Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Пифагорская школа. Древнегреческая философия.
В Древнегреческой философии было 3 основных периода: 1) Досократики 5–4 века до н.э. 2) Классический период с 4 до н.э. 3) Эллинистический с н.э. до 4 века н.э.
Субстанция – первооснова мироздания, которая в своём существовании не нуждается ни в чём постороннем. Мир имеет математическое выражение – музыка, звёзды, альфа и омега мироздания. Именно Пифагор придумал понятие «Философия» В мире существует Предельное и Беспредельное, в мире всё гармонично, но есть противоположности. Таблица противоположностей: Предел / беспредел Нечёт /чёт Покоящиеся /движущиеся Единство /множество Свет /тьма Добро /зло Самец /самка
Форма – символьный ряд – 1ый Материя – 2ой ряд Пифагоризм просуществовал с 6 века до н.э. до 3 века н.э.
Ая школа. Школа Фалеса Основные суждения: 1) всё произошло из воды 2) всё полно демонов и богов
Анаксимен – эта школа тянется к материалистической философии Линия материализма была представлена древнегреческим учёным Демокритом. В основе бытия находятся мельчайшие движущиеся частицы – атомы. Атом неделим и носится в пустоте, это начало полноты. Атомы не обладают качествами, различаются по форме, по весу. Самая главная форма познания – осязание, далее зрение
Главный вопрос – когда выяснили, что атом делим? (ответить) В 1934 г. Ферми в результате опытов обнаружил что атом делим.
Лекция 3 27.02.12
Диалектика. Основоположником диалектики был Гераклид. Родился в Эфесе, был царского происхождения, но отрёкся в пользу брата от царствования. Занимался философией, считал, что демократия это плохо.
«Мир это не статика, а динамика, непрестанный процесс развития и движения, нельзя войти два раза в одну реку, нельзя дотронуться два раза до одного тела. Возникает нечто, чего не было и превращается в то, что не есть...? » Весь наш мир не создал никто из богов, субстанция, которая лежит в основе бытия – огонь. Источником движения и развития является борьба противоположностей, противоречия. Война – двигатель. Логос – очень многозначное понятие, обозначающее: закон мироздания, мера в круговороте бытия, миро правящий разум, строй целого – это неизменно, а всё остальное меняется. В развитии существует цикл: сгорание и возникновение из ничего. Космический цикл – каждые 10800 лет. Главное в человеке – душа, по мнению Гераклида – это огненное испарение. Она безгранична, в ней безмерно глубокий Логос. Смерть это таинство очищения, переход в лучшую жизнь.
Досократовский период, Школа Элеаты. Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс Впервые используют термин «бытие»
Ксенофан – критикует политеизм (уподобление бога себе) на самом деле бога представить подобным человеку невозможно, он формирует идею единобожия, всё едино и бог един. Всё пребывает в неподвижности. НО школа элеатов не раскрывает, как из единого происходит множественное. Они критикуют сенсуализм (что получение информации через ощущения), они говорят, что чувства обманывают нас, а истину мы черпаем в нашем знании, нашем уме.
Конец 5ого века, появляются учителя, властители умов Софисты: Протогор, ... Они брали деньги за обучение, учили доказать свою правоту и выйти сухим из воды. Объективной истины не существует, истина – Субъективное. Человек есть мера всех вещей, истинно или ложно определяет сам человек, как ему кажется так и есть на самом деле. Но в мнениях софистов существуют противоречия: если истины нет, то собственное мнение носит относительный характер. Релятивизм – возможность относительного.
Сократ, появился в период господства софистической культуры. Родился в простой семье. Отец был скульптор. С Сократа начинается рассмотрение проблемы человека – центральная философия Сократа. «Познай самого себя», «Я знаю что я ничего не знаю» – человек который знает много – понимает, как много ему ещё нужно узнать. А чем больше он знает, тем больше он понимает, что нужно узнать. Сократическая ирония, Маевтика Истина рождается в споре и обретается через понятия, которые формулируются индуктивным путём: переход от частного к общему. Истина связана с понятиями, знания человека носят объективный характер.
Сократа, приговорённого к смертной казни, хотели спасти и увезти из города, но он верил, что законы равны божественным и не согласился бежать. Он выпил яд и умер.
Учеником Сократа был Платон (428–347 до н.э.) Вошёл в историю как основоположник объективного идеализма. В основе бытия находится мир идей, мир двойственен: материальный (внизу) и мир идей (высший мир) Школа, которую создал Платон называлась Академия, просуществовала почти 900 лет, вплоть до 525 года н.э. Высшая духовная реальность – идеальная. Идеальное порождает материальное. Красота реализуется на очень короткое время, как и жизнь, всё смертно. А идеи бессмертны, неизменны. Мир вещей – кривое зеркало вещей. Материя начинает из себя что-то представлять, если в ней реализуется своя идея. Душа человека бессмертна и обреталась в мире идей. У каждой души своя звезда, творец – Демиург, создал человеческие существа, смесь материального и идеального и бессмертным является только разум человека. Познание – припоминание того что душа видела в мире идей. Чтобы постичь сущность мира надо закрыть глаза и заткнуть уши. «Легенда о пещере» без идей мы видим только тени на стене, а тот кто увидит реальные вещи не сможет передать это тем кто видит тени, они не поверят и будут смеяться.
Платон – рационалист. По Платону существует диалектика понятий. Он разработал и дедуктивный метод познания (у его учителя Сократа был индуктивный). По его представлениям структура души человека имеет 2 измерения: 1) Разум, бессмертное начало. 2) Телесное начало а) лучшая часть – воля человека, страсти человека б) худшая часть – та, которая связана с плотскими наслаждениями.
Идеал человека в разуме, обладание мудростью – это высшая доблесть и высший смысл бытия человека; мужество; воздержанность Платон критикует формы правления: 1) власть честолюбивых людей – тимократия, власть тех кто пришёл заслуженно, в результате подвигов и захватов, но это власть, слишком идеализирующая себя. пороком является алчность, накопление богатств, разделение людей на богатых и бедных. 2) олигархия – власть денег и капитала, власть богатых 3) демократия – власть народа. Она не знает подлинной ценности и авторитетов. Власть подчиняется толпе, появляется власть демагогов, лесть толпе, враньё. Толпа выбирает таких демагогов и появляется тирания. 4) Тирания, власть тирана, отсутствие нравственности и идеи блага, отсутствие нравственного начала, отсутствие красоты и добра. Но и она гибнет, когда уничтожают тирана. Вывод Платона: нельзя идеализировать форму правления, не в ней сущность, не в них истина. Платон придумывает свои идеалы: Диалог «республика», диалог «республика и законы». Цель – достижения блага Мудрость Мужество Воздержанность Во главе государства должен находиться управленец, человек который умеет управлять, руководить. Платон придумал целую систему обучения людей для правления. Принцип существования: Каждый должен занимать место в государстве, в соответствии со своими возможностями.
Сословия: 1) мудрецы и философы, которые управляют государством, их главная добродетель – мудрость. Туда попадали известные и мудрые люди после 50ти лет 2) Воинское сословие – мужество 3) Ремесленники и торговцы – воздержанность Искусство управления – царское дело, люди низшего сословия не могут управлять государством, они его продадут и разграбят.
Лекция 4 06.03.13 Периоды: 1) Досократики 2) Классический период греческой философии: Сократ, Платон, Аристотель. 3) Эллинистический период
Платон – объективный идеалист. Демокрит – основоположник линии материализма После Сократа сформировались Сократические школы. «Что лежит в основе бытия? что такое благо? »
Мегарская школа в городе Мегары. Одна из сократических школ древнегреческой философии, основанная Евклидом из Мегары. Существовала в IV в. до н. э. и сочетала идеи Сократа, элейской школы и софистов. Благо – то, что находится вне мира. Подлинное знание – логическое, знание, основанное на понятиях. Евклид говорит: «благо единое, неизменное вечное бытие».
Киническая Школа. Киники. Философия — мудрость, учит, как надо жить. Знания, связанные с конкретной жизнью конкретных людей. «я вижу человека, а не человечество, я вижу капусту, а не капустность». Существуют отдельные, конкретные вещи — такое понимание бытия вошло в историю как Номинализм. Благо – то что связано с поведением человека. Подлинной собственностью человека является его душа, свобода и независимость его духа. Имущество – это вторичное. Добродетельность связана со свободной душой. Удовольствия, страсти порабощают человека, превращают в раба. Антисфен: «я предпочёл бы сумасшествие наслаждению» Диаген. Сидел в бочке, ему ничего не нужно было, он проводил в размышлениях всё время, на берегу моря. Человек должен быть свободен духом, быть независимым от удовольствия и других людей.
Киренская школа. Представитель: Аристипп Представители сенсуализма. Достоверные знания даются нам из ощущений. Счастье человека связано с духовными наслаждениям. Мудрый и на костре, и на кресте будет говорить: «сколь сие мне сладко».
Аристотель (384—322 до н.э.) Родился в греческом городе Стагиры. (в литературе называют Аристотеля Стагирид) С детства представлял, что такое здоровье. В юном возрасте (18) становится учеником Платона, учится в его школе около 20 лет, вплоть до смерти Платона. Путешествует в Малой Азии; Занимается обучением Александра Македонского (13 лет начались занятия, продолжались около 3 лет). Так же Аристотель открывает свою школу «Ликей» т.к. находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского. За философствование был сослан в ссылку, заболел и в возрасте 61 года умер. Его сочинения носят объективно–научный стиль. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы