Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Детское музыкальное творчество



Данилова Л.В.

Быкова Ж.В.

Локтева Н.Ю.

Цепилова И.А.

Игнатьева Д.В.

Порошина Е.Ю.

Жамкова Л.С.

Содержание

От авторов 3

Детское музыкальное творчество 4

Этапы формирования детского музыкального творчества 6

Развитие эмоциональной сферы, как основы формирования
творчества детей 11

Музыкально-творческие игры 13

Методические рекомендации по организации
музыкально-творческих игр 14

Игры на формирование образного мышления и развитие
эмоциональности (творческое восприятие) 16

Игры на развитие музыкальной памяти и способности
к воспроизведению (творческое исполнительство). 37

Игры на формирование навыков совместного
музыкального творчества. 62

Литература. 99

 


От авторов

В данном пособии речь пойдет о возможностях использования музыкально-творческих игр в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста, об особенностях их применения в совместной и в самостоятельной музыкальной деятельности.

Цель пособия помочь музыкальным руководителям и воспитателям детских садов более успешно решать на практике задачи музыкально-эстетического воспитания дошкольников.

В пособие вошли игры на творческое восприятие и творческое исполнительство. Игры предназначены для детей разных возрастных групп.

Авторы искренне надеются, что данное пособие поможет в работе с детьми, разнообразит занятия, побуждая детей к творчеству и приобщая их к прекрасному миру музыки.


Детское музыкальное творчество

Проблема детской одаренности, развитие творческих способностей дошкольников являются актуальными проблемами современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на решение проблем.

Что же касается музыкального творчества, то в дошкольном возрасте наблюдаются лишь минимальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Творчество в музыкальном воспитании предполагает развитие у детей творческого воображения, творческой активности, способности к импровизации в пении, музыкально – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.

 

А для этого необходимы следующие условия:

· достаточное развитие музыкального восприятия.

· определенный объем знаний, умений и навыков в том или ином виде музыкальной деятельности ( чем больше багаж, тем выше могут быть результаты в творчестве детей).

· подбор музыки, которая несет в себе эмоциональную и смысловую нагрузку, вызывает у детей желание двигаться.

· выбор интересного задания, связанного с пением или игрой на музыкальном инструменте.

· создание творческой атмосферы в дошкольном учреждении.

· наличие оригинальных средств обучения, атрибутов.

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности. В процессе детского музыкального восприятия творчество рассматривается как индивидуальное вслушивание, реагирование и понимание музыкального образа ребенком; а в процессе исполнительства — творчество проявляется в интерпретации музыкального образа ребенком и его выражении в разных видах музыкальной деятельности и их продуктах (песне, танце, музыкальной импровизации, музыкальном спектакле и др.).

Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Что бы сориентировать дошкольников в песенном творчестве Н.А.Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизации даже в простейших упражнениях. Кроме пения, детское творчество может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах.

Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность.

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество – владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

 

 

Музыкально-творческие игры

 

Цель данных игр - помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие творческой и разносторонней личности дошкольника.

Это достигается путем решения следующих задач:

· развитие творческого воображения (образных высказываний о
музыке, проявлений творческой активности).

· побуждение детей к выражению своих музыкальных впечатлений в исполнительской и творческой деятельности.

· развитие природной музыкальности детей, способности к спонтанному творческому поведению.

· побуждение дошкольников к различным проявлениям творчества: певческим импровизациям, музыкально-ритмическим движениям, ритмопластике, игре на детских музыкальных инструментах.

· создание предпосылок к формированию творческого мышления.

 

Существует множество классификаций музыкальных игр. В данной работе за основу взята классификация Т. Образцовой:

· игры на формирование образного мышления и развитие эмоциональности (творческое восприятие).

· игры на развитие музыкальной памяти и способности к воспроизведению (творческое исполнительство).

· игры на формирование навыков совместного музыкального творчества.

