Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 4. В поисках новых подходов к праву



г 1. Широкий подход к праву

4 Уже с середины 50-х годов, особенно после XX съезда КПСС, в обстановке определенного смягчения политического режима и идеологической ситуации в стране, некоторые юристы старшего поколения воспользовались появившейся возможностью отмежевать­ся от определения права 1938 г., начали критику позиций Вышин­ского и предложили свое понимание и определение социалистиче­ского права1.

В противовес " узконормативному" определению права Вышин­ским и его последователями было предложено понимание права как единства правовой нормы и правоотношения (С.Ф. Кечекьян, АА. Пионтковский) или как единства правовой нормы, правоотно­шения и правосознания (А.К. Стальгевич, Я.Ф. Миколенко).

При этом правоотношение (и связанное с ним субъективное право — в трактовках Кечекьяна и Пионтковского) и соответствен­но правоотношение и правосознание (согласно Стальгевичу и Ми­коленко) предстают как реализация и результат действия " право­вой нормы", производные от нее формы и проявления права. Ис­ходный и определяющий характер " правовой нормы", т. е. норма­тивность права в смысле определения 1938 г. и последующей " офи­циальной" традиции, следовательно, продолжали признаваться, но эту нормативность предлагалось дополнить моментами ее осущест­вления в жизни.

Правоотношения, пояснял Кечекьян, являются результатом осуществления норм права, закрепляющих определенный порядок отношений. И складывающийся в обществе правопорядок нельзя понимать просто как совокупность действующих в данном общест-

1 См.: Кечекьян С.Ф. Нормы права и правоотношения // Советское государство и право, 1955, № 2; Он же. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958; Пионтковский A.A. Некоторые вопросы общей теории государства и права // Со­ветское государство и право, 1956, № 1; Он же. К вопросу о взаимоотношении объективного и субъективного права // Советское государство и право, 1958, № 5; Он же. К вопросу об изучении общенародного права // Советское государство и право, 1962, №11; Он же. Юридическая наука, ее природа и метод // Советское государство и право, 1965, № 7; Стальгевич А.К. Некоторые вопросы теории социа­листических правовых отношений // Советское государство и право, 1957, № 12; Он же. Ценная книга // Советское государство и право, 1965, № 7; Миколенко Я.Ф. Право и формы его проявления // Советское государство и право, 1965, № 7.

312 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

ве правовых норм. Правопорядок — это не просто нормы права, а нормы права в их осуществлении, вместе с конкретными правами, обязанностями, сетью правоотношений, соответствующих нормам права1. " По нашему мнению, — писал Кечекьян, — в определении права как совокупности норм подразумевается, что речь идет о нормах, реализуемых в правоотношениях, что единство нормы права и правоотношений исключает необходимость отдельно говорить о каждом из этих явлений в определении права" 2.

Возможно, что сам Кечекьян, выступая на Совещании 1938 г. за данное определение, и подразумевал единство нормы права и правоотношений, но ни на Совещании, ни позже (до 1955 г.) этого положения не формулировал. Гораздо важнее то, что само опреде­ление Вышинского, принятое в 1938 г. и ставшее общеобязатель­ным, такого единства как раз и не подразумевало, да и не могло подразумевать. Во всяком случае сторонники такого " правопони-мания" иначе трактуют связь нормы права и правоотношения. Не­случайно они сразу же усмотрели (по существу правильно) в поло­жениях Кечекьяна (а затем и Пионтковского) о единстве нормы права и правоотношений " включение в понятие права правовых отношений, сведение так или иначе права к правоотношению", в результате чего " в понятие права включаются, помимо норм права, также и правоотношения" 3.

Согласно интерпретации Кечекьяна, нормы права — не само­цель, а средство закрепления определенного правопорядка. В этой связи он подчеркивал, что " правоотношение — результат действия норм права не в том смысле, что это какой-то побочный продукт действующих норм права, а в том смысле, что это тот результат, ради которого установлены нормы права, тот результат, без которого нормы права лишены смысла" *.

Эти и другие утверждения Кечекьяна подразумевают наличие правовой действительности, настоящего права, правовой нормы и т. д., — т. е. то, чего как раз не было (ни при Вышинском или Ке-чекьяне, ни позже) в той реальной ситуации тоталитарного социа­лизма, к которой относилось официальное " узконормативное" оп-

т

Глава 4. В поисках новых подходов к праву

1 См. Кечекьян С.Ф. Нормы права и правоотношения. С. 27; Он же. Правоотношения в социалистическом обществе. С. 29—30.

2 Кечекъян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. С. 30. Поясняя свою мысль, Кечекьян отмечал, что определение должно охватывать наиболее сущест­венные признаки определяемого явления и не должно останавливаться на само собой разумеющихся его чертах. " Так, в определении права как совокупности норм, выражающих волю господствующего класса, отсутствует указание на то, что содер­жание этой воли определяется материальными условиями жизни этого класса". — Там же. С. 30—31, сноска 42.

3 Явич Л.С. Проблема содержания и формы в праве // Ученые записки Таджикско­го государственного университета, т. VIII. Сталинабад, 1955. С. 66. См. также: Фар-бер И.Е. К вопросу о понятии права // Советское государство и право, 1957, № 1. С. 44.

4 Кечекъян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. С. 31.

ределение права 1938 г. Последнее по сути своей было тоталитар­ным легистским " правопониманием", определением и теорией " пра­ва" при отсутствии права и правового закона.

В данной связи весьма примечательна оговорка Кечекьяна ко всей своей трактовке права и правопорядка, включая и положение о единстве правовой нормы и правоотношений: " Мы не касаемся здесь такого случая, когда законы сами легализируют произвол, оставляя широкий простор для беззакония (фашизм)" 1. Ну а если речь идет о произволе, бесправии, антиправовом законодательстве при социализме? Априорное признание наличия " советского социа­листического права" в такой неправовой ситуации по сути дела означает, что неправовой закон, неправовая норма, неправовое от­ношение выдаются за правовой закон, правовую норму и правовое отношение.

Таким образом, трактовка проблемы " социалистического пра­ва" (у Кечекьяна, Пионтковского и др.), как и в определении права 1938 г., исходит из некорректной и неадекватной неправовым реа­лиям предпосылки и презумпции о наличии " правовой нормы" там, где ее нет и не может быть. В таком допущении — суть дела| сердцевина и т. н. " узконормативного" правопонимания Вышин­ского и его последователей, и т. н. более " широкого" правопонима­ния в трактовках Кечекьяна, Пионтковского, Стальгевича, Мико-ленко и других авторов, предлагавших " правовую норму" (а на самом деле — норму неправового законодательства) дополнить ее производными (формами ее реализации) — " правоотношением", " правосознанием".

Но ясно, что из осуществления фактически неправовой нормы правового отношения не получится. Действие неправовой нормы (ее осуществление в жизни) не может привести к праву и правопо­рядку, не может неправо превратить в право. Поэтому единство " нормы права" и " правоотношений", о котором говорили Кечекьян, Пионтковский и др., по существу конструируется на исходной базе неправовой нормы и остается в принципиальных рамках определе­ния 1938 г.

Острие критики этих новых, более " широких" трактовок права было направлено против " узконормативности" определения 1938 г., но не против его " нормативности", а тем более (и это самое главное) — не против подмены во всем официальном " правопонимании" права и правовой нормативности; — неправовым законодательством и не­правовой нормативностью.

Так, Пионтковский подчеркивал, что " общей теории государ­ства и права необходимо сохранить определение права, которое было дано в " Манифесте Коммунистической партии", — воля гос­подствующего класса, возведенная в закон, — но без того, чтобы

1 Там же. С. 30, сноска 40.

314 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

придавать ему лишь узконормативную интерпретацию" 1. С этим солидаризировался и Кечекьян2.

Однако в " Манифесте" речь идет (верно или неверно — дру­гой вопрос! ) лишь о буржуазном праве при капитализме, а вовсе не о праве при диктатуре пролетариата (т. е. не о буржуазном " равном праве" в распределительных отношениях на первой фазе комму­низма, согласно " Критике Готской программы" К. Маркса и " Госу­дарству и революции" В.И. Ленина) и тем более никак не о " социа­листическом праве", как это представлено в определении 1938 г., во всех вариантах официального " правопонимания" и в " широких" трактовках понятия " социалистического права".

В контексте понимания права как единства правовой нормы и правоотношения, трактовки правоотношения как нормы права в действии и т. д. Пионтковский большое внимание уделял проблеме субъективного права, которая в духе определения 1938 г. игнориро­валась сторонниками официального правопонимания. Критикуя определение Вышинского, он призывал " отказаться от догматиза-ции указанного узкого понимания права и поставить вопрос о том, что наше понятие о праве должно охватывать не только объектив­ное право, но и право в субъективном смысле, не только нормы права, но и права граждан и других субъектов правоотношений и соответствующие им правовые обязанности" 3.

Но, в конечном счете, определяющим началом и здесь являет­ся " норма права" (т. е. фактически — норма антиправового закона), поскольку и объективное право — система этих " правовых норм", и субъективное право — реализация тех же " правовых норм", того же объективного права. Статика системы неправовых норм лишь дополняется ее динамикой, но все это не порождает права как такового, не выводит за исходные границы норм неправового зако­нодательства. Поэтому при всех своих возражениях против опре­деления 1938 г. Пионтковский полагал, что Вышинский " правильно концентрировал внимание советских юристов на необходимости систематического изучения норм права действующего советского законодательства (это играло положительную роль в борьбе с пра­вовым нигилизмом)" 4.

Здесь хорошо видно, что в " широком" подходе, как и в опреде­лении 1938 г., " нормы права" (и " советское социалистическое пра­во" в целом) фактически отождествляются с советским законода­тельством. Данное обстоятельство нашло свое отражение и в опре­делении общенародного права, предложенном Пионтковским: " об-

Глава 4. В поисках новых подходов к праву

1 Пионтковский A.A. Некоторые вопросы общей теории государства и права // Советское государство и право, 1956, № 1. С. 21.

2 Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. С. 31.

3 Пионтковский A.A. К вопросу о взаимоотношении объективного и субъективного права. С. 28.

4 Там же. С. 27.

щенародное право есть воля всего советского народа, содержание которой определяется материальными условиями строительства коммунистического общества в нашей стране, находящая свое вы­ражение в советских законах и иных нормативных актах государ­ственной власти, а также в устанавливаемых на их основе правах и обязанностях членов социалистического общества, общественных организаций трудящихся, хозяйственных предприятий, учрежде­ний, должностных лиц и органов государственной власти, воля, направленная на развернутое строительство коммунистического общества и всестороннее удовлетворение материальных и культур­ных потребностей личности" 1.

В приведенном определении " объективное право (нормы пра­ва)" представлено " в советских законах и иных нормативных актах государственной власти", на основе которых устанавливается " субъ­ективное право (правоотношения)" 2 — права и обязанности отдель­ных лиц, организаций и т. д. Именно это имел в виду Пионтковский, когда он говорил, что " понимание права как единства нормы и пра­воотношения отражает существенные черты права как сложного общественного явления и позволяет не только объективное, но и субъективное право включить в понятие — право" 3.

В подтверждение своей трактовки " советского социалистиче­ского права" как единства норм права и правоотношений Пионт­ковский неоднократно ссылался на положения Маркса о несводи­мости права к закону (" Немецкая идеология" ), о праве как право­вом отношении (" К критике политической экономики" )4. Эти ссыл­ки, однако, нельзя признать адекватными и подтверждающими вывод Пионтковского, будто понимание права как единства нормы и правоотношения соответствует взглядам Маркса и Энгельса на сущность права.

Ряд исследователей (Л.С. Мамут, В.В. Лапаева и др.) справед­ливо отмечают, что понятие " правовое отношение" Маркс в соот­ветствии с традицией своего времени в ряде своих работ использо­вал как синоним понятия " право" вообще, " правовой формы" как таковой5. При этом " правовое отношение" (вообще право), согласно Марксу, это надстроечная форма проявления базисных, матери­альных (производственных, экономических) отношений; оно скла­дывается до и независимо от закона и не является реализацией нормы законодательства.

I

1 Пионтковский A.A. К вопросу об изучении общенародного права. С. 24.

2 См. там же. С. 25.

3 Пионтковский A.A. Юридическая наука, ее природа и метод. С. 73.

