Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Игры на формирование образного мышления и развитие эмоциональности (творческое восприятие).
Задачи: · развивать способность к спонтанному творческому поведению; · создавать предпосылки к формированию творческого мышления; · устанавливать взаимосвязи между самостоятельными умениями детей и высокой музыкой, исполнение которой пока не доступно; · формировать индивидуальность восприятия и самовыражения; · формировать умение детей правильно оценивать характер музыкальных произведений и соотносить их со своими творческими фантазиями; · учить детей передавать ритм, метр речевой игры звучащими жестами; · осмысленно относится к тексту, создавая художественный образ при помощи пальчиков, ладошек; · учить детей свободно ориентироваться в пространстве, передавать характер музыки; · развивать эвритмию и умение пластически изображать текст; · учить ребенка чувствовать свою связь со всем, что его окружает; · развивать эмоции детей, двигательную активность в передаче образов. «А В ЛЕСУ ПОЛНО ЗВЕРЯТ» Педагог читает текст, а дети двигаются в соответствии с образами: А в лесу полно зверят, Все под елками сидят. (Дети приседают.) Только зайцу не сидится, Он поет и веселится. (Скачут, как зайчики.) А в лесу полно зверят, Все под елками сидят. (Приседают.) А олени-то не плачут, Быстро по сугробам скачут (Бегут, как олени, приставив пальцы - «рожки» к голове.) А в лесу полно зверят, Все под елками сидят. (Приседают.) Только рыжие лисицы Шествуют, ну как девицы! (Двигаются грациозно.) А в лесу полно зверят, Все под елками сидят. (Приседают.) А большие мишки Собирают шишки. (Идут вперевалку, наклоняясь за «шишками».)
«ЗАЙКИ ИДУТ В ГОСТИ» В игре используется музыка А.Гедике «Колыбельная» (фрагмент), М.Красева «Серый зайка умывается», русская народная песня «Заинька» Р.Френкель. Дети, изображающие зайчиков, находятся в «домике», образованном из 6-7 стульев, поставленных кругом на некотором расстоянии друг от друга. Под «Колыбельную» А Гедике «зайки» спят. Во время вступления к песне «Серый зайка умывается» «зайки» просыпаются, встают. Под пение взрослого «зайки» выполняют движения в соответствие с текстом песни. При исполнении проигрыша песни «зайки» выглядывают из «домика» и смотрят, не идет ли «волк». Под музыку рус.н.п. «зайки» выходят из «домика» и прыгают на двух ногах вокруг него. На последние два такта музыки появляется «волк» (кто-то из взрослых или ребенок, старший по возрасту). «Зайки» убегают в «домик». «МЕДВЕДЬ И ЗАЙЦЫ» Музыка, под которую будут двигаться «зайцы», - любая полька или другая танцевальная мелодия. Можно использовать рус.н.п. «Заинька» в обработки Н.Римсского-Корсакого. Движения медведей могут сопровождаться пьесой Е.Тиличеева «Медведь». Все дети – «зайки», один – «медведь». «Зайки» сидят на стульях (в норках) у стены, «медведь» помещается в одном из углов комнаты (в берлоге). Под польку дети выпрыгивают из «норок» и двигаются по всей площадке, подражая разным движениям зайцев: бегают, прыгают на двух ногах. Как только музыка сменится, из «берлоги» выходит «медведь» и ходит по площадке, тяжело переваливаясь. «Зайцы» при появлении «медведя» убегают в свои «норки». В игре может быть и другое распределение детей: 5-6 «медведей», остальные «зайки», а можно разделить группу пополам - на «зайчиков» и «медведей». В последнем варианте выделите «мать-зайчиху» и «медведицу». «Зайцев» можно расположить в «норках» группами (по 3-4 человека) в разных местах комнаты. Иногда следует повторить музыку «зайцев» или «медведей» 2 раза подряд, чтобы дети внимательно прислушивались к началу мелодии.
«У БАБУШКИ НЮРЫ» На фланелеграфе под первое четверостишие выкладывают фигурки персонажей: бабушки, петушка, двух курочек, собачки, кошки и Антошки.
У бабушки Нюры Петух есть и куры, Собачка и кошка, И внучек Антошка. Петух кукарекает Звонко, протяжно: Ку-ка-ре-ку-у! Кудахчут две курочки Громко и важно: Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! Собачка залаяла Голосом низким: гав-гав-гав! Потом замяукала Жалобно киска: мяу-мяу-мяу! А что же Антошка Ребятам сказал? Антошка молчал, Он баранку жевал. (Антошке дают баранку)
Дети подражают голосам животных, различая низкий и высокий тембр (собаки и кошки), протяжно кукарекают.
«КОТ И МЫШИ» Правила игры - не трогать кота и не убегать раньше времени. Музыка Т.Ломова» Кот и мыши». «Кот» сидит на корточках - спит. Дети - «мыши» - у противоположной стены, в «норе».Звучит музыка: такты с 1 по 12 исполняются тихо.«Мыши» тихонько ходят на носках или бегают, подражая беззвучному суетливому движению мышей. Такты 13-16 «Кот» под громкую музыку ловит «мышей». Пойманные «мыши» садятся в стороне. Игра повторяется. По окончании игры непойманные «мыши» идут выручать пойманных.
« ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК» Правила игры. Звучит музыкальное произведение, дети должны самостоятельно называть прилагательные, которые будут соответствовать произведению. Если названное слово неправильное – сундучок захлопнется.
Игровые действия. Поиск и использование «волшебного» сундучка и фишек. Ребенок получает одну цветную фишку за каждое отгаданное слово.
Ход игры. «Волшебный» сундучок стоит на столике и накрыт ярким платком. Педагог должен обратить детское внимание на звук механической музыкальной шкатулки и предложить детям найти место, из которого доносится звук. Дети находят это место и «волшебный» сундучок. Далее педагог объясняет детям правила игры: «Послушайте музыку и положите в наш «волшебный» сундучок те слова, которые рассказывают о её настроении. За каждое правильное слово вы получаете одну цветную фишку. Если звучит неправильное слово – сундучок закроется. Победителем станет тот, кто соберет наибольшее количество фишек». Заканчивается игра повторением названных правильных прилагательных.
«ПОДБЕРИ ИНСТРУМЕНТ» Пропойте с ребенком «Песенку о весне» Фрида (или любую знакомую песню изобразительного характера). Положите перед малышом несколько музыкальных инструментов: треугольник, металлофон, дудочку, свистульку. Предложите украсить песню, сопроводив каждый из куплетов звучанием музыкального инструмента, подходящего по характеру к содержанию куплета.
«ПОЕЗДКА ЗА ГОРОД» Музыка В.Герчика. «Поездка за город». До начала музыки дети строятся колонной по одному. Ребенок, стоящий впереди, - «паровоз». «Гудок» - «машина» начинает работать. Дети стоят на месте. Такты 2-4 делают медленный шаг на месте. Такты 5-41. В соответствие с указанием в нотах, движение ускоряется, переходит на бег, снова замедляется и, наконец, останавливается. Руками дети делают круговые вращения, имитируя движения колес. Такты 42-44. «Поезд» останавливается, раздается «гудок паровоза». Вторая часть игры – «Прогулка на полянке» (такты 45-64) Дети разбегаются по всей комнате. Гуляют по «зеленой полянке, ищут в траве землянику»: ходят осторожными шагами, представляя себе кустики земляники и размер срываемой ягоды, чтобы движения их пальцев соответствовали содержанию образа. Взрослый должен напомнить детям, как растет земляника, какая она красная, сочная, как осторожно ее надо срывать, и таким образом постепенно направляет и «будит» память и воображение ребенка. Затем снова повторяется музыка поезда. «Паровоз» встает теперь лицом в другую сторону. Дети отправляются домой.
«ЛЕТЧИКИ, СЛЕДИТЕ ЗА ПОГОДОЙ» Дети находятся у своих стульев или у стен комнаты, изображая «самолеты на аэродроме». Такты 1-8. Дети – «летчики» - бегают по всей комнате («летают на самолетах») в любом направлении. Такты 9-10. «Летчики» возвращаются на свои «аэродромы». Затем игра повторяется с другим окончанием: Такты 6-10. Надвигается «буря». «Летчики совершают вынужденную посадку и «пережидают» ее. «ЗАРИСОВКИ» Руководитель ставит различные отрывки из музыкальных произведений, например из «Времен года» Чайковского, «Картинок с выставки» Мусоргского, ноктюрнов и этюдов Шопена или любых других произведений (не только классических). Участники игры, прослушав мелодию, пытаются выразить свои мысли художественно, с помощью карандаша, ручки, кисти, мела, угля, изобразить то, что они думают, как воспринимают прослушанную мелодию с помощью «процарапывания» острым предметом на шероховатой или на металлической поверхности. Каждый сам выбирает для себя способ, наиболее полно выражающий то, что участники хотят донести до окружающих. Рисовать можно и во время звучания музыки.
Когда дети закончат рисовать (время, которое отводится на рисование, – 15—20 минут), они обмениваются своими «произведениями искусства» и рассказывают, как они поняли рисунки других.
«НАРИСУЙ СЮЖЕТ» Эта игра перекликается с предыдущей, но отличие ее состоит в том, что игроки рисуют сюжеты на известные мелодии – популярные песни. Сюжеты могут состоять из нескольких фрагментов, по которым воспроизводится песня. Главное – сочинить такой рассказ, чтобы основная мысль не изменилась.
«ПАНТОМИМА» Дети разделяются на две группы. Руководитель играет мелодию или дает прослушать в записи. Музыка должна быть самой разной: классической, танцевальной, современной эстрадной, из детских песен, сказок, фильмов. Дети внимательно слушают музыку. Затем ведущий дает время (5-7 минут) каждой команде, чтобы участники обдумали и посоветовались, что они будут изображать. Придуманная пантомима, сценка, в которой участвующие лица не говорят, а выражают все с помощью жестов, мимики лица, должна быть понятна другой группе. После того как дети 5-7 минут поразмышляют над заданием, руководитель еще раз дает прослушать музыку. В придуманной сценке дети отражают характер музыки. Если музыка грустная, участники должны изобразить это движениями, жестами, мимикой, (плачем, тоскливым выражением лица), обыграть это в сюжете. Когда одна группа показывает, другая внимательно смотрит и пытается понять сценку. Проигрывает та команда, которая не сумела достаточно ясно отразить в своей сценке мелодию, и действие этой группы не были поняты другой командой. «УСЛЫШ СИГНАЛ! » Дети шагают под звучание любого марша бодрым энергичным шагом. Затем на слово «Зайчики! » дети должны прыжками изобразить зайчиков. Команды могут быть любые: «Лошадки! » (ударять «копытцами» об пол), «Птицы! » (летать), «Аист! » (стоять на одной ноге) и т.п.
«ТАНЕЦ РОЗЫ» Под красивую мелодию исполняется «танец розы». Ребенок сам придумывает к нему движения. Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» розу. Ребенок застывает в любой, придуманной им, позе. Чем богаче воображение, тем интереснее движения танца и поза «розы». «ВДОЛЬ ПО БЕРЕЖКУ» Прочитайте очень выразительно, нараспев стихотворение. Попросите ребенка выразить его содержание в движениях. Вдоль по бережку лебедушка плывет, Выше бережка головушку несет. Белым крылышком помахивает. Со крыла водичку стряхивает.
«АЙ, ДА Я» Построение в круг. Водящий в центре круга демонстрирует танцевальные движения под музыку. Все дети хлопают. С окончанием музыки водящий говорит: «Ай, да я! » и, указывая на любого, спрашивает: «А ты? » Следующий водящим может стать тот, на кого указал водящий, или любой ребенок по желанию.
«СЛУШАЙ ЗВУКИ» Дети должны создать два образа: «тополя», когда руки поднимаются вверх и «веточки» весело колышутся на ветру, и « плакучей ивы», когда руки – веточки опускаются и грустно склоняется вниз головка детей. Изображать «тополь» и «плакучую иву» следует под музыку. Ребенок должен реагировать на звучание высокого и низкого регистров, тренируя слуховое восприятие. Образ «тополя» воплощается под музыку, более высокозвучащую, образ «плакучей ивы» - музыка более низкого звучания.
«АРБУЗ» Дети передают мяч – «арбуз» по кругу под слова:
Он зеленый, круглый, гладкий, А в нутрии он – красный, сладкий . После окончание слов ребенок, у которого оказался «арбуз», делает вид, что пробует его, и мимикой показывает, какой арбуз – кислый или сладкий.
«ЛЯГУШКИ И МЕДВЕДИ» Дети делятся на равные подгруппы. Под веселую музыку они двигаются врассыпную. Одни дети изображают лягушек, другие – медвежат. На более подвижную музыку дети встают в пары (мишки и лягушонок) и кружатся. «КОШКИН ДОМ» Дети мимикой и жестом передают содержание текста:
Бом – бом, бом – бом! (дети передают мимикой) Загорелся кошкин дом! Кошка выскочила, Глаза выпучила, Побежала к дубу, Прикусила губу. Бежит курочка с ведром Заливать кошкин дом. А собачка – с помелом, А лошадка - с фонарем, Серый заинька – с листом. Раз – раз, раз – раз! И огонь погас!
«КОТ И МЫШИ! » Педагог: Мышки в норочках сидят, Мышки в щелочки глядят. «Кот» сидит на стуле в углу зала, «мыши» закрывают ладонями лицо и подсматривают, выглядывая из-за них. Ой, как много мышек тут, Коготками пол скребут. («скребут» ноготками пол). Тише, мыши, серый кот! Он вас всех подстережет! (грозят друг другу пальцем). Серый кот гулять пошел, И мышат он не нашел. («кот» важно гуляет по залу). Только котик засыпает, Мышки сразу выбегают. («кот» садится на свое место, «мыши» бегают на носочках по всему залу).
С окончанием музыки «кот» их старается поймать. «ГНОМЫ» Дети передают движениями содержание текста:
Динь – дон, дин – дон – Гномы строят новый дом. Красят стены, крышу, пол, Прибирают все кругом. Мы к ним в гости придем И подарки принесем. На пол – мягкую дорожку, Расстелив ее к порожку. Две подушки на диван, Меду липового жбан.
«ЦВЕТОК» Педагог подбирает спокойную, ласковую музыку. Ребенок придумывает, каким цветком он будет, и для этого выбирает шапочку-маску цветка (розы, василька, колокольчика, ромашки, гвоздики), или искусственные цветы, или шифоновый цветной платочек. Во время звучания музыки ребенок показывает, как его цветок прорастает из маленького зернышка, растет, становится большим, как радуется солнышку, как засыпает, когда приходит ночь.
«КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ» Педагог читает детям стихотворение В. Викторова «Конкурс лентяев». Хоть и жарко, Хоть и зной, Занят весь Народ лесной. Лишь барсук, Лентяй изрядный, Сладко спит В норе прохладной. Лежебока видит сон: Будто делом занят он. На заре и на закате Все не слезть ему с кровати.
Педагог подбирает спокойную и плавную музыку (колыбельную) и предлагает детям изобразить по очереди ленивого барсука из стихотворения. Они ложатся на мат или коврик и стараются как можно точнее изобразить ленивого барсука.
«ВОРОБЬИ И КОТ» Педагог: Воробей на веточке весело качается. (дети сидят на стуле и качают головой, руками как бы держатся за веточку, в стороне дремлет кот.) Воробей на веточке солнцу улыбается. Полетел наш воробей, крылышками машет (бегут врассыпную, помахивая руками – «крыльями.) И наверно, в воздухе полечку запляшет (кружатся) Вот присел у лужицы, хочет он напиться (приседают «пьют воду») По воде крылом стал бить, хочет он умыться. (Ладошками «зачерпывают воду» и умываются.) Ну а хитрый Васька – кот к воробью подкрался. Воробьишка, улетай! От кота спасайся! («воробьи» стоят на месте, легко взмахивая руками. «кот» ходит вокруг них. С окончанием куплета дети разбегаются, «кот» их ловит.)
«В КОРОЛИ» По считалке выбирают «короля», остальные будут «работниками». «Король» занимает почетное место, а «работники» отходят в сторону и обсуждают, какую работу будут выполнять, нанявшись к «королю». Сговорившись, они подходят к «королю» и говорят: - Здравствуйте, король! - Здравствуйте! - Нужны ли вам работники! - Нужны! - Какие? - Разные. А что вы можете? «Работники» различными жестами знаками изображают - кто плотника, кто пахаря. Кто землекопа. «Король» же должен угадать работу каждого. Если он сразу не назовет правильно, то «работники» бегут к заранее оговоренному месту, а «король» ловит их. Пойманный работник становится «королем», а остальные снова идут сговариваться. Ловить «работников» «король» может только в то время когда они убегают к условленному месту. Если «король» не поймает, то он продолжает водить. «Королем» он остается и в том случае, если не отгадает ни одной из показанных ему работ. «БУДЬ АРТИСТОМ» Ведущая: Внимательно слушай, о чём мой рассказ... Я думаю, выйдут артисты из вас. О чём я скажу, вы тотчас покажите – Без слова, лишь жестами изобразите.
(Не спеша читает стихотворения, чтобы дети поняли, о чём в них идёт речь, и успели придумать соответствующие движения.)
Подул ветерок - задрожали листочки. А ствол её белый, как наши чулочки. Её не пугают ни ветры, ни грозы, Ведь гибкие ветви у нашей берёзы.
У дороги, посмотри, Вырос толстый белый гриб! Дождь прошёл, гриб стал побольше, Стал ещё белей и толще.
Эта ягодка вкусна, И полезна, и красна. А растёт на ветке длинной. Ешь душистую малину!
Мы гурьбой идём по лесу, На поляне много места! Солнце светит, путь далёк. Вдруг канавка, ручеёк. Перейти бы нам ручей... Ну-ка, прыгай, не робей!
На ветке сидела носатая птица. Ворона... Нет, галка! А может, синица? А может быть, филин на ветке сидел? Пока мы гадали, он... порх! Улетел!
Идёт по чаще грозный зверь, Ломает сучья, ветки. Медведь опасен, мне поверь! Скорей спасайтесь, детки!
«СЛУШАЕМ ЗВУКИ» Дети садятся спиной друг к другу. Один из них производит всевозможные звуки, шумы, стук. Другой ребенок слушает звуки, создавая в своем воображении какую-нибудь картинку, образ, связанный со звуками, производимым шумом, а потом рассказывает, что он придумал.
«УГАДАЙ» Упражняются две подгруппы. Одна из них выбирает предложенный взрослым музыкальный отрывок, например из сюиты «Карнавал.животных» К. Сен-Санса, и, прослушав, подражает животному, имитируя его движения, которые подсказывает музыка. Другая подгруппа, не зная, какая музыка выбрана, угадывает, что изображают сверстники. Потом подгруппы меняются местами.
«ЗАСТЫВШАЯ ФИГУРА» Музыкальный руководитель подбирает музыку контрастного характера (динамичную, плавную) для двигательной активности детей, активизации их танцевального творчества и предлагает выбрать воспитанникам шифоновые шарфы, понравившиеся им по цвету. Музыкальный руководитель объясняет детям, что во время звучания музыки им нужно двигаться в соответствии с ее звучанием, так, как им хочется. Партнером по танцу становится шарф, поэтому он тоже танцует вместе с ребенком: его можно волнообразно подбрасывать вверх, он может извиваться как змейка, может стать продолжением детской руки и выполнять те же движения, что она и т.д. По сигналу педагога (хлопку, свистку, удару в бубен) детям необходимо застыть в какой-нибудь позе, так же используя шарф. Рассматривая застывшие позы, музыкальный руководитель пытается угадать, что изображает каждый ребенок, задает ему наводящие вопросы. Оригинальные, интересные варианты обязательно поощряются. При высоком уровне развития танцевального творчества у детей игру можно проводить следующим образом: для создания застывшей фигуры под музыку дошкольники объединяются в подгруппу (3—4 ребенка), и их действия связаны с общим замыслом.
«СНЕЖИНКИ» Дети встают в кружки по 4-5 человек, держатся за руки. Ведущий произносит слова: Кружит, сверкает снегопад (дети водят хороводы в кружках), Под песню ледяную Снежинки-звёздочки летят, А я их заколдую. Ведущий взмахивает «волшебной» палочкой, дети (не разнимая рук) образуют снежинки причудливой формы, поднимают руки вверх или поднимают одну ногу («ласточка»), либо приседают, встают на колени и т.д. Ведущий отмечает оригинальность и красоту всех снежинок, «расколдовывает» их. Игра повторяется.
«ЗАЙЦЫ И ВЕТЕРОК» Музыкальная игра Музыка и слова И. Бодраченко
1-Посмотрите, на опушке. Ля-ля-ля, ля-ляля. Показались чьи-то ушки. Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Скок-поскок, скок-иоскок. Это заинька-дружок. 2-Вот запрыгал по лужайке. Прыг да прыг, прыг да прыг. Наш веселый белый зайка. Прыг да ирьи; прыг да прыг. Скок-поскок, скок-поскок. Зайка скачет на лужок.
3. Налетел холодный ветер, Ой-е-ей, ой-е-ей. Зайку нашего приметил, Ой-ё-ёй, ой-ё-ёй. Бедный зайка наш продрог. Раз - и спрятался в сугроб! 1-й куплет. Дети сидят на корточках, руки-лапки перед грудью, покачивают головой в ритме музыки. 2-й куплет. Встают на ноги и выполняют полуприседания влево -вправо. Руки-лапки перед грудью. 3-й куплет. Дети обнимают себя за плечи, -дрожат от холода», а между ними с султанчиком в руке бегает ребенок-«ветерок». На слово «раз» зайки снова садятся на корточки, прячутся. «Ветерок» убегает. Игpa повторяется сначала. В конце игры дети-зайки бегут от «ветерка» на стульчики. Педагог. Где же наши зайки, Зайки-побегайки? Так резвились и скакали, А теперь они пропали! Здесь лисичка пробегала И зайчишек напугала? Дети. Нет. Педагог. Может, это был медведь? Дети. Нет. Педагог. Значит, волк здесь побывал И зайчишек напугал? Дети. Нет! Это ветер-ветерок Дети вновь пляшут, появляется ребенок-ветерок, все дети разбегаются. Педагог сажает зайца на одну из ступенек лесенки, берет из коробки бычка. Педагог. А вот маленький бычок. Какой он грустный, все время вздыхает. Как вы думаете, почему? «ЧТО В КОРЗИНОЧКЕ МОЕЙ? » Педагог поет, держит в руках корзинку с игрушками, накрытую платочком 1.Что в корзиночке моей'? Отгадай-ка поскорей! (Воспитатель достаёт лягушку.) Как лягушка скачет? Правильно, как мячик! (Дети прыгают.) 2.Что в корзиночке моей? Отгадай-ка поскорей! Толстый и мохнатый Мишка косолапый! (Воспитатель достает мишку. Дети идут вразвалку, как медведь.) 3.Что в корзиночке моей? Отгадай-ка поскорей! Крошечка-трусишка Серенькая мышка! (Дети бегают мелкими шажками. После трех повторений музыкальный руководитель может не петь первые две строчки куплетов, сразу переходя к персонажам.) 4... Хитрая немножко Ласковая кошка. (Дети ходят пружинящим мягким шагом, мяукают.} 5.... Беленький и чистый, Заинька пушистый. (Дети прыгают на двух ногах, руки согнуты в локтях.) 6... Маленькая птичка, Звонкая синичка. (Дети бегают, машут руками - крыльями, поют «вить-вить»)
7... В шелковом жилете Петушок наш - Петя. (Дети важно ходят, высоко поднимая колени, кукарекают.) 8... Драка-забияка, Рыжая собака. (Дети ходят, лают) Вначале музыкальный руководителъ может использовать лишь некоторые игрушки (три-четыре), с каждым занятием добавляя новые, чтобы дети постепенно усваивали движения игры и в корзине всегда было что-то новое. Все движения дети выполняют по показу воспитателя. Музыкальный руководитель подбирает маленькие характерные фрагменты музыки для каждого персонажа.
«УТРОМ РАНО Я ВСТАЮ» (Пальчиковая речевая по стихотворению И. Бодраченко)
Педагог читает текст, дети придумывают образные движения. Утром рано я встаю, Свою песенку пою, И со мною дружно в лад Подпевают... Дети....100 ребят! (Поднимают руки вверх, расставив пальцы.)
Педагог и дети. Подпевают 100 ежей (складывают руки в «замок», большие пальцы соединены, остальные выпрямлены - «ежик»),
Подпевают 100 ужей (соединяют ладони, делают волнообразные движения - «уж ползет», текст произносят громким шепотом),
И поют ее зайчата (приставляют ладони к голове - «ушки зайчика», текст произносят высоким голосам),
И поют ее лисята (сгибают руки в локтях перед собой - «лисьи лапки», текст произносят более низким голосом),
Под землею старый крот Эту песенку поет(прищуривают глаза, руки перед собой ц «мордочка крота»), А в берлоге - медвежата(разводят руки в стороны, переваливаются с ноги на ногу, произносят текст низким голосом), А в болоте - лягушата (сгибают руки в локтях, разводят руки в стороны, расставив пальцы - «лягушачьи лапки», текст произносят высоким голосом), Очень важный бегемот С удовольствием поет (выставляют вперед живот, складывают руки на животе - «бегемотик», произносят текст низким голосом). Даже страшный крокодил Эту песню разучил! (Расставив пальцы рук, соединяют ладони, правая рука сверху - «пасть крокодила», произносят текст громким шепотом.) Промурлыкала нам кошка (сгибают руки в локтях перед собой - «кошачьи лапки », произносят текст высоким голосом) Песню, сидя на окошке (кладут голову на «лапки») Слышишь (поднимают указательный палец вверх) как под нашей крышей (поднимают руки над головой, соединив кончики пальцев рук, локти в сторону - «крыша домика»)
Эту песню поют мыши? (Сгибают руки в локтях перед собой - «мышиные лапки», произносят текст высоким голосом.) Утром рано мы встаем, Хором песенку поем. Педагог.А о чем же в ней поется? Дети.Как нам весело живется! (Разводят руки в стороны)
« ПРИДУМАЙ ПЕСЕНКУ» После слушания музыки, например, «Осенней песни» П.Чайковского, педагог говорит о том, что на музыкальных занятиях звучало очень много разной музыки, посвящённой осени, и каждая имела своё неповторимое настроение. У одного композитора осень нежная и печальная, у другого ветреная, резкая, у третьего светлая и задумчивая. Педагог спрашивает у детей: «А какую музыку об осени сочинили бы вы, если бы были композиторами? Давайте произнесём волшебные слова, которые помогут нам совершить чудесное превращение. Помогите мне их вспомнить». Дети называют знакомые им «волшебные слова». Слова произносятся хором. После этого дети исполняют творческие вокальные импровизации. «ПУЗЫРЬ» Руководитель собирает всех детей вместе и объясняет правила игры «Пузырь», которые заключаются в том, что необходимо выполнять различные действия, пока играет музыка, но остановиться, когда она прекратит звучать. И при этом нужно удерживаться от смеха, когда мимо будет проходить водящий и смешить всех своими действиями.
После этого ребята выбирают себе водящего. Это можно сделать как при помощи считалочки, так и по желанию ребят. Когда музыка начинает играть, все дети стараются медленно или быстро (в зависимости от темпа мелодии) передвигаться по игровой комнате. Нельзя забывать о том, что щеки должны быть постоянно надутыми, ведь они «пузырики».
Как только музыка прекращается, все игроки должны замереть на месте в той позе, в которой оказались, и стоять так как можно дольше, не шевелясь и не смеясь, чтобы щеки оставались надутыми. Водящий подходит к каждому и заглядывает ему в глаза, строит рожицы, в общем, пытается рассмешить любым способом. Как только ребенок сдул щечки, т. е. «лопнул», он выходит из игры. Побеждает тот малыш, который продержался дольше всех. Он-то и становится водящим в следующем туре. «ВОТ КАКИЕ ЧУДЕСА! » Дети имитируют движения в соответствии со словами, самостоятельно придумывая действия. Если ребенок затрудняется, то взрослый должен показать движения, которые ребенок повторяет за ним (репродуктивное творчество): Чудо, чудо, чудеса! На пеньке стоит лиса, Палочкою машет, Два медведя пляшут. Вот какие чудеса — Два медведя пляшут. Зайцы взялись за бока, Заплясали трепака. Прилетели утки, Заиграли в дудки. Вот какие чудеса — Заиграли в дудки. И березы в пляс пошли, Хороводы завели. Солнце заплясало, Всем светлее стало. Вот какие чудеса — Всем светлее стало. «ДЕВОЧКА И КОТЯТА» В игре используется музыка В. Герчика «Девочка и котята».
Дети - «котята» сидят на ковре в середине комнаты (или на стульях). Девочка ( более старшего возраста) с лентой, на конце которой привязана бумажка, стоит перед ними на некотором расстоянии. Рука с лентой спрятана за спину. Такты 1—4. Девочка медленно приближается к «котятам», плавно вынимая из-за спины и поднимая ленту. Такты 5—20. Девочка на «раз» каждого такта взмахивает лентой над головой то одного, то другого «котенка». Они делают движение рукой, как бы желая «схватить ленту лапкой». Такты 21—28. Девочка бежит по комнате с развевающейся лентой, «котята» за ней. На такте 28 девочка меняет направление движения.
На повторении тактов 21—28 девочка и «котята» бегут в другом направлении. С концом музыки девочка поворачивается к «котятам» лицом и прячет ленту за спиной. «Котята» присаживаются. Дальше игра повторяется сначала.
«ПОВТОРИ ЗА МНОЙ » Все играющие стоят в кругу лицом к центру. Выбирается водящий. Он показывает любое танцевальное движение. Все дети повторяют. Далее, ребенок, стоящий справа от него, показывает движения. И все дети повторяют за ним, и т.д. Сначала это задание выполняется под счет, а затем под музыку. «ГНОМИК» Одному ребенку надеть шапочку гнома. Все дети встают в круг, гном — внутри круга. Звучит весёлая музыка (по выбору педагога), дети водят хоровод, гномик бежит по внутренней стороне круга около детей. Музыка заканчивается, дети хором говорят: Гномик, гномик, не спеши! Что нам делать, покажи! Гномик под музыку выполняет либо танцевальное движение, либо прыжки, хлопки, т. е. то, что придумает. Дети ритмично, под музыку выполняют движение вместе с ним. Музыка заканчивается, гномик передает шапочку другому ребёнку. Игра повторяется. «ЖИВАЯ КАРТИНА» В этой игре дети осмысливают художественную идею и передают её в статичной пластике тела. После прослушивания музыки, педагог вводит детей в игру. Он рассказывает о том, что в музеях выставляют на обозрение зрителей картины и скульптуру. Музеи бывают разные, и в них могут выставляться самые необыкновенные экспонаты. Предлагает детям устроить выставку «живых» картин. Натягивается лента-рамка, и дети, застыв в выразительной позе, изображают свои музыкальные образы. «ПОЮЩИЕ РУКИ» После слушания музыки педагог предлагает детям представить, что они жители сказочной страны, в которой люди не умеют разговаривать. Он подводит дошкольников к «открытию», что передавать информацию и общаться возможно не только с помощью речи, но и с помощью языка движений, мимики. Дети приходят к выводу, что можно «разговаривать» и «петь» руками. Педагог обсуждает с ними варианты образных движений. Волнообразные движения всей руки передают направление плавной мелодии вверх или вниз; круговые движения кистей «изображают» быструю, кружащуюся музыку; лёгкое встряхивание кистями - лёгкое стаккато; несильное постукивание пальцами одной руки по ладони другой - осторожное, затаившееся движение и так далее. Передача темпа и динамики достигается разной амплитудой, скоростью и силой движений.
« МОРЕ» (пластическая игра-фантазия) Материал: Музыкальные фрагменты, два полотнища синей, белой ткани, гимнастические ленты, зелёные лианы из ткани, рыбки из бумаги, игрушки: дельфины, рыбы, рак, корона и трезубец морского царя, короны для Русалочек, корабль и др.
Педагог предлагает послушать музыку Н. Римского-Корсакова «Океан-море синее» (из оперы «Сказка о царе Салтане») и выявить её эмоциональное состояние, характер, динамику развития музыкального произведения. Затем он помогает детям досочинить предложенный сюжет сказки и показать её в движении с музыкальным сопровождением, предложив использовать имеющиеся атрибуты.
Сюжет к пластическому интонированию: «… В синем море-океане жил царь морской. И были у него дочки Русалочки. И однажды шёл по морю корабль…» и т.д.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1846; Нарушение авторского права страницы