Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Нетрадиционные подходы к праву
Честнов, призывая к поиску нового подхода к праву, так называемого «постклассического», пишет: «Принципиально новый тип правопонимания необходимо искать в другой плоскости». Под «другой плоскостью» автор предполагает новейшие философские течения, дающие возможность более адекватно, нежели традиционные школы права – применительно к реалиям современного общества – представить картину правовой реальности. Последняя характеризуется такими качествами, как динамизм, изменчивость, неустойчивость, зависимость от субъективного восприятия. Один из нетрадиционных подходов к сущности права - ГЕРМЕНЕВТИКА. Наряду с традиционной герменевтикой занимающейся интерпретацией различных текстов существует и философская герменевтика. Она рассматривает всё бытиё человеческое как вечный, непрекращающийся процесс понимания, но не только и не столько текста, а жизни вообще. Задача философской герменевтики – заставить говорить сами предметы. Так, И. А. Овчинников предлагает рассматривать герменевтику «как введение в новый тип правопонимания, в контексте которого природа права, его корни располагаются в коммуникативных глубинах человеческого духа». Такого рода тип правопонимания должен дать, по мнению автора, цельное представление о праве, преодолев ограниченность социологических, исторических, юридических и иных подходов к праву. В рамках философско-антропологического направления особый интерес представляет постулат А. Гелена о том, что все социальные институты (в том числе и право) вытекают из несовершенства природы человека в качестве компенсации этой биологической ущербности. Синергетика, представляет собой нелинейное мышление и вероятностную картину мира. Право с этих позиций представляется как система далёкая от равновесия, которая находится в постоянном становлении и эволюционируют в соответствии с нелинейными законами благодаря механизмам отбора. Нельзя не обратить внимания на социальную феноменологию, суть которой сводится к поиску природы вещей. При этом внешний мир – мир феноменов – конструируется сознанием, наделяя его соответствующими значениями. В тоже время сознание находится в перманентном становлении, постоянно расширяя свои границы, и не является тождественным самому себе в каждый данный момент времени. Поляков стремится использовать все наиболее значимые достижения современных социальных наук: и феноменологии, и герменевтики, и синергетики, и семиотики, и теории коммуникации. С их помощью он создаёт новую «феноменолого-коммуникативную теорию права. Право можно определить как основанный на социально признанных и общеобязательных нормах коммуникативный порядок отношений, участники которого взаимодействуют путём реализации своих прав и обязанностей». «Право, – утверждает А. В. Поляков, – есть там, где сказанное может быть понято другими». Берман предлагает объединить три конкурирующие, по его мнению, школы права – правовой позитивизм, теорию естественного права и историческую школу – и создать примиряющую их интегративную юриспруденцию. Тем не менее, трудно сделать далеко идущие выводы из данного предложения Г. Дж. Бермана, так как если он действительно полагал возможным создание интегральной юриспруденции на основе трёх конкурирующих школ, то ничего определённого он не предложил, кроме того, что на пути трём основным школам следует отказаться «от собственного превосходства. И единственное, чего им не хватает, – это признание собственной взаимозависимости». По мнению И. Л. Чеснова, наиболее предпочтительной, адекватной вызову постмодерна представляется диалогическая онтология права. «Правопонимания эпохи постмодерна, – продолжает автор, – должно попытаться соединить культурный релятивизм и общезначимость права, его фрагментарность и глобализацию, многообразие форм выражения и функциональность. Поэтому подход к праву должен быть диалогичным, представляя как правопонимания различных культур, так и трансцендентное начало права – обеспечение выживания человечества. Ещё одним из современных нетрадиционных подходов к сущности права является инструментальная теория права. Суть её заключается в том, что она позволяет рассмотреть право как специфическую систему юридических средств, объединяемых на отдельных участках правового регулирования в своеобразные механизмы и режимы, обеспечивающие эффективное решение социально-экономических, политических, культурных и прочих задач.
Постмодернизм и право Постмодернизм как одно из основных течений в глобальной общественной жизни второй половины XX в. можно рассматривать, с одной стороны, как важнейший этап философского и эстетического формирования человеческой мысли, а с другой - как свидетельство упадка интеллектуальной и художественной деятельности человечества. Постмодернизм, по словам французского философа Ж.-Ф. Лиотара, представляет собой "...уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса - " постмодернистская чувствительность". Вопрос о постмодернизме имеет значение прежде всего для исторического осмысления развития различных правовых институтов, выяснения последствий воздействия постмодернистских концептов на широкий круг элементов системы права. Если в правовых системах, их превращениях или трансформациях брать за основу постмодернистское - то, что вызвано заметным сдвигом в мировоззрении и мировосприятии, самом человеческом сознании, - можно обнаружить отсутствие взаимодействия между субъектом права и миром или окружающей реальностью" . Посредством социальных и правовых институтов, устоев государственности, норм морали и т.д. постмодернизм оказывает влияние на концептуализацию права. Он пытается стать источником права, оказывающим влияние на формирование элементов правовой системы. Как известно, право строится совершенно в иной парадигме мировоззренческих и онтологических фундаментальных свойств, главным из которых можно назвать именно гармонизацию многоплановых отношений человека, общества и государства. И постмодернизм, и право обращены к человеку, измеряют его мировоззрение и поведение, но предлагают для этого все же принципиально различные способы: постмодернизм - развенчание, право - интеграцию. Постмодернизм в правовой сфере сориентирован на внешнее поверхностное конструирование правовой реальности, антииерархичность, количественные критерии оценки, отказ от парадигмы отражения реальности и принятие ее симуляции, где означающее с реальностью как таковой не соотносится в принципе. Все перечисленные свойства права эпохи постмодерна носят взаимообусловленный характер. Сфера распространения постмодернистской юриспруденции расширяется за счет глобалистской экспансии и популярности нестандартного, нецентрированного, аморального типа сознания. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1660; Нарушение авторского права страницы