4 См.: Пионтковский A.A. К вопросу о взаимоотношении объективного и субъектив­ного права. С. 29—30; Он же. К вопросу об изучении общенародного права. С. 22. s См.: Мамут Л.С. Вопросы права в " Капитале" К. Маркса // Советское государство и право, 1967, № 12. С. 4; Лапаева В.В. Вопросы права в " Капитале" К. Маркса. М., 1982. С. 49—50.

316 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

Что же касается Пионтковского, Кечекьяна, Стальгевича, Ми-коленко, да и подавляющего большинства советских авторов, то они используют понятие " правоотношение" совсем в другом смыс­ле и для них " правоотношение" — нечто вторичное и производное от закона (" объективного права" ), результат осуществления нормы антиправового законодательства, которую они весьма некритично и априорно считают " нормой социалистического права".

Поэтому когда Маркс говорил о " правовом отношении", это, конечно, подразумевало различение права и закона, когда же Пи-онтковский и другие сторонники " широкого" понимания права, не говоря уже об " узконормативистах", говорят о правоотношении как реализации нормы законодательства, то речь фактически идет о " законоотношении", т. е. не о различении права и закона, а о дейст­вии закона, осуществлении его требований в жизни, соблюдении принципа законности.

Все это (действие закона, реализация его требований, соблю­дение законности и т. д.), конечно, сами по себе очень важные ас­пекты характеристики права и правового закона. Но в ситуации отсутствия права т. н. " широкий" подход к праву по существу вы­давал за " социалистическое право" неправовое законодательство, поддерживая и подкрепляя тем самым иллюзию о наличии " совет­ского социалистического права" как " нового типа права не только по своему классовому содержанию, но и по своей правовой форме" 1.

Сказанное полностью относится и ко всем другим направлени­ям т. н. " широкого" подхода к пониманию и определению " советско­го социалистического права".

Также и в трактовках советского права, предложенных Сталь-гевичем и Миколенко, под " нормой права" фактически имеется в виду норма советского законодательства, которой, в конечном сче­те, должны соответствовать и другие компоненты предлагаемого ими " широкого" понятия права (правоотношение и правосознание).

При характеристике правоотношения Стальгевич, в частно­сти, отмечал: " Волевой характер правоотношений состоит прежде всего в том, что в них реализуется возведенная в закон воля гос­подствующего класса... Характерной чертой правоотношений явля­ется их соответствие нормам права, выраженным в законах и под­законных актах, и зависимость от них. Нормы права являются не­обходимым условием или предпосылкой правоотношений" 2. Крити­куя распространенные представления о правоотношении (позицию Н.Г. Александрова и др.), Стальгевич считал, что " регулируемые при помощи норм права общественные отношения (базисные или же надстроечные) предусматриваются в нормах права не непосред-

Глава 4. В поисках новых подходов к праву

ственно, а в своем юридическом опосредовании, через правовые отношения. Значит, необходимо различать: 1) нормы права, 2) соот­ветствующие им правовые отношения и 3) регулируемые при по­мощи них общественные отношения" 1.

Но правоотношение, понимаемое как специфическое общест­венное отношение между лицами, заключающееся в их взаимных правах и обязанностях, остается у Стальгевича производным от " нормы права" (т. е. законодательства) и имеет место лишь постольку, поскольку есть исходная и первичная по сравнению с правоотно­шением " правовая норма". Приписывание регулирующей роли не " норме права", а " правоотношению" сути дела (вопреки мнению Стальгевича) не меняет, поскольку этот промежуточный (" опосред­ствующий" регулятор общественных отношений) в свою очередь уже " урегулирован" законодательством (" нормой права" ).

В этой связи С.Ф. Кечекьян отмечал: " Рассуждения А.К. Сталь­гевича были бы оправданы, если бы правовые отношения предше­ствовали норме права и складывались независимо от нее, а этого-то как раз и нет в действительности" 2.

В 60-х годах Стальгевич вернулся к своим прежним представ­лениям о праве, по существу совпадавшим с подходом Стучки. Боль­шая заслуга Стучки, по оценке Стальгевича, состояла в том, что " П.И. Стучка не сводил право к одним лишь нормам права, а, рас­сматривая право как сложное общественное явление, различал в нем различные стороны, формы его выражения и осуществления, которыми являются: правовые отношения, нормы права и право­сознание" 3.

Трехчленная концепция Стучки (право как единство правовой нормы, правоотношения и правосознания) была определенными модификациями и уточнениями) поддержана и развита и в упомя­нутой статье Я.Ф. Миколенко.

Критикуя определение 1938 г. и в целом " узконормативное" толкование права за сведение всего права лишь к нормам права, Миколенко полагал, что право тождественно юридической надстрой­ке и включает в себя все три формы правовых явлений — право­вую норму, правоотношения и правосознание, причем " общее поня­тие юридической надстройки, т. е. общее понятие права, не исклю­чает раздельных понятий правосознания, правовых норм и право­вых отношений" 4.

1 Пионтковский A.A. К вопросу об изучении общенародного права. С. 25.

2 Сталъгевич А.К. Некоторые вопросы теории социалистических правовых отноше­ний. С. 24.

1г Там же. С. 25.

j Кечекъян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. С. 16—17.

( Сталъгевич А.К. Ценная книга. С. 154.

Миколенко Я.Ф. Право и формы его проявления. С. 51. Трактовка Я.Ф. Миколенко была подвергнута критике с " узконормативистских" позиций в статье четырех ав­торов: Керимов Д.А., Недбайло П.Е., Самощенко И.С., Явич Л.С. К вопросу об опре­делении понятия социалистического права (по поводу статьи Я.Ф. Миколенко " Право и Формы его проявления" ) // Правоведение, 1966, № 2. С. 17—23.

Ч—160

318 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание Однако Миколенко считал, что в общем определении права необходимо выразить сущность права как части всей надстройки, а не перечислять все эти три формы его проявления. " Сущность пра­ва, в том числе и общенародного, — писал он, — можно определить следующим образом: право — это закрепляемый и охраняемый го­сударственной властью порядок общественных отношений в каче­стве волевых отношений" 1.

Под " нормой права" Миколенко имеет в виду положение госу­дарственного нормативного акта (норму законодательства), а под правоотношением и правосознанием — формы осуществления этой " правовой нормы". Даже " правосознание" выступает в трактовке Миколенко как " законосознание" (как законосоответствующее и законопослушное сознание). Так, по поводу беспокойства сторонни­ков официального " правопонимания" о возможном противопостав­лении правосознания " нормам права" в контексте " широкой" трак­товки права Миколенко замечает: " Верно, что иногда нежелание соблюдать закон прикрывается ссылкой на революционное, социа­листическое правосознание, что нередко этим маскируется незна­ние действующего законодательства. Но на каком основании эти не соответствующие нормам права взгляды следует относить к поня­тию правосознания? И почему необходимо отказаться рассматри­вать правосознание как необходимый элемент права только пото­му, что кто-то свои противоречащие нормам права взгляды облыж­но пытается выдавать за правосознание? " 2.

Согласно такой концепции, не только " право" подменяется " дей­ствующим законодательством", но и сами представления, мысли, осознание права признаются лишь постольку, поскольку не выхо­дят за рамки " закона", не расходятся с официально установленным и дозволенным. Парадокс состоит в том, что вопреки своим уста­новкам и устремлениям " широкий" подход, фактически опериро­вавший неправовым законодательством, распространял его влия­ние в расширенном пространстве своего " правопонимания".

В целом полемика представителей " широкого" понимания права против сторонников " узконормативного" подхода носит непринци­пиальный характер, поскольку в фактически неправовой ситуации оба направления в одинаковой мере базировались на априорной предпосылке о наличии " советского социалистического права", ко­торое по существу отождествлялось с советским законодательст-, вом. Под " нормой права" в обоих случаях имеется в виду норма законодательства, производными которой являются компоненты, более " широкого" понимания права (" правоотношение" и " право-

5 сознание" ).

При таком соотношении " правовой нормы", " правоотношения" и " правосознания" в рамках " широкого" подхода очевидна логиче-|

1 Миколенко Я.Ф. Указ. соч. С. 52.

2 Там же. С. 53.

Глава 4. В поисках новых подходов к праву

екая некорректность включения в определение понятия права кро­ме норм также и производных от нее элементов. Основная характе­ристика здесь уже дана и задана " нормой", и ее производные ниче­го существенного для понятия не добавляют. " Широкий" подход по существу является " нормативным" (можно сказать, " широконор­мативным" ) в том же самом смысле (исходное и определяющее зна­чение нормы неправового законодательства, трактуемой в качестве " нормы права" ), что и " узконормативное" направление. " Расшире­ние" здесь " узких" мест сути дела не меняет.

Вместе с тем следует отметить, что появление " широкого" под­хода к пониманию права стало большим позитивным событием в советской юридической науке1. Своей критикой определения права 1938 г. сторонники " широкого" подхода нарушили сложившуюся монополию официального " правопонимания" и положили конец " монолитному единству" на " правовом фронте". С возникновением и укреплением нового подхода начался медленный, но неуклонный процесс движения от прежнего " единомыслия" к плюрализму на­учных взглядов и позиций в советской юриспруденции.

" Широкий" подход к праву был встречен критикой со стороны защитников официального (" узконормативного" ) " правопонимания" 2. При этом стереотипными стали обвинения " широкого" подхода в ослаблении " нормативности" права, отступлении от принципа со­циалистической законности, игнорировании специфики права, пе­речеркивании " достижений" советской юридической науки на базе официального определения 1938 г. и т. д.

Либертарная концепция права

В 60-е и особенно в 70—80-е годы " узконормативный подход" постепенно терял свое прежнее значение и позиции. Заметно акти­визировался отход от официального " правопонимания" 3. Итоги это­го отчетливо проявились на проведенном в 1979 г. журналом " Со­ветское государство и право" заседании " круглого стола" по теме " О понимании советского права", где в ходе острых дискуссий боль­шая группа ученых (А. А. Гатинян, В. Г. Графский, В. Д. Зорькин, Р. 3. Лившиц, Л. С. Мамут, В. К. Мамутов, В. С. Нерсесянц,

1 См.: Лукашева. Е.А. Общая теория права и многоаспектный анализ правовых явле­ний // Советское государство и право, 1975, № 4. С. 29—36.

2 Кроме упомянутых работ см. также: Александров Н.Г. Правовые и производствен­ные отношения в социалистическом обществе // Вопросы философии, 1957, № 1; Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные понятия и институты. М., 1970. С. 349—350; Шебанов А.Ф. Проблемы теории социалистического права и идеологическая борьба // Проблемы государства и права. Выпуск 12. М., 1976. С. 3—12.

3 Об этом свидетельствуют, в частности, публикации 70-х годов В.Д. Зорькина, ЬА. Лукашевой, Д.А. Керимова, Г.В. Мальцева, Л.С. Мамута, B.C. Нерсесянца, ЭЛ. Розина, В.О. Тененбаума, В.А. Туманова и др..О

И*

320 Раздел 1П. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание BJWL Сырых, BJL Туманов, Г.Т. Чернобель) подвергла критике преж­нее " нормативное" понимание права и выступила с обоснованием иных трактовок права1.

Критика эта велась с разных позиций и исходила из сущест­венно расходящихся между собой представлений о праве. Но по­скольку острие критики было направлено против " узконорматив­ного" подхода, всех несогласных с этим последним (независимо от их собственных позиций) стали " чохом" причислять к сторонникам " широкого" подхода. Для сторонников " узконормативного" направ­ления (в духе " правопонимания" 1938 г.) все остальные позиции — это " широкое" правопонимание. Но в действительности это было

не так.

Мы уже отмечали, что несмотря на все расхождения между " узконормативным" и " широким" подходами оба они по сути дела отождествляли право и закон: наличие " советского социалистиче­ского права" для сторонников обоих подходов подразумевается и предполагается уже самим фактом существования советского зако­нодательства. С точки зрения обоих подходов, раз при социализме есть законодательство, значит есть и " советское социалистическое право". И спор между этими двумя подходами шел лишь о том, как понимать и определять этот уже наличный " факт" — " советское социалистическое право". На самом деле это — иллюзия. Согласо­вание же иллюзорного " факта" наличия " социалистического пра­ва" с действительно реальным фактом наличия при социализме законодательства (т. е. здесь — официально-властных общеобяза­тельных актов) осуществлялся в обоих подходах с помощью такого (классового, партийно