Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Николай Александрович Бердяев (1874–1948 г.)
В 1922 году были собраны самые выдающиеся интеллигенты и философы, которых на корабле отправили в Германию, т.к. они «мешались». Бердяев начинал как легальный марксист. Был репрессирован за своё участие. Но от марксизма он перешёл к идеализму. Религиозный философ, входит в историю с философией религиозного персонализма.
Лекция 12 08.05.13
Народники: Михайловский, Лавров, Бакунин. Русские марксисты: Плеханов – основоположник, Струве и Туган-Барановский (в марксизме нет этики, нужно развивать нравственность) Революционный марксизм: Ленин, Бухарин, Троцкий, Сталин, Богданов, Луначарский.
Философия истории. Основоположник – Данилевский. Он утверждает, что в человеческом обществе не существует ничего одинакового. Здесь действуют организмы, которые отличаются друг от друга, цивилизация – общество, находящееся на определённой территории, в определённое время в определённую эпоху, со своей особой материальной и духовной культурой. Цивилизации: 1) Египетская 2) Китайская 3) Ассиро-вавилоно-финикийская 4) Индийская 5) Иранская 6) Еврейская 7) Греческая 8) Римская 9) Аравийская 10) Германо-романская (европейская) 11) Славяно-русская
Цивилизациям свойственны виды деятельности: 1) Религиозная 2) Культурная 3) Политическая 4) Общественно-экономическая
Условия создания цивилизации: 1) Языковая близость народов 2) Политическая независимость в момент возникновения 3) Начала культуры одной цивилизации не должны передаваться другой
Существуют преемственные цивилизации. Если цивилизация одного типа принимает культуру другого типа, то она превращается из самостоятельной цивилизации в материал. Кельты, баски. Цивилизация проходит 3 этапа в своём развитии: 1) Период роста 2) Период цветения 3) Период затухания
Есть и примеры народов, которые способствует гибели – туры, монголы. Жизнь цивилизации длится около 1000 лет. Романо-германский тип – промышленная, научная, политическая. Главная черта – насильственность. В угнетении других цивилизаций, переселение, создание строя. Насильственность религии, насильственность психологического строя романо-германского человека, эгоизм, индивидуализм.
Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891 г.) Основная работа: «Византизм и славянство». Соглашается с тем, что жизнь цивилизации подобна одноплодному растению. Российская цивилизация – специфика связана с культурно-религиозными основами: православие и самодержавие.
Россия – восприемница греко-византийской культуры. Двуглавый орёл – герб Византии. Славянские племена были ещё на ранних стадиях, но приняли строй великой цивилизации Византии. И эта форма позволяет ей оставаться самой собой. Славянофилы говорили, что ключ к пониманию Российской цивилизации – религия, как и у других народов и цивилизаций. В России сословия: 1) крестьяне 2) дворяне 3) духовенство, священство 4) мещанское сословие (купцы) Эти жёсткие деления создали Пётр 1, Екатерина После этого начинается процесс упрощения, ликвидация разделений.
Тойнби и Шпенглер. Они продолжают идеи цивилизационного развития.
Освальд Шпенглер (1880-1936 г.) Главная работа «Закат Европы». Два понятия – культура и цивилизация. Культура тождественно периоду цветения цивилизации. В это время лучшие деяния, лучшие произведения искусства, лучшие герои. Культура – период творчества. Цивилизация – простое существование. По его мнению, культура Европы уже отжила своё и теперь идёт по инерции.
Арнольд Тойнби (1889-1975 г.) Существует 15–16 цивилизаций. Общечеловеческого не существует, весь мир – циклы бытия цивилизаций.
Николай Александрович Бердяев (1874–1948 г.) В начале был легальным марксистом. Положительные стороны марксизма: анализ экономических процессов и Маркс вскрыл недостатки капитализма. Отрицательные стороны марксизма: марксизм заслонил классы. Главные работы Бердяева: «Смысл творчества», «Философия свободы». Свобода и творчество – центральные категории философии Бердяева. Сам он относится к Персонализму. Персонализм – религиозное направление философии, которое признаёт личность первичной творческой реальностью. Весь мир это проявление творческой активности и божественного начала. В основе мироздания – Божественное ничто. Это источник зла и свободы. Второй основой бытия является Триединый Бог христианства. Это источник второй свободы и есть порождение божественной благодати.
Понятия: Индивидуум – Индивид представитель этого рода. Личность – не является ни чьей частью, она самодостаточна. Это категория духа, а не природы. Признаки личности по Бердяеву: 1) личность неизменна в изменении 2) в личности целое предшествует частям, единство судьбы личности 3) ни один человек не может считать себя законченной личностью. Личность находится в постоянном развитии. Призвание личности – реализовать в себе подобие Бога. 4) Личность не самодостаточно, а предполагает для реализации других личностей. Личность раскрывается в общении с другими. 5) Человек – высшая ценность. Сущность человека – творчество. Творчество – это полёт. Личность – высшая ценность. Но, к сожалению, в современном мире личность уходит на задний план Нужна духовная и моральная революция во имя человека.
У Бердяева есть работа «Судьба России». Особенности: У Достоевского в работах видим взлёт духа и падения. У русского человека присутствуют противоречия в характере. Антиномия – неразрешимое противоречие. Диалектическое противоречие различается (у Гегеля: тезис, антитезис, синтез). Для русской души необыкновенно сложно совершить синтез. Тезис – русский народ самый политический и анархический, который не умел обустраивать свою землю, не способен и не желает порядка. Русская земля – покорная и женственная. Народ хочет жить в тепле коллектива. Антитезис – Россия сама государственная и самая бюрократическая страна в мире. Силы народа отдаются государственности. Создали Империю, которая поглощает все его силы – волю, мужество, свободу. Антиномия: Тезис – Россия страна свободного духа, страна великих святых, мятежная страна. С другой стороны, это страна стяжателей, взяточников, консервативных чиновников.
Вторая половина 19 века: Западная философия Иррационализма. Шопенгауэр, Ницше. Иррационализм – течение философии в противоположность рационализму ограничивает и отрицает возможности разума в процессе познания. В основу бытия иррационализм кладёт недоступные разуму бесцельно действующие начала. Волюнтаризм – направление, рассматривающее субъективно психологическое явление волю в качестве высшего принципа бытия.
Артур Шопенгауэр (1788-1860 г.) «Мир как воля и представление» В основе бытия воля как слепое, неразумное, бесцельно действующее начало мира. Проявляет себя в неорганическом, органическом мире. В человеческом мире борьба всех против всех. Человек по природе зол, его по жизни ведёт воля к существованию, а не разум. Единственная положительная черта, на которую способен человек – сострадание, и только потому, что это облегчает ему жизнь. Он считает что женщина – носитель воли к жизни, то есть вины человека, зла. Заканчивает идеей нирваны, уходы от мира. Он очень сильно подействовал на Льва Н. Толстова. Шопенгауэр берёт у буддизма тезис, что жизнь – страдание.
Фридрих Ницше (1844-1900 г.) Труды: «Так говорил Заратустра», «Антихристианин», «Человеческое слишком человеческое». Декадентство – упадок. Идеалов добра, нравственности, милосердия – нет. В основе воля к власти. Справедливой является мораль сильных людей. «Падающего подтолкни». Создаёт сверхчеловека, который не считается ни с какими нравственными принципами, силён в своём зле и призван творить историю. Ницше – воинствующий безбожник. Главный тезис – Бог умер, а люди всё ещё делают вид, что он жив. Гитлер симпатизировал идеалам Ницше.
Лекция 13 15.05.13
Ницше – философия жизни Его учение - Ницшеанство Ницше критиковали Достоевский, Соловьёв в своей работе «Оправдание добра».
Анри Бергсон (1859-1941г.) В основе бытия находится жизнь. Это целостная непрерывность и необратимое становление. Продолжается идея иррационализма. Понять жизнь разумом нельзя, только интуицией, анализируется субъективно. Главная работа: «Творческая эволюция». Так же он вывел понятие «жизненный порыв».
Философия 20ого столетия
Огюст Конт (1798-1857г.) 3 стадии: 1) Теологическая стадия – где люди объясняют окружающий мир через призму религии 2) Метафизическая стадия – философская, объяснение через абстрактные философские понятия 3) Позитивная стадия – когда господствует наука. Отказ от религии и абсолютного знания Главная работа «Курс позитивной философии».
Позитивизм, этапы развития: 1) Сциентизм – концепция, которая абсолютизирует роль науки в системе культуры. Наука не может заполнить всю культуру. За это Соловьёв критиковал эту концепцию. Наука – средство для улучшения жизни, а не самоцель и может быть использована как в моральных руках, так и в аморальных. Наука объясняет, как сделан данный предмет и как его усовершенствовать, но как его использовать – это решает человек. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы