Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия - логически опираясь на научные знания, стремится объяснить мир и место человека в нем.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Философия Амелина Елена Михайловна Лекция 1 13.02.13 Философия (с др. Греческого) – филлия (любовь), софия (мудрость) Возникновение в 6-7веке до н.э. в древнем Китае, Индии, Греции. Мировоззрение – совокупность представлений эмоций. Философия – часть мировоззрения человека (основная его часть). Мифологическое мировоззрение-первая форма исторического мировоззрения, представляющая собой сказания о героях, богах, о мире и т.д.
Черты мировоззрения: 1) Художественно-образное мировоззрение 2) Алогичная Форма. 3) Гносеологическая (познавательная) функция-элементы знания. 4) Уподобляет приросту человеческого общества (антропологизм). 5) Существует иерархия богов. 6) Одухотворяет все процессы и вещи (анимизм).
В мифологическом сознании личность еще не выделяется и подчинена обществу. Спутником направления появления цивилизации является: 1) Появление письменности. 2) Появление социального неравенства (т.к. развиваются орудия труда). Появляется прибавочный продукт (за счет дополнительных средств одни могут не работать, а другие работают). Деление на классы: рабы и рабовладельцы. Развивается своя культура. 3) появление наук: медицина, математические знания. Рационально-абстрактные знания, осмысление действительности. Географические знания. Философия - логически опираясь на научные знания, стремится объяснить мир и место человека в нем. Первая философия рождена вместе и рядом с наукой. Понятие Философии до 17века считалось всеобъемлющим. Пифагор-весь мир есть гармония и число. Первые шаги философии слиты с мистическим.
Милетская школа. Чем отличается философия от конкретно научного знания? Конкретные науки Философия занимается не конкретными проблемами, а всеобщими в действительности.
3 сферы: 1) Природа 2) Общество 3) Человеческое мышление
Философия синтезирует научные знания. Оперирует своими специальными понятиями и категориями (всеобщими понятиями).
Основной вопрос философии «Что лежит в основе бытия? » 1) Все материальное 2) Все идеальное
Философы. 1) Материалисты (считают, что в основе бытия природа, а духовное-производно, материальное-первично). Демокрит - основоположник. В основе бытия - атом. 2) Идеалогисты - считают, что в основе мировоззрения духовное начало, материальный мир-производное от разума. Платон-основоположник. В основе мировоззрения - мир идей.
3) Религиозное мировоззрение. Один из исторических типов мировоззрения. Связь человека с Богом. Али теизм - религии с множеством богов. Религия: 1) Религия давала человеку духовное бессмертие. 2) Основана на праведственных нормах. Главный элемент религии-вера. Философия, в отличие от религии основана не на вере, а на знаниях. 3) сопровождается культом и обрядами.
Монотеизм - прогресс человечества. По монотеистической религии Боги совершенны (нравственный прогресс). Пантеизм -(все есть Бог) это такое философское направление, которое сближает Бога и мир, Бога и природу, вплоть до полного растворения. Представители: Джордано Бруно, Николай Кузанский. Дуализм -философское направление, которое считает, что в основе бытия лежит 2 независимых друг от друга направления: материальное и идеальное. Представители: Рене Декарт, Кант.
Методы в познании философии. Структура философского знания: 1) Онтология-учение о бытии (основной вопрос философии). 2) Гносеология-учение о том, как человек познает окружающий мир.
2 направления: 1) Мир познаваем 2) Мир непознаваем (агностики - отрицают познание мира) 3) Учение о человеке (проблема смысла жизни и сущности человека). 4) Социальная философия. Занимается выяснением того что такое общества. Философия истории - философия исторического процесса, которая отвечает на вопросы, факторы общественного развития, географический фактор развития, объясняет особенности исторического процесса. 5) Эстетика - что такое прекрасное и что такое безобразное. Не все философы развивали все элементы этой структуры.
Методы: 1) Метафизический метод познания - это такой метод познания, который рассматривает процессы и явления в независимости друг от друга, вне изменения. 2) Диалектический метод - метод познания, который рассматривает все явления окружающей деятельности в изменении, движении, в связи. Генезис-развитие.
Место философии в культуре. Культура – совокупность материальных и духовных ценностей. Философия – одна из форм общественного сознания. Общественное сознание – совокупность идей и представлений общества. Наличие Философии у конкретного народа говорит о высоком культурном развитии. Философия имеет свою национальную лабораторию.
Лекция 2 20.02.13 Философия изучает идеальные понятия Идеальное – сверхчувственное, духовное, то, что связанно с абстрактными понятиями, мыслительными процессами. В природе действуют стихийные силы, а в обществе – люди одарённые сознанием и волей.
Общественная жизнь: Духовная жизнь Материальное производство
Древняя Индийская философия в 5–6 веках до нашей эры Главная каста – каста брахманов (религиозная) Вторая каста – каста войнов Касты рабов, касты обслуживающего персонала. ещё в 15 веке до н э. создалось произведение «Веды» Древнеиндийская мифология предполагала наличие множества богов. постепенно выделяется божество Брахман, душа мира, одухотворённое начало мироздания, а целью жизни человека является слияние с Брахманом.
Ист Уруши – брахманы из рук войны из рёбер все остальные касты
Атман: 1) Индив – душа 2) Мировая душа
Невыполнение своего долга ведёт к тому что душа переселяется в низшие предметы или испытывает мучения, а при выполнении – переселяется в высшие предметы.
Нирвана – состояние, которое испытывает человек, сливаясь с Брахманом, полное отсутствие сознания. Пребывание на земле – сон, когда спит – более хороший вид сна, а когда спит и сны не снятся – ещё лучший вид сна, а нирвана – это идеал, дословно – угасание, смерть.
Буддизм – возникает как философско-этическое учение. анархисты, выступающие против Брахмы, жертвоприношения, против каст. Будда родился в касте войнов. настоящее имя – Сиддхартха Гаутама Отец Будды был царём. после рождения мудрец предсказал что его сын не будет войном, а будет монархом. Отец, не желая этого, построил два храма, за высокими стенами которых не видно было ничего, для Будды был лишь идеальный мир, без болезней, без старых людей. Вдруг узнав про болезни, старость и смерть Будда сбегает из храмов, присоединяется к монархам. Вся жизнь есть страдания, не зависимо от того, какое место в ней занимает человек. Каково происхождение страдания? Будда отвечает так: корень страдания в жажде жизни. Это жажда наслаждения, существования, жажда гибели. Если есть причина – значит можно освободиться от неё и от страданий – т.е. освободиться от жажды истины. 4ая истина – путь освобождения, восьмеричный 1) правильное понимание предыдущих истин 2) волевое усилие 3) правильная речь 4) правильное действие, непричинение зла живому, не укради 5) правильный образ жизни 6) правильные усилия 7) правильное понимание, отвращение от чувств 8) правильное сосредоточение Состояние полной невозмутимости – и есть состояние нирваны, Архата в нашей стране: буряты и адыгейцы
Древний Китай Религиозные функции выполняли старшие в роду, имели право осуществлять церемонии, связанные с поклонением богам. Во главе княжеств были Ваны. Главный объект поклонения – Тянь – небо в мифологии есть духи, демоны, оборотни Китай – страна, где издавна люди любили исполнять церемонии, повторять из века в век обычаи, после смерти отца человек не имел права в течение 3 лет менять что-то в доме. В Китае было развито правописание, математика, шёлковые ткани
Человек из толпы склонен подражать высокому человеку. Высокий человек – ветер Низкий человек – трава Куда дует ветер, туда стремится и трава Учение об исправлении имён: Царь должен быть настоящим царём, следовать идеалам китайского общества того времени Сын должен быть настоящим сыном отец должен быть настоящим отцом
Знать – знать людей Нельзя изучать неправильные взгляды. «слушаю много, выбираю лучшее и следую этому»
Осуществлять победоносное не деяние и созерцание космоса.
Ая школа. Школа Фалеса Основные суждения: 1) всё произошло из воды 2) всё полно демонов и богов
Анаксимен – эта школа тянется к материалистической философии Линия материализма была представлена древнегреческим учёным Демокритом. В основе бытия находятся мельчайшие движущиеся частицы – атомы. Атом неделим и носится в пустоте, это начало полноты. Атомы не обладают качествами, различаются по форме, по весу. Самая главная форма познания – осязание, далее зрение
Главный вопрос – когда выяснили, что атом делим? (ответить) В 1934 г. Ферми в результате опытов обнаружил что атом делим.
Лекция 3 27.02.12
Диалектика. Основоположником диалектики был Гераклид. Родился в Эфесе, был царского происхождения, но отрёкся в пользу брата от царствования. Занимался философией, считал, что демократия это плохо.
«Мир это не статика, а динамика, непрестанный процесс развития и движения, нельзя войти два раза в одну реку, нельзя дотронуться два раза до одного тела. Возникает нечто, чего не было и превращается в то, что не есть...? » Весь наш мир не создал никто из богов, субстанция, которая лежит в основе бытия – огонь. Источником движения и развития является борьба противоположностей, противоречия. Война – двигатель. Логос – очень многозначное понятие, обозначающее: закон мироздания, мера в круговороте бытия, миро правящий разум, строй целого – это неизменно, а всё остальное меняется. В развитии существует цикл: сгорание и возникновение из ничего. Космический цикл – каждые 10800 лет. Главное в человеке – душа, по мнению Гераклида – это огненное испарение. Она безгранична, в ней безмерно глубокий Логос. Смерть это таинство очищения, переход в лучшую жизнь.
Цель – достижения блага Мудрость Мужество Воздержанность Во главе государства должен находиться управленец, человек который умеет управлять, руководить. Платон придумал целую систему обучения людей для правления. Принцип существования: Каждый должен занимать место в государстве, в соответствии со своими возможностями.
Сословия: 1) мудрецы и философы, которые управляют государством, их главная добродетель – мудрость. Туда попадали известные и мудрые люди после 50ти лет 2) Воинское сословие – мужество 3) Ремесленники и торговцы – воздержанность Искусство управления – царское дело, люди низшего сословия не могут управлять государством, они его продадут и разграбят.
Лекция 4 06.03.13 Периоды: 1) Досократики 2) Классический период греческой философии: Сократ, Платон, Аристотель. 3) Эллинистический период
Платон – объективный идеалист. Демокрит – основоположник линии материализма После Сократа сформировались Сократические школы. «Что лежит в основе бытия? что такое благо? »
Киническая Школа. Киники. Философия — мудрость, учит, как надо жить. Знания, связанные с конкретной жизнью конкретных людей. «я вижу человека, а не человечество, я вижу капусту, а не капустность». Существуют отдельные, конкретные вещи — такое понимание бытия вошло в историю как Номинализм. Благо – то что связано с поведением человека. Подлинной собственностью человека является его душа, свобода и независимость его духа. Имущество – это вторичное. Добродетельность связана со свободной душой. Удовольствия, страсти порабощают человека, превращают в раба. Антисфен: «я предпочёл бы сумасшествие наслаждению» Диаген. Сидел в бочке, ему ничего не нужно было, он проводил в размышлениях всё время, на берегу моря. Человек должен быть свободен духом, быть независимым от удовольствия и других людей.
Киренская школа. Представитель: Аристипп Представители сенсуализма. Достоверные знания даются нам из ощущений. Счастье человека связано с духовными наслаждениям. Мудрый и на костре, и на кресте будет говорить: «сколь сие мне сладко».
Аристотель (384—322 до н.э.) Родился в греческом городе Стагиры. (в литературе называют Аристотеля Стагирид) С детства представлял, что такое здоровье. В юном возрасте (18) становится учеником Платона, учится в его школе около 20 лет, вплоть до смерти Платона. Путешествует в Малой Азии; Занимается обучением Александра Македонского (13 лет начались занятия, продолжались около 3 лет). Так же Аристотель открывает свою школу «Ликей» т.к. находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского. За философствование был сослан в ссылку, заболел и в возрасте 61 года умер. Его сочинения носят объективно–научный стиль. Стоики. У Гераклида был огонь, который обладает духовным потенциалом. Пневма – слияние огня и души. С неё всё начинается и ей всё заканчивается. Панетий Родосский, Римский Император Марк Аврелий. Стоики говорили, что весь мир единой органическое целое, в центре которого находится логос – мировой разум, человек должен найти логос и жить соразмерно ему. Атараксия – невозмутимость, возможность покончить жизнь самоубийством, если условия ужасны. Марк Аврелий: Человек – кусочек крови и грязи. Жизнь человека – мгновение. Эпикурейская школа. Эпикур Самосский, последователь Демокрита (основоположника атомизма и идеализма.) Эпикур говорит, что атомы могут отклоняться от траектории, возможны случайности. Этика Эпикурейцев – удовольствие – высшая цель. Устойчивое, постоянное удовольствие. Духовное удовольствие выше телесных, что общее ос стоиками, превознесение силы духа. Эпикурейцы говорили, что нужно отдалиться от общественной жизни, жить нужно тихо, гражданство не нужно, дружба приветствуется. К неприятным событиям нужно относиться спокойно. Лекция 5 13.03.13
Средневековая философия Предпосылки: Связаны с общими духовными процессами античного мира, а так же с появлением школ эпохи средневековья. 1) Общее направление – формирование единобожия (Монотеистическая религия). 2) Учения Филона Александрийского а) Гностики б) Неоплатоники
Гностики: Иосиф, Валентин. Кто мы? кем стали? где мы? куда заброшены? куда стремимся? что такое рождение и что такое возрождение? Главным объектом познания являлось их внутреннее «Я». Гносис – знание. Гностики считали что они обладают особым знанием которое помогает им самосовершенствоваться. Гностики были дуалистами, считали, что в мире есть две крайних противоположности. Бог – вечное духовное начало и Тьма – материальный мир. Между этими двумя началами находится 365 областей – ионов, которые необходимо преодолеть человеку, чтобы соединиться с божественной инстанцией. Эманация — термин, означающий происхождение Универсума (вселенной) посредством истечения его из запредельного первоначала, Единого (Божества).
Лекция 6 20.03.13
Схоластика (христианское учение, которое преподавалось в школах и университетах) 7–начало 14 столетия Основная проблема – Проблема универсалий (от лат. universalis – общий). Реализм: понятия и универсалии существуют реально.
Платон – мир идей первичен, реален. Субстанциональность, первозданность, которая ни в чём не нуждается. Универсалии существуют в уме Бога, сами по себе, объективно и независимо от человеческой мысли.
Реалисты: Альберт Великий (последователи Платона) Реализм –доминирующее направление схоластики.
Номиналисты: универсалии не существуют реально. Реальны лишь отдельные существующие вещи. Универсалии – имена вещей, общее. Беренгар Турский. (Около 1000 — 1088), французский философ и теолог, представитель ранней схоластики.
Пьер Абеляр (Около 1079-1142), французский философ и теолог-схоласт. Универсалии – продукт абстрактного мышления человека. Они реальны и находятся в сфере ума. Субстанциональность идеально отрицал. «Понимай, чтобы верить»
В 12 веке появляются труды арабского философа Аверроэса (1126-1198). Он врач, представитель арабского аристотелизма. Считал, что материя вечна, не сотворена. Бог – причина существования мира, но он её не творил. Форма зародилась в недрах материи и всегда там существовала. Учение о Двойственной истине: 1) Философия об истинах разума 2) Философия об истинах религии Разум и религия – не связаны.
Оккам Уильям. (1284 - 1350) Английский теолог, схоласт, логик. Уильямраспространял свои религиозные идеи на проблему управления. Он считал, что никакая политическая власть не должна принадлежать Папе. Государство и религия не должны зависеть друг от друга. Принцип простоты: говорил мало, удаляя всё лишнее. Бритва Оккама. Идейных Сущностей не следует умножать сверх необходимости Для реалистов – вера – предпосылка рационального знания. «Верую, дабы уразуметь».
Томас Мор (1480–1535 г.) Написал работу «Утопия» – место, которого нет. рассуждения начинаются с того, в какой ситуации находится английский народ. Причины бедственного положения является частная собственность.
У утопистов нет частной собственности. всё общее. Всё произведённое сносится на одни огромные склады и распределяется между утопийцами. грязная работа выполняется преступниками, сами утопийцы не будут пачкать руки. Отличие от платонического идеала в том, что у Платона была частная собственность у 3тьего сословия: купцы, ремесленники.
Лекция 7 27.03.13 Философия Нового времени Эмпиризм и Рационализм! Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 г.) «Знание – сила» – теория Бекона Познание: наблюдение, обобщение (индукция), эксперименты Сенсуализм – чувства это первичный, главный источник познания Эмпирический метод становится главным. он направлен против схоластики. Бекон подчёркивал, что истинному познанию способствует ликвидация призраков или идолов, которые мешают познанию. Виды призраков: 1) Призраки рода – изучение природы по аналогии с человеком 2) Призраки пещеры – субъективизм, свой взгляд, но он не должен заслонять истину 3) Призраки рынка – ходячие суждения, которые принимаются на веру (призраки площади) 4) Призраки театра – слепая вера в авторитеты, религиозное мировоззрение
Почему науки не были развиты? – эпохи пренебрегали наукой, государи игнорировали задачи наук, было мало людей, занимающихся наукой, потому что довлел догматизм схоластики. Бэкон – материалист. Надо экспериментировать, обобщать и наблюдать. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве». Разум рассматривается как простое суммирование полученных фактов. Как построить модель будущего функционирования науки? – «мы должны поставить природу на колени» Английский эмпиризм формируется во времена революции в Англии, времена накопления капитала. Джон Локк (1632-1704 г.) Наше познание о мире связанно не только познание о мире, но и сам человек, его внутренние чувства и впечатления. У животного нет самосознания, только человек наделён такой возможностью. Душа человека при рождении представляет собой чистую доску «Tabula rasa». После рождения человека опыт пишет на этой доске свои письмена. У окружающих нас вещей существуют первичные и вторичные качества: 1) Первичные – основные качества, субстанциональные, познаваемые величина, форма, передвижение в пространстве. 2) Вторичные – наши субъективные впечатления – вкус яблока, звук скрипки. Локк вносит элемент субъективизма в действительности. Не существует субстанциональных качеств. они только субъективные. (Родоначальником субъективного идеализма в западной философии является Джордж Беркли. «Весь мир – совокупность моих ощущений»). Локк считает, что человек по природе добр. Он придерживается той же теории договора. Но и в естественном существовании они жили хорошо, но решили найти ещё лучшую жизнь и создали государства. Он за либерализм. Разделение властей: Во главе должна находиться законодательная власть. 1) Законодательная 2) Исполнительная 3) Судебная власть (федеральная) – Локк заговорил об этом ПЕРВЫЙ.
Рационализм. Рене Декарт. (1596-1650 г.) Дуалист (Мышление и материя не зависят друг от друга). Математика и дедукция – средство решения всех проблем. «Я мыслю – значит, я существую».
Барух Спиноза. (1632-1677 г.) Пантеист. Принадлежал к иудейской общности, но за свои взгляды был изгнан. Его произведения: «Богословско-политический трактат и этика». Наше познание связанно с чувствами, но чувства не достоверны, они нас обманывают. Второй способ познания – понимание, требует знание понятий и сущности. Третий род познаний – интеллектуальная интуиция. Спиноза в своих учениях был пантеистом. Вольтер (1694-1778 г.) Деизм – Бог создал мир, а дальше мир развивается сам. Деизм был прикрытием материализма. Он критиковал Берклия. Главная ненависть Вальтера – ненависть к католической церкви. В одном из своих сочинений он откровенно говорит «раздавите гадину, она живёт за счёт народа». Но сочеталась и идея религии. Если бы бога не было, то его следовало бы придумать. Религия – узда, которая сдерживает людей против произвола собственников, власти. Он так же выразитель идеологии буржуазии и хочет равных прав.
Дени Дидро (1713-1784 г.) Прославился тем, что стоял у истоков Французской Энциклопедии и занимался её созданием и редактированием. Главная идея его времени – просвещение. Если просветить государей, если строить всё по разуму, рационально, то человечество достигнет успеха.
Философы этой поры считают, что разум правит миром. Августин блаженный – идея прогресса.
Лекция 8 03.04.13
ЖДУ!
Лекция 9 10.04.13 Немецкая Философия Кант «Чувства без разума слепы»
Гегель – объективный идеалист в основу бытия вкладывает абсолютный разум и абсолютный дух быть – значит мыслить, мыслить – значит жить. Абсолютный дух является источником развития Этапы развития абсолютного духа: 1) дух развивается в самом себе 2) воплощение духа в природу 3) воплощение в человеческое общество В философии Гегеля – самопознания духа. Его философия – панлогизм
Закон – устойчивая, повторяющаяся связь · 1ый закон диалектики – закон единства и борьбы противоположностей, указывает на источник развития – в самом объекте. Объект является сложным образованием. Противоположности развиваются до противоречия, и в результате противоречия возникает новая мысль. 3 сферы бытия: 1) Природа 2) Общество 3) Мышление · 2ой закон – закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Количество – отображает общую характеристику. Качество – сущностная неповторимость объекта. Узловая линия – иллюстрирует взаимоотношения количества и качества. Мера характеризует такое соотношение количества и качества, когда объект неизменен. · 3тий закон – отрицание отрицания. Он говорит о направленности развития. Этапы: 1) Положение 2) Отрицание 3) Синтез Нигилизм – отрицание уничтожения.
Гегелевская категория снятия – означает сохранение положительных элементов двух этапов Диалектические парные явления: Сущность – явление Содержание – форма
С точки зрения философов эпохи просвещения в 18ом веке движущей силой были идея и разум. Гегель был идеалистом в понимании общественной мысли. История – эволюция идей свободы. В древневосточных цивилизациях свободен один деспот. Есть свободные граждане, а есть рабы. Древний Рим – юридически закрепляется свобода человека. Германский мир – (мир, который захватили варвары; территория) происходит осознание того, что человек по своей собственной природе свободен. История – прогресс в познании человеком собственной свободы. Лекция 10 17.04.13
Маркс и Энгельс 1848 году пишут «Манифест коммунистической партии». После революции должна быть диктатура пролетариата, и вместе с ней уничтожается эксплуатация человека человеком.
Его ученик Ленин (1870–1924 г.) Капитализм вступил в фазу империализма. С началом 1ой мировой войны все противоречия становятся ещё больше. Ленин говорит, что Россия слабое звено, но революция может произойти и в такой стране как Россия, а потом она уже будет догонять другие страны. Ленин закладывает основы социального государства, устанавливает диктатуру пролетариата. Остальные классы были расстреляны или объявлены лишенцами. Лишенцы – представители старых классов, которые не имели право голосовать до 37 года (пока не появилась конституция)
Легальный марксизм в России: Годы XIX столетия в России. Западники и Славянофилы C 988 года (крещение Руси) то, что связано с христианством становится главными идеями, повлиявшими на народ (Пошло от идеологии Платона).
В 18 веке – М.В. Ломоносов В 19 веке – Сергей Семёнович Уваров (1786-1855): «Православие, самодержавие, народность» (За веру, за царя, за державу)
Западники: Лекция 11 24.04.13
Религия Философия Наука, научное знание. Гносеология предполагает синтез этих трёх частей, которые составляют Целостное знание.
Учение нравственности излагается в работе «Оправдание добра». Ч тобы быть подлинно нравственным, нужно обладать чувством стыда, осознанием своего несовершенства. Его антропологическая формула – я стыжусь своей животности, следовательно, я существую как человек. Милосердие, любовь к другому человеку. Благоговение – наличие добра и идеалов. Право – минимум нравственности, а любовь – максимум нравственности. Любовь – влечение одного одушевлённого существа к другому для соединения с ним и восполнения жизненных сил. Три вида любви: 1) Нисходящая любовь – родителей к детям. 2) Восходящая любовь – детей к родителям 3) Супружеская любовь – взаимная, происходит восполнение жизни Любовь дарит бессмертие и любовь – рождение нового духовного облика у человека. Значение не в переживании, а в действии, в поддержке – вот подлинная любовь. Соловьёв считал, что любовь прошла несколько стадий – астрофизическую, биологическую и историческую. Задача человечества – подняться от зверочеловечества до богочеловечества!
Отношение к социализму и капитализму: у Марксизма нет этического изменения, всё из-за собственности – «нет духовных крыльев». Охлократия – власть денежного мешка. Капитализм – свиночеловечество. История носит религиозный характер. Наиболее совершенной формой правления является свободная теократия (католическая была не свободна), это союз светской власти и государства.
Соловьёв не славянофил! Он находится посередине! В истории человечества было две силы – первая сила - центростремительная (мусульманская цивилизация и др. Восток, где человек не чувствует себя частью деятельности), вторая сила – центробежная – которая не может создать единства. Но нужна и Третья сила – (Русский народ? ), которая должна создать целостный организм и дать ему новую жизнь. В 1808 году написал «Русская идея». Чичерин написал «Мистицизм в науке», где критиковал труд Соловьёва «Критика отвлеченных начал». Последняя работа Соловьёва – « Тайна прогресса»
Лекция 12 08.05.13
Народники: Михайловский, Лавров, Бакунин. Русские марксисты: Плеханов – основоположник, Струве и Туган-Барановский (в марксизме нет этики, нужно развивать нравственность) Революционный марксизм: Ленин, Бухарин, Троцкий, Сталин, Богданов, Луначарский.
Арнольд Тойнби (1889-1975 г.) Существует 15–16 цивилизаций. Общечеловеческого не существует, весь мир – циклы бытия цивилизаций.
Фридрих Ницше (1844-1900 г.) Лекция 13 15.05.13
Ницше – философия жизни Его учение - Ницшеанство Ницше критиковали Достоевский, Соловьёв в своей работе «Оправдание добра».
Анри Бергсон (1859-1941г.) В основе бытия находится жизнь. Это целостная непрерывность и необратимое становление. Продолжается идея иррационализма. Понять жизнь разумом нельзя, только интуицией, анализируется субъективно. Главная работа: «Творческая эволюция». Так же он вывел понятие «жизненный порыв».
Философия 20ого столетия
Огюст Конт (1798-1857г.) 3 стадии: 1) Теологическая стадия – где люди объясняют окружающий мир через призму религии 2) Метафизическая стадия – философская, объяснение через абстрактные философские понятия 3) Позитивная стадия – когда господствует наука. Отказ от религии и абсолютного знания Главная работа «Курс позитивной философии».
Позитивизм, этапы развития: 1) Сциентизм – концепция, которая абсолютизирует роль науки в системе культуры. Наука не может заполнить всю культуру. За это Соловьёв критиковал эту концепцию. Наука – средство для улучшения жизни, а не самоцель и может быть использована как в моральных руках, так и в аморальных. Наука объясняет, как сделан данный предмет и как его усовершенствовать, но как его использовать – это решает человек. Эмпириокритицизм. Человеческое понятие – субъективно. Вещи – комплекс человеческих ощущений. Отрицали философские понятия. С материалистических позиций это направление критиковал Ленин «Материализм и эмпириокритицизм». 3) Неопозитивизм – логический позитивизм. Мориц Шлик. Предметом философии должен быть язык конкретной философии. Чтобы изучить, необходимо свести все идеи языка к фактам. Факт – то что не зависит от субъекта. Этот факт должен быть подвергнут проверке – верификация.
4) Критический позитивизм, Постпозитивизм. Представитель Карл Поппер. Научные истины должны быть подвергнуты опровержению – фальсификации. Развитие науки происходит через опровержение устоявшихся фактов и выдвижение новых гипотез. В 70–80 годы позитивизм заканчивается и на передний план выходит Постмодернизм.
Экзистенциализм Представители: Философия психоанализа. Зигмунд Фрейд 1856–1939г. В жизни человека играет не сознательная роль, а бессознательная. В психике человека несколько пластов и самый большой пласт – бессознательный. следующий – я, далее – сверх я (социальные установки, запреты, табу, которые регулируют жизнь человека.) Либидо – агрессивный инстинкт человека. Жизнь человека определяют инстинкты, но чем тогда человек отличается от животного?
Эрих Фромм (1900-1980г.) Труды: «Иметь или быть», «Анатомия человеческое деструктивной». Изучает так же марксизм. Человек для Фромма – биологическое и социальное существо. Утрата смысла существования происходит когда прибыль, работа, бережливость, умеренность – становится главным в жизни и человек перестаёт развивать душу и совесть. Фромм вводит понятие социальный характер. 4 типа социального характера: 1) Потребительский характер (проблемы бесконечного потребления) 2) Эксплуататорский (смысл бытия и наслаждения в эксплуатации других) 3) Накопительский 4) Рыночный (человек выставляет себя как товар. я такой, каким вы меня купите, заплатите –и я могу стать другим) Все эти типы характера поражены определёнными социальными и экономическими отношениями. Фромм выделяет мазохистский характер, садистский, реформистский, конформистский. Работа «искусство любить» Любовь и псевдолюбовь. Псевдолюбовь: 1) Как убежище от одиночества 2) Любовь как сексуальное удовлетворение 3) Любовь как привязанность одного или двоих как к родителю, родительской любви. 4) Любовь – поклонение – обожествление, идеал, где утрачивается собственная сущность, но после человек разочаровывается. 5) Невротическая любовь – на недостатках и слабостях происходит невроз.
Карл Густав Юнг (1875-1961г.) Психолог, родоначальник аналитической психологии. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 940; Нарушение авторского права страницы