 

Можно также выделить различные формы игры:

· игра - драматизация (сказка, инсценировка)

· игра - импровизация (самостоятельное варьирование мелодии, ритма, текста)

· игра – ритмизация (хлопки, притопы, ритмическая декламация, использование ударно-шумовых музыкальных инструментов)

· игра – танец (хороводы, пляски)

 

 

Методические рекомендации по организации
музыкально-творческих игр.

 

Игра требует от ребенка самостоятельности в добывании и присвоении знаний о музыкально-творческом процессе, творчества в опоре на фантазию, интуицию, воображение, проявления способности к индивидуальному слышанию и собственной интерпретации музыки.

 

Педагог должен максимально ограничить свое участие в творческом процессе. При затруднениях, возникающих в игре, можно побуждать ребенка к активизации творческого мышления путем наводящих вопросов и создания проблемных ситуаций, помогающих ребенку разработать сюжет и логику развития музыкально-игрового образа.

 

Педагог должен поддерживать творческую инициативу ребенка, создавать ситуацию «жизни ребенка в образе», в ходе которой он сравнивает, соотносит, выбирает и на­ходит то, что наилучшим образом, по его мнению, может выразить именно его слышание и видение того или иного явления.

 

В ходе выполнения игровых заданий педагог должен постоянно давать положительную оценку действиям детей. Так как ситуация успеха является одним из основных методов эмоционального стимулирования, а эмоциональные переживания, связанные с ней, становятся действенными мотивами для успешного их выполнения.

 

Рекомендуется чаще проводить игры, во время которых дети находятся в кругу. Такая форма общения создает ощущение целостности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

 

Слушая музыкальные произведения, которые затем будут включены в музыкально-творческие игры, необходимо использовать:

· метод контрастных сопоставлений, помогающий сравнить музыкальные произведения между собой и сопоставить средства музыкальной выразительности;

· метода моделированиямузыкальных произведенийкарточками «цвет-настроение », знаками-символами, способствующий осознанному восприятию музыки;

· метода эмпатии, дающий возможность глубже прочувствовать различные эмоциональные состояния.

 

Задания на музыкальные импровизации лучше подбирать по принципу контрастных сопоставлений (марш и колыбельная, два разных по характеру марша, два разных по настроению звукоподражания и т. д.). Такие сопоставления заостряют внимание детей на выразительности создаваемых импровизаций, необходимости передать определенное настроение.

 

Песни на небольшой текст можно сочинять тогда, когда дети хорошо его выучат. Для этих заданий подходят считалочки, загадки, пословицы

 

Рекомендуется давать творческие задания в эмоциональной, образной форме, будить фантазию, воображение ребят поэтическими сравнениями, метафорами, использовать сказочные сюжеты. Это раскрепощает детей, заинтересовывает их, уводит от будничности, помогает окрасить импровизации различными чувствами.

 

Рекомендуется использовать наглядность в виде пиктограмм, условных фигурок, изображающих различные позы, фотографии с изображением различных эмоциональных состояний. Это помогает освоить язык жестов, мимики и пантомимики. Такие приобретенные навыки позволяют детям полнее и качественнее проявить себя уже в исполнении танцев.

 

Отсутствие принуждения, поощрение детской инициативы, создание проблемных ситуаций, вариативность методов и приемов, форм организации творческой деятельности выступают важнейшими условиями формирования музыкально - игрового творчества детей.

 


 

Почтальон

Немецкая народная песня

Русский текст М. ЛаписоеойОбработка для фортепиано В. Федорова

 

 

Динь-динь-динь - письмо тебе!

Динь-динь-динь - из Африки!

Динь-динь-динь - со мной пойдёшь!

Динь-динь-динь - письмо найдёшь!

«КТО Я»

Взрослый или кто-то из детей жестом, мимикой, звуком изображают что-то или кого-то. Например, машину, поезд, чайник, дерево, собаку, цыпленка. Детям предлагают отгадать изображенный предмет. После правильного ответа следует спросить, как ребенок догадался и узнал то, что изображалось.

 

«У ЗЕРКАЛА»

Предложите детям ролевые игры у зеркала.

1. Нахмуриться, как:

А) король

Б) ребенок, у которого отняли игрушку

В) человек, скрывающий улыбку

2. Улыбнуться, как:

А) вежливый японец

Б) собака своему хозяину

В) мать младенцу

Г) младенец матери

Д) кот на солнце

3. Сесть как:

А) пчелка на цветке

Б) наказанный Буратино

В) обиженная собака

Г) обезьяна, изображающая вас

Д) поросенок на кактусе

Е) наездник на лошади

Ж) невеста на свадьбе

 

«ИГРА С ПЛАТКОМ»

Предложите ребенку любой из имеющихсяся у вас платков (при желании его можно заменить шарфом). Попросите с помощью платка, движений, мимики изобразить:

1) Бабочку

2) Лису

3) Принцессу

4) Волшебника

5) Бабушку

6) Фокусника

7) Больного с зубной болью.

 

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВАГОНЧИКИ»

Музыкальный руководитель подбирает для игры 6—7 тактов какой-нибудь незнакомой детям песни и дает прослушать. Текст занимает всего 3 такта. Остальные 3—4 такта участники игры должны продолжить, подобрать слова под заданную музыкальную тему.

Дети должны подключить свое воображение, логику и закончить музыкальную строку. Фраза должна быть законченной и по смыслу связанной с последующей, начинающейся с 7—8-го такта, текст которой участники знают.

Игра должна проходить быстро. Руководитель спрашивает всех по очереди. Когда получается красивая, логически выстроенная фраза, ведущий играет мелодию или дает прослушать 3—4 такта следующей фразы, которую участники аналогично первой продолжают. И так до конца произведения.

«ЛЕСЕНКА»

Для детей старше 5 лет.

Музыкальный руководитель подбирает не очень сложные слова. Участники игры должны подобрать к этим словам рифмы. Ведущий объясняет, что количество слогов в слове соответствует количеству звуков музыкального интервала. То есть рифмы должны быть одинаковыми по количеству слогов. Например:

 

Интервал/ Рифмы

 

прима (1 звук)/ мяч (1 слог) вскачь

секунда (2 звука)/ кош-ка (2 слога) ложка

терция (3 звука)/ до-ро-га (3 слога) бер-ло-га

кварта (4 звука)/ мед-ве-жо-нок (4 слога) по-ро-се-нок

 

И так далее: квинта, секста, септима, октава. Потом руководитель усложняет задание следующим образом: называет интервал, проигрывает его на музыкальном инструменте и спрашивает детей по очереди, сколько слов в данном интервале. Так, в секунде получается по две рифмы – мяч и кошка; вскачь и ложка, и т. д. Руководитель поступенно играет гамму, на каждый следующий звук дети называют придуманную рифму и пропевают ее.

 

«ПРИДУМАЙ НОТАМ ИМЕНА»

В игре принимают участие семь человек. Дети придумывают слова, содержащие сочетания, соответствующие семи нотам. Руководитель заранее распределяет между ребятами ноты – и каждый придумывает себе имя, произнося его вслух. В результате должен получиться ряд слов. Например:

 

дорога – река – мишка – фасоль – соль – лягушка – сито

 

Задание можно усложнить: каждый из семи участников придумывает четверостишие на мотив известной песенки с ключевым словом, которое они придумали для своей ноты. Мелодия подбирается руководителем, она не должна быть сложной.

 

«ЗАСТАВЬ КАРТИНУ ЗАПЕТЬ»

Руководитель показывает картины известных художников разных жанров живописи: натюрморт, пейзаж, анималистический (животные), батальный (военные действия), бытовой (картины быта), портрет, марина (море), урбанистический (город).

 

Участники игры выбирают определенный жанр (для всех один) и придумывают мелодию, используя различные музыкальные приемы (стаккато – отрывистое исполнение), ритмы, темпы, лад (минор, мажор). Участники могут пропеть мелодию, записать ее изменение на бумаге, а руководитель потом воспроизведет ее на музыкальном инструменте. Композиция должна быть небольшой, но завершенной, и соответствовать выбранному жанру и настроению, которое отражено художником, но своеобразно воспринято игроком.

Это может быть лирическая мелодия, минор, переходящий в мажор, со сменой темпов и ритмов, отрывистым исполнением, внезапно или постепенно сменяющимся плавным.

Затем руководитель оценивает вместе с участниками каждое сочинение (должны учитываться музыкальные способности и знания участников).

 

Усложненный вариант: дополнительно можно придумать слова к своей мелодии – стихи рифмованные или «белые», либо просто связный текст, соответствующий музыке и картине.

«АПЛОДИСМЕНТЫ»

Музыкальная игра на запоминание прохлопанного ритма.

Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибок его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.

Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе.

Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: «И раз! », «Оле-оле-оле» и т.д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно.

«СТУЧАЛКИ»

В игре участвуют несколько детей.

Один из них, первый, должен придумать и проиграть, то есть попросту простучать или пробренчать какой-либо ритм. Для начала используйте только два тембра. Например, железными палочками исполнитель должен часть рисунка отстучать по деревянной поверхности, а часть – по металлической. При повторении следующий участник может исполнить сначала просто ритм без изменения тембра, а потом как можно точнее проиграть с использованием тех же самых предметов и тембров тот же самый ритм с «перебивкой» тембра в тех же местах.

 

«ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ»

Для игры нужно наполнить водой 3-5 стеклянных стаканов, чтобы каждый «зазвучал» по- своему. Играющие должны запомнить не просто тембры, но и высоту звучания каждого из стаканов. Повторите заданный ритм, ударяя по стаканам металлической палочкой, по возможности передавая высоту звуков.

«ЗАИНЬКА СЕРЕНЬКИЙ»

Педагог произносит текст:

Заинька, серенький в гости пошел,

Заинька, серенький ложки нашел (берет деревянные ложки.)

Ложки нашел да к дому подошел.

Тук, тук, тук.

Ребенок: Кто там?

Взрослый: Я, зайка, серый попрыгайка, а ты кто?

Ребенок: А я волчишка, серый бочишка.

(ребенок может назваться и лисичкой, и лягушкой, и мышонком)

Взрослый: Ты, волчишка, серый бочишка, выходи

Да смело в ложки постучи!

Ребенок выстукивает на ложках любой ритмический рисунок. Взрослый хлопает в ладоши, или играет на каком – либо инструменте, сопровождая ритмическую импровизацию ребенка.

«ВЕСЕЛЫЙ БУБЕН»

Дети встают в круг и передают друг другу бубен под слова:

Побежал веселый бубен

Быстро – по рукам,

У кого веселый бубен,

Тот сейчас сыграет нам!

Ребенок, у которого на окончание текста оказался бубен, играет на нем плясовую, а все дети произвольно танцуют

.

«ВЕСЕЛЫЙ МЯЧИК»

Дети встают в круг. Они по кругу передают мяч друг другу.

Хором. Ты катись, веселый мячик,

Быстро – быстро по рукам,

У кого веселый мячик,

Тот сейчас станцует нам!

Ребенок, у которого остался мячик, выходит в центр круга и танцует, остальные дети хлопают в ладоши.

 

«РОВНЫМ КРУГОМ»

Дети, взявшись за руки, идут по кругу под песню:

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за рядом ряд.

Все, что гномик нам покажет,

Будем дружно повторять!

Один ребенок – гномик движется внутри круга противоходом. С окончанием пения он показывает любые движения, а дети повторяют.

 

 

«ИГРА С МАШИНОЙ»

Взрослый предлагает ребенку поиграть с автомобилем. Ребенок возит его и гудит: «Би, би, би! » Взрослый дает малышу разные по величине машины, предлагает показать, как гудит большая и маленькая машина, повторяет наиболее удачные сочетания звуков, отличающихся по высоте.

 

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО»

Играющим раздаются карточки с изображением 2-3 картинок (на картинках могут быть нарисованы: зайка, белка, цыпленок, машина, картины природы и т.д.). Картинки дубликаты находятся у ведущего.

Ход игры. Ребенок, выбравший одну, две карточки, должен сочинить по содержанию картинки песню на заданный текст из одной, двух, трех строчек.

Ведущий: «Рыжий маленький зверек

По деревьям прыг да скок»

Ребенок, у которого на карточке оказался рисунок белочки, пробует сочинить попевку, после чего получает от ведущего карточку-дубликат и закрывает на карточке белочку. Затем ведущий читает следующий текст на новой картинке, игра продолжается. Если же у ребенка не получилось ни мелодии, ни ритма, ведущий оставляет картинку-дубликат у себя, а игра продолжается дальше.

«ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ»

Педагог (вносит игрушку (Петрушку из кукольного те­атра) и обыгрывает ее появление).

Здравствуйте, детишки, Девчонки, мальчишки, Маленькие и большие, Пухленькие и худые! Всех сегодня я видеть рад, Вашу группу, детский сад! Я — веселая игрушка, А зовут меня Петрушка!

А вас как зовут? Ой, не слышу, ну-ка громко, все вместе! Ой, тем более не слышу, вернее, не понимаю. Давайте по очереди познакомимся: я буду представляться, а потом вы. Только к имени своему надо еще какое-нибудь словечко при­думать, а то будет две Иры, как же я их отличать буду? Ко всем детям по очереди подойду, только вы друг друга тоже внимательно слушайте, да не повторяйтесь.

Я Петрушка-игрушка! А ты кто? Не стесняйся, если что, мы с ребятами поможем тебе.

1- й ребенок. Маринка-мандаринка!

Педагог. Молодец! Петрушка-игрушка! А ты кто?

2- й ребенок. Ваня...

Педагог. Давай скажем — Ванюшка, ну придумай даль­ше сам.

2-й ребенок. Ванюшка-хлопушка!

Педагог. Молодец! Петрушка-игрушка! А ты кто?

3- й ребенок. Лариска-сосиска! (И т. д.)

Педагог. Молодцы, ребята, а теперь научите меня, как прохлопать мое имя, а то я не умею. {Дети показывают на примере своих имен.)

 

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Педагог показывает детям «чудесный мешочек», в который спрятались карточки-слова: «Ребята я буду называть слово, вам нужно рифму подобрать — слово подходящее, почти так же звучащее. Только друг друга не перебивайте, если что не так — друг другу помогайте! »

Педагог вытаскивает слова из «чудесного мешочка», назы­вает их, а дети придумывают рифму. Например (простой ва­риант):

Печка — свечка.

Галка — палка — скакалка.

Лесенка — песенка.

Картинка — корзинка. (И т. п.)

Усложнение. Лег Петрушка на... (подушку)

Утром встал и съел... (ватрушку, лягушку и т.п.)

У Петрушки есть... (игрушки, подружки)

И они все... (хохотушки, веселушки, по­

прыгушки) и т. п.

Подбери пару рифмующихся слов (усложнение):

снежок, плот, рост, мост, лужок, флот, песок, гладко, кар­тина, сладко, машина, лесок.

«СОЧИНИ ПЕСНЮ»

Детям предлагается текст для импровизаций. Они запоминают его наизусть. Взрослый сначала может пропеть свой вариант сочинения, но затем просит детей искать свои. Следует разобрать предварительно содержание текста, чтобы подбор необходимых интонаций отличался осмысленностью.

 

Марш

Кто шагает ряд за рядом?

Это мы идем отрядом.

 

Осенью

Улетают птицы вдаль.

Расставаться с ними жаль.

 

Плясовая

Я притопну каблучком,

Я махну платочком,

Полечу я ветерком,

Закружусь листочком.

 

Грустная песенка

Дождик льет как из ведра,

Загрустила детвора.

 

«ТВОЙ ТЕПЕРЬ ЧЕРЕД»

Дети стоят по кругу. Водящий выходит в центр. Все поют и хлопают в ладоши.

Кто сейчас из круга выйдет,

Кто из вас шагнет вперед?

Эй, дружок, танцуй со мною,

Твой теперь черед!

 

Водящий бежит по кругу и выбирает себе партнера.

На повторение мелодии без текста водящий танцует перед партнером, придумывая различные танцевальные движения. Водящий со своим партнером кружатся поскоками, игра повторяется с новым водящим.

 

«ПРИДУМАЙ И ПОВТОРИ»

Приготовьте два стола с одинаковыми музыкальными инструментами. Приглашаются двое детей. Они подходят к столам и встают спиной друг к другу. Один придумывает свой ритм и исполняет его на любом инструменте. Другой должен повторить на таком же инструменте тот же ритм.

 

«ТАИНСТВЕННОЕ РОНДО»

Это спонтанная импровизированная игра на шумовых инструментах. Перед началом игры дети рассаживаются «кучкой» на полу, а педагог накрывает их легкой тканью. Педагог декламирует первые две строчки стихотворения, дети добавляют остальные - игра начинается.

 

Педагог: Здравствуй, тот, кто в темноте,

В темной, темной комнате.

 

Дети: В уголке не дрожи,

О себе расскажи.

 

Затем один из детей выползает из-под ткани, берет в условленном месте на ощупь любой шумовой инструмент и играет на нем импровизацию - рассказ о себе, затем называет свое имя и присоединяется к педагогу. Игра повторяется сначала, пока не останется под тканью один ребенок.

 

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ ПЕРЕПЛЯС»

Звучит фонограмма любой польки. Под первую часть музыки дети легко бегут по кругу. В конце нее педагог говорит: «Танцуют те, у кого в одежде есть синее! » или «Танцуют те, у кого белые банты, зеленые шорты» и т.д. Дети, у которых есть в одежде названные цвета, выходят в центр круга и свободно пляшут.

 

«БЕГ ТЕНЕЙ»

Это импровизированный теневой театр. Два педагога держат кусок белой материи (простыня), сзади которой установлена достаточно яркая лампа. Все дети располагаются перед «экраном» и по очереди импровизированно двигаются под музыку в пространстве между тканью и лампой, представляя зрителям, что захотят.

 

«ЗВУК И ТИШИНА»

Дети стоят или сидят на полу в произвольном порядке. У каждого в руках какой-нибудь шумовой инструмент. На первую часть музыки (любая полька) дети ритмично подыгрывают на своих инструментах. В конце части педагог неожиданно делает паузу. Дети поднимают руки вверх – пауза и тишина, во время которой инструменты не должны издавать ни каких звуков. За тем воспитатель кидает мячик одному из детей. Ребенок – солист играет под вторую часть музыки на своем инструменте импровизацию, все слушают

.

Вариант с движением: все двигаются, импровизируя движения под музыку, на паузу замирают. Тот, в кого попадет мячик, танцует соло с мячом. Игра повторяется с самого начала (с мячом в общей части двигается бывший солист, который в конце первой части бросает мяч другому ребенку).

 

«КОМПОЗИТОР»

Игровой материал. Набор дет­ских музыкальных инструментов, ударных и звуковысотных, из кото­рых ребенок сам выбирает нужные для практического воплощения своего художественного замысла.

 

Ход игры. Игра проводится с каждым ребенком индивидуально. Ход игры строится по образцу твор­ческого процесса. Ребенку предла­гается исходная задача: передать в инструментальном воплощении один из понравившихся сюжетов, предложенных педагогом. Сюжет ребенок может выбрать сам или да­же придумать. Для активизации ас­социативного мышления и фанта­зии ребенка сюжет должен иметь программный подзаголовок: «В гос­тях у героев любимых сказок», «Ве­сеннее пробуждение природы», «Гроза» и.т. д. После выбора сюжета ребенок самостоятельно (или с по­мощью педагога) размышляет о

ло­гике его построения и разрабатыва­ет последовательность развития. Да­лее он выбирает средства вырази­тельности и приемы, с помощью ко­торых хотел бы воплотить задуман­ный музыкально-игровой образ, и музыкальные инструменты для во­площения своего художественного замысла, а затем оформляет резуль­таты творческого процесса в импро­визации на музыкальных инстру­ментах. Таким образом, в результате музыкально-творческой игры ребе­нок «проживает» творческий про­цесс, начиная с рождения замысла до реального его воплощения.

«ВЕСЕННЯЯ ТЕЛЕГРАММА»

Вначале игра может проводиться как ритмическое «эхо»: дети повторяют за педагогом ритмический рисунок каждой второй строки на палочках с речевой поддержкой. Затем постепенно надо предлагать детям «послать свою телеграмму», т.е. импровизировать ритмический рисунок.

Дятел сел на толстый сук

Тук да тук.

Всем друзьям своим на юг

Тук да тук.

Телеграммы срочно шлет

Туки – туки –тук,

Что весна уже идет

Туки – туки – тук,

Что растаял снег вокруг

Туки – тук, туки – тук,

Что подснежники вокруг

Туки – тук, туки – тук.

Дятел зиму зимовал

Тук да тук,

В жарких странах не бывал

Тук да тук.

Все: и понятно, почему –

Скучно дятлу одному.

 

«ПОЗОВИ МУЗЫКОЙ»

Дети садятся с инструментами в круг, один стул остается свободным. Тот ребенок, слева от которого оказывается пустой стул, пытается взглядом и игрой на своем инструменте переманить кого - нибудь к себе из группы. Между этими двумя участниками может возникнуть музыкально – пантомимический диалог. Тот, кого зовут, может отказаться переходить, тогда ребенок обращается к другому.

 

Вариант: на пустом стуле лежит какой - нибудь инструмент, тогда ребенок, кого переманили, оставляет свой инструмент на стуле.

 

«СКАЗОЧНОЕ ЗАКЛИНАНИЕ»

Море волнуется раз

Море волнуется два

Море волнуется три

Морская фигура, замри!

Поиграйте с ребенком в игру. Пусть он представит, что эти слова - сказочное заклинание. Необходимо произнести его на разные лады, то громким голосом, как злодей, то печально и жалобно, как козленочек из сказки, то пропищать тоненько, как мышонок. То есть использовать разные интонации. Произнести можно завывающим, стонущим, хохочущим, рыдающим голосами. Можно покартавить, сказать в нос. Определите, от имени какого персонажа сказочное заклинание звучало выразительнее и интереснее.

 

 

«КУКОЛЬНЫЙ ВАЛЬС»

Для сопровождения на фортепиано рекомендуем взять «Вальс» С. Майкопара, который подходит для данного образа. Скажите детям, что сейчас они должны будут покружиться вокруг себя и превратиться в кукол, которые будут танцевать вальс. Поговорите с ними о том, что куклы немного неуклюжи, они не могут делать плавных движений и т.п.

Во время импровизации на 1-ю часть музыки дети двигаются индивидуально, стоя врассыпную. По команде педагога на 2-ю часть каждый находит себе пару, и они пробуют импровизировать танец вдвоем. Реприза танца выполняется тоже по одному – дети закрепляют и более осознанно используют уже найденные движения.

 

«ДЕРЕВЯННЫЕ РАЗГОВОРЫ»

Предложите двум детям взять по инструменту (например, ложки и ксилофон, рубель и коробочка, две разных по звуку коробочки) и «поговорить» друг с другом. Можно сделать это задание образным представив, что это разговор лошадки и кузнечика (ложки с ксилофоном); собаки и белочки (рубель с коробочкой); разговор двух дятлов (две коробочки). Чтобы диалог приобрел для детей жизненную конкретность, спросите их, о чем могла бы белочка разговаривать с собакой, сидя высоко на ветке, и что собака могла бы ей отвечать.

«КТО ЖИВЕТ В ЛЕСУ»

Дети встают в круг. Педагог загадывает загадки про зверей. Угадывая зверя, называ­ют его хором, показывают его повадки, походку.

 

1.В берлоге зимой надоело храпеть,

Весною голодный проснулся... (медведь).

Он ходит по лесу, еду себе ищет (дети изобра­жают медведя),

Грибы, корни, ягоды – мишкина пища.

 

2.Он по лесу скачет, за лето подрос.

Совсем неприметный коротенький хвост.

Но уши гораздо, гораздо длинней,

Видны из-за тонких еловых ветвей!

Кто зверь этот? Дружно, ребята, скажите! (Заяц.)

Как прыгает он - вы сейчас покажите! (Дети скачут.)

 

3.Ходит хитрая плутовка,

Заметая путь свой ловко –

Рыжим хвостиком вильнёт

И за кустик повернёт.

Далеко живёт в лесах

Ярко-рыжая... (лиса).

Эй, ребята, поспешите, мне лисицу покажите! (Дети изображают лису.)

4.Похож на собаку, но он не собака,

Хоть был он не раз и с собакою в драке,

Он ищет добычу всю ночь напролёт. (Волк.)

Как песни свои он протяжно поёт? (Дети ими­тируют волчий вой.)

 

5.Этот рыжий акробат

И грибку, и шишке рад!

Скачет с веток быстрой стрелкой.

Этот зверь зовётся... (белкой).

Молодцы, хвалю я всех!

Как грызёт она орех? (Дети показывают быс­трые движения белки.)

6.Этот зверь плотины строит,

Под водой рыбёшку ловит,

Служит хвост большим веслом –

Как зверюшке повезло!

Осторожны и мудры,

В речке плавают... (бобры). (Дети показывают, как бобёр плавает.)

7.Самый маленький зверёк

В норку крошки поволок.

Там он прячется в лесу,

Так боится он лису,

Волка, филина, ежа...

Ходит ночью, чуть дыша.

Голосок и тих, и тонок.

Где ты, маленький... (мышонок). (Дети изобра­жают мышонка.)

 

8.Колючий и круглый,

На кактус похож Лесной обитатель,

Таинственный... (ёж).

Ночами, когда ты в кровати уснёшь,

Выходит охотиться маленький... (ёж). (Дети изображают ежа.)

 

9. Без рук и без ног, как живая верёвка,

Ползёт по земле и охотится ловко,

Красивая, только весьма ядовита!

Её не пугай и не бей ты сердито. (Змея.)

Покажем, ребята, руками змею,

Но к ней приближаться я вам не велю! (Дети волнообразными движениями рук показывают, как ползёт змея.)

«МЕДВЕДЬ»

Мелодия русской народной песни «Ах вы, сени»

 

Ах ты, мишка, медведь!

Что ты вздумал реветь?

Не лежи на боку,

Мы разгоним тоску.

 

Запевай веселей,

Мишка, ног не жалей.

Вот так, ещё раз,

Научи-ка ты нас

.

В центре круга спит «медведь».

Вступление. Дети, крадучись, становятся и об­разуют круг.

1-й куплет. Дети идут по кругу «цепочкой», а «мишка» спит.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 6558; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.247 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь