Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


II ГЛАВА. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА УЗБЕКИСТАНА XXI ВЕКА



II.1. Музыкальная культура Узбекистана XX-XXI вв.

В Узбекистане в годы независимости осуществлена огромная работа по глубокому изучению и дальнейшему развитию музыкального искусства. Опираясь на вековые традиции народа, музыкальная палитра Узбекистана обрела новые грани и направления, устремилась к новым вершинам и расширила границы сотрудничества на международной арене.

В стране создана великолепная база для обучения юных талантов. Во всех регионах страны построены здания детских школ музыки и искусства, оснащенные новыми музыкальными инструментами, дворцы культуры, колледжи и лицеи по направлениям искусства, возведена Государственная консерватория Узбекистана. Решающим шагом в этом стало Постановление Президента ­ Ислама Каримова от 8 июля 2008 года «О Государственной программе укрепления материально-технической базы и дальнейшего улучшения деятельности детских школ музыки и искусства на 2009-2014 годы»[15].

За годы независимости в Узбекистане возросло количество музыкальных мероприятий международного значения, призванных содействовать возрождению, сохранению и обогащению традиций музыкального фольклора и академического исполнительского мастерства. В их числе — получивший широкое признание и популярность Международный музыкальный фестиваль «Шарк тароналари» («Мелодии Востока»), проводимый по инициативе ­ Президента Ислама Каримова с 1997 года в одном из красивейших и древних городов Узбекистана — Самарканде. Сюда из разных стран мира съезжаются музыканты и исполнители, которые знакомят участников и гостей фестиваля с неповторимой национальной музыкальной культурой своих народов.

Особое внимание в стране уделяется развитию национального музыкального искусства в качестве важного средства воспитания молодежи в духе любви к Родине[16], верности идеям независимости, уважения к национальным традициям и ценностям. С этой целью реализуется целый ряд государственных программ, проводятся многочисленные творческие форумы, фестивали и конкурсы республиканского значения. Такие песенные конкурсы, как «Ягонасан, мукаддас Ватан», «Нихол», «Марди майдон» способствуют выявлению молодых талантов в сфере национального песенного искусства, их всесторонней поддержке и стимулированию.

Возрождению и развитию народного исполнительства среди молодежи способствует и Республиканский смотр-конкурс исполнителей народной музыки на традиционных музыкальных инструментах «Бархает наволари». Проводимый с 2004 года, в этом году он собрал на смотровых площадках тысячи исполнителей на народных инструментах со всех регионов Узбекистана и Республики Каракалпакстан. Значимым мероприятием среди начинающих композиторов является фестиваль «Давр Садолари», проводимый по инициативе Союза композиторов Узбекистана. Огромное количество юных талантов среди учащейся молодежи смогли заявить о себе, став лауреатами Республиканского фестиваля детского творчества «Санъат гунчалари», проводимого среди воспитанников средних музыкальных учреждений.

Для укрепления творческого сотрудничества поэтов, композиторов и исполнителей Министерством по делам культуры и спорта совместно с эстрадным объединением «Узбекнаво» регулярно проводятся различные творческие проекты, форумы.

Ежегодно более 50 юных талантов среди учащихся музыкальных заведений заявляют о себе на мировых сценах, став лауреатами международных конкурсов, проходящих по всему миру. Кузницей талантов стали РСМАЛ им. Успенского, РСМАЛ им. Глиэра и ряд ДШМИ во всех регионах страны.

Международное признание получили и оперные исполнители, которые демонстрируют свой талант по всему миру. ГАБТ им. Алишера Навои выступил инициатором проведения международных фестивалей. Это стало очень эффективной формой общения творческих людей, повышения культурного уровня, ознакомления с образцами мировой музыки. Особо стоит отметить и международный фестиваль оперного искусства «Тошкент бахори» («Ташкентская весна»). Зрители увидели спектакли с участием лучших солистов оперных театров Италии, Украины, Беларуси, России и Узбекистана. За прошедшие годы в республике увеличилось число лауреатов самых престижных международных конкурсов. Благодаря заботе и поддержке государства талантливая молодежь нашей страны сегодня с честью представляет отечественное оперное искусство на самых известных сценах мира.

По всей республике ведется мониторинг по выявлению и сохранению центров нематериального культурного наследия, в числе которого такие виды исполнительского искусства, как «бахши», «лапар», «маком», «ялла», и другие. Распространение национальной музыки, пения, танца и мировой классики в академическом направлении в Узбекистане также осуществляет Дирекция академических народных и художественных коллективов. При ней работают известные артисты, мастера традиционного вокала. К настоящему времени дирекция объединяет национальные ансамбли песни и танца «Узбекистан», «Мумтоз», государственную хоровую капеллу, камерный ансамбль «Солисты Узбекистана», камерный оркестр «Туркистон», государственный оркестр народных инструментов имени ­ Т. Жалилова и эстрадно-симфонический оркестр. Все эти коллективы активно участвуют в праздниках, посвященных Дню независимости, Наврузу, и не раз представляли узбекское музыкальное творчество на различных международных конкурсах и фестивалях в зарубежных странах.

Признанием уникальной ценности традиционного музыкального и художественного наследия народов Узбекистана стал тот факт, что ряд феноменов народной культуры был включен ЮНЕСКО во Всемирный репрезентативный список «Шедевров устного и нематериального наследия человечества». Это — культурное наследие Байсуна[xv] (2001) как уникальный пример сохранения в крае всех видов народного творчества (традиционные обычаи и обряды, устное поэтическое наследие, музыка); «Шашмаком» (2003) как уникальное музыкальное наследие макомного искусства нации, феномен духовной культуры народов Центральной Азии; самобытный песенный жанр Ферганской долины «Катта ашула» (2009) со своими особенностями музыкально-поэтического языка и исполнительства и, наконец, общенациональный праздник Навруз (2009) как одна из самых древних составляющих человеческой культуры.

Благодаря этому с каждым годом укрепляется статус Узбекистана как одного из крупных культурных центров современного мира, наша страна все больше заявляет о себе как государство с богатым и самобытным искусством.

История становления и развития фортепианной исполнительской школы в Узбекистане неразрывно связана со специальной музыкальной школой-интернатом, ныне – Республиканский специализированный музыкальный академический лицей (РСМАЛ) им. В. Успенского. 70-летие этого музыкального учебного заведения было торжественно отмечено в ноябре 2009 г. За свою многолетнюю историю в лицее было подготовлено большое количество молодых талантливых музыкантов, которые работают во многих учебных заведениях республики. Выпускники лицея ныне известны не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами. И в первую очередь благодаря высокому профессионализму преподавательского состава, в частности, отдела специального фортепиано, который на протяжении многих лет возглавляет заслуженный деятель культуры Узбекистана А. А. Ким – выпускница школы им. Успенского.

Среди старейших педагогов отдела – Т. А. Попович, Л. Р. Флорентьева, Г. Г. Ардаширова и Э. Э. Гельбух, проработавшие в школе более 40 лет, а также Л. А. Мухитдинова, Г. Х. Умарова и многие другие. Среди их воспитанников – Ирэна Гульзарова – стипендиат Международного благотворительного фонда им. В. Спивакова (2000 г.), стипендиат Президента Республики Узбекистан (2003 г.); Владислав Косьминов – лауреат Республиканского и Международных конкурсов; Нодира Дадамухамедова, лауреат многих конкурсов, в том числе первые места на Международном конкурсе в Португалии (г. Фундао, 2007 г.) и в Румынии (Бухарест, 2008 г.); Елена Кан, удостоенная 1-х премий на Международном фестивале в Германии (Берлин) и Музыкальном конкурсе “Синяя птица” в Симферополе (Украина) и др.

В числе выпускников школы – пианисты с мировым именем. Это Юденич Станислав – обладатель первой премии и золотой медали на XI Международном конкурсе пианистов им. В. Клиберна, Эльдар Небольсин – Гран-при Международного конкурса в Испании, победитель Первого Международного конкурса пианистов им. С. Рихтера (2005 г.), о котором выдающийся российский дирижер, член конкурсного жюри Юрий Темирканов после конкурса сказал: “Это замечательный, высочайшего класса музыкант и очень виртуозный пианист” (класс педагога Н. С. Васинкиной).

Т.А. Попович и Тамила Салимджанова Осенью 2010 г. непрерывный трудовой стаж в лицее Тамары Афанасьевны Попович – заслуженного учителя Узбекистана, почетного профессора Ташкентской государственной консерватории – составит 50 лет. Ею подготовлены многие талантливые музыканты. Все ее воспитанники учились в самых престижных высших музыкальных учебных заведениях мира. Практически все они являются лауреатами республиканских и международных конкурсов, с успехом гастролируют по всему миру, преподают в лучших музыкальных учебных заведениях не только Узбекистана, но и других стран, и уже сами воспитали новое поколение талантливых исполнителей. Один из первых выпусков Т. Попович представляют нынешние преподаватели лицея имени Успенского Ж. Юлдашев и Л. Мухитдинова, успешно совмещающая педагогическую деятельность с должностью заместителя директора по музыкальной части.

Бывшие выпускницы школы им. Успенского профессор Государственной консерватории Узбекистана Адиба Шарипова и доцент Эльмира Миркасымова, – выпускники Московской консерватории. На сегодняшний день они являются одними из самых ярких исполнителей в Узбекистане, а их ученики достойно представляют нашу республику во многих странах мира.

Бехзод Абдураимов, Тамила Салимджанова, Науфаль Мукимий, Т.А. Попович и Михаил Исаев Анна Маликова в 1993 г. победила на Международном конкурсе ARD в Мюнхене[xvi]. Впервые за 12 лет на этом конкурсе одержал победу пианист. Победа тем и значительна, что она присуждается очень редко, тем самым занимая особо важное место в ряду достижений пианистической школы. В настоящее время А. Маликова – профессор Мюнхенской консерватории и ведет активную гастрольную деятельность. В Германии работают и Улугбек Палванов, признанный в этой стране самым ярким исполнителем 2009 г., а также Барно Хакназарова и Бехзод Абдуллаев.

Ирина Чуковская (Петрова) после окончания школы им. В. Успенского продолжила свое обучение в Москве в классе профессора В. В. Горностаевой в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, затем в Московской консерватории в классе известного пианиста профессора С. Г. Нейгауза и В. В. Горностаевой, а в аспирантуре ее преподавателем был знаменитый профессор Д. А. Башкиров. Довольно длительный период своей жизни И. Чуковская провела в США, где состоялось более 700 ее концертов. В настоящее время пианистка живет в Москве, продолжает вести активную концертную деятельность, сочетая ее с преподаванием в Российской музыкальной академии им. Гнесиных и Московской консерватории.

Евгений Мурский – обладатель высшей награды – Гран-при на международном конкурсе “Национальная сила” (Лондон, 1994 г.). Приз ему вручала принцесса Великобритании Диана.

Фатима Ахмадова, мама И. Мамадалиева, Т.А. Попович. Бехуз Неъматов и Искандар Мамадалиев В апреле 2009 г. Гран-при был удостоен еще один ученик Т. А. Попович – Бехзод Абдураимов, самый молодой среди 100 участников этого престижнейшего конкурса. Особую роль и значимость победы нашего юного 18-летнего соотечественника определяет тот факт, что конкурс входит в пятерку сложнейших конкурсов Всемирной Международной федерации. Он проходит один раз в три года и находится под патронажем Принца Уэльского. (Для справки: Всемирная федерация Международных музыкальных конкурсов (WFIMC -The World Federation of International Music Competitions). В ее состав входят около 120 конкурсов, многие из которых не проводятся каждый год. Помимо этого, существует Европейский союз молодежных музыкальных конкурсов (EMCY – European Union of Music Competitions). По словам председателя конкурса С. Ароновской, “победа Б. Абдураимова является показателем сильной пианистической школы Узбекистана, а такие гениальные пианисты рождаются один раз в 100 лет”. В настоящее время Б. Абдураимов не только продолжает свое обучение в музыкальном Университете “Park” в США, но и ведет активную исполнительскую деятельность, а его гастрольный график заполнен на несколько лет вперед.

Лола Астанова в 1996 г. была включена в программу “Новые имена планеты”. Ее выступления составляют часть документального фильма ЮНЕСКО “Вундеркинды ХХ века”. Она входит в число пианистов, имеющих титул “Артисты Стенвей” (“Steinway artists”). Этой чести были удостоены такие маститые исполнители, как Владимир Ашкенази и Рудольф Керер, Николай Петров и Михаил Плетнев, Владимир Крайнев и Евгений Кисин, а также Алексей Султанов.

В числе молодых, но уже прекрасно зарекомендовавшей себя как сложившийся, зрелый музыкант Тамила Салимджанова. В настоящее время она учится в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории в классе прославленного профессора И. Н. Плотниковой. Помимо большого количества побед на международных конкурсах, Т. Салимджанова – лауреат Международного благотворительного фонда В. Спивакова (2008 г.) и, несмотря на юный возраст она была удостоена чести давать сольные концерты в Большом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

В настоящее время обучение в ведущей британской музыкальной школе с мировым именем “Purcell School of Music” продолжают и два брата Науфаль и Нурон Мукимий. После окончания консерватории в Германии еще один ученик Т. А. Попович – Фазлитдин Хусанов работает в Великобритании. И это далеко не полный список ее учеников. В настоящее время в классе Т.А. Попович учатся Фатима Ахмадова – ученица 8 класса и Бехруз Неъматов, ученик 9 класса – неоднократные лауреаты Международных конкурсов. Кроме того, они дают сольные концерты и концерты с оркестром на лучших сценах Узбекистана. Самый маленький ученик Т.А. Попович – 8-летний Искандар Мамадалиев.

Среди учеников Т.А. Попович особо выделялся Алексей Султанов. В арсенале его побед наиболее значимые – Золотая медаль и первая премия на конкурсе В. Клиберна (1989 г.), на котором он был самым молодым – 20 летним – исполнителем, удостоенным этой престижной награды, и победа на конкурсе Шопена в Варшаве (1995 г.), где он был удостоен второй премии (первая премия не была присуждена никому). Т. А. Попович так отзывалась о своем ученике: “Алеша наделен масштабностью музыкального мышления, очень одарен эмоционально. У него блестящие эстрадные данные: он совсем не боится сцены”. А вот как отзывались о нем музыковеды: “Его стихия – музыка мощная и властная, звучащая на эмоциональном пределе”, “У него напор, как у Бетховена, он раним, как Шопен, и гениален, как Моцарт”. А. Султанова называли “самым ярким представителем особого вулканического класса пианистов”, “самым колоритным, ослепительно одаренным пианистом, интерпретатором огромного темперамента и стихийной силы, который буквально разверзает душу каждого композитора”. К великому сожалению, один из самых ярких молодых представителей мировой пианистической школы, и, безусловно, звезда первой величины в Узбекистане Алексей Султанов рано (в 36 лет) ушел из жизни. В настоящее время планируется проведение Международного конкурса молодых исполнителей им. А. Султанова, и мы искренне надеемся, что эта идея будет воплощена в жизнь, а его имя увековечено в этом прекрасном празднике музыки.

В музыкальном образовании Узбекистана ведущими педагогами накоплен богатейший опыт работы музыкальных учебных заведений республики и, в первую очередь, РСМАЛ им. Успенского. Значительные достижения пианистической школы Узбекистана на мировой арене свидетельствуют об успешном внедрении европейской музыкальной культуры в местную музыкальную культуру и возникновении в результате взаимодействия и взаимообогащения совершенно новой, признанной во всем мире, узбекской педагогической системы обучения и воспитания молодых пианистов. К сожалению, на сегодняшний день практически отсутствуют исследования и методические рекомендации в этой области. И в этом направлении перед педагогами, методистами, музыковедами и учеными, работающими в области музыкального искусства, стоят серьезные задачи по изучению, анализу, осмыслению и внедрению в современный учебно-воспитательный процесс школ, средних специальных и высших учебных заведений республики опыта ведущих специалистов в этой области.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1838; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь