синтетическая техника испанских актеров. Музыкальные интермедии, песенно-танцевальные номера, разработка речевой партитуры спектакля. Веселое племя хугляров (народные потешники) - исток испанского актерского искусства. Своеобразие испанской сцены и зрительного зала. Коралли - первые театральные здания для публичных спектаклей.

Лопе де Руэда (ок. 1510-1565) - родоначальник испанского профессионального театра. Актер, директор труппы, автор комедий, пасторальных диалогов. Создатель жанра “пасос” - забавных интермедий о мошеннике, дураке, негритянке, бискайце и т. д., помещенных посреди фарса. Остроумная проза, игра на гитаре, финальный танец простака, деление фарса на акты с предварительным вступлением (лоа). Народные типы, народный быт, народный юмор в пасос де Руэды.

Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616) - великий испанский гуманист, прозаик, драматург, создатель героической трагедии “Нумансия” (1588) - символа свободолюбия, независимости, героизма испанцев. Интермедии (типично испанский жанр) - лучшие создания Сервантеса-драматурга: “Театр чудес”, “Саламанкская пещера”, “Удалой испанец”, “Лабиринт любви”. Драматургия Сервантеса - драматургия характеров и страстей. Пренебрежение интригой. Трехактное членение (вместо традиционного для испанской пьесы пятиактного). Введение “моральных фигур”, народных песенок, сопровождаемых пляской. Замена октавы (“Нумансия”) и белого стиха (“Алжирские нравы”) национальной стихотворной метрикой - пятистишием, романсом. Сервантес об актерском искусстве и общественном назначении театра.

Лопе Фелис де Вега Карпьо (1562-1635) - " чудо природы” (Сервантес), самый плодовитый и популярный драматург испанской сцены, автор эпопей, поэм, пасторалей, стихотворного трактата “Новое руководство к сочинению комедий в наше время” и одного из шедевров прозы XVII века - романа “Доротея”. Дар поэтической импровизации как исток безграничного жанрового и тематического многообразия творчества - определяющая черта личности и театральной поэзии Лопе де Вега.

Сфера идей, пронизывающих театр Лопе де Вега, - специфически испанское претворение проблем европейского Возрождения.

Драмы народной героики или крестьянские пьесы. “Фуэнте Овехуна” и обрисовка трех основных сил: крестьяне - феодал - королевская чета. Народ как коллективный герой пьесы. Честь и законы чести в крестьянских пьесах Лопе де Вега “Перибаньес и командор Оканьи”, “Лучший алькальд - король”; в драмах чести, рисующих семейную жизнь испанского кабальеро, - “Победа чести”; в исторических пьесах - “Новые деяния Великого князя Московского”; в драмах о королях и правителях-тиранах - “Звезда Севильи”. Образ монарха в сложной, изменчивой интерпретации Лопе де Вега - символ справедливости, гарант чести любого подданного и, одновременно, образ живого, одержимого страстями и прегрешениями человека.

Пять типов комедий Лопе де Вега. Космология и философия любви. Любовь как основа бытия, всепоглощающая цель, основное и преимущественное содержание всех светских комедий. “Небесный Эрот” и “Пошлый Эрот” в жизни и творчестве Лопе де Вега. Перипетии любви - основа головокружительной интриги. Праздничное мироощущение влюбленных. Образ героя в комедии “Учитель танцев”. Образ героини, непременно совершающей “подвиг любви” во имя достижения счастья, в комедиях “Валенсианская вдова”, “Собака на сене”. Слуги и господа; грасьосо - образ и амплуа актера. Сфера театра.

Три типа религиозных пьес - аллегория, комедия-сакра, комедия де сантос - их роль в жизни и творчестве Лопе де Вега.

Структура спектакля испанского Возрождения. Требования к исполнителям, предъявляемые драматургией и публикой. Ориентация на массового зрителя. Самобытность испанской актерской школы.

Лопе де Вега и его школа - драматурги Гильен де Кастро, Хуан Руис де Аларкон, Франсиско де Рохас. Драматургия Тирсо де Молина.

Дон Педро Кальдерон де ла Барка (1600-1681) - самый влиятельный драматург эпохи, рыцарь ордена Сант-Яго, священник и почетный духовник короля. “Черный миф” Кальдерона и его реальная судьба. Четыре этапа творчества: ученический, синтетический, аналитический, период аллегорий и пьес для придворных празднеств. Ключевое для творчества Кальдерона и эмблематическое для стиля барокко значение выдающейся драмы “Жизнь есть сон”. Характеристика пьесы и стиля барокко как особого видения мира, преломленного сквозь призму трагического мироощущения. Усложненность художественного замысла драматурга. Размытость границ между реальностью и иллюзиями. Образ центрального героя принца Сехисмундо, приходящего сквозь длительную эволюцию к идее “творить добро” как к долгу человека и христианина. Особое построение драмы, где сцены постоянно колеблются между мадоннами Мурильо и шутами Веласкеса, горечь пронизывает шутку, изощренность мышления героев отражается в изукрашенности арабо-испанского колорита поэтической речи, жестокость, непреклонность воли героя оборачиваются внутренней смятенностью человека барокко. Философско-религиозные драмы “Стойкий принц”, “Поклонение кресту”, “Любовь после смерти”.

Характеристика жанровой палитры Кальдерона: комедии (“Дама Привидение”), исторические пьесы (“Луис Перес Галисиец”), философские драмы (“Волшебный маг”), “драмы чести” (или драмы ревности и мести) - “Врач своей чести”; социальная драма предклассицизма на испанской почве - “Саламейский алькальд”. Жанровая и идейная свобода Кальдерона в аутос, церковная задача которых - укреплять в сознании человека “таинство веры” (“Вавилонская башня”).

Кальдерон и европейские романтики. Кальдерон и мировая культура.

Ренессансная культура в Англии (XVI в.) и ее этапы. Независимость Англии от католического Рима, способность держать на расстоянии своего честолюбивого соседа Францию, победа над “Непобедимой армадой” Филиппа II (Испания) - фундамент национальных и патриотических чувств англичан. Самосознание человека как творца всего сущего и дух времени. Оптимизм мироощущения - следствие утверждения гуманизма (вторая половина XVI в.).

Рост городов (XIV-XVI вв.) как условие появления профессионального театра. Бродячие труппы и их покровители. Представления во дворах гостиниц. Три вида английского театра конца XV - середины XVI вв.

Вытеснение средневековых драматических жанров и утверждение новых жанров (середина XVI в.). Интерлюдии Д. Хейвуда. Начало исторической пьесы - Дж. Бейль (“Король-Джон”, ок. 1540); первая комедия - Н. Юдолл (“Ральф Робсер Дойсер”, 1551): первая трагедия - Т. Нортон и Т. Сэквилл (“Горбодук”, 1561). Использование идей и форм итальянской драмы эпохи Возрождения. Своеобразие английской драмы и театра первого этапа Возрождения. “Золотой век” английского Возрождения - конец XVI - начало XVII вв. Установление жанров (“кровавая трагедия”, историческая пьеса-хроника, романтическая комедия); разработка литературного языка (Эдмунд Спенсер): появление белого стиха в поэзии (Генри Серрей) и драматургии (Томас Кид, Кристофер Марло): появление специального здания “Театр” (1576, отец и сыновья Бербеджи) - фундамент профессионального театра.

Плеяда блестящих драматургов (“университетские умы”), создателей поэтической драмы гуманистического направления. Джон Лили (1554-1606) - родоначальник английской “высокой комедии”, автор романа “Эвфуэс или Анатомия остроумия”, пасторальных пьес “Эндимион”, “Александр и Кампепа”. Роберт Грин (1558-1592) и его героическая комедия “Джордж Грин, векфильдский полевой сторож” (1592). Томас Кид (1558-1592) и его дошекспировский “Гамлет”; выдающаяся по своей популярности “Испанская трагедия” (ок. 1585).

Кристофер Марло (1564-1593) - “бурный гений Возрождения”, первый мыслитель английской сцены, родоначальник английской ренессансной драмы. Биография Марло. Его эпические трагедии “Тамерлан Великий” (1587, в двух частях) и “Трагическая история доктора Фауста” (1588-1589) - трагедия воли и трагедия знания, когда они только средство для достижения господства над миром. Марло - богоборец и атеист. Вера Марло в реальность гуманистических идеалов, в беспредельные возможности свободной личности. Культ индивидуальности. Масштабность философской тематики. Монументальность героев. Мощная эмоциональность, образная возвышенность, магия поэтической речи Марло.

Тема 5. Уильям Шекспир, “человек из Стратфорда”:
биография, характеристика и периодизация творчества

Уильям Шекспир (1564-1616) и “елизаветинская эпоха”: после феодальных распрей, перед буржуазной революцией. Оптимизм эпохи. Время подъема. Путь Шекспира - путь человека из провинции. Индивидуальная особенность дарования Шекспира как сочетание обширной образованности самоучки и невероятного масштаба сознания. Творчество Шекспира (тридцать шесть пьес посмертного сборника “первое фолио” - 1623 г.; поэмы, сто пятьдесят четыре сонета) - художественное воплощение основных проблем и ценностей гуманизма эпохи Возрождения. Основа шекспировского творчества - сложное переплетение греко-римских традиций, элементов театрального искусства средневековья, преданий английской истории, празднично-обрядовой культуры народа с современным мировоззрением. Особая сценичность произведений.

Эволюция Шекспира как мыслителя и гениального художника. Шекспир и “университетские умы”. Периодизация творчества. Основные драматические и лирические жанры произведений Шекспира: историческая хроника, комедия, трагедия, поэма, сонет. Поэтический реализм как творческий метод Шекспира.

Английский театр конца XVI - начала XVII вв.: частная антреприза и товарищество на паях. Театр “Глобус”. Труппа публичного театра. Отсутствие актрис. Актерское искусство и борьба разных школ. Шекспир об актерском искусстве. Шекспир-актер.

Ричард Бербедж (1567-1619) - ведущий актер театра “Глобус”, исполнитель главных ролей в драматургии Шекспира. Комические актеры Ричард Тарльтон, Вильям Кемп, их связь с традицией фарса. Устройство театра, оформление, принципы постановки спектакля. Эпизодная форма английской драмы с быстрой и пестрой сменой мест действия, персонажей.

Исторические хроники Шекспира. Ренессансный юмор его комедий

История Англии со времен короля Джона (Иоанна Безземельного) до правления Генриха VIII (с XIII по XVI вв.) в шекспировской интерпретации. Жанр исторической пьесы-хроники, разные точки зрения на историзм хроник. Шекспир - поэт истории. Заимствования Шекспиром сюжетов, персонажей и текстов. Исторические источники хроник, их жанровое разнообразие. Проблемы феодальных распрей, личности короля и абсолютистской власти, народа, национального достоинства и патриотизма как общесодержательный комплекс идей хроник Шекспира. Исторические тетралогии Шекспира: первая - “Генрих VI” (три части) и “Ричард III”; вторая - “Ричард II” и “Генрих IV” (две части), “Генрих V”.

" Ричард III” (1592/93). Яркая и зловещая, побежденная, но несломленная фигура Ричарда, короля-чудовища. Невероятная сложность обрисовки. Художественный масштаб героя. Привлекательность ужасающей мощи этого монстра. Обаяние зла. Изображение жесточайшей борьбы за власть двух кланов. Атмосфера вражды. Братоубийственная кровь семи претендентов на трон. Образ действий Ричарда - узурпация власти через злодейство - как обычная практика королевских дворов. Совмещение жанра хроники с жанром “кровавой трагедии”. Судьба пьесы в XVIII-XIX вв.

" Генрих IV” (1597/98, две части) и общественно-политическая концепция власти у Шекспира. Движение времени в пьесе как движение от безвременья и кровавого хаоса феодальных распрей к абсолютистской власти и относительному порядку. Образ принца Гарри и проблема личности короля, идеального монарха (король Генрих V). Образ сэра Фальстафа и “фальстафовский фон”. Пушкин о Фальстафе.

Проблематика комедий Шекспира и формы комического. Утверждение свободной человеческой личности, права на выбор любимого и любимой, гуманистическое мироощущение в комедии “Укрощение строптивой” (1593). Фарсовые традиции. Образы женщин эпохи Возрождения, их пренебрежение условностями и фальшью господствующей морали. “Венецианский купец” (1596), образы Антонио и Шейлока и два взгляда на богатство. Пушкин о многогранности характера Шейлока. “Двенадцатая ночь” (1600), веселая насмешка Шекспира над ханжеством и ханжами. Гуманистическое решение проблем любви и дружбы. Образы шутов в комедиях Шекспира. “Сон в летнюю ночь” (1595) - романтика и причудливая фантазия, мир светлых чувств Оберона и Титании, поэзия и радость жизни.

Великие трагедии. Трагическое у Шекспира. Второй период творчества - 1601-1608 - смена праздничного мажорного мироощущения “медоточивого” Шекспира совершенно новым его отношением к действительности. Суровые, мрачные тона, новый масштаб героев, иная природа конфликта в произведениях второго (или трагического) периода. Осознание Шекспиром господства несправедливости во всех сферах жизни, краха всех ценностей гуманизма: “Любовь остывает, слабеет дружба, везде братоубийственная рознь… Наше лучшее время миновало. Ожесточение, предательство, губительные беспорядки будут сопровождать нас до могилы” (Глостер, “Король Лир”) - основа трагического миропонимания Шекспира.

Трагедия “Ромео и Джульетта” (1594) как синтез всей проблематики творчества драматурга первого периода. Торжество ренессансного духа над миром враждующих феодальных кланов Монтекки и Капулетти. Мир новых людей - Ромео, Джульетта, Меркуцио.

Величайшая трилогия - “Гамлет” (1601), “Отелло” (1603), “Король Лир” (1605) - музыка расползающегося времени. “Распалась связь времен”, “век вывихнулся в суставе” - определяющее начало для каждого из этих произведений, для самого Шекспира. Перерастание жестоких семейных драм - братоубийство, женоубийство, отцеубийство - в трагедии, исполненные общечеловеческого философского смысла.

" Гамлет” - трагедия сознания. Тематический полифонизм произведения; герой и вся бездна зла, разлитого в мире. Человек и его время: человек и мирозданье. Сверхъестественное, таинственное у Шекспира. Проблема героя. Внутренние сомнения, колебания, противоречия как новый источник трагического. Гамлет и гамлетизм. Диалектика характера. Вечность гамлетовских вопросов, самого образа Гамлета. Космический масштаб конфликта трагедии - “мириться лучше со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться”. Персонификация зла в трагедии. Выдающиеся актеры - истолкователи роли Гамлета.

" Отелло” - трагедия сердца, ее источник. Авантюрный дух времени. Отелло и Яго - разные грани одного мира. Основа трагедии - “идея обманутой любви и оскорбленной веры в любовь и достоинство женщины” (В. Г. Белинский). Образ Отелло - образ человека эпохи Возрождения. Образ Яго и утверждение в реальности философии цели. Воплощение идеи эгоистического беспредела, прикрытого маской честности и личной преданности. Образ Дездемоны и гуманистический идеал женщины, решительно перешагнувшей сословные и расовые предрассудки своей среды. Выдающиеся актеры - интерпретаторы роли Отелло.

" Король Лир” - трагедия духа. Источники сюжета “величайшей несценичной пьесы”. Сохранение древнего колорита предания у Шекспира; совмещение многих эпох; внесение современности - расслоение и конфликт поколений, принадлежащих разным эпохам. Распад и деградация общества. Индивидуальное своеволие как условие и причина превращения жизни в войну, где каждый против всех. Столкновение внеморальных побуждений и действий одних с гуманистическими, человеческими представлениями других - социально-философская основа трагедии. Персонажи. Превратности судьбы героя и постепенное обретение им духовного прозрения. Двойной сюжет трагедии - Лир и дочери, Глостер и сыновья - как возможность показать разные пути людей через заблуждения, страдания, муки к истине человеческого существования в мире.

Переход Лира-монарха в простое звание человека - “бедное, голое, двуногое существо”. Переход Глостера-вельможи в состояние калеки и бродяги. Трагедия Лира как трагедия общечеловеческая. Пушкинское понимание шекспировской трагедии: “судьба человеческая - судьба народная”. Великие актеры в роли короля Лира.

Трагедия “Макбет” (1606) - трагедия ренессансного честолюбия. Сознание своей вины героем и его попытки обрести утраченную человечность. Образ леди Макбет, ее роль в “душевной плахе” мужа. Макбет - “злодей с душой глубокою и могучею, отчего он вместо отвращения возбуждает участие”; “вы видите в нем человека…” (В. Г. Белинский). Восстание и народная война против Макбета - короля-узурпатора.

Римские истории Шекспира. Политическая трагедия “Юлий Цезарь” (1599). Изображение борьбы между сторонниками централизованной монархической власти и республиканцами. Трагизм судьбы Брута. Слепота народа. Переломный характер трагедии в мироощущении Шекспира. Политическая трагедия “Антоний и Клеопатра” (1607). Изображение любви-страсти как трагически неразрешимого для Антония и Клеопатры сплетения политических расчетов и глубокой искренности чувств, хитрости и непреодолимого влечения друг к другу. Актеры М. Ульянов, Ю. Борисова, В. Лановой в спектакле “Антоний и Клеопатра” (Театр им. Евг. Вахтангова). Политическая трагедия “Кориолан” (1607), изображение конфликта выдающейся личности, полководца и патриция Кориолана с плебейской массой как обоюдной трагедии - и для народа, и для блистательной личности, перешагнувшей общепринятые нормы человечности.

Изменения в миросозерцании Шекспира. Глубокое разочарование в действительности буржуазной: “Я смерть зову, глядеть не в силах боле, Как гибнет в нищете достойный муж, А негодяй живет в красе и холе...” (66-й сонет Шекспира, пер. О. Румера). Последние пьесы Шекспира - третий период творчества (1609-1613) - своего рода побег, эмиграция в страну поэтического вымысла и фантастики. Авантюрные сюжеты, благополучные развязки, благородные герои и раскаявшиеся злодеи: жанровые изменения - романтические драмы - характерные черты произведений: “Цимбелин” (1610), “Зимняя сказка” (1611). Поэтическое завещание Шекспира - “Буря” (1612), пьеса-утопия, где элементы реальности соединяются с фантастикой, магией, духами. Образ волшебника и мага Просперо. Надежды Шекспира на молодое поколение. Судьбы детей в драме последнего периода. Значение Шекспира в истории мирового театра и искусства. Отечественное шекспироведение.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1476; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь