Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Игры на формирование навыков совместного музыкального творчества.



Задачи:

· развивать навыки общения, сопереживания, доброжелательности, взаимоуважения;

· развивать речевую активность у детей, коммуникабельность;

· развивать коммуникативность;

· формировать умение ориентироваться в пространстве;

· развивать эмоциональный отклик, желание участвовать в игре, беря на себя какую-либо роль.

«ИНТЕРПРЕТАЦИЯ»

Рассчитана на возраст игроков от 6 лет. Дети распределяются по 6 человек в команде. Каждая придумывает себе название, связанное с музыкой, назначает капитана, который выбирает одно из предложенных заданий.

 

Задание представляет собой текст известной песни, детской или современной эстрадной. Команда должна переделать выбранную песню, интерпретировать по-своему: полностью или частично изменить текст и соответствующим образом – название. Кроме того, предлагается определенная тема для песни (детский сад, дружба, добро, искусство, природа и т.д.). Темп песни может быть различным.

 

Задание исполняется всей командой, хором, при этом капитан выступает в роли дирижера. Команда может выбрать солиста. Здесь детям предоставляется творческая свобода, возможность пофантазировать, показать свои актерские способности, обыграть песню в виде небольшой сценки.

Руководитель и выбранные из ребят члены жюри оценивают обе команды.

«АНСАМБЛЬ»

Участники игры делятся на группы по 5 человек, команд может быть и больше. На специальные колышки различной высоты помещают несколько эмалированных кастрюль, имеющих разный объем и перевернутых дном вверх. Каждая команда придумывает себе название и определяет « солиста».

«Солисты» выбирают по жребию 1-2 отрывка из известных песен, группам дается некоторое время для подготовки и репетиции.

Задача каждой команды – во время пения «солиста» подыгрывать ему на своих инструментах таким образом, чтобы получилась хорошо сложенная песенка.

 

«ГРОЗА»

Прежде чем разыграть такую музыкальную картинку, нужно предварительно, еще при первом знакомстве с соответствующими инструментами. Наводить детей на мысль о возможности использования их для подражания дождю, грому, ветру, молнии. Будем задавать им вопросы: «На что похоже звучание этого инструмента? Что можно изобразить с его помощью? А на каком инструменте изобразить капельки дождя? »

Сначала попробуем изобразить дождь, который начинается с резких капель (играть тихо на треугольнике), входит в силу и постепенно прекращается.

Затем находим, как сделать порыв ветра (маракасы, погремушки), молнию (удар металлическими палочками по тарелкам), раскаты грома (барабан) и т.д.

 

«ТАНЦУЮЩИЕ ТЕНИ»

Группа детей делится на две команды по 5 человек. Каждая команда придумывает себе название и выбирает капитана.

Командам дается некоторое время – и включается ритмичная музыка, а дети должны придумать небольшой танец со сложными движениями.

Этот танец в дальнейшем должен исполнить сам капитан команды, повернувшись лицом к другой команде. А команде противников необходимо без ошибок и запинок повторить все движения в точности.

Далее, наоборот, капитан другой команды исполняет свой танец, а другая должна повторить его в точности.

 

«ДОМАШНИЙ ОРКЕСТР»

Игроков должно быть не меньше 3 человек, из которых один – ведущий.

Сначала необходимо выбрать основной музыкальный фон, в качестве которого может выступать любая веселая песенка или легко запоминающаяся народная мелодия. Теперь нужно несколько простых музыкальных инструментов: маракасы, треугольник, барабан и т.д.

Задачей каждого «музыканта» - дополнять общий мелодический рисунок звучанием своего инструмента. Но не в хаотичном порядке, а по сильным долям, которые определит ведущий. При этом каждому участнику игры нужно по возможности стараться органично вписываться в общий ритм и темп, ориентируясь не только на ведущего, но и на остальных участников – музыкантов.

 

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЬЕСА»

Нужно выбрать сказку или отрывок из какой-нибудь сказки, можно сочинить ее самостоятельно. Для начала в ней могут быть 2-3 персонажа, постепенно, по мере усложнения сюжета, число участников можно увеличить.

Главное содержание игры – разыграть сюжет целой сказки или отрывка, используя музыкальные инструменты и пантомиму, которые лучше всего подходят для имитации звуков, представленных в сказке.

Например. Утро в летнем сосновом лесу (шум леса), проснулись птицы, насекомые: кузнечики, жуки, стрекозы – для имитации используются трещотки, свистульки… проснулись цветы на лугу; вот проснулся в своей берлоге медведь, встал и пошел по лесу. Пробежали зайчики через поляну – скок, скок… И так можно продолжить – в зависимости от фантазии игроков.

Между ребятами распределяются роли, причем каждый может играть не одну, а несколько ролей. Важно также, чтобы сами участники выбрали инструменты, на которых они будут играть.

Сначала сценарий нужно прочитать вслух, чтобы у участников сложилась общая картина.

 

«ТВОРЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ »

Руководитель задает детям различную музыку: вальс, марш, полька. На музыку вальса дети придумывают легкие плавные движения, изображая бабочек, птиц, стрекоз и т.д. На музыку марша дети придумывают различные общеразвивающие упражнения: приседы, наклоны: изображают солдатиков, гимнастов и т.д. На музыку польки дети прыгают, бегают, изображая зайчиков, лисичек, белочек и т.д.

Лучшую творческую импровизацию руководитель отмечает и показывает всем.

 

«МАГАЗИН ИГРУШЕК»

Дети идут по кругу со словами:

Динь – динь – динь,

Динь – динь – динь,

Открываем магазин!

Заходите, заходите,

Выбирайте, что хотите.

Руководитель (продавец) спрашивает покупателя (ребенка), что он хочет купить. Покупатель отвечает: «Куклу». Продавец говорит: «Заходите, заходите, выбирайте, что хотите! » В это время все дети изображают кукол. Покупатель выбирает ту куклу, которая ему больше всех понравилась. Кого выбрали, тот становится покупателем, а прежний покупатель встает в круг.

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ»

Дети составляют фрагменты – сцены из мультфильмов и сказок («Колобок», «Репка», «Снегурочка», «Кот в сапогах», «Кот Леопольд» и др.). Выбранный водящий должен угадать, из какой сказки или мультфильма сказочные персонажи, представленные в застывших фигурах.

 

«КОНКУРС ПАНТОМИМЫ»

Мимикой и жестами передать содержание песни о зиме, о Новом годе: «Маленькой елочке холодно зимой….», «Расскажи Снегурочка где была….», «Где-то на белом свете….», «У леса на опушке, жила зима в избушке…», «Ой, мороз, мороз, не морозь меня…», и др.

 

«ПРИГЛАШЕНИЕ »

Дети сидят вдоль стены зала. Два мальчика стоят в центре зала. Звучит музыка «приглашения». Мальчики подходят к девочкам, приглашают их на танец, и две пары выходят в центр зала. Звучит музыка «танца» (р.н.м. по выбору педагога), дети танцоры слушают начало, шепотом договариваются, как они будут танцевать, затем исполняют свой вариант танца. Педагог поясняет, что движения танца нельзя повторять. Если обе пары танцуют одинаково, то музыка прерывается, затем звучит другая музыка танца, и дети снова пробуют танцевать. Дети – зрители внимательно смотрят и по окончании танца выбирают лучшую пару. Проигравшей паре аплодируют, она раскланивается и садится на место. Выигравшая пара прощается поклоном, звучит музыка «приглашения», мальчик приглашает другую девочку, а девочка приглашает другого мальчика из числа зрителей. Снова выходят две пары. Игра повторяется.

 

«ВЕСЕЛЫЙ СТАРИЧОК »

Предложите детям исполнить в «посудном оркестре» аккомпанемент к стихотворению:

Жил на свете старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

1 группа: ха –ха –ха (бубенцы)

Да хе – хе – хе, (ладонью по кастрюле)

2 группа: хи – хи – хи (самодельные бубенцы)

Да бух – бух, (палочкой по крышке)

3 группа: бу – бу – бу (двумя крышками друг о друга)

Да бе – бе – бе (треугольник)

4группа: динь – динь – динь (колокольчик)

Все: да трюх – трюх (стукнуть по всему что есть)

Попробуйте театрализовать это стихотворение: пусть дети поищут разные смешные интонации, сочетая их с забавной мимикой. Они могут сами придумать варианты исполнения «хохотальных слогов». Можно вставить звуковые импровизации между двустишиями: дети произвольно играют на инструментах ровно столько по времени, сколько декламировался текст.

 

«ВОЛШЕБНЫЕ ТАНЦЫ»

Взрослый объявляет разные танцы, после чего звучит неболь­шой фрагмент фонограммы, де­ти (можно вместе с педагогом) свободно танцуют.

 

Мы играем, не скучаем,

Русский танец начинаем!

 

А сейчас звучит для вас

Новогодний, зимний вальс!

 

Ох, веселье, да и только!

Зазвучала громко полька!

 

Мы нисколько не устали,

Мы танцуем в ритме танго!

 

Выходи вразвалочку,

Спляшем под «цыганочку»!

 

Нежно музыка поёт,

Заводите хоровод.

 

Постарайтесь хорошенько,

Заиграла «Летка - енька»!

 

Чтобы дети не утомились, можно поделить плясунов на две подгруппы, сначала танцу­ет одна подгруппа, а вторую половину игры - другая или по­очерёдно, как бы соревнуясь.

 

« ЗДРАВСТВУЙ, ДЕДУШКА МОРОЗ »

Выбирается Дед Мороз.

Дети подходят к «Деду Моро­зу», кланяются ему и произно­сят (или напевают) слова:

Здравствуй, Дедушка Мороз,

Бородою ты оброс!

 

Дед Мороз: Здравствуйте, детки,

Сладкие (вкусные, кислые и т. п.) конфетки.

Где вы были?

 

Дети: Мы не скажем!

А что делали, покажем.

Договорившись между собой, дети показывают «Деду Морозу» какое-нибудь движение. Дед Мо­роз пытается отгадать. Например, дети изоб­ражают игру на балалайке.

Когда «Дед Мороз» называет правильный ответ, дети разбе­гаются, и он пытается кого-ли­бо поймать. Пойманный ребенок становится «Дедом Морозом», к нему опять подходят дети, кланяются, и иг­ра повторяется снова.

 

«ТАНЦУЮЩИЕ ЗВУКИ»

Дети должныпередать характер музыкаль­ного произведения и отдельных его частей с по­мощью танцевальных и пластических движений.

 

Педагог спрашивает у детей, что та­кое балет. Дети отвечают, что это музыкальный спектакль, в котором артисты не разговаривают друг с другом, а передают свои чувства с помощью выразительной пластики. Педагог предлагает по­играть «в балет ». Каждый участник игры должен придумать свой танец и рассказать движениями о той музыке, которая ему больше понравилась.

Затем игру можно усложнить. Предло­жите детям, стоящим в кругу, «поигратъ» линиями звука, предста­вив, будто они танцуют. Солист начинает двигаться, голосом пропевая любые затейливые узо­ры и изгибы, рукой и телом ста­раясь танцевать то, что он поет. Эта игра похожа на эстафету: станцевав свой танец, солист пе­редаст очередь другому ребенку. Жела­тельно, чтобы движение не пре­рывалось, и на смену одному тан­цующему в круг сразу же выхо­дил другой. Дети могут попробо­вать зарисовать после движения каждый свою линию на листе.

 

«СИДИТ ОЛЕНЬ»

 

Сидит олень под кустичком, под ракитовым.

Тепло ли тебе, лень, студено ли тебе, лень.

Мне не так тепло, мне не так студено.

Приоденьте меня, призакутайте меня.

Со девушки вянок,

Со молодушки платок.

Со старой старушки кокошничек.

Поезжай, куда хошь, хоть в баню под порог.

Чтобы черт не уволок.

 

Выбирается ведущий («олень»). Участники отда­ют ему свои фанты: платочки, опоя сочки, бусы. Затем выбирают «думных бояр» (двух-трех человек), которые садятся спиной к ведущему. Ведущий выта­скивает и показывает остальным играющим любой фант и задаст вопрос «Что этому фанту делать? » Бо­яре назначают владельцу фанта испытание (спеть песенку, станцевать или загадку загадать и т. д.), пройдя которое, он получает свой фант обратно.

 

«КАРАНДАШИ ДЕДА МОРОЗА»

Педагог с кем-нибудь из детей читает стихотворение.

Педагог:

Не рисовал ни я, ни ты -

Откуда ж на окне цветы?

 

Ребенок:

Пока я спал, пока он спал,

Их Дед Мороз нарисовал!

На окне старик Мороз

Льдинкой росписи нанес!

(Г. Ладонщиков)

 

Педагог предлагает детям, ис­пользуя «ледяные» палочки, тоже по­пробовать рисовать снежные узо­ры, как Дед Мороз.

Дети стоят в крyгу, у каждого в ру­ках по две серебряные палочки - карандаши Дёда Мороза.

На первую часть музыки все бегут друг за другом по кругу, рит­мично поднимая и опуская палоч­ки.

На вторую часть останавлива­ются лицом в круг и выполняют различные движения палочками - рисуют, стучат ими, ударяют легко по коленям, по полу, трут между ладошками, катают по полу и т.п.

Затем каждый ребе­нок делает любой узор из своих двух палочек, положив их произволь­но на полу перед собой (без музыки). Когда все узоры готовы, дети под музыку, стоя на месте, рассматривают их, хло­пают в ладоши и на ко­нец музыки снова берут палочки.

Игра повторяется сначала, но теперь де­ти составляют узор вдвоем из четы­рех палочек и вчетвером - из вось­ми. С ребятами, имеющими опыт совместной коллективной работы, можно попробовать сделать узор группой из восьми человек. Педагог следит, чтобы дети не толпились, а терпеливо дожидались своей очере­ди, чтобы красиво положили свою палочку в общий узор.

Не обязательно узор должен быть похож на что-то определенное: сне­жинку или солнышко. Замечатель­ные фантастические и причудли­вые узоры получаются, если класть палочки произвольно и постепен­но одна после другой. В конце игры педагог и дети рассматривают боль­шие красивые узоры и под музыку аплодируют художникам.

«ДИРИЖЕР»

Приготовьте три контра­стных по звучанию музыкальных инструмента.

Количество участников может быть от че­тырех до десяти.

 

Трое участников ис­полняют роли музыкантов, четвер­тый - дирижер, все остальные - зрители. Начало и окончание игры дирижер обозначает взмахом руки (вверх - начало, вниз - окончание). Дирижер побуждает музыкантов (вместе или по очереди) играть в соответствии с его жестами. Когда исполнители закончат музициро­вание, в игру вступает другая чет­верка.

 

В процессе игры ребенок - дирижер не должен давать никаких сло­весных указаний. К творческому музицированию детей побуждают только его мимика и жесты. Чтобы было легче вести игру и побуждать исполнителей смотреть друг на друга, а не на свои инструменты, ребенок-дирижер может стать на некоторое возвышение, например на стул. Играть на инструментах может, за исключением дирижера, вся группа, солируя по очереди или небольшими группами. Дирижер может воспользоваться «настоя­щей» дирижерской палочкой. Игру на детских музыкальных инстру­ментах можно заменить вокалом.

 

«СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЬКА»

Исполните с детьми в оркестре польку «Трик-трак» И.Штрауса, придумывая с детьми подтекстовки, которые бы помогли им запомнить ритмы, можно использовать для начала такой вариант: «Трик-трак, трик-трак, бубенчики звенят». Партия бубна исполняется на маленьких разноцветных бубенчиках. Затем можно предложить на выбор следующие инструменты: барабан и тарелки. При повторение частей можно использовать самодельные инструменты в сочетании с шумовыми.

 

«РАДУГА»

Разложите на столе 7 разных инструментов. Например, бубенцы, треугольник, барабан, коробочку, металлофон, маракас, дудочку. Вместе с детьми подумайте, к какому инструменту какой цвет можно поручить изображать. Затем раздайте инструменты по порядку цветов радуги и попросите детей попробовать, как, каким приемом игры они будут изображать свой цвет. Перед началом импровизации изобразите на фортепиано затухающий дождик, и вдруг сыграйте медленное глиссандо вверх и звонкое тремоло на верху, а дети пусть импровизируют каждый свой цвет – «взошла радуга»! Можно исполнить такую импровизацию 2-3 раза с разными детьми.

«КАРАДАШНАЯ ПОЛЬКА»

Ведущая приглашает по четыре ребенка с билетиками разных цветов; каждый должен взять два карандаша в соответствии с цветом билетика. Каждая группа пробует найти способ «игры на карандашах», который бы по звучанию отличался от остальных. Например, стучать карандашами друг о друга, катать между ладонями, стучать по полу, стучать по ковру, топать ногой и стучать карандашами, чередуя звуки. Когда разные звучания будут найдены, исполнители располагаются группами и играют по очереди в каждой из частей музыки. В конце играют все вместе по команде дирижера.


Репка

Обработка М. Иорданского

 

Репка-репонька.

Расти крепонька.

Ни мала, ни велика.

До мышиного хвоста.

Да! Да!

Дети стоят по кругу, взявшись за руки. В центре круга сидит " репка". За кругом - " мышка" Все слушают музыку вступления, затем поют.

Репка, репонька.

Расти крепонька.

Ни мала, ни велика.

До мышиного хвоста. Да!

Дети, исполняя песню хороводом, идут по кругу. " Репка" растет; " мышка" идет за кругом противоходом

С окончанием пеним -" мышка" ломит " репку" Если " мышка" поймает " репку", обе танцуют под любую народную плясовую мелодию.

«ПРИДУМАЙ ПЕСЕНКУ»

Взрослый предлагает послушать сказку. Далее, детям предлагается выбрать себе игрушки - героев сказки.

Педагог: Хотите еще раз послушать сказку? Садитесь на стульчики, а дети, которые вы­брали героев, помогут мне рассказать сказку.

(Педагог рассказывает сказку, а дети имитируют движения героев.) Дети, подпевайте мне заключительную песенку. Зверюшки попляшут, только да­вайте поменяемся, и со зверюшками будут плясать другие peбята. (Дети поют и выполняют движения с игрушками.)

Все вы знаете, ребята,

Что в лесу живут зверята.

Дружно, весело живут,

Свои песенки поют.

(Е. Макшанцева)

Давайте придумаем песенки зверят - веселые, радостные…(Дети по желанию берут любую игрушку и на слоге «ля» придумывают мелодию.)

 

«ПОЮЩИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Играющим предлагается представить себя животным, любящим петь, а говорить по – человечьи, не умеющим. Участники игры должны спеть (промяукать, прогавкать, прохрюкать и т.д.) какую-нибудь знакомую песню.

 

«СКУЛЬПТОРЫ»

Дети действуют парами. Педагог предлагает детям поиграть в скульпторов. Дети разбиваются на пары. Один ребёнок исполняет роль скульптора, а другой - «глины». Ребёнок-скульптор придаёт «глине» форму в соответствии с собственными впечатлениями о прослушанной музыке. Ребё-нок-«глина» должен быть послушным, «мягким» и податливым, как настоящая глина. Когда работа над «скульптурой» завершена, скульптор рассказывает всем о своём художественном замысле, средствах, которыми он передан.

 

 

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗОНТИК »

Дети стоят в кругу, под веселую ритмичную музыку воспитатель вращает зонтик, на грани которого приклеены изображения музыкальных инструментов, сопровождая свои действия словами (вместе с детьми):

«Зонтик медленно вращаем, ручкой глазки закрываем.

Зонтик будет выбирать, на чем тебе сейчас играть! »

 

По окончании звучания музыки дети открывают глаза, и каждый ребенок берет тот инструмент, изображение которого видит перед собой. Затем все вместе играют в «оркестр».

Повторите игру, чтобы дети получили возможность поиграть на разных инструментах.

«ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ»

ВАРИАНТ 1

Ведущий ставит на прослушивание какую-нибудь мелодию, взятую из песни, из классического произведения, кинофильма. Участники игры должны придумать танцевальные движения к этой мелодии и продемонстрировать танец, поэтому все игроки делятся на небольшие группы по 5—8 человек или разбиваются на пары, если этого требует танец.

 

Каждой группе руководитель дает задание использовать определенный размер танца. Например, размер вальса – трехдольный, польки – двудольный, марша – четырехдольный. Тем, кто не знает размеров танцев, руководитель объясняет, что в трехдольном размере первая доля сильная, следующая – слабее, последняя – самая слабая; в двудольном: первая – сильная, вторая – слабая; в четырехдольном: первая доля – самая сильная, вторая – слабее первой, но сильнее третьей, третья – значительно слабее второй и последняя – самая слабая. Но во всех размерах последняя доля должна стремиться к последующей, переходить в нее.

 

Ребята должны учитывать ритм и темп танца. Движения могут быть самыми разными, в зависимости от мелодии. Но в любом случае в танце должен прослеживаться сюжет, импровизированный участниками. Если мелодия взята из классического произведения с абстрактной темой, например из «Фантазии» (ре-минор) Моцарта, то участникам предоставляется возможность проявить свои творческие способности – придумать сюжет либо заимствовать его из какой-нибудь сказки, кинофильма, литературного произведения.

 

ВАРИАНТ 2

Участники игры делятся на две группы по нескольку человек (5—6). Одна группа показывает движения заданного руководителем танца, а вторая сочиняет музыкальное сопровождение. Движения могут состоять из прыжков, подскоков и перебежек. Вторая группа должна придумать музыкальные мелодии для двух танцев. Для того чтобы подобрать музыку, нужно знать, что прыжки, например, – характерное движение галопа, а подскоки и перебежки используются в польке. Руководитель может задать тональность, а участники должны описать руководителю движение музыки или попробовать исполнить на музыкальном инструменте.

 

Например, для прыжков более характерны резкие повороты в музыке (аккорды, скачки на определенный интервал, например на октаву вверх или вниз и т. д.), ритмичное исполнение, быстрый темп. Для подскоков и перебежек темп может быть выбран более умеренный, поступенный ход мелодии, отсутствие резких поворотов.

 

Затем первая группа начинает танцевать под заданную мелодию. Если у ребят не получается двигаться в такт, вторая группа считается победившей.

 

«МУЗЫКАЛЬНАЯ РАДУГА»

Руководитель поочередно показывает цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Каждому цвету нужно придумать мелодию. Сначала дети выбирают свой цвет по желанию. Затем называют предметы, где этот цвет действительно или ассоциативно присутствует, указывают действия этого предмета, состояние, признаки, настроение и, соответственно, то, какой должна быть мелодия.

 

Обратимся к красному цвету. Ребенок называет предмет: помидор. Говорит, какой он: яркий, хороший, круглый, катится, падает, «веселый». Мелодия этого цвета: контрастная, с диссонансами (резко звучащими интервалами – секунда, септима, тритон, нона, секундаккорд), мажорная, отрывистая, иногда поступенная. Затем ребенок раскрывает последовательность «поведения, действий» предмета и пытается переложить это на музыку с помощью руководителя. И так идет работа со всеми цветами. Игра должна проходить быстро. Если кто-то из детей затрудняется в описании цвета, музыки, ему помогают другие.

 

«ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ НОМЕР»

Следующая игра представляет собой конкурс на самый лучший танец. Предварительные приготовления заключаются в том, что все желающие принять в ней участие должны разделиться на две команды числом от трех до восьми.

Каждая команда должна продумать свой номер, то есть коллективный танец. Оценивать будут судьи, которых следует выбрать заранее. Конечно же, для того чтобы танцевальный номер был таким, каким он и должен быть, необходимо музыкальное сопровождение. Участники сами определяют, какой именно мелодией они хотели бы сопроводить свой танец, – записью популярной музыки, классических произведений или же, напротив, авангардной музыки. В общем, здесь опять необходима изрядная фантазия.

Ведущий может выступить в качестве художественного руководителя. И, конечно же, ему необходимо проследить за временем, отведенным на подготовку танца. Самым оптимальным вариантом является подготовка в течение 10—15 минут.

Сами танцы могут быть шуточными, что только приветствуется.

 

«ПОВТОРИ»

Все дети делятся на команды по 2 или 3 человека. Заранее надо соорудить «музыкальный инструмент». Для этого необходимо наполнить стеклянные бутылки водой, соединить эти бутылки между собой, перевязав их одной веревкой у основания горлышка, и поместить их в подвешенное состояние. То есть концы веревок привяжите к двум стоящим на определенном расстоянии друг от друга столбикам.

 

Первые 2 или 3 человека одновременно и совместно воспроизводят какую-либо мелодию, постукивая по бутылкам, например чайными ложками. Другие команды поочередно должны повторить эту мелодию с первой попытки и без ошибок.

 

Команда, которая не смогла повторить мелодию, выбывает из игры, и так происходит до тех пор, пока не определится победитель.

 

Далее по очереди игроки другой команды воспроизводят небольшую произвольную мелодию, а другие должны ее повторить. Эта игра способствует выработке скорой реакции, быстрому запоминанию нового мотива и совершенствованию слуха у ребенка. Также дети приобретают навык совместного творчества, так как в этой игре необходимо действовать сообща.

 

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРУГ»

Участники игры встают в круг, их должно быть не меньше 4 человек, один из которых – ведущий. Сначала ведущий прохлопывает в ладоши определенный ритм, ребята стараются этот ритм запомнить. Далее каждый из стоящих в круге повторяет этот ритм. Затем задача усложняется: теперь необходимо воспроизвести заданный ритм всем вместе, при этом каждый делает только один хлопок, когда подходит его очередь, в результате должен получиться нужный ритмический рисунок. Результативность игры зависит от скоординированности действий всех участников.

 

«ПЧЕЛКИНЫ ТАЙНЫ»

Материал.Бумажные пчелки, корзина с цветами.

Ход игры. Дети садятся на ковер или на стульчики, расставленные по кругу. Или встают в круг. Педагог вводит детей в новую игровую ситуацию. Когда пчела встречает на своем пути цветочные поляны или клумбы, она обязательно сообщает об этом членам своей пчелиной семьи. О том, какие цветы встретились ей на пути, сколько времени до них нужно лететь и в каком направлении двигаться, пчелки могут рассказать друг другу на особом пчелином языке, помощью звуков определенной высоты. Педагог приводит пример (поет песенку пчелы).

 

Педагог: Давайте представим, что одна из пчелок нашла за речкой полянку с медоносными цветами и хочет рассказать об этом своей соседке. (Педагог, управляя пчелой, пропевает сидящему справа от него ребенку один или несколько звуков. Тот, в свою очередь, делится этой информацией с «пчелкой» своего соседа и т.д.)

Игра продолжается по кругу - каждый ребенок; вместе со своей бумажной пчелой подхватывает музыкальную фразу и передает ее соседу. Eсли, кто-либо из детей искажает мелодию, остальные по просьбе педагога, помогают ему подстроиться к заданной интонации.

Когда музыкальную фразу или звук повторяет последний играющий, музыкальный руководитель раскрывает перед детьми букет цветов, к

которому пчелки свободно подлетают, «собирают нектар», а затем с веселой импровизационной песенкой кружатся по залу. Танец пчелок можно сопровождать музыкой «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова. Педагог наблюдает за творческими театрально-игровыми проявлениями детей. Ведущим, задающим звуковую комбинацию при повторении игры, становится ребенок, который наиболее интересно, творчески управлял бумажной пчелкой» обыгрывая воображаемые сюжетные ситуации.

 

«НЕСЛЫШНЫЙ ПОЛЕТ»

Дети сидят на стульчиках или свободно распо­лагаются на ковре. Педагог предлагает прослу­шать знакомое произведение с отчетливой фра­зировкой и передать особенности музыкальной речи в «полете» музыкальных пчелок.

В этом игровом упражнении пчелки летают беззвучно, поднимаясь и опускаясь на свободную ладошку - «листок» с началом и окончанием каждой музыкальной фразы. В несложном пчелинном полете ребенок через движения руки передает: характер исполняемого произведения, интонационные и динамические оттенки музыки.

 

«ЧАСИКИ»

Игра-фантазия

Необходимый материал: аудиозапись му­зыкальной зарисовки «Часики» из альбома В. Гаврилина «Зарисовки» (в исполнении Н. Новик и Р. Хараджаняна), часы разных моделей (настенные, ручные — мужские и женские, карманные, часы-кулон, часы-кольцо, игрушечные часики, секундомер и др.), картины с крупным изображением разнообразных старинных часов (каминные, напольные, настенные, часы с кукушкой, часы на башнях и др.).

Ход игры. ( Во время тихого часа педагог устраивает в группе лавку часового мастера Тик-Така, готовит выставку самых разных часов, которые удалось собрать. Вместо старинных часов можно использовать репродукции или увеличенные фотогра­фии. В роли часовщика может выступить один из педагогов или музыкальный руководитель.)

Педагог. Ребятки, давайте поскорее проснемся, приве­дем себя в порядок, подкрепимся и будем собираться в ув­лекательное путешествие, в гости к старику Тик-Таку. Он нас давно уже ждет.

Давайте посмотрим, куда мы с вами попали, какой уди­вительный магазин, сколько в нем разных часов. Кто мне скажет, зачем нам нужны часы? А у кого уже есть часы? Расскажи, какие у тебя часы. А есть у кого-нибудь дома часы, похожие на часы из лавки Тик-Така? Интересно, а где же сам хозяин такого богатства? (Дети делятся впе­чатлениями.)

Тик-Так. Здравствуйте, дети, будьте здоровы, береги­те время! Меня зовут Тик-Так. Догадались, почему? А вас как зовут? Тебя? А тебя? (Обращается к каждому ребенку.)А теперь попробуйте произнести свое имя в такт моим любимым часам: тик-так, тик-так. Та-ня, Ди-ма, Ле-на, Ри-та, Ан-же-ла. А теперь представьте, что вы — часики, такие красивенькие, такие звонкие, ход у часиков ровный, четкий? Маятник покачивается, и вы покачивайтесь: ровненько, спинки прямые, красивые. (Дети выполняют упражнение.)Молодцы, получилось замечательно! А мои часы могут многому вас научить.

Давайте поиграем в такую игру: я буду рассказывать вам историю моих часов, а вы попробуете угадать, про какие именно часы я говорю. Согласны? Начнем? (Тик-так кратко и понятно, выделяя самые существенные детали, описывает несколько видов часов).Молодцы, почти все угадали, никак не запутать вас, все видите. Я больше рассказывать не хочу, обычно я в это время слушаю музыку и приглашаю вас на маленький концерт. Но концерт с секретом, музыка моя тоже про мои любимые часы. Давайте послушаем ее и подберем к ней часы из моей лавки.

(Дети рассаживаются, звучит музыка.)

Тик-Так. Как вам кажется, ребята, про какие часы эта музыкальная история? Покажите. Почему ты так решил? А ты? (Дети по очереди отвечают.)

Тик-Так. Ая никак не могу отгадать, что-то не получа­ется. Давайте послушаем еще раз все вместе. А ты как думаешь теперь(обращается к ребенку, который не смог ответить с первого раза), какие часы похожи на музыку? Почему ты так считаешь? Интересный выбор.

А мне кажется, что таких часов здесь нет, а мне казалось, что у меня есть все часы в мире, целая коллекция, оказыва­ется, я ошибался (расстроен, плачет).

Педагог. Ребята, мне кажется, мы должны успокоить Тик-Така, помочь ему, он так расстроился. Как же мы будем помогать ему? Давайте сами превратимся в часы, представим, что часики, которые он не может найти, — это каждый из нас. Тогда у Тик-Така будет большой выбор и он обрадуется, станет снова веселым. Я сейчас включу музыку, а вы, слушая ее, придумывайте, что за часы вы будете изображать, стрелочки должны ходить в такт му­зыке, созвучно ее настроению, а часики должны быть не простыми, послушайте сами.

(Дети под музыку разыгрывают пантомиму «Часики». Если дети не готовы к пантомимическим импровизациям, можно

предложить им, используя лекала, нарисовать часы, украсить их любым орнаментом, который они самостоятельно придумают, слушая музыку.)

Педагог. Пожалуйста, замрите, помните, что вы сейчас часы, а не мальчики и девочки, мы находимся в лавке Тик- Така.

Тик-так (удивленно). Вот же они, эти замечательные часы из музыки!!! И эти похожи, и эти, и это снова они!!! Как много часиков возникло, вот что значит волшебная сила му­зыки!

Такие прекрасные часики, может быть, они оживут и все вместе станцуют для меня, и я потанцую вместе с ними. Му­зыка, зазвучи еще раз, часики, оживайте, давайте танцевать не спеша, ведь часикам вначале грустно, как и мне было, но вот уже веселее и веселее настроение, радость пришла, но часики всегда спокойные, уравновешенные.

(Танцевальная импровизация под музыку. Педагог и Тик-Так помогают детям участвовать в коллективном танце.)

Тик-так. Какая красота! В моей лавке так весело еще никогда не было. Спасибо вам, ребята, я сфотографировал часики, которые вы изображали для меня, и теперь сделаю выставку в своей лавке, буду слушать музыку и смотреть на фотографии, буду радоваться, вспоминать вас. Но время вдет! Вам пора собираться домой, не теряйте время, до свидания, мои юные друзья!

Педагог. Как хорошо дарить радость людям, правда, дети? А какие часики вам понравились больше всего? А му­зыка понравилась? А кто угадал настроение часиков из музы­ки? Какое оно было? Почему ты так решил? А ты? Молодцы!

Теперь наведем порядок и будем собираться на прогулку, будем ждать мам и пап, бабушек и дедушек, ведь у них есть часы, они всегда вовремя приходят за вами.

(В свободной деятельности детям можно предложить пори­совать часы, которые они только что изображали, или предло­жить подгруппе детей нарисовать танец часиков на большом листе бумаги. В качестве фона можно использовать музыкальную зарисовку.)

 

Игра-фантазия «ЗИМА»

Необходимый материал: аудиозапись музы­кального произведения, картинки с изображе­ниями разнообразных зимних пейзажей (тихая морозная по­года, вьюга, солнечная зимняя погода, снегопад и т.д.), аль­бомные листы, краски.

Педагог. Посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости: беленький, сделанный из снега, с морковкой вместо носа, с ведерком вместо шапки!

Дети. Снеговичок!

Педагог. Правильно, это Снеговичок! Он хочет нам что-то рассказать.

Снеговичок. Я принес вам послушать музыку, которая мне очень нравится. Но, к сожалению, я не знаю, как она назы­вается. Я знаю только, что она рассказывает об одном из времен года. Поможете мне узнать название моей любимой музыки?

Педагог. Поможем Снеговичку, ребятки? Давайте устро­имся поудобнее и будем слушать музыку, а слушая, предста­вим себе, о каком времени года она нам рассказывает.

(Звучит музыка.)

Педагог. Вам понравилась музыка? Как вы думаете, о чем она рассказала? А ты как думаешь, Наташенька? А ты, Вадик? (Ответы детей.)

Педагог. Давайте посмотрим на картинки, которыми ук­рашен наш уголок, и попробуем выбрать ту зиму, про которую написал музыку композитор и которая так нравится нашему Снеговичку! Как же мы с вами догадались, что это за зима? Как же нам музыка это подсказала? (Дети высказывают пред­положения.)


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1475; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.127 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь