Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Позитивным может быть признано только то, что может принести больше добра чем зла.



Соловьёв говорил: «Подлинное познание – целостное и предполагает и науку и философию и религию».

 

Эмпириокритицизм.

Человеческое понятие – субъективно. Вещи – комплекс человеческих ощущений. Отрицали философские понятия.

С материалистических позиций это направление критиковал Ленин «Материализм и эмпириокритицизм».

3) Неопозитивизм – логический позитивизм.

Мориц Шлик. Предметом философии должен быть язык конкретной философии. Чтобы изучить, необходимо свести все идеи языка к фактам. Факт – то что не зависит от субъекта. Этот факт должен быть подвергнут проверке – верификация.

 

4) Критический позитивизм, Постпозитивизм.

Представитель Карл Поппер. Научные истины должны быть подвергнуты опровержению – фальсификации. Развитие науки происходит через опровержение устоявшихся фактов и выдвижение новых гипотез.

В 70–80 годы позитивизм заканчивается и на передний план выходит Постмодернизм.

 

Экзистенциализм

Представители:

Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр

Человеческая личность –главный объект.

Сёрен Кьеркегор (1813-1855г.) Главная работа «Страх и трепет»

Бердяев (философия персонализма) и Достоевский.

 

Экзистенция – существование с лат.

Предметом философии являются тайны бытия.

Экзистенциалисты понимают человеческое существование как процесс. Всё находится в постоянной тревоге, борьбе и поиске себя. Мир, который окружает человека – мир абсурда. Человек испытывает состояние бессмысленности и угнетённости, тревоги.

Экзистенциализм:

1) Религиозный – Хайдеггер

2) Атеистический – французы Сартр и Корню «Бунтующий человек».

«Против абсурда – ответ один, бунт! Я бунтую – значит, я существую! »

Сартр – Работа «Экзистенциализм – гуманизм». Сравнение человека и неодушевлённых предметов с помощью двух понятий – сущность и существование. Нож – сущность и его существование есть, предназначение понятно. Человеческое дитя – сущности нет, только потенциальная сущность, дитя может реализовать свою сущность, а может и не реализовать. В процессе бытия, в процессе всей жизни человек сам вырабатывает свою сущность. Поэтому человек обречён постоянно находиться в пути выбора своей сущности.

 

Корню говорит, что основной вопрос философии «Стоит ли жить? »

Когда и при каких обстоятельствах человеку раскрывается смысл его существования? Для чего ему стоит жить и для чего умирать? Человек раскрывает смысл своего существования в пограничной ситуации. Это ситуация, когда человек смотрит в лицо смерти. Именно в этот момент в короткие сроки осмысливает всю прожитую жизнь.

 

Нонконформизм – не соглашение.

Ищет опору в самом человеке, взывает к силе человека.

 

Другое направление 20 столетия Нео критицизм.

Философия психоанализа.

Эрих Фромм, Карл Густав Юнг, Карен Хорни.

Зигмунд Фрейд 1856–1939г.

В жизни человека играет не сознательная роль, а бессознательная.

В психике человека несколько пластов и самый большой пласт – бессознательный. следующий – я, далее – сверх я (социальные установки, запреты, табу, которые регулируют жизнь человека.)

Либидо – агрессивный инстинкт человека. Жизнь человека определяют инстинкты, но чем тогда человек отличается от животного?

 

Эрих Фромм (1900-1980г.)

Труды: «Иметь или быть», «Анатомия человеческое деструктивной».

Изучает так же марксизм. Человек для Фромма – биологическое и социальное существо. Утрата смысла существования происходит когда прибыль, работа, бережливость, умеренность – становится главным в жизни и человек перестаёт развивать душу и совесть.

Фромм вводит понятие социальный характер.

4 типа социального характера:

1) Потребительский характер (проблемы бесконечного потребления)

2) Эксплуататорский (смысл бытия и наслаждения в эксплуатации других)

3) Накопительский

4) Рыночный (человек выставляет себя как товар. я такой, каким вы меня купите, заплатите –и я могу стать другим)

Все эти типы характера поражены определёнными социальными и экономическими отношениями.

Фромм выделяет мазохистский характер, садистский, реформистский, конформистский.

Работа «искусство любить»

Любовь и псевдолюбовь. Псевдолюбовь:

1) Как убежище от одиночества

2) Любовь как сексуальное удовлетворение

3) Любовь как привязанность одного или двоих как к родителю, родительской любви.

4) Любовь – поклонение – обожествление, идеал, где утрачивается собственная сущность, но после человек разочаровывается.

5) Невротическая любовь – на недостатках и слабостях происходит невроз.

 

Любовь – это творчество, созидание, любовь преображения.

 

Карл Густав Юнг (1875-1961г.)

Психолог, родоначальник аналитической психологии.

Главное – понятие « архетип ». Уделял внимание коллективному бессознательному.

Юнг говорит о том, что в поведении человека есть моменты, которые определяются уже сложившимися образами и схемами. Эти образы – архетипы. Когда человек встречается с образом мудрого старца – он символизирует для него источник знаний. Представление о наличии божественной сущности.

 

Бог войны, ярости, огня – Вотан.

Война – массовый психоз.

У Фрейда был термин «сублимация» перевод бессознательных инстинктов в определённое русло.

 

Карен Хорни (1885-1952г.)

Она написала работу « Невротическая личность нашего времени»

Неврозы:

1) Невроз привязанности

2) Невроз власти

3) Невроз покорности

4) Невроизоляция

Всё это порождение окружающих неврозов и общения с людьми.

 

Лекция 14 22.05.13

Конец 20 века, направление Постмодернизм.

 

Модерн в философии – философские культурные ценности, которые существуют в рамках рационального познания. Мир познаваем с помощью разума человека. Существует и субъект и объект познания. Модернизм говорит, что есть ценности: разум, добро, свобода, равенство, братство, любовь. Мир можно познать с ценностной ориентацией на добро, любовь и т.д.

 

Постмодерн – философия упадка, декаданса. Никаких ценностей и идеалов нет и искать ничего не надо. В процессе нет ни субъекта ни объекта, они меняются местами и точно определить нельзя. Отсутствие объективной истины. Познание через повествование, текст. Нарратив (текст для осмысления). Каждый находит свой смысл в текстах, сколько текстов – столько и мнений. С точки зрения постмодернистов нельзя найти никаких закономерностей. Они подвергают критике Гегеля и Маркса за то, что они накладывают глобальные схемы на исторический процесс. Сколько людей – столько и мнений.

«Что кому кажется – так оно и есть» – Протагор, софист.

 

Симулякр – пустая форма, образ несуществующей действительности.

Глубокий пессимизм, деконструкция. Такое переосмысление текста, где происходит разложение единого.

 

В России 20 века:

Философия русского космизма

Представители: Фёдоров, Вернадский, Чижевский и т.д.

Философия общего дела.

 

Задача человечества по Фёдорову – создание богочеловечества, создание космического бессмертия.

 

Константин Циолковский

Теория ступенчатых ракет, спутников. Человек призван освоить космос.

Разработал космическую этику. Поиск контакта с инопланетянами.

 

Вернадский Владимир Иванович

Главная работа – «Научная мысль как планетарное явление».

Живое вещество – биосфера – играет главную роль. Биосфера поддерживает своё существование с помощью живых существ более 4 млрд лет.

Чем больше видов, тем гармоничнее саморегуляция. Если какой-то вид погибает, то наступает кризис в природе, т.к. система нарушена.

Человек превратился в разрушающий фактор.

 

Александр Чижевский

главная работа – физические факторы исторического процесса. Главная заслуга – открытия влияния солнечной активности на жизнь в биосфере.

 

Евразийство.

Идеи:

1) Евразия – особый континент, который обладает географическим единством. Направление – географический детерминизм. Геополитика. Они так же размышляли над географическим положением России. Евразия является ключом к решению проблем.

2) Духовная общность, менталитета, народов. Признаки: Примат абсолютных ценностей над сиюминутными. Приоритет ценностей над индивидуалистическими. Примат духа над материальной стороной жизни.

Европа – полуостров Евразии.

Славянофилы негативно оценивали татаро-монгольское нашествие.

Евразийство оценивает положительно. Достоинства: татары не ликвидировали православие, русский народ сохранился и сгруппировался.

Первая цивилизация, которая объединила всю Евразию – Татаро-монголы, а вторая – Россия.

Российская империя – политический приемник Монгольской империи.

 

 

Алексеев.

Идиократия – объединяет демократизм и аристократизм. Политику должно осуществлять высококультурное меньшинство. Правящий слой отбирается по нравственным и умственным качествам.

Социальная функция государства должна быть сохранена. Государство должно контролировать собственников. Отношения между национальностями – дружески-творческие.

 

Социальная философия.

Занимается проблемами сущности бытия людей. Общество существовало на земле не всегда.

Общество – исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. Общество живёт по идеям и целям. Общество выделилось из природы, сверх природа, люди обладают сознанием и волей. Общество – особый социальный организм, который может быть представлен как система.

Системы:

1) Замкнутые

2) Открытые системы. Общество.

 

Существуют законы с-:

1) жёсткой детерминацией

2) вероятностной детерминацией – общество.

Так же общество относится к саморазвивающейся системе.

Исследуя общество нужно найти исходную клеточку общества – это значимое взаимодействие между группами людей, классами, слоями. Эти Взаимодействия – общественные отношения.

В обществе:

1) материальные

2) духовные общественные отношения

 

Общество – совместная форма деятельности людей по производству материальных и духовных ценностей.

Трудовая деятельность – деятельность между человеком и природой.

Общество – конкретный тип общества. Сообразно специфическим признакам. Феодальное общество, Современное общество, например.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь