Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919г.)



Нельзя сводить всю историю к истории борьбы классов. Воля человека, воля национальностей, воля государства – всё это влияет. Надо создать новый социализм – этический социализм. Капитализм нарушает нравственный закон самоценности человеческой личности. Человек используется марксизмом, как средство достижения своих целей.

 

Франция – Луи Альтюссер (1918-1990 г.) марксист, один из теоретиков структуралистского марксизма, член Французской компартии.

 

Годы XIX столетия в России.

Западники и Славянофилы

C 988 года (крещение Руси) то, что связано с христианством становится главными идеями, повлиявшими на народ (Пошло от идеологии Платона).

 

В 18 веке – М.В. Ломоносов

В 19 веке – Сергей Семёнович Уваров (1786-1855): «Православие, самодержавие, народность» (За веру, за царя, за державу)

 

Западники:

Чаадаев Пётр Яковлевич (1794-1856 г.)

Принимал участие в войне 1812 года, в 1836 г. написал Философические письма. В журнале Телескоп было опубликованное его первое письмо в обращении к определенной читательнице. Говорит, что Россия миру ничего не дала, её заметили, потому что она занимает очень большую территорию. Студенты возмутились, почему он оскорбляет Россию. Царь, узнав о письме, сажает нигилиста Чаадаева на домашний арест. В это время он пишет второе письмо «Апология сумасшедшего». «...Мы призваны решить большую часть проблем соц. порядка, и мы сделаем это лучше, потому что не обременены печальным опытом. Мы намного моложе других стран, и учитывая наши идеалы и понимание мира, позволит написать нам лучший сценарий...»

Чаадаев положил начало западничеству. Далее: Анненков, Боткин, Огарёв.

Герцен Александр Иванович (1812-1870 г.)

Герцен начал своё мировоззрение как революционер–демократ. Он исповедовал социалистические, футуристические взгляды. Поклялся на Воробьёвых горах, что сделает всё для свержения самодержавия. Он выдвинул идею построения социалистического строя, где основой будет община.

1848 год – революция во Франции, формирование нового социального неравенства. Россия должна миновать капиталистическую стадию развития, по мнению Герцена. «Зачем русскому народу эта эксплуатация? » Белинский, Добролюбов, Чернышевский.

Западники либералы – пойти понемножку, развитие частной собственности.

Герцен в конце жизни переходит от революционизма к эволюционизму.

Анархизм (Кропоткин, Бакунин) призывал к уничтожению государства. Главным врагом является самодержавие, которое эксплуатирует крестьян. Бакунин говорил, что русский крестьянин способен на революцию. Русский человек по природе бунтарь.

Герцен – материалист и диалектик. Диалектика – алгебра революции.

 

Славянофилы: Аксаков, Киреевский, Хомяков, Самарин, Языков.

Пётр первый нанёс вред России: в одном едином народе были созданы два народа: элита и остальное население. Элита говорила на другом языке, вела роскошную жизнь, а остальное население вело бедную жизнь. Пётр первый ввёл раскол народа в России.

Хомяков: Соборность – идеал, к которому должна стремиться Россия. Христианский православный идеал. У католиков есть единство без свободы, у Протестантов есть свободы без единства. А у православия есть свобода в единстве.

Гносеология. Хомяков критикует Гегеля за панлогизм. Кроме рассудка у человека есть чувства, вера, искание истины. Подлинное знание – целостное, не ограниченное чем либо. «Живознание».

Общественные идеалы славянофилов – просвещённая монархия. Акцент на православие, народность.

 

В ходе исторического процесса они принимали жизнь, как смену религиозных представлений.

Хомяков, как этнограф, внимательно изучал историю Европы. Вся Европа была заселена славянами. Агрессивные германские племена нападали и прогоняли славян. В первой половине 20 века появляются славянофилы – Россия должна развиваться своим путём, медленно, эволюционно. Западники же говорят, что нужны революции, нужны преобразования.

 

Лекция 11 24.04.13

 

Русская философия, 19 столетие.

 

Внутри западничества было два направления:

1) Революционные демократы социалисты (Россия должна миновать капиталистическую стадию и сразу перейти к социализму)

2) Либерально демократическое западничество (копирование Западной Европы; Анненков, Будкин)

 

Герцен, труды:

«Былое и думы»

«Россия» 1849 г.

Славянофилы – главная идея – соборности, которую нельзя понять не православием. Эта идея характеризует идею жизни в России. Специфика той или иной организации определяется религией.

Православие даёт свободу в единстве.

Живознание – позволяет подлинно усвоить сущность мироздания

 

Петр первый осуществил ряд реформ, которые противоречили русскому духу. Славянофилы: «Петру первому не хватило гения, чтобы творчески провести реформы».

Россия – особая цивилизация.

Граф Уваров –«Православие, самодержавие, народность»

 

Почвенничество – продолжение славянофильства. Достоевский, Данилевский, К.Н. Леонтьев.

Достоевский – «Дневник писателя»

Данилевский – «Россия и Европа». Он исследовал рыбные запасы Каспийского моря, изучал специфики различных цивилизаций. Каждая цивилизация, по его мнению, проживала около тысячи лет.

Леонтьев «Византизм и славянство» где говорит о большой роли государственности и о связи с Византией.

Всякая цивилизация проходит 3 этапа:

1) Первичная простота – зарождение цивилизации

2) Цветущая сложность – расцвет цивилизации

3) Вторичное упрощение – потеря красоты, исчерпывание внутреннего потенциала, происходит упрощение, проявление ординарности, сирости, мещанства. С его точки зрения это неизбежный путь.

Данилевский – родоначальник « Теории культурно исторических типов». Её продолжали: Шпенглер и в начале 20 века Тойнби.

 

Владимир Соловьёв (1853—1900) – религиозный мыслитель. Философствовал на почве религии и за это нажил себе проблемы. Цензура следила за Соловьёвым. «Чтения о богочеловечестве» – его труд. Он читал его с 27 лет, и собирал большие аудитории.

В основе бытия – лежит божественная сущность. Философия всеединства – органическая целостность бытия, пантеистическая философия.

Бог как Логос (Платон, неоплатоника)

Бог как София –премудрость божия, тождественна мировой душе у Платона. Олицетворяет единство идеального и материального начала.

Поэма – «Три свидания», где пишет как ему трижды являлась София.

«Свободная Теософия» (Тео – Бог).

Методология о том, как человек должен познавать мир, то, без чего человек не может:

Религия

Философия

Наука, научное знание.

Гносеология предполагает синтез этих трёх частей, которые составляют Целостное знание.

 

Учение нравственности излагается в работе «Оправдание добра». Ч тобы быть подлинно нравственным, нужно обладать чувством стыда, осознанием своего несовершенства.

Его антропологическая формула – я стыжусь своей животности, следовательно, я существую как человек.

Милосердие, любовь к другому человеку.

Благоговение – наличие добра и идеалов.

Право – минимум нравственности, а любовь – максимум нравственности.

Любовь – влечение одного одушевлённого существа к другому для соединения с ним и восполнения жизненных сил.

Три вида любви:

1) Нисходящая любовь – родителей к детям.

2) Восходящая любовь – детей к родителям

3) Супружеская любовь – взаимная, происходит восполнение жизни

Любовь дарит бессмертие и любовь – рождение нового духовного облика у человека. Значение не в переживании, а в действии, в поддержке – вот подлинная любовь.

Соловьёв считал, что любовь прошла несколько стадий – астрофизическую, биологическую и историческую.

Задача человечества – подняться от зверочеловечества до богочеловечества!

 

Отношение к социализму и капитализму:

у Марксизма нет этического изменения, всё из-за собственности – «нет духовных крыльев».

Охлократия – власть денежного мешка. Капитализм – свиночеловечество.

История носит религиозный характер.

Наиболее совершенной формой правления является свободная теократия (католическая была не свободна), это союз светской власти и государства.

 

Соловьёв не славянофил! Он находится посередине!

В истории человечества было две силы – первая сила - центростремительная (мусульманская цивилизация и др. Восток, где человек не чувствует себя частью деятельности), вторая сила – центробежная – которая не может создать единства. Но нужна и Третья сила – (Русский народ? ), которая должна создать целостный организм и дать ему новую жизнь.

В 1808 году написал «Русская идея».

Чичерин написал «Мистицизм в науке», где критиковал труд Соловьёва «Критика отвлеченных начал».

Последняя работа Соловьёва – « Тайна прогресса»

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь