Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Корпоративная культура в современной России



Отказ от учета собственных механизмов регуляции трудового поведения, прямое копирование ценностей Запада привело (во многих случаях) к появлению «демонстрационного эффекта». Он выражается в стремлении подражать в образе, стиле, уровне и качестве жизни западным странам, ориентирует на заимствование их стиля и образа жизни, но не создает при этом устойчивых производственных и предпринимательских ориентаций и установок.

Существует несколько версий, объясняющих сложившуюся ситуацию:

1. Происходит слишком быстрое разрушение традиционной системы ценностей и институтов без создания взамен нового уровня культуры, на котором устойчивые традиционные основы массового сознания и новые ценности могут взаимодействовать, усиливая друг друга.

2. Российская экономическая ментальность больше тяготеет к «восточному» типу культуры, в то время как общей моделью развития России реформаторы видят Запад.

3. В России имеется несоответствие пространства и времени. К огромным пространствам страны применяются западные мерки времени, а темпоритмы Запада и России просто не совпадают. Мы живем в своем природно-обусловленном темпе. Поэтому попытки существенно повысить эффективность производства на многих российских предприятиях зачастую не приводят к успеху.

Особенности Российской организационной культуры - это результат длительного исторического развития. В структурном же отношении российская организационная культура очень разнородна и как мы уже говорим ранее, включает в себя образцы дореволюционной, советской и частично западной культуры.

 

1.3. Становление и сущность корпоративной культуры в системе образования

До недавнего времени в общественном и педагогическом сознании существовало убеждение в том, что культура образовательных учреждений представляет собой комплекс исторически сложившихся норм и правил, которые формируются внутри общеобразовательной школы, лицея, гимназии, колледжа, высшего учебного заведения. При этом считалось, что в каждом конкретном случае культура образовательного учреждения складывается из традиций, манер и стиля поведения участников педагогического взаимодействия, основанных на незыблемых правилах педагогической этики.

Такое понимание культуры образовательного учреждения сложилось в России во время становления системы образования. В большинстве образовательных учреждений как открытого (университеты), так и закрытого типа (Смольный институт, военные училища) существовал особый кодекс чести, соблюдение которого было обязательным для каждого преподавателя и обучающегося. Об этом свидетельствуют официальные документы, относящиеся к деятельности образовательных учреждений XVII-XIX в., мемуарная и эпистолярная литература. В трудах педагогов, стоявших у истоков русской системы образования, подчеркивалось, что основные добродетели заключались, наряду с «повиновением начальствущим», во взаимной учтивости, воздержании, «равенственном и благонравном» поведении, сердечности, скромности и великодушии, в отсутствии гордости и самолюбия (И.Ф. Богданович).

В трудах педагогов XIX - начала XX в. (К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, СИ. Гессен) прослеживается мысль о том, что объект и субъект воспитания связываются общим целедостижением, образуя единство, при этом «подвластный» должен быть наделен ответственностью и отличаться от «властного» только ограничением сферы действия, а, значит, и уменьшением степени ответственности (СИ. Гессен) [7]. Такое единство в традициях университетской деятельности именовалось корпорацией (К.Д. Ушинский, СИ. Гессен), где солидарное взаимодействие выступало основным принципом внутренней жизни. Этот принцип доминировал в лучших учебных заведениях, поскольку соответствовал менталитету России, сформировавшемуся под влиянием общинного сознания, исторически сложившейся толерантности между людьми различных вероисповеданий, основным приоритетам православия. Он был характерен и для советской педагогики, разработавшей основы воспитания в коллективе и через коллектив. В практической деятельности российских образовательных учреждений существовало особое силовое поле этических требований, которые соблюдались и обучаемыми, и обучающими, и воспитателями, и воспитываемыми. В трудах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского была соблюдена традиция воспитания в духе особого уважения к своему коллективу, к его общественному лицу; идея соперничества, конкурентной борьбы между образовательными учреждениями не поддерживалась имела форму соревновательности. В современном педагогическом сознании идеи воспитания в духе коллективизма, имеющие своим источником национальную и педагогическую традицию, оказались чрезвычайно устойчивыми.

В постсоветский период, когда изменилось качество всех элементов структуры общества, а образование перешло на рыночные отношения, возникло серьезное противоречие между традиционным педагогическим мышлением и социальной реальностью: правила поведения новых коммерческих структур коренным образом отличаются от традиционных установок педагогического сообщества. Новые экономические объединения, ныне все чаще именуемые корпорациями, предложили обществу новые образцы деловой и организационной культуры: точность, расчет, финансовый успех, четкое обозначение цены услуги, предпочтение деловой хватки работника в ущерб образованности, забота об имидже, жесткая конкурентная борьба. Ситуация 90-х годов (отсутствие необходимой финансовой поддержки образовательных учреждений со стороны государства) привела к тому, что учреждения образования все больше дифференцировались по уровню и стоимости образовательных услуг. Источником образовательных заказов стало выступать не только государство, но и структуры гражданского общества, отдельные группы и личности. Находясь в конкурентной среде, образовательные учреждения переходили к финансовой и правовой самостоятельности, гораздо активнее заботились о своем имидже, создавали попечительские советы, поддерживающие интересы заказчиков образовательных услуг. В связи с этим постепенно начала оформляться корпоративная культура образовательных учреждений, которая в силу традиционной этики не могла полностью вобрать принципы корпоративной культуры, сформировавшейся в недрах экономики, но в то же время не имела возможности пренебрегать реалиями свободного рынка.

Экономическая политика в области образования привела к такому феномену как становление корпоративной культуры образовательного учреждения, позволяющей учебному заведению быть активным субъектом на рынке образовательных услуг. Кроме того, намечается тенденция «сращивания» образовательных учреждений с производственными, либо финансовыми корпорациями. В соответствии с последними проектами Правительства РФ профессиональное образование будет развиваться с помощью и на средства крупнейших производственных корпораций (нефтедобывающих, металлообрабатывающих и др.), заинтересованных в подготовке рабочих и управленцев, воспитанных в соответствии со своими целями, интересами, традициями, что, несомненно, повлияет и на содержание образования, и на систему воспитания будущих работников в корпоративном духе. Поэтому особенности корпоративной культуры современных образовательных учреждений представляют собой интерес как историко-педагогический феномен и как культурно-образовательный феномен.

В современной педагогике теоретико-педагогические положения о содержании культуры образовательного учреждения рассмотрены в трудах В.А. Сластенина, А.В. Мудрика, Е.Н. Шиянова, Е.В. Бондаревской, В.Е. Данильчук, А.Г. Асмолова, и многих других.

В современной педагогической литературе, затрагивающей управленческие аспекты деятельности образовательного учреждения, связанные с проблемами корпоративной культуры, данные вопросы рассматривались B. Атоян, Е.В. Бондаревской, Н.Ю. Вельдман, Ю.С. Давыдовым, и многими другими.

Большое количество исследований в области общих вопросов корпоративной этики принадлежит западноевропейским американским исследователям (Дж. К. Грейсон, В. Зигерт, Л. Ланг, О' Дейл, Г. Десслер). К числу российских исследователей, которым принадлежат разработки в области общих подходов в осмыслении корпоративной культуры, относятся Б.Ц. Ольшанский, А.Г. Сафонова, А.И. Пригожий. В теории управления и социально-экономическом плане вопросы корпоративной культуры рассматривались И. Клямкиным, Л. Тимофеевым, Г. Гагловой, Б. Агронович,

Таким образом, представляется актуальным обозначить образовательное учреждение как корпорацию особого типа, уяснить сущность и особенности современной культуры образовательного учреждения, вбирающей черты корпоративной этики, исследовать источники корпоративных интересов в организации образовательного процесса.

Ценности корпоративной культуры образовательного учреждения

Формирование корпоративной культуры происходит постепенно. Большинство исследователей считают, что формирование корпоративной культуры происходит поэтапно. Чаще всего выделяют четыре этапа: 1) определение миссии организации и ее базовых ценностей; 2) формулирование стандартов поведения членов организации; 3) формирование традиций организации; 4) разработка символики организации в различных типах корпораций выделяются различные базовые ценности, которые можно иерархизировать на макро- и на микроуровень. Обобщенный набор характеристик, свойственный экономической или производственной корпорации следующий: а) осознание себя и своего места в организации; б) коммуникационная система и язык общения; в) внешний вид, одежда и презентация себя на работе; г) выбор пищи, привычки и традиции в этой области; д) осознание времени, отношение к нему и его использование; е) взаимоотношения между людьми; ж) ценности и нормы; з) вера во что-то и отношение или расположение к чему-то; и) процесс развития работника и научение; к) трудовая этика и мотивирование. В иерархии признаков корпоративной культуры в корпорациях такого типа заметно, что на первое место выдвигаются внешние атрибуты корпоративной культуры, а ценности, нормы, научение, трудовая этика отнесены на второй план.

В традициях отечественной педагогики и высшей школы России сложилась иная система рассмотрения ценностей. Методологическими аспектами и системными исследованиями ценностных функций образовательной и педагогической деятельности в течение последнего десятилетия занимались Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Е.В. Андриенко, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, З.И. Ракин, В. И. Равкина, Н.Н. Никитина, Е.Н. Шиянов, А.И. Шутенко, Е.В. Бондаревская. А.А. Бодалев, Б.М. Бим-Бад, Б.Г. Гершунский, Т.Б. Сергеева. Они рассматривают ценности образования, с одной стороны, как атрибут личности, а, с другой стороны, в контексте социокультурной динамики общества, признавая при этом необходимым актуализацию личности и создание условий для ее мотивации.

Е.Н. Шиянов считает, что решение проблемы гуманизации образования связано с изучением и развитием не отдельных элементов личности или элементов деятельности, субъектом которой она является, а система интегральных, системообразующих характеристик, которыми, - согласно методологии аксиологического подхода, являются ориентации на общечеловеческие ценности, составляющие содержание гуманистической направленности личности. В связи с этим встает проблема механизма перевода объективных гуманистических (общечеловеческих) ценностей во внутреннее содержание личности (в ценностные ориентации), поскольку общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры воспринимаются и присваиваются личностью индивидуально и избирательно. Ценностные ориентации личности не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Общественные ценности становятся стимулами, побудителями к действию в том случае, если они осознаются и принимаются человеком, становясь его личными ценностями, убеждениями, идеалами, целями. В связи с этим Е.Н. Шиянов считает, что возникает необходимость в постановке и решении следующих задач формирования гуманистической направленности личности: - осознание самооценки человеческой личности как носителя гуманистических начал, ее неповторимой индивидуальности и творческой сущности; - признание гармоничного развития личности целью и основным предназначением человека; - сознательное и эмоциональное принятие общественного долга как приносящего высшее удовлетворение и составляющего смысл и счастье жизни; - понимание творческой природы деятельности, осознание необходимости для ее реализации духовных затрат и самосовершенствования; -развитие гуманитарной культуры как комплекса качеств личности: единства внутренней нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности, тонкого восприятия прекрасного и безобразного в человеческих отношениях, эмпатии, способности сопереживать, сострадать, чуткости, отзывчивости, оптимизма, доброты [31]. Он полагает, что внедрение этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость, от успешного решения этой задачи во многом зависят перспективы гуманизации образования, смысл состоит в том, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей и сформировать на их основе устойчивую индивидуальную систему ценностных ориентации. Е.Н. Шиянов выделил следующие функции ценностной ориентации личности:

- экспрессивно-регуляторную, способствующую самоутверждению и самовыражению личности, вызывающую стремление развивать принятые ценности, достигать успеха и признания в том или ином виде деятельности;

- адаптивную, которая выражает способность личности удовлетворять свои основные потребности теми способами и посредством тех ценностей, которыми располагает данное общество;

- защитную, так как ценностные ориентации выступают своего рода «фильтрами», пропускающими лишь ту информацию, которая не требует существенной перестройки всей системы личности;

- познавательную, направленную на объекты и поиск той информации, которая необходима для поддержания внутренней целостности личности;

- координации внутренней психической жизни, гармонизации всех психических процессов, согласования их во времени и применительно к условиям деятельности.

В ценностных ориентациях личности содержатся такие формы, которые систематизируют общественные явления, определяющие ориентиры поведения, определяют гуманистическую направленность личности и выступают основаниями нравственных оценок. Императивы поведения становятся нормативными. Таким образом, в моральной регуляции ценностные ориентации направляют и содержательную организуют поведение и деятельность личности. Для того, чтобы ценность побуждала к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности, требуется не только ее осознание, но и интериоризация, то есть представляла необходимый момент внутреннего существования, когда человек может четко сформулировать цели своей деятельности, видеть его гуманистический смысл, находить эффективные средства их реализации, правильного своевременного контроля, оценки и корректировки своих действий.

Выводы к 1 главе

На основании вышеизложенного, автор сделал следующие выводы:

1) Значимость корпоративной культуры для организации невозможно переоценить, она является исходной точкой деятельности учреждения и фактором, непосредственно влияющим на эффективность производства, а значит и на экономику в целом.

2) Важно помнить, что она создается людьми, на которых влияют как внутренние, так и внешние факторы. Нельзя рассматривать культуру лишь как продукт организации, ее формируют люди, со своим индивидуальным жизненным опытом, представлениями, образом мысли.

3) Формирование и поддержание корпоративной культуры – это длительный и сложный процесс, которому следует уделять значительную часть внимания.

4) Корпоративную культуру в России на данный момент нельзя назвать сформировавшейся, она только начинает развиваться и чтобы по возможности ускорить этот процесс необходимо учитывать её особенности.

5) Корпоративная культура образовательных учреждений представляет собой комплекс исторически сложившихся норм и правил, которые формируются внутри дошкольного образовательного учреждения, общеобразовательной школы, лицея, гимназии, колледжа, высшего учебного заведения.

 

 

2. Анализ и выявление особенностей корпоративной культуры в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка – детский сад № 152 «Аистенок»

Общество, в котором живёт современное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), – это общество социальных перемен, имеющих необратимый характер. В связи с этим существенной задачей сотрудников становится формирование корпоративной культуры образовательного учреждения.

Корпоративная культура – понятие, которое пришло в современную педагогику сравнительно недавно из практики современного менеджмента. Этим термином обозначается психологическая атмосфера, которая создается в образовательном учреждении. Она основывается на этических и эстетических нормах взаимоотношений, которые существуют в данном учреждении.

Современный менеджмент определяет корпоративную культуру как совокупность ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил и норм поведения членов организации, регулирующих их деятельность и взаимоотношения. Эти ценности находят своё выражение и передаются каждому участнику образовательного процесса через символические средства духовного и материального порядка.

Корпоративная культура самым непосредственным образом связана с эффективностью организации, качеством предоставляемых образовательных услуг и в образовательном учреждении.

Цель исследования: изучение особенностей корпоративной культуры в МАДОУ № 152 «Аистенок»

Задачи исследования:

· Опираясь на теоретический материал определить понятие корпоративной культуры в современном образовательном учреждении;

· Описать и проанализировать элементы корпоративной культуры в МАДОУ ЦРР - детский сад № 152 «Аистенок»;

· Описать корпоративные принципы при взаимодействии с родителями.

Объектом исследования является корпоративная культура организации на примере МАДОУ ЦРР-детский сад № 152 «Аистенок»

Предметом исследования являются основные элементы в формирования и развития корпоративной культуры МАДОУ ЦРР - детский сад № 152 «Аистенок».

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I.3. Кинокультура и культура слова: отношение противостояния
  2. II ГЛАВА. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА УЗБЕКИСТАНА XXI ВЕКА
  3. II. ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ в 1917 г.
  4. А.Пуанкаре. Эволюция современной физики
  5. Абсолютная монархия в России (признаки, особенности, идеалогия, условия возникновения, реформы Петра первого)
  6. Агафонова Анастасия - кандидат в мастера спорта по спортивной гимнастике, член молодежного состава сборной России по спортивной гимнастике (в настоящее время)
  7. Агротуризм – сектор современной туриндустрии
  8. Адвокатура в России во второй половине XIX-начале XX века
  9. Анализ оперативно-служебной деятельности отделения ИАЗ Чувашского ЛО МВД России на транспорте за 2014-2015гг.
  10. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ, ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЙ НЕРАВЕНСТВА В ДОХОДАХ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
  11. Анализ финансовой политики России
  12. Анализ эффективности системы управления корпоративной социальной ответственностью в ПАО Сбербанк России


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 878; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь