Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


II.3.4. Исследования по теории кинематографа



Учебная:

Арабов, Юрий Николаевич. Кинематограф и теория восприятия [Текст]: Учеб. пособие по спец. «Драматургия» / Ю.Н. Арабов; Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С.А. Герасимова. Каф. кинодраматургии. – М.: ВГИК, 2003 (Тип. АО Черметинформация). – 104 с. – ISBN 5-87149-086-7;

ВГИК. Художники кино: на пути к профессии [Текст]: учебное пособие: [в 2 т.] / под общ. ред. В.С. Малышева, В.В. Архипова; [авт. ст.: М. Ананьева и др.]. – М.: Пашков дом, 2009. – [Т. 1]. – 218 с. – ISBN 978-5-904539-06-1. – ISBN 978-5-904539-07-8;

Волынец, Марк Михайлович. Профессия: оператор [Текст] [учебное пособие для студентов вузов] / М.М. Волынец. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 159 с. – (Телевизионный мастер-класс). – ISBN 978-5-7567-0325-2;

Дашкевич, Владимир Сергеевич. Музыка и кино [Текст]: Из лекций, прочитанных на факультет дополнительного профессионального образования / Вл. Дашкевич; Всероссийский гос. ин-т кинематографии им. С.А. Герасимова. – М.: ВГИК, 2001. – 45 с. – ISBN 5-87149-070-0;

Деникин, Антон Анатольевич. Звуковой дизайн в кинематографе и мультимедиа [Текст]: [учебное пособие] / А.А. Деникин. – М.: ГИТР, 2012. – 392 с. – ISBN 978-5-94237-046-6;

Долинин, Дмитрий. Киноизображение для «чайников» [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся специальности кинорежиссёра и кинооператора, а также для абитуриентов / Дм. Долинин. – Изд. 10-е, доп. – Санкт-Петербург: Издание автора, 2011. – 118 с.;

Железняков, Валентин Николаевич. Цвет и контраст: Технология и творческий выбор [Текст]: Учебн. пособие для студентов вузов кинематографии / В. Железняков. – М.: ВГИК, 2011. – 234 с. – ISBN 5-87149-062-Х;

Кулабухова, Валентина Афанасьевна. Кино как феномен культуры и цивилизации [Текст]: учебное пособие: для студентов вузов культуры и искусств / В.А. Кулабухова; Белгор. гос. ин-т культуры. – Белгород: Политерра, 2004. – 30 с. – ISBN 5-98242-018-2;

Лэндис, Дебора Надулман. Так делается кино. Профессия: художник по костюмам [Текст]: [лучшие мастер-классы] / Д.Н. Лэндис; [пер. с англ. Ю. Змеевой]. – М.: РИПОЛ классик, 2014. – 192 с. – (FilmCraft);

Медынский, Сергей Евгеньевич. Оператор: пространство. Кадр [Текст]: [учебное пособие для студентов вузов] / С.Е. Медынский. – М.: Аспект Пресс, 2007 [т.е. 2006]. – 108 с. – ISBN 5-7567-0346-7;

Пензин, Сталь Никанорович. Мир кино [Текст]: учебное пособие / С.Н. Пензин; Федер. агенство по образованию. Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Воронежский гос. ун-т». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2009. – 535 с. – ISBN978-5-9273-1507-9;

Савельева, Елена Николаевна. Искусство кино [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 033000 «Культурология» / Е.Н. Савельева; Нац. исслед. Томский гос. ун-т, Ин-т искусств и культуры. – Томск: Изд-во Томского университета, 2013. – 150 с. – ISBN 978-5-7511-2178-5;

Сикорук, Леонид Леонидович. Практика операторского мастерства, киноосвещение, кинокомпозиция [Текст]: учебное пособие / Л.Л. Сикорук; М-во образования и науки Рос. Федерации; Новосиб. гос. техн. ун-т. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного технического университета, 2012. – 270с. – ISBN 978-5-7782-1869-7;

Симаков, Всеволод Дмитриевич. Каноны киносъёмки [Текст]: мастер-класс по видеотворчеству / В.Д. Симаков. – М.: ИХО РАО, 2011. – 304 с. – ISBN 978-5-9902694-1-5;

Справочная:

