Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 10. Народные истоки русского театра. Театр в XVII и XVIII веках. Стили, виды, жанры
Древнерусский театр. Народные истоки. Театрально-игровые элементы в древнеславянских языческих обрядах. Скоморохи — первые профессиональные актеры. Соединение в их творчестве повествования, драматического действия, музыкального искусства, кукольного представления, игры масок, цирковых номеров. М. Горький о скоморошестве. Отрицательное отношение к искусству скоморохов православной церкви и светской власти (XVII век). Указ 1642 г. о запрете скоморошьих представлений. Устная народная драма. Драмы “Лодка”, “Барин”. Сведения об их представлениях. Дальнейшее формирование в XVII веке русской нации, культуры. Придворный театр европейского типа Алексея Михайловича (1645—1676) в Школьный театр в конце XVII — первой четверти XVIII века. Театр Киевской духовной академии и Славяно-греко-латинской академии в Москве. Симеон Полоцкий (1629—1680) — основатель школьного театра в России. Феофан Прокопович (1681—1736) — создатель школьной драмы XVIII века. Учреждение Петром I первого государственного публичного театра (1702). Постройка Комедиальной хоромины на Красной площади в Москве. Труппа И. Х. Кунста — О. Фюрста, “Русские ребята” в труппе. Репуртуар. Ренессансные черты в эстетике представлений. Закрытие театра в 1706 г. Театр царевны Натальи Алексеевны — первый публичный театр в Санкт-Петербурге (1714—1716). Любительский театр в первой четверти XVIII века. Театры “охочих комедиантов”. Русский классицизм. А. П. Сумароков (1717—1777) — создатель драматургии русского классицизма, репертуара для рождающегося национального театра. Патриотические трагедии Сумарокова. “Димитрий Самозванец”. Театр кадетов, его репертуар, авторы, актеры. Ярославский любительский, затем профессиональный общедоступный городской театр Ф. Г. Волкова (с 1750 г.). Постановки трагедий Сумарокова, школьных драм. Переезд ярославцев в Петербург. Обучение актеров в Сухопутном Шляхетном корпусе под руководством А. П. Сумарокова. Учреждение 30 августа 1756 года первого постоянного государственного публичного театра на основе труппы Волкова. Классицистские спектакли театра. Формирование профессиональной актерской школы. Ф. Г. Волков (1729—1763) — отец русского театра. Диапазон его художественных дарований. Особенности игры Волкова. Участие Волкова в подготовке уличного маскарада “Торжествующая Минерва”. И. А. Дмитревский (1734—1821) — актер и режиссер. Просветительские взгляды И. А. Дмитревского. Педагогическая и организационная деятельность в области театра. Первая постановка комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” (1779) с участием Дмитревского. Я. Д. Шумский (умер в 1812 г.). Другие актеры театра. Сентиментализм и русская “слезная комедия” — М. М. Херасков, В. И. Лукин. Комическая опера и новые театральные жанры в русском театре последней трети XVIII века. В. П. Померанцев (1736—1809), П. А. Плавильщиков (1760—1812), Я. Е. Шушерин (1753—1813), А. М. Крутицкий (1754—1803), С. Н. Сандунов (1756—1820) — театральные знаменитости, крупнейшие актеры эпохи. Екатерина II (1762—1796) и отечественная театральная культура второй половины XVIII века. Театральная жизнь Санкт-Петербурга и Москвы. Учреждение специального комитета для управления театральными зрелищами и музыкой (1783). Открытие Большого Каменного театра в Петербурге. Эрмитажный придворный театр. Принципы оформления спектаклей различных жанров. Театральные художники Д. Валериани и П. Гонзаго. Русские театральные художники. Театральный костюм. Грим. Частные антрепризы К. Книппера в Санкт-Петербурге (Театр на Царицыном Лугу, с 1771 г.); Вольный Российский театр (1779—1783) и М. Медокса в Москве на правах частного Петровского театра (1780—1805). Расцвет крепостного (домового и усадебного) театра на рубеже XVIII—XIX веков. Тема 11. Театр XIX века Исторические условия развития театра первой половины XIX века. Общественный подъем в России первой четверти XIX века. Декабристы, их влияние на драму и театр. Патриотические трагедии В. А. Озерова. Е. С. Семенова (1786—1849) — петербургская актриса. Роли в трагедиях В. А. Озерова. Национальные черты творческого метода. Уроки И. А. Дмитревского, Н. И. Гнедича, формировавшие актрису. Состязание с французской актрисой Жорж и победа Семеновой в роли Аменаиды (“Танкред” Вольтера). Пушкин о Семеновой. А. С. Яковлев (1773—1817) — петербургский актер. Легендарные и исторические герои в традиционном репертуаре: Димитрий Донской, Агамемнон, Орест, Чингиз-хан. Яковлев — первый русский исполнитель ролей Гамлета и Отелло. Привнесение жизненных деталей в роли. Участие в журнальной полемике. Ранний романтизм в творчестве Яковлева. Автобиографический характер творчества. Тяготение Яковлева к мелодраме. Романтические мотивы в роли барона Мейнау (“Ненависть к людям и раскаяние” Коцебу). А. А. Шаховской (1777—1846) — родоначальник русского водевиля, руководитель труппы петербургского театра, режиссер и педагог. Водевиль — один из самых популярных жанров русского театра первой половины XIX века. Его авторы: А. А. Шаховской, А. С. Грибоедов, Н. И. Хмельницкий, А. И. Писарев, Ф. А. Кони, Д. Т. Ленский, В. А. Соллогуб, П. А. Каратыгин. А. С. Грибоедов (1795—1829) и русский комедийный репертуар первой трети XIX века. Первая постановка “лирической исповеди” Грибоедова “Горе от ума” на сценах Большого театра в Санкт-Петербурге и Малого в Москве (1831). А. С. Пушкин (1799—1837) и утверждение “истинного романтизма” в русской драматургии и театре. Пушкин об актерском искусстве. Взгляды Пушкина на драму и театр. Статьи “Мои замечания об русском театре”, «О народной драме и драме “Марфа-Посадница”». Принципы пушкинской театральной эстетики. Драматургический метод Пушкина в “Борисе Годунове”. Новаторский общественно-политический тип трагедии. Образ народа в структуре произведения. Реализм характеров, нравов, исторических событий. Трагизм образа Бориса Годунова. Историчность и художественное обобщение. Введение новых приемов сценической выразительности. Маленькие трагедии” Пушкина как монументальная по смыслу тетралогия. Художественное своеобразие трагедий. Лаконизм выразительных средств. Глубина изучения человеческих страстей. Особенности образов, драматического конфликта, внешнего и внутреннего действия, диалога, монолога, композиции. Поэтический тип драмы. Законы трагедии и лирики. Запрет к постановке “Горя от ума” до 1831 года, “Бориса Годунова” — до 1866 года. Опосредованное воздействие драматургии Грибоедова и Пушкина на эстетику русского театра. Водевильный и мелодраматический репертуар. Открытие в Москве Малого театра (1824). Период реакции после подавления восстания декабристов. Романтизм в русском театре. Романтический метод в драматургии. Особенности конфликта в романтической драме. Поиски положительного героя и романтическое отрицание обыденности. Трагический разрыв между гуманистическими идеалами героя и действительностью. Исключительность характеров романтических героев. Проблема лишнего человека. Поэтические выразительные средства романтической драмы. Философский и исторический пласты драматургии. Маскарад” М. Ю. Лермонтова — лучшее произведение драматургии русского романтизма. Реализация творческого метода романтизма в пьесе. Особенности конфликта, действия, системы образов, жанра. Запрет “Маскарада” к постановке до 1862 года. Романтическое актерское искусство. П. С. Мочалов (1800—1848) — актер Малого театра. Романтизм в творчестве Мочалова. Мочаловский сценический герой. Барон Мейнау (“Ненависть к людям и раскаяние” Коцебу), Фердинанд (“Коварство и любовь” Шиллера), Жорж Жермани (“Тридцать лет, или Жизнь игрока” Дюканжа). Творческий расцвет Мочалова в 1835—1840 годах. Мочалов — Гамлет. Связь роли с общественной атмосферой последекабрьского десятилетия. Особенности перевода трагедии Полевым. В. Г. Белинский об этой роли. Споры о Мочалове. В. А. Каратыгин (1802—1853) — актер Александринского театра. Творческая эволюция от классицистского метода к романтизму. Внешняя подробность исторических деталей. Романтические образы Каратыгина: Фердинанд (“Коварство и любовь” Шиллера), Карл Моор (“Разбойники” Шиллера), Велизарий (“Велизарий” Шенка). Профессиональная разработка ролей, высокое техническое мастерство. Снижение философского смысла ролей Гамлета, Отелло, Лира. В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь, А. А. Григорьев, А. И. Герцен о Каратыгине. Сравнение Каратыгина с Мочаловым, петербургской актерской школы — с московской. Критический реализм в русской драматургии и театре. Значение Н. В. Гоголя в разработке и утверждении его принципов. Взгляды Гоголя на общественную роль театра, его этические задачи. Теория “общественной комедии”. Сатирическая комедия “Ревизор”. Масштаб обобщения в пьесе. Образ России. Социально-психологический смысл “хлестаковщины”. Традиция натуральной школы. Фарсово-гротесковое решение достоверного жизненного материала в комедиях нравов “Женитьба” и “Игроки”. Н. В. Гоголь — теоретик актерского искусства и режиссуры. Гоголь и М. С. Щепкин. М. С. Щепкин (1788—1863) — актер Малого театра, реформатор русской сцены. Разработка и утверждение Щепкиным основных принципов критического реализма в русском актерском искусстве, его борьба за правду жизни в театре, за простоту и естественность приемов воспроизведения жизни на сцене. Близость его творчества натуральной школе русской литературы. Образ “маленького человека” в русской литературе и щепкинские роли: Мошкин, Кузовкин (“Холостяк”, “Нахлебник” Тургенева), Муромский (“Свадьба Кречинского” Сухово-Кобылина). Особенности щепкинских трактовок ролей Фамусова (“Горе от ума” Грибоедова), Городничего (“Ревизор” Гоголя), Утешительного (“Игроки” Гоголя), Гарпагона (“Скупой” Мольера). Традиции М. С. Щепкина — основа русской реалистической актерской школы. М. Н. Ермолова, А. П. Ленский, К. С. Станиславский о Щепкине. А. Е. Мартынов (1816—1860) — актер Александринского театра. Демократические мотивы защиты “маленького человека” в творчестве Мартынова. Индивидуализация комедийных образов. Синичкин (“Лев Гурыч Синичкин” Ленского), Ладыжкин (“Жених из долгового отделения “ Чернышева). Близкая Достоевскому тема “униженных и оскорбленных” в творчестве Мартынова. Глубокая психологическая разработка ролей Подколесина (“Женитьба” Гоголя), Мошкина (“Холостяк” Тургенева), Тихона (“Гроза” Островского). Мольеровские роли Мартынова: Гарпагон (“Скупой”), Жеронт (“Плутни Скапена”). Близость Мартынова к демократическому направлению русской общественной мысли 1850-х гг. В. В. Самойлов (1813—1887) — актер Александринского театра. Острая характерность, создание отточенной, яркой формы ролей. Разработка гримов, костюмов, пластики образов. Использование рисунка при создании роли. Тонкое ощущение авторского стиля. Самойлов — Кречинский (“Свадьба Кречинского” Сухово-Кобылина). Роли в исторической драматургии: Иоанн Грозный, Ришелье, Велизарий. Философская трактовка роли Гамлета. Режиссерская деятельность. Музей-квартира В. В. Самойлова в Санкт-Петербурге. Исторические условия развития театра во второй половине XIX века. Буржуазные реформы начала 1860-х годов. Общественная критика и театр: В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, А. А. Григорьев. Журналы “Современник”, “Отечественные записки” о русской драме и актерах. А. Н. Островский (1823—1886) — реформатор русской драматургии, создатель национального реалистического репертуара, театральный и общественный деятель, публицист и теоретик театра. Диапазон явлений жизни в драматургии Островского. Правдивость в изображении современного русского быта. Развитие Островским традиций общественной комедии, творческих принципов натуральной школы. Периодизация творчества. Жанровое разнообразие пьес — от комедии нравов до социально-психологической драмы, от исторической пьесы до пьесы-сказки. Аналитический характер драматургии Островского. Изображение и обобщение повседневной действительности, типичные характеры и явления. Новаторские художественные средства и драматургические приемы. Характерные образцы драматургии разных периодов: “Свои люди — сочтемся” (1849), “Бедность не порок” (1853), “Доходное место” (1856), “Гроза” (1859), Эволюция русского театра, связанная с утверждением в репертуаре пьес Островского. Новый этап реализма. Малый театр — “Дом Островского”. Развитие идей Островского в драматургии и театре. Актерское искусство в эпоху А. Н. Островского. П. М. Садовский (1818—1872) — актер Малого театра. Творчество Садовского — новый этап в реалистическом актерском искусстве. Развитие принципов М. С. Щепкина. Соотношение быта, нравов и характеров, появление персонажей нового типа. Слияние актера с образом. Индивидуальная характерность в ролях. Создание сценического национального типа. Исполнение 30 ролей в пьесах Островского. Единство эстетики драматурга и актера. Исполнение ролей в пьесах Сухово-Кобылина, Тургенева, Мольера. Династия Садовских на сцене Малого театра. Л. П. Никулина-Косицкая (1827—1868) — актриса Малого театра. Органичность сочетания романтизма и реализма в ролях 1850—1860-х годов на материале русской современной драмы. Женские образы в драматургии Островского, их утверждение на сцене Малого театра. Создание ряда образов под непосредственным руководством драматурга. Воплощение драматургии А. Н. Островского в Александринском театре. П. В. Васильев (1832—1879) — продолжатель мартыновской традиции актерского искусства. Образ “маленького человека”. Роли в комедиях Гоголя. Особенности игры Васильева в пьесах Островского. М. Е. Салтыков-Щедрин (1826—1889) и театр. Сатирическая драматургия Салтыкова-Щедрина: “Смерть Пазухина”, “Тени”. Исторические условия развития театра 1870—1890-х гг. Противоречивый характер театра 1880—1890-х гг. Отмена монополии дирекции императорских театров на устройство публичных спектаклей в столицах (1882). Развитие частных театров. Внутритеатральные реформы. Отмена бенефисов. Назначение заведующих репертуаром, режиссеров. Приглашение художников для оформления отдельных спектаклей. Искусство актеров Малого театра в конце XIX века. Значение Малого театра для демократической общественности. Г. Н. Федотова (1846—1925), ученица Щепкина. Связь ее творчества с общественным подъемом 1860-х годов. Детальная работа Федотовой над ролями. Небытовое решение ролей в пьесах Островского. Роли в шекспировском репертуаре. Участие в первых постановках пьес Г. Ибсена на русской сцене. Режиссерская и педагогическая деятельность Г. Н. Федотовой. М. Н. Ермолова (1853—1928). Связь ее искусства с освободительными идеями. Высокий романтический пафос в образах Жанны Д’Арк (“Орлеанская дева” Шиллера), Лауренсии (“Овечий источник” Лопе де Вега). Ермолова — Мария Стюарт (“Мария Стюарт” Шиллера) в дуэте с Г. Н. Федотовой — Елизаветой. Участие в пьесах Островского. М. Н. Ермолова — “адвокат своих ролей”. Ермолова — первая народная артистка республики (1920). А. П. Ленский (1847—1908). Широта творческого диапазона. Исполнитель главных ролей в русском и зарубежном трагедийном и комедийном репертуаре. Педагогическая и режиссерская деятельность А. П. Ленского. Организация Нового театра (1898). А. И. Сумбатов-Южин (1857—1927). Актер, драматург, теоретик театра, режиссер, педагог, выдающийся театральный организатор и руководитель. Сочетание реализма и романтики в актерском методе Южина — “реалистическом романтизме”. Выступления в драматургии Искусство актеров Александринского театра конца XIX века. Новое поколение актеров 1870—1890-х годов и начала ХХ века. В. Н. Давыдов (1849—1925) — продолжатель традиций Щепкина и Мартынова, крупнейший мастер реалистического актерского искусства. Новаторство Давыдова. Психологический анализ образов. Борьба за образцовый классический и современный репертуар. Давыдов — учитель поколения актеров петербургской сцены. Присуждение почетного звания Народного артиста республики (1922). М. Г. Савина (1854—1915). Творчество актрисы — одна из вершин критического реализма в актерском искусстве. Савина — психологическая актриса нового типа. Изображение социальных типов и индивидуальных характеров современной женщины. Неровный репертуар Савиной. Эволюция творчества. Общественная деятельность Савиной. Организация Российского театрального общества. К. А. Варламов (1849—1915). Сочетание ярчайшей театральности и глубокого психологизма в сатирических, фарсовых, трагикомедийных ролях актера. Значение импровизации в игре. Исключительная популярность Варламова. Разнообразие репертуара: исполнение более тысячи ролей. Варламов — исполнитель комедийных ролей в зарубежной классике. Тема 12. Театр и драматургия Серебряного века (конец XIX — начало ХХ века) Почва, среда, атмосфера Серебряного века. А. П. Чехов (1860—1904) и театр. Начало новой эпохи в драматургии и театре. Эволюция принципов реализма и психологизма драмы и театра XIX века. Глубоко реалистическое отражение нового этапа русской жизни, социальной действительности конца XIX века. Новаторство в драматургии. Сложное сочетание правдоподобия и метафоричности. Внутренняя музыкальность. Проблема жанра чеховских пьес. Идейный мир и художественные особенности пьес “Чайка”, “Дядя Ваня”, “Три сестры”, “Вишневый сад”. Комедии-шутки “Медведь” и “Предложение”. Драматизм и сатиричность в пьесах “Свадьба”, “О вреде табака”. Невозможность традиционного театрального воплощения пьес Чехова. А. П. Чехов о современном ему театре (по письмам, рассказам и пьесам). Восприятие драматургии Чехова его современниками. М. Горький (1868—1936) и театр начала ХХ века. Новый этап в развитии русской драмы. Связь писателя с демократическими и революционными кругами русского общества. Идейные и художественные особенности первых пьес: “Мещане”, “На дне”. Цикл пьес об интеллигенции: “Дачники”, “Дети солнца”, “Варвары”. К. С. Станиславский (1863—1938) и В. И. Немирович-Данченко (1858—1943) — основатели Московского Художественного театра; их искания перед открытием МХТ. Открытие Московского Художественного театра (1898). Постановка пьесы А. К. Толстого “Царь Федор Иоаннович”. Связь творческих принципов нового театра с передовыми идеями в литературе и искусстве. Режиссерская реформа. Работа над созданием спектакля как художественно-целостной системы. Внедрение поэтапного репетиционного процесса. Ориентация на высокохудожественный репертуар. Образное решение сценического пространства. Новый метод решения народных сцен. Создание актерского ансамбля. Этика свободного коллективного служения искусству. В. А. Симов — театральный художник нового типа. Постановки К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко пьес Чехова: “Чайка” (1898), “Дядя Ваня” (1899), “Три сестры” (1901), “Вишневый сад” (1904), “Иванов” (1904). Линия “интуиции и чувства”. Новый тип спектакля. Значение подтекста, сценической атмосферы. Сложность психологического рисунка действия. Методы работы над спектаклями. Общественно-политическая линия в Московском Художественном театре: “Доктор Штокман” (1900) Ибсена; “Мещане”, “На дне” (1902), “Дети солнца” (1905) Горького. Историко-бытовая линия постановок: “Власть тьмы” (1902) Л. Толстого, “Юлий Цезарь” (1903) Шекспира. Первое поколение актеров Художественного театра: М. П. Лилина, О. Л. Книппер-Чехова, К. С. Станиславский, И. М. Москвин, В. И. Качалов, В. Э. Мейерхольд, Л. М. Леонидов, В. В. Лужский, А. Р. Артем, М. М. Тарханов, М. Л. Роксанова, М. Н. Германова. К. С. Станиславский — педагог. Выявление объективных законов творчества актера. Основание К. С. Станиславским и В. Э. Мейерхольдом Экспериментальной студии на Поварской улице (1905). В. Ф. Комиссаржевская (1864—1910) — крупнейшая актриса начала века. Отказ от бытового прочтения ролей, романтическая обобщенность образов, элементы импрессионизма в искусстве актрисы. Комиссаржевская в Александринском театре. Роли Ларисы (“Бесприданница” Островского), Нины Заречной (“Чайка” Чехова), Маргариты (“Фауст” Гете). Театр В. Ф. Комиссаржевской в Пассаже (1904—1906). Программа театра. Современность репертуара. Постановки пьес Горького, европейской новой драмы. Роли Комиссаржевской в ее театре: Варвара Михайловна (“Дачники” Горького), Лиза (“Дети солнца” Горького), Нора (“Кукольный дом” Ибсена). Театр В. Ф. Комиссаржевской на Офицерской улице (1906—1909). Новый тип актрисы и героини русской сцены: Е. Н. Рощина-Инсарова (1863—1971, после революции эмигрировала за границу), В. Л. Юренева (1876—1962). В. Э. Мейерхольд (1874—1940) — выдающийся режиссер отечественного театра ХХ века. Мейерхольд — актер МХТ. Уход из МХТ и поиски своего пути — Товарищество новой драмы. Эксперименты в сфере символистской драмы и театра. Идеи “неподвижного театра”. Новый этап поисков на сцене театра В. Ф. Комиссаржевской на Офицерской улице (1906—1907). Идея “условности, обобщения, символа” и принцип “стилизации” в постановках Мейерхольда. Новые роли Комиссаржевской в “новой драме” — Гедда Габлер (одноименная пьеса Ибсена), сестра Беатриса (одноименная пьеса Метерлинка). Мейерхольд и Комиссаржевская. Мейерхольд и театр-башня Вячеслава Иванова. Символизм в драматургии и театре. Драматургия А. А. Блока (1880—1921). Лирическая трилогия “Балаганчик”, “Незнакомка”, “Король на площади”. Идейный мир пьес. Общественные, философские, литературные, исторические мотивы. Нравственные искания человека 1900—1910-х годов в основе пьес. Блок и символизм. Художественные средства Блока-драматурга. Постановки “Балаганчика” (1906, театр В. Ф. Комиссаржевской), “Балаганчика” и “Незнакомки” (1914, зал Тенишевского училища) Мейерхольдом. Л. Н. Андреев (1871—1919) — “король театра”, один из самых популярных драматургов 1900—1910-х годов. Обращение к философским темам, миру подсознания, предчувствия, психологической дисгармонии. “К звездам”, “Савва”, “Царь Голод” — драмы, запрещенные к исполнению в театре цензурой. Жизнь человека” (1907) в постановке Мейерхольда (театр В. Ф. Комиссаржевской) и Станиславского (МХТ) — значительный этап в развитии символистского театра. Нравственные искания человека и бессмысленность существования, зыбкость человеческого сознания и мощь темных иррациональных сил в “Анатеме” и “Черных масках” — обе в 1909 году. Андреев — художественный руководитель Нового драматического театра в Петербурге (1909—1911). “Дни нашей жизни” в Новом театре. Художественные особенности драматургии Андреева. Театр между двумя революциями (1907—1917). Кризис общественного сознания. Постановки Мейерхольда на сцене Александринского театра: “Дон-Жуан” Мольера (1910), “Гроза” Островского (1916), “Маскарад” Лермонтова (1917). Доктор Дапертутто и журнал “Любовь к трем апельсинам”. Студийные эксперименты Мейерхольда. Студия на Бородинской. На сцене Художественного театра — драмы Л. Н. Андреева; “Синяя птица” М. Метерлинка; “Гамлет” в постановке Г. Крэга, К. С. Станиславского и Л. А. Сулержицкого; “Братья Карамазовы”, “Николай Ставрогин”, “Село Степанчиково и его обитатели” по произведениям Ф. М. Достоевского. Новые черты искусства Художественного театра. Студийные коллективы 1910-х годов. Создание Первой студии Художественного театра (1913). Театральные эксперименты Л. А. Сулержицкого и Е. Б. Вахтангова. Открытие Камерного театра (1914). Творческая программа А. Я. Таирова. Положение в императорских театрах накануне революции. Знаменитые петербургские театры конца XIX — начала ХХ века: Театр литературно-художественного общества (Суворинский, с 1914 — Театр А. С. Суворина) — самая долговременная частная антреприза в Петербурге. Н. Н. Евреинов и спектакли Старинного театра (1907—1908; 1911—1912). Актриса и директриса З. В. Холмская, критик А. Р. Кугель и театр “Кривое зеркало” (1908—1918; с 1910 по 1916 г. главный режиссер Н. Н. Евреинов). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1038; Нарушение авторского права страницы