Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 3. Особенности общения подростков в реальной жизни и в интернете
Все мы знаем, что Интеpнет сегодня - это самый большой источник информации, который знало человечество. Но его возможности, позволяют использовать Интеpнет не только как инстpумент для познания, но и как инструмент для общения. Сегодня по сути дела возникла новая форма языкового взаимодействия - письменная разговорная речь. Можно выделить некоторые особенности общения подростков через Интернет. 1. Анонимность. Это самая главная характеристика общения в интернете. Интернет со времени своего создания разросся на пацтину неимоверных размеров и естественно, что все личности, которые каждый день выходят в интернет со своих компьютеров, никак не могу быть отслежены. Все данный, которые можно получить о своём собеседнике при общении в интернете более скупы, нежели та информация, которую вы можете получить при реальном общении. Также есть очень важный момент, который стоить затронуть в данной теме- это проблема «масок», которые люди могут надевать на себя, при выходе в интернет. Человек выбирает себе никнейм, за которым его могут не узнать даже его собственные друзья. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения - аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.[1] 2. Отсутствие, невербальных компонентов общения. Здесь мы тоже на рассматриваем веб-камеры и программы вроде Skype. Интернет-общение, по содержанию являясь личным и неофициальным, ограничено по форме передачи информации (только в виде печатного текста). Эта особенность дает нам возможность объяснять все слова собеседника так, как нам хочется. Предпринимаются попытки присвоить и закрепить обозначение определенных эмоциональных состояний за определенными смайликами. Фактически на сегодняшний день смайлики только информируют об эмоционально окрашенном отношении автора к тексту, просто передавая направленность и степень его эмоций. Как мы видим, эмоциональная палитра весьма бедна. Многие создатели чатов осознанно или интуитивно пытаются решить эту проблему. Помимо “смайликов” для компенсации тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном общении используется так называемый “капс”, который повсеместно в Сети трактуется как повышение голоса. Описывая процесс общения в системе чат, необходимо не только отметить характерные особенности этого взаимодействия, но и попытаться дать психологическое объяснение этому феномену. Общеизвестно, что в процессе письменного общения практически каждый участник дополняет свое высказывание определенными символами. Большинство из них представляют собой стилизованное изображение человеческого лица. Они призваны передать эмоциональное состояние участников общения. При помощи этих знаков можно передать улыбку, лукавую усмешку, озабоченность, злость, а также выразить другие эмоции. Иногда пользователи не ограничиваются подобной стилизацией и посылают рисунки, напоминающие примитивную живопись. Достаточно широкое распространение в сети получило использование акронимов — своеобразных символьных сокращений целых фраз и предложений. Можно заметить, что многие акронимы записываются без использования гласных букв: bb — bye bye, BRB — Be right back (сейчас вернусь), BTW — By the way (кстати), pls — please (спасибо), L8R — Later (позже) и т. д. Так, текст и личность в виртуальной реальности становятся равнозначны, следовательно, значение письменно произносимого текста сильно возрастает. Потребность в научном осмыслении данного лингвистического факта привела к возникновению нового термина: “письменное произношение”. 3. Добровольность и желательность контактов. Любой пользователь интернета может выбрать подходящего себе собеседника из любой точки земного шара, а также может прервать контакт в любой удобный ему момент. 4. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи показывают себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного поведения. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением риска в процессе общения - чрезмерная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален. Это порождает у человека желание преодолеть нормативность, что ведет к конструированию ненормативных виртуальных личностей. В частности, это может проявляться в конструировании виртуальных личностей другого пола, нежели их обладатель, или вообще бесполых. В реальном обществе существуют определенные нормы, которые предписывают человеку определенного пола соответствующее этому полу поведение. В виртуальном обществе человек может быть избавлен от того, чтобы демонстрировать социально желательное для своего пола поведение, представившись в сети как лицо противоположного пола. 5. Своеобразие восприятия в условиях письменной речи. С одной стороны, не видя собеседника, мы не приписываем ему типичные черты (согласно полу возрасту и социальному положению). С другой стороны, представление о собеседнике складывается под влиянием установки на собеседника как ожидания и приписывания желаемых качеств в партнере, то есть некоторой идеализации, а также тенденции к сохранению однажды созданного представления о человеке. Существует также “эффект последовательности”, то есть влияния на восприятие последовательности получения сведений о человеке. Суждение о другом человеке может складываться и по аналогии с собой - как бессознательный перенос на других собственных свойств, мыслей или переживаний. [2] 6. Снятие жестких социальных национальных и культурных границ. Интернет-пространство в силу своей всемирной представленности является поликультурным, в общении могут принимать участие представители различных этнических и социальных культур. Недостаточность или невозможность передачи в Интернете цвета, звука, движения заменяется вербальными и знаковыми аналогами - большим количеством восклицательных знаков, “традиционно русской лексикой” (чаще всего передаваемой латиницей), средствами из других речевых жанров. Границы между жанрами в Интернете более подвижны, чем в реальном мире. Указанные характеристики приводят к выработке новых форм и стилей взаимодействия и возникновению своеобразного Интернет-этикета. Изменение сознания личности в Интернете, формирование нового, сетевого образа жизни и мышления, формировании нового стиля в русском языке - о стиле Интернет-общения, отличительными признаками которого являются письменное произношение, и запечатленная разговорность. При этом качественно новым признаком стиля также будет являться его спонтанность, несмотря на письменное воспроизведение. Психологи давно бьют тревогу из-за отрицательного влияния на психическое развитие старшего подростка общения в сети Интернет. Особенно вредно сидеть за компьютером более 2-х часов в день. В коре головного мозга активизируются центры возбуждения и угнетаются центры торможения. Поэтому молодые люди долго не могут заснуть, беспокойно спят и видят плохие сны. После такой ночи человек, естественно, уставший, уже не в состоянии " переваривать" учебную программу, продуктивно работать, взаимодействовать с другими людьми в реальности. У него снижается общая и умственная работоспособность. Кстати, исследования доказывают, что люди, подолгу работающие на компьютере, вырастают зависимыми, не умеющими общаться со сверстниками и людьми старшего поколения. Самое страшное, процент самоубийств в этой категории людей значительно выше, чем в среде обычных.[3] На реальное общение и на формирование высоких духовных ценностей культурного характера у них тоже ни сил, ни времени не остается. Еще одна проблема общения в сети Интернет - это зависимость от компьютера. Иногда за безобидным желанием развлечься, может скрываться зависимость от компьютера. Такой человек уже не владеет своей жизнью. Вся его жизнь превращается в зависимость, и вот это уже является патологией личности. Человека с зависимостью довольно трудно выявить: он может хорошо выглядеть и довольно долго (или пока не возникнут неизбежные проблемы) не давать никаких поводов семье или коллегам считать его серьезно больным - в то время как у алкоголика или наркомана все написано на лице. Говоря о зависимости, невозможно не упомянуть о еще одной форме– компьютерной зависимости. Она проявляется в следующих формах: 1. чрезмерная увлеченность работой в Интернете – Данный вил зависимости опасен, т. к. он не проявляется на первый взгляд. Сейчас большинство видов работ, которые следует выполнять по любой специальности, даже написание диплома, включает в себя довольно длительный процесс по поиску информации в интернете. Сюда также входит не только поиск информации, а работа в интернете, например, по созданию сайтов, дизайнерская работа, и т. д. И иногда может случиться так, что без интернета человек уже не может выполнять поставленные перед ним задачи. 2.Болезненная зависимость от видеоигр, характеризуется нарастанием количества времени, которое человек тратит на игру. Также характеризует повышением уровня агрессии. Часто встречается именно в подростковом возрасте, когда у человека находится довольно много свободного времени, которое можно потратить на самообразование или на какой либо иной вид деятельности, но подросток предпочитает этому игру. Учитывая специфику игровой индустрии, которая сама подталкивает подростков к этому, т. к. прогресс в игре напрямую зависит от количества часов, потраченных на игру. 3. Поглощенность общением on-line с друзьями по сети – когда процесс коммуникации происходит только в режиме «онлайн», чо может повести за собой пренебрежением контактами в реальной жизни. Общение онлайн может стать патологичным в тот момент, когда человеку настолько лень общаться в реальной жизни, при том, что можно найти себя собеседника из любой точки земного шара, с которым не возникнет никаких проблем при общении. Также подобные аддикции характеризуется тем, что очень сложно оставить своё любимое занятие, игру или общение в интернете. Попытки прекратить подобную деятельность могут повлечь за собой депрессивные и тревожные состояния, которые сами собой рассеиваются, когда человек возвращается в привычный ритм своей жизни. В настоящее время можно проследить следующие тенденции. Во-первых, стоит отметить, что формирование компьютерной и информационной культуры сказывается на развитии общества в целом, что проявляется в зависимости социума от игр и технологий. Во-вторых, отсутствие необходимого знания или неумение воспользоваться им порождает социально значимые риски. В третьих, различия людей, связанные с возможностью доступа к новым информационным технологиям (молодое и старое поколение) порождает новые неравенства. Но выше приведенная информация не означает обесценивая тех несомненных достоинств, которыми располагает информационная культура и ее позитивное влияние на культурное развитие современной молодежи. Бесспорно, язык компьютерных технологий - совершенно новое средство общения. Создают эти технологии весьма квалифицированные специалисты, люди высокой культуры. В конечном счете, образование и развитие складываются из общения с интересными людьми, что и происходит во время игры. И, может быть, новый язык культуры - язык компьютерных технологий - окажется успешнее и эффективнее? Ведь всегда что-то новое частично отрицается консерваторами и представителями более старшего поколения. Так что вопрос о вреде или пользе компьютерных и информационных технологий еще остается открытым, и окончательный вердикт по нему сможет вынести только время.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1267; Нарушение авторского права страницы