Англо-русский словарь по лингвистике и семиотике [Текст] = English-Russian dictionary of linguistics and semiotics: Ок. 8000 терминов / А.Н. Баранов, Д.О. Добровольский, М.Н. Михайлов и др.; Под ред. А.Н. Баранова и Д.О. Добровольского; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. Им. В.В. Виноградова. – М.: УРСС, 2002. – Т. 2, 2002. – 287 с. – ISBN 5-8360-0307-6;

Григорьев, Борис Васильевич, Чумакова, Валентина Ивановна. Лексикон семиологии: Теория знаков в терминах, понятиях, именах [Текст]: [учебн.-справ. пособие] / Б.В. Григорьев, В.И. Чумакова; М-во образования Рос. Федерации, Дальневост. ун-т. Каф. социол.-гуманит. наук и упр. Артем. ин-та ДВГУ. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2002. – 152 с. – ISBN 5-7444-1347-2;

Дополнительная:

Абдулаева, Зара Кемаловна. Постдок: игровое / неигровое [Текст]: [сборник] / З. Абдулаева. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 476 с. – (Кинотексты). – ISBN 978-5-86793-902-1;

Агафонова, Наталья Анатольевна. Общая теория и основы анализа фильма [Текст] / Н.А. Агафонова. – Минск: Тесей, 2008. – 388 с. – ISBN 978-985-463-256-8;

Барнуэл, Джейн. Фундаментальные основы кинопроизводства [Текст] / Д. Барнауэл; [пер.: Мария Еремеева]. – М.: Тридэ Кукинг, 2010. – 207 с. – ISBN 978-5-904001-02-4;

Белл, Джон А. 3D Studio MAX f/x for Windows NT: Спецэффекты в голливудском стиле [Текст] / Д.А. Белл; Предисл. Тома Хадсона; [Пер. с англ. С.А. Бондаренко и др.]. – Киев, М.: Диалектика, 1997. – 335 с. – ISBN 966-506-067-8;

Блок, Брюс. Визуальное повествование: создание визуальной структуры фильма, ТВ и цифровых медиа [Текст] / Б. Блок; пер. с англ. [Юлии Чиликиной; Гуманитар. ин-т телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина]. – 2-е изд. – М.: ГИТР, 2012. – 318 с. – ISBN 978-5-94237-037-4;

Бондаренко, Валерий Валерьевич. Герои большой литературы на большом и малом экране: субъективные впечатления зрителя, который хочет быть объективным [Текст] / В. Бондаренко. – М.: Российская гос. библиотека для молодёжи, 2009. – 201 с.;

Бондаренко, Валерий. Эстетика дурного вкуса [Текст] / В. Бондаренко. – Самара: Офорт, 2006 (Самара: Тип. ООО «Офорт»). – 217 с. – ISBN 5-473-00114-9;

Дворко, Нина Ивановна. Профессия – режиссёр мультимедиа [Текст] / Н.И. Дворко; С.-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов. – СПб.: СПбГУП, 2004 (Тип. изд-ва). – 158 с. – (Серия «Новое в гуманитарных науках»; Вып. 12). – ISBN 5-7621-0260-0;

Делёз, Жиль. Кино [Текст] / Ж. Делёз; [Пер. с фр. Б. Скуратов; научн. ред. и вступ. ст. О. Аронсон]. – М.: Ad Marginem, [2006]. – 622 с. – (Programme A. Pouchkine). – ISBN 5-93321-089-7;

Евтеева, Ирина. О взаимодействии киновидов [Текст] / И. Евтеева; М-во культуры Рос. Федерации, Рос. ин-т истории искусств. – СПб.: редакционно-издательский комплекс Российского института истории искусств, 2011. – 153 с. – ISBN 978-5-86845-154-0;

Запись и воспроизведение объёмных изображений в кинематографе и других областях: вторая научно-практическая конференция (Москва, 22 – 23 апреля 2010 года) [Текст]: материалы и доклады / [под общ. ред.: к.т.н. О.Н. Раева]. – М.: МКБК, 2010. – 223 с. – ISBN 978-5-904275-03-7;

Изволов, Николай Анатольевич. Феномен кино: история и теория [Текст] / Н.А. Изволов; Федер. агенство по культуре и кинематографии Рос. Федерации, Научн-исслед. ин-т киноискусства. – [2-е изд., доп. и перераб.]. – Москва: Материк, 2005. – 159 с. – ISBN 5-85646-151-7;

Искусство кино в семье искусств [Текст]: [Сб. ст.] / Сост. О.И. Алдошина; Ред. Г.И. Мазурова. – М.: Искусство в школе, 2004. – 80 с. – (Искусство в школе: обществ.-пед. и науч.-метод. журн.). – ISBN 0859-4956;

Керлоу, Айзек В. Искусство 3 D-анимации и спецэффектов [Текст] / Текст и дизайн / А.В. Керлоу; [пер. с англ. Е.В. Смолиной]. – М.: Вершина, 2004 (ГП Моск. тип., Вып. 13). – 465 с. – ISBN 5-94696-071-7;

Клейман, Наум Ихильевич. Формула финала: ст., выступления, беседы [Текст] / Н. Клейман. – М.: Эйзенштейн-центр. 2004 (ППП Тип Наука – 446 с.). – (Библиотека «Киноведческих записок»). – ISBN 5-901631-08-0;

Козлов, Леонид Константинович. Произведение во времени [Текст]: ст., исслед., беседы / Л. Козлов. – М.: Эйзенштейн-центр, 2005. – 447 с. – (Библиотека «Киноведческих записок»). – ISBN 5-901631-14-5;

Колотаев, Владимир Алексеевич. Метаидентичность: киноискусств и телевидение в системе построения способов жизни [Текст] / В.А. Колотаев; Гос. ин-т искусствознания. – СПб.: Нестор-История, 2010. – 316 с. – ISBN 978-5-98187-480-2;

Кувшинова, Мария Юрьевна. Кино как визуальный код [Текст] / М.Ю. Кувшинова. – СПб.: Мастерская «Сеанс», 2014. – 319 с. – ISBN 978-5-905586-12-5 (Книжные мастерские);

Кураев, Андрей. Кино: перезагрузка богословием [Текст] / Диак. А. Кураев. – М.: Фома, 2004. – 77 с.;

Ландау, Нейл, Фредерик, Мэттью. 101 урок, который я выучил в киношколе [Текст] / Н. Ландау, М. Фредерик; [пер. с англ. В. Панова]. – М.: Астраль, 2012. – 101 с. – (Серия «101 урок»). – ISBN 978-5-271-36448-8;

Леклезио, Ж.-М. Г. Смотреть кино [Текст] / Ж.-М.Г. Лелезио; / предисл. Жиля Жакоба; пер. с фр. и послесл. Дмитрия Савосина. – М.: Текст, 2012. – 172 с. – ISBN 978-7516-1031-9;

Литература и кино – в поисках общего языка [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Владимир, 20 – 21 мая 2010 г. / [редкол.: Е.М. Гуделёва (отв. ред.) и др.]. – Владимир: ВлГУ, 2011. – 92 с. – ISBN 978-5-9984-0224-1;

Литература и кино – в поисках общего языка [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Владимир, 24 – 25 мая 2011 г. / [редкол.: О.В. Февралёва (отв. ред.) и др.]. – Владимир: ВлГУ, 2012. – 108 с. – ISBN 978-5-9984-0243-3;

Литература и кино – в поисках общего языка [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Владимир, 16 – 17 мая 2012 г. / [редкол.: к. филол. н. Е.М. Гуделёва (отв. ред.) и др.]. – Владимир: Изд-во Владимирского государственного университета, 2013. – 191 с.;

Лысенков, Алексей. Азбука видеосъёмки [Текст] / Алексей Лысенков. – М.: ОЛМА Медиа групп, 2007 (Тверь: Тверской полиграфкомбинат детской литературы). – 127 с. – (Школа домашнего режиссёра). – ISBN 978-5-373-00455-8;

Мазин, Виктор. Сновидения кино и психоанализ [Текст] / В. Мазин. – Изд. 2-е, доп. – СПб.: Скифия-принт, 2012. – 253 с. – (Музей сновидений Фрейда). – ISBN 978-5-98620-033-0;

Мартьянова, Ирина Анатольевна. Киновек русского текста: парадокс литературной кинематографичности [Текст] / И.А. Мартьянова. – СПб.: САГА, 2001. – 223 с. – ISBN 5-901609-04-2;

Мартьянова, Ирина Анатольевна. Киновек русского текста: парадокс литературной кинематографичности [Текст] / И.А. Мартьянова. – СПб.: САГА, 2002. – 236 с., – (Серия «Филологическая мозаика»). – ISBN 5-901609-04-2;

Медынский, Сергей Евгеньевич. Мастерство оператора-документалиста [Текст] / С.Е. Медынский. – М.: Изд-во 625, 2004. – Ч. 1: Изобразительная ёмкость кадра. – 2004. – 141 с. – ISBN 5-901778-04-9;

Михалкович, Валентин Иванович. Избранные российские киносны [Текст] / В.И. Михалкович; Гос. ин-т искусствознания. – М.: Аграф, 2006. – 318 с. – (Кабинет визуальной антропологии). – ISBN 5-7784-0305-4;

Музыка, Анастасия Сергеевна. Социально-психологические особенности воздействия скрытой рекламы в художественных фильмах [Текст] / А.С. Музыка; Московская открытая соц. акад. – М.: МОСА, 2009. – 94 с.;

Музыка в кино [Текст] / сост. Е.Д. Критская; ред. Г.И. Мазурова. – М.: [б.и.], 2005. – 96 с. – (Искусство кино в семье искусств; Вып. 2);

От слов к телу: сборник статей к 60-летию Юрия Цивьяна [Текст] / [сост.: А. Лавров и др.]. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. – 477 с. – (Научная библиотека). – (Новое Литературное обозрение: научное приложение; Вып. 89). – ISBN 978-5-86793-817-8;

Полюса кинопроцесса: притяжение и отталкивание [Текст] / [Д. социол. н. М.И. Жабский, д. филос. н. Н.А. Хренов, к. иск. Л.Д. Рондели и др.]; под общ. ред. М.И. Жабского; Федер. агенство по культуре и кинематографии, НИИ киноискусства. – М.: Белый берег, 2007. – 438 с. – ISBN 5-98353-012-11;

Поэтика кино [Текст] / Под ред. Б.М. Эйхенбаума; Предисл. К. Шутко; [Коммент. С.Д. Гуревич]. Перечитывая «Поэтику кино»: Сб. ст. / [Сост. Р.Д. Копылова; К сб. в целом: ] М-во культуры Рос. Федерации, Рос. акад. наук, Рос. ин-т истории искусств; [Под общ. ред. Р.Д. Копыловой]. – 2-е изд. – СПб.: РИИИ, 2001. – 261 с. – ISBN 5-86854-066-3;

Проблемы киноповествования [Текст]: сборник статей / М-во культуры Рос. Федерации, Рос. ин-т истории искусств; [сост.: Л.Н. Березовчук, к. иск.]. – СПб.: Российский институт истории искусств, 2010. – (Серия Вопросы истории и теории кино). – Ч. 1. – 2010. – 270 с. – ISBN 978-5-86845-153-9. – Ч. 2. – 2010. – 183 с. – ISBN 978-5-86845-153-9;

Роулендс, Марк. Философ на краю Вселенной [Текст] = The philosopher at the end of the Universe: НФ-Философия, или Голливуд идёт на помощь: философские проблемы в научно-фантастических фильмах / М. Роулендс; / [пер. с англ. Н. Лебедевой, А. Ефаловой]. – М.: София, 2005. – 268 с. – ISBN 5-9550-0716-4;

Русская классическая литература на сцене и в кино [Текст]: материалы VI Международной конференции, 24 декабря 2010 года / [редкол.: Киреева Е.В. и др.]. – Смоленск: Маджента, 2010. – 103 с. – ISBN 978-5-98156-291-4;

Русская классическая литература на сцене и в кино [Текст]: материалы VII Международной конференции, 22 декабря 2011 года / [редкол.: Киреева Е.В. и др.]. – Смоленск: Маджента, 2012. – 102 с. – ISBN 978-5-98156-410-9;

Самутина, Наталья Владимировна. «Cult Camp Classics»: специфика нормативности и стратегии зрительского восприятия в кинематографе [Текст] / Н.В. Самутина. – М.: ГУ ВШЭ, 2008. – 45 с. – (Препринт / Гос. ун-т Высш. шк. экономики. Серия WP6 / 2008/01);

Семиотика визуальности: коллективная монография [Текст] / [Афанасьев Артём Николаевич, Белоусов Евгений Васильевич, Белоусова Елена Михайловна и др.]; под общ. ред. Е.В. Валеевой; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Арзамас. Гос. пед. ин-т им. А.П. Гайдара» [и др.]. – Арзамас; Саратов: СГТ, 2010. – 496 с. – ISBN 978-5-904105-11-2;

Социальная и экранная реальность: проблемы адекватности и взаимодействия [Текст]: материалы второй межвузовской научной конференции авторов и читателей сборника «Рубикон» / [отв. ред.: к. ист. н., доц. А.П. Бойко]. – Ростов-на-Дону: Изд-во НМЦ «Логос», 2007. – 98 с. – ISBN 5-7051-0153-8;

Старинный костюм в кино: [альбом / сост.: проф., нар. художник России Элеонора Маклакова, Ольга Поликарпова; ред. Наталья Борисовская]. – М.: Арт Индустрия, 2001. – 167 с. – (Собрание Киностудии имени Максима Горького). – ISBN 5-902027-01-2;

Стемп, Синти. Голливудский стиль от А до Я [Текст] / С. Стемп; [пер. с англ. Ирины Голыбиной]. – М.: Слово / Slovo, 2013. – 188 с. – ISBN 978-5-387-00541-1;

Трошин, Александр. Время останавливается: кино – театр – телевидение – жизнь: статьи и заметки разных лет [Текст] / А. Трошин; Эйзенштейн-центр [и др.]. – М.: Музей кино, 2002. – 471 с. – ISBN 5-901-631-05-6;

Тугуши, Сосо Акакиевич. Кинопритча как тип художественного мышления [Текст] / С.А. Тугуши. – М.: Изд-во МГОУ, 2011. – 238 с. – ISBN 978-5-7017-1853-9;

Тюрин, Юрий Петрович. История и киномистификации: кино, правда истории, духовные традиции [Текст] / Ю.П. Тюрин; НИИ киноискусства Федер. агентства по культуре и кинематографии РФ. – М.: НИИ киноискусства, 2008. – 294 с. – ISBN 978-5-91524-009-3;

Тюрин, Юрий Петрович. Перспектива памяти: кино, история, литература [Текст] / Ю.П. Тюрин; НИИ киноискусства М-ва культуры Рос. Федерации. – М.: Материк. 2004. – 149 с. – ISBN 5-85646-122-3;

Уорд, Питер. Композиция кадра в кино и на телевидении [Текст] / Питер Уорд; пер. с англ. [Д.М. Демуровой и др.; Гуманит. ин-т телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина]. – М.: Изд-во ГИТР, 2005. – 194 с. – (Серия «Телемания»). – ISBN 5-94237-001-7;

Фиалковский, Виталий Семёнович. Исаак Шварц. Музыка в кино [Текст] / В. Фиалковский. – СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2011. – 82 с. – ISBN – 978-5-7379-0454-8;

Фомин, Валерий Иванович. Правда сказки: Кино и традиции фольклора [Текст] / В.И. Фомин.; / НИИ киноискусства М-ва культуры Рос. Федерации. – М.: Материк, 2001. – 276 с. – ISBN 5-85646-052-9, 300 экз.;

Фомин, Валерий Иванович. Правда сказки. Кино и традиции фольклора [Текст] / В.И. Фомин.; М-во культуры Рос. Федерации, Всерос. гос. ун-т кинематографии им. А.С. Герасимова (ВГИК), НИИ киноискусства. – [2-е, доп. изд.]. – М.: Канон+, 2012. – 455 с. – ISBN 978-5-88373-298-9;

Французская литературная классика на отечественном экране и русская на французском [Текст]: материалы научной конференции, 9 – 10 декабря 2010 года / [сост.: В.И. Мильдон]. – М.: Всероссийский гос. ун-т кинематографии им. С.А. Герасимова, 2012. – 229 с. – ISBN 978-5-87149-132-4;

Хренов, Николай Андреевич. Кино: реабилитация архетипической реальности [Текст] / Н.А. Хренов. – М.: Аграф, 2006. – (Кабинет визуальной антропологии). – ISBN 5-7784-0275-9;

Художник и кинообраз. Из опыта работы художника кино [Текст]: материалы международной научно-практической конференции (24 февраля 2010 года) / [сост.: к. иск., доц. Елисеева Е.А.]. – М.: ВГИК, 2011. – 95 с. – ISBN 978-5-87149-129-4;

Шак, Татьяна Фёдоровна. Музыка в структуре медиатекста [Текст]: научное издание / Т.Ф. Шак; Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Краснодарский гос. ун-т культуры и искусств». – Краснодар: КГУКИ, 2010. – 325 с. – ISBN 978-5-94825-075-5;

Экранизация истории: политика и поэтика [Текст]: [сб. ст. на основе материалов научно-технической конференции «Отечественное кино вчера и сегодня: политика и поэтика» (ноябрь 2002 г.)] / [отв. ред. Л. Будяк]. – М.: Материк, 2003. – 157 с. – ISBN 5-85646-116-9;

Экранные искусства и театр в гуманитарном образовании: проблемы и перспективы [Текст]: материалы Международной научно-практической конференции, 10 – 11 апреля 2012 г.: сборник научных статей / [отв. ред. Бережная М.С., д. п. н.]. – М.: ИХО РАО, 2012. – 296 с. – ISBN 978-5-9902622-3-2;

Эстетика фильма [Текст] / Жак Омон, Ален Бергала, Мишель Мари, Марк Верене; [пер. с фр. ИИ. Чернышевой]. – М.: Новое литературное обозрение, 2012. – 245 с. – (Серия «Кинотексты» / под ред. А.И. Рейтблата). – ISBN 978-5-4448-0025-6;

Языджи, Андрей Владимирович. Стедикам: практика и творчество [Текст] / А. Языджи. – М.: Лин-Интер, 2009. – 192 с. – ISBN 978-5-94443-011-3;

Якобсон, Митч. Многокамерное производство: от подготовки до монтажа и выпуска [Текст] / М. Якобсон; пер. с англ. под ред. М. Казючица; [Гуманитарный ин-т телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина]. – М.: ГИТР, 2012. – 491 с. – ISBN 978-5-94237-043-5.

 

 


* Президентский указ № 503 «О проведении в Российской Федерации года российского кино». 7.10. 2015 // http: //2016-god.com/god-kino-v-rossii-2016

* Для быстрого нахождения глав «Семиотики кино и проблем киноэстетики» данные фрагменты текста Ю.М. Лотмана на страницах настоящего учебно-методического пособия представлены курсивом.

* ГОСТ 7.1-2003 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу = System of standards on information, librarianship and publishing. Bibliographic record. Bibliographic description. General requirements and rules. Дата введения 2004-07-01 // http: //docs.cntd.ru/document/gost-7-1-2003-sibid

[*]На самом деле вопрос этот несколько более сложен: в обществе, культура которого нацелена на повышенную семиотичность, любая, самая естественная потребность человека может нагружаться вторичной, знаковой ценностью. Так, в системе романтизма, как отмечал ещё Чернышевский, болезнь и её признаки: томность, бледность – могут получать положительную оценку, поскольку выступают в качестве знаков обречённости, романтической избранности, возвышения над земным.

1«Реальность» кино в этом смысле исследована в кн.: Mets Ch. Essais sur la signification au cinema / Ed. Klincksieck. Paris, 1968. Р. 13-24.

 

1 Подробнее см.: Ю.М. Лотман. Тезисы к проблеме «Искусство в ряду моделирующих систем». – Труды по знаковым системам III. Ученые записки Тартуского государственного университета, вып. 198, Тарту, 1967, стр. 130-145.

 

1 Питер Устинов – английский актёр и режиссёр. Фильм «Билли Бадд» (1962) демонстрировался на III Московском международном фестивале.

2 Монтегю А. Мир фильма. Л., 1969. С. 88.

 

1Эйзенштейн С. Избр. произведения: В 6 т. 2, М., 1964. Т. 2. С. 290, 291.

2 Там же, С. 291.

1 Балаш Б. Становление и сущность нового искусства. М., 1968. С. 50-51. Ср.: «Когда зрители увидели первый фильм с использованием крупного плана, они решили, что стали жертвой издевательства. Появление на экране таких кадров сопровождалось криками: ٫ ٫ Покажите ноги! ٬ ٬ » (Монтегю А. Мир фильма. С. 76).

 

1 Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М., 1933. С. 125.

 

1 Монтегю А. Мир фильма. С. 29.

2Jakobson R. Linguistics and Poetics // «Style in Language» / Ed. by T.A. Sebeok. Cambridge, Mass, 1964. P. 353.

 

1 См.: Газер И. С.М. ЭйзенштейниВ.В. Маяковский. Тарту, 1972.

 

1 С этим связана необходимость (для понимания возможностей кинематографа) хотя бы элементарных знаний из области оптики и физиологии зрения. Для начального знакомства можно посоветовать книгу Е.М. Голодовского «Глаз и кино» (М., 1962).

1 Соотнесение законов художественного видения мира и живописи давно занимает искусствоведов. Из многочисленных работ на эту тему хотелось бы выделить труды П.А. Флоренского (библиографию их см. в кн.: Труды по знаковым системам. Тарту, 1972. Т. 5), а также книгу: Strzeminski W. Teoria Widzenia. Krakow, 1969.

 

1 О проблеме «точки зрения» см.: Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970.

 

1 Эйзенштейн С. Избр. произведения. Т. 2. С. 283.

2 Там же. С. 331-332.

1 Воззрения Базена изложены в широко известной четырёхтомной работе: Ваzin А. Qu'est-cequeleciné ma? Vol. I-IV. Русский перевод статьи «Эволюция киноязыка», опубликованной в т. 1 (1958), напечатан в сб. «Сюжет в кино» (М., 1965. Вып. 5), по которому мы цитируем его (см. с. 312).

 

1 См.: Fó nagy I. Informationsgehalt von Wort und Laut in der Dichtung // Роеtics. Роеtуkа. Поэтика. Warszawa, 1961.

2 Об этом см. в кандидатской диссертации В..А. Зарецкого «Семантика и структура словесного художественного образа», 1965.

1 Ср. известное положение теории информации: чем ограниченнее алфавит системы и чем больше помех (шума) в канале связи, тем пространнее должен быть текст, передающий некоторую константную величину информации.

 

1 Фицджеральд С.Ф. Ночь нежна. М., 1971. С. 352-353.

 

1 См.: Foucault М. Lеs mots et les choses. Paris, 1966. Р. 318-319.

 

1 Подробнее см.: Лотман Ю. Структура художественного текста. М., «Искусство», 1970.

 

1 См.: Древние иконы старообрядческого кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 1956, С. 53.

 

1 Поэтому мы полагаем, что киноповествование представляет собой идеальный текст для построения общей теории синтагматики, в отличие, например, от П. Гартмана, который рассматривает синтаксис в музыке, орнаменте, формальных и естественных языках, в поэзии, но не привлекает кино (Наrtmаnn P. Syntax und Bedeutung. Assen, 1964).

1 Сознательно огрубляя вопрос, мы в данном случае исходим из того, что отдельный кадр, подлежа семантической интерпретации, ещё не есть объект синтаксического анализа. Внутрикадровая синтагматика и синтактика – специальная проблема, значительно более близкая к аналогичным аспектам неподвижных изобразительных моделей: картины, фотографии, чем к повествовательным жанрам. В настоящей работе мы её не рассматриваем, что не снимает, однако, её большого значения в общей проблеме художественной структуры фильма.

2 При сопоставлении предложенной схемы с принятыми в лингвистике делается очевидно, что «морфемы» и «слова» при синтагматическом анализе, собственно говоря, уровнями не являются. Этим единицам может соответствовать несколько уровней.

1 См.: Падучева Е. О структуре абзаца // Учёные записки Тартуского гос. ин-та. Вып. 181. 1965 (Труды по знаковым системам. Т. 2); Севбо И. Об изучении структуры связного текста // Лингвистические исследования по общей и славянской типологии. М., 1966.

2 Следующим за кадром сегментом кинотекста является кинофраза. Если элементы кинофразы (кадры) связаны между собой разнообразными функциональными связями, то граница кинофразы просто примыкает к следующей, образуя ощущение паузы. Примыкание кинофраз образует повествование, а их функциональная организация – сюжет.

 

1 Кроме общеизвестных работ С.М. Эйзенштейна, для нас, в данной связи, особенно важна статья Ю.Н. Тынянова «Об основах кино», давшая классическое определение связи монтажа и повествования: «Монтаж не есть связь кадров, это дифференциальная смена кадров, но именно поэтому сменяться могут кадры, в чём-либо соотносительные между собой.

 

1 Прутков К. Избр. произведения. Л., 1951, С. 146.

 

 

1 Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967, С. 300.

 

1 Сходен по результату, но противоположен по средствам приём Антониони в «Затмении»: минута молчания на бирже, занимая минуту экранного времени, тянется бесконечно долго для зрителей.

 

 

1 Живопись ХХ века в этом отношении ближе к кинематографу.

1 См. воспоминания В. Горюнова об Эйзенштейне (Искусство кино. 1968. № 1. С. 144).

 

1 Папп Ф. Дублирование фильмов и семиотика // Обзор радио и телевидения. Специальное издание для VII Всемирного конгресса социологии в Варне. Будапешт, 1970. С. 166.

2 Папп Ф. Дублирование фильмов и семиотика // Обзор радио и телевидения. С. 175. Интересно отметить, что предлагаемый перевод не синонимичен русскому и в русском тексте фильма был бы невозможен: в Венгрии с её высоким процентом титулованной аристократии среди дворянства обращение типа «ваше сиятельство» утратило характер принадлежности определённого (княжеского) титула и возможно, как формула вежливости, по отношению к любому знатному и высокопоставленному лицу. В России же так мог быть назван только князь, а сын Каренина Серёжа, как и сам Каренин, такого достоинства не имел. Для Толстого важно, что Каренин бюрократ, а не аристократ, он петербуржец и чужак в мире Облонских и Щербацких. Формула вежливости обращения к нему определяется его чином, а не родовым титулом. Сын же его мог быть только безлико назван «их благородием» или же – правильнее всего – по имени и отчеству. Но передать эти смысловые оттенки зрителю другой национальности, языка и культурной традиции оказывается невозможным без длительных разъяснений.

 

 

1 «Великая иллюзия» (1937), роль лейтенанта Марешаля, режиссёр Ж. Ренуар; «Набережная туманов» (1938), роль Жана, режиссёр М. Карне; «День начинается» (1939), роль Франсуа, режиссёр М. Карне.

2 В фильме «Всё на продажу», кроме соотнесения фильма и правды в сложной структуре «метафильма» (фильм о фильме), есть и другой аспект: соотнесение реального актёра и мифа об актёре. Причём если углубление в текст (создание «съёмки съёмки» или же «съёмки демонстрации фильма» и «демонстрации съёмки фильма»)раскрывает трагическую невозможность правды в системе закреплённых текстов, неполную выразимость жизни в искусстве, то углубление в миф об актёре показывает его истинность: артист сыграл свою жизнь как целостное большое произведение, и эта игра раскрыла истинное содержание его личности.

 

1 Впервые этот тезис разносторонне аргументировал И.И. Иоффе в книгах «Синтетическое изучение искусства и звуковое кино» (Л., 1937) и «Музыка советского кино. Основы музыкальной драматургии» (Л., 1938). Из современных авторов его пространно обосновывает польская исследовательница Зофья Лисса, см. её монографию «Эстетика киномузыки» (М., 1970).

 

1 Сцена снята с подчёркнуто длинной композицией и минимальной ощутимостью присутствия режиссёра.

 

1 Klaus G. Moderne Logik. Berlin, 1964. S. 82.

 

* Здесь и далее номер(а) страницы(-ц) адресуют к тексту учебного пособия, в котором анализируется приведенный фрагмент работы «Семиотика кино и проблемы киноэстетики»

* Здесь и далее указаны хронометрические рамки фрагментов кинокартин, которые анализируются Ю.М.Лотманом (пример: «6.00. – 8.00.» – с 6-ой минуты по 8-ую минуту включительно)

* Здесь и далее приводятся названия фильмов, теоретических работ учёных, созданных до 1973 г. (включительно), тем самым читатели имеют возможность обозреть круг киноработ и исследовательских текстов, доступных и взгляду Ю.М. Лотмана.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1764; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.097 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь