Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Неоплатонизм – 3тий век нашей эры.



Философ ПлОтин. В основе мироздания находится божественная субстанция – абсолютная полнота всего. У самого мироздания существует иерархия:

В основе Бог, далее Логос, далее Мировая душа – единство материального и идеального.

Философия, которая стоит у истоков средневековья – иррациональная.

 

Филон Александрийский. (в конце 1 века до н.э. – 1век нашей эры)

Мир создал Бог посредством Логоса, совокупности божественных идей. И эти идеи – ангелы. Логос – посредник между Богом и миром.

Вначале было Слово (греч. Логос) и слово было – Бог.

В 1 веке нашей эры возникает Христианство. Мы живём в 2013 году от Рождества Христова.

Основные черты Средневековой философии:

1) Признание, что в основе мироздания лежит божественное начало. Оно чисто идеальное, трансцендентное. Бог – совершенный абсолют.

Теоцентризм – позиция, когда что бы ни рассматривалось – всё рассматривается сквозь призму божественной субстанции. Бог – духовная субстанция.

2) Господствует идея креационизма. Идея креационизма – идея сотворения мира. Бог создал мир своим Словом и создал его из ничего. В антропологии идёт речь о том, что человек – высшее творение Бога и создан по его подобию. Он наделён разумом, свободой и нравственным началом. Человек может свободно выбирать между добром и злом. Человек дуалистичен, помимо духовного начала, наделён ещё и материальным началом. Он склонен к греху, а значит слаб.

Смысл бытия человека заключается в совершенствовании, стремлении и преодолении себя, чтобы достичь совершенства Бога. Природа – храм Божий, а человек – царское существо, которое призвано сохранять природу.

 

 

Основные черты гносеологии христианства.

Главный вопрос – вопрос соотношения веры и знания. Что первично? Вера или знания? Появилось 2 точки зрения: первая, что Философия помогает и служит для развития знаний и идей, другая точка зрения говорит, что философия не нужна.

 

Что является объектом познания? Главным объектом познания – божественная сущность и душа человека. Августин Блаженный говорил: «Хочу познать Бога и свою душу. И ничего кроме этого? – Ничего! »

 

Средневековье – с 5 по начало 14 века (хотя идеи закладываются с 1–2 веков н.э.)

Способы познания:

1) божественная благодать

2) интуиция, экстаз – иррациональное познание.

 

«Верую, ибо абсурдно» Верую, несмотря ни на что.

К 13 веку начинает меняться теория средневековья:

Уверуй, чтобы уразуметь. Понимай, чтобы верить.

 

Философия истории, как понимался исторический процесс?

1) Провиденциализм

2) Эсхатология

Эсхатология – история о конце времён. История человечества закончится страшным судом, всемирной катастрофой, после которой воскреснут все праведники воплоти. Человеческая история – трагедия борьбы между добром и злом – с точки зрения христианства.

Главная Христианская Заповедь (этика): Возлюби ближнего, как самого себя.

 

Идея прощения – можно простить 70 раз. Но это не для тех, кто попирает Бога. Нельзя пройти мимо горя, когда кто-то бьёт ребёнка или насилует женщину, иначе ты потворствуешь злу и попираешь бога.

 

Основные этапы средневековой философии:

1) Апостолы – ученики Христа, и Апологеты – защитники учения церкви (2–3 века)

2) Патристика (4–6 века)

3) Схоластика (от слова школа, преподавание в школе 6–14 век) начинают преподавать в школах и институтах.

 

Апологет Тертуллиан. Оратор и широкопосвещённый человек. В 40 лет у него произошёл духовный переворот. Он утверждал что философия не влияет на религию, и даже вредна религии, богословию. Он считал что все философы — еретики. Все божественные истины постигаются не разумом, а сердцем.

«Верую, ибо нелепо»

Первые христиане – мученики, которые через свои мучения пытались донести до императора свои идеи.

Климент Александрийский. Говорил, что философия помогает христианству, оказывает помощь в борьбе с язычеством.

Богатство – средство самосовершенствования человека.

 

Ориген. Впервые использовал тезисы: Три ипостаси, Троица, Богочеловек.

С точки зрения Оригена, сын Бога свят меньше Бога отца.

 

Отцы церкви:

Иоанн Богослов.

Григорий Нисский

Василий Великий

Иоанн Златоуст

Иоанн Дамаскин

Августин Аврелий Блаженный

 

Они занимались формированием символа веры. Бог троичен: Бог отец, Сын и Святой дух. Динамичная триадология нужна для того чтобы объяснить, как Бог связан с миром. Философия говорит о единосущности лиц Троицы.

Религиозный центр – из Рима в Константинополь. Византийский Император осуществлял гонения на тех, кто поклоняется иконам. Иконы стали сжигать и убивать людей, которые им покланялись.

Разделение католичества и православия происходит в 1054 году.

 

Августин Аврелий Блаженный (354 430 г. н.э.)

Родился в семье крупного чиновника, где его мать была христианка. Получил образование в Карфагене. Главные работы: «Исповедь», «О граде Божием», «О Троице» — наиболее известные.

Увлекается учением Манихейства. В основе мироздания 2 начала: и добро и зло, субстанция мира, где добро никогда не победит.

После того как он узнал о Неоплатонизме он переходит в христианство.

Умирает его мать, сын. Августин уезжает в Карфаген и становится там епископом.

 

В чём смысл истории человечества?

Смысл бытия – достижение состояния невозможности грешить, через укрощение себя, негативных качеств.

Разум не одухотворённый добром – немыслимая вещь, зло.

Личность человека раскрывается не только через ум, память, волю, а ещё и через сердце.

«Люби Бога и делай, что хочешь»

Августин, закладывая идеи Христианства вплоть до 13 века говорит, что субстанционально только добро! А зло – отсутствие или умаление добра. Человек – источник зла, а не Бог (Раньше он говорил, что субстанция и добро и зло, но отрёкся от этой идеи).

 

В 381 году Второй Константинопольский собор даёт христианству статус государственной религии.

Проблема: Верующие стали жаловаться на священников, которые сотрудничают с властями, которые делают неблаговерные вещи.

Ответ: если церковнослужитель сотрудничает с властью, это никак не влияет на схождение благодати и отпущение грехов.

Церковь – то что учредил сам Иисус Христос. Вне церкви нет благодати, и не ты решаешь, соединяться ли тебе с Богом, а Бог решает соединяться ли ему с тобой. Учение о божественном предопределении.

Миссия церкви состоит в том, чтобы стоять над государством и держать в узде.

 

На этом заканчивается эпоха Патристики и начинается эпоха Схоластики.

 

Лекция 6 20.03.13

 

Схоластика (христианское учение, которое преподавалось в школах и университетах)

7–начало 14 столетия

Основная проблема – Проблема универсалий (от лат. universalis – общий).

Реализм: понятия и универсалии существуют реально.

 

Платон – мир идей первичен, реален.

Субстанциональность, первозданность, которая ни в чём не нуждается. Универсалии существуют в уме Бога, сами по себе, объективно и независимо от человеческой мысли.

 

Реалисты: Альберт Великий (последователи Платона)

Реализм –доминирующее направление схоластики.

 

Номиналисты: универсалии не существуют реально. Реальны лишь отдельные существующие вещи. Универсалии – имена вещей, общее.

Беренгар Турский. (Около 1000 — 1088), французский философ и теолог, представитель ранней схоластики.

 

Пьер Абеляр (Около 1079-1142), французский философ и теолог-схоласт.

Универсалии – продукт абстрактного мышления человека. Они реальны и находятся в сфере ума. Субстанциональность идеально отрицал.

«Понимай, чтобы верить»

 

В 12 веке появляются труды арабского философа Аверроэса (1126-1198). Он врач, представитель арабского аристотелизма.

Считал, что материя вечна, не сотворена. Бог – причина существования мира, но он её не творил. Форма зародилась в недрах материи и всегда там существовала.

Учение о Двойственной истине:

1) Философия об истинах разума

2) Философия об истинах религии

Разум и религия – не связаны.

 

Оккам Уильям. (1284 - 1350) Английский теолог, схоласт, логик.

Уильямраспространял свои религиозные идеи на проблему управления. Он считал, что никакая политическая власть не должна принадлежать Папе. Государство и религия не должны зависеть друг от друга.

Принцип простоты: говорил мало, удаляя всё лишнее.

Бритва Оккама.

Идейных Сущностей не следует умножать сверх необходимости

Для реалистов – вера – предпосылка рационального знания. «Верую, дабы уразуметь».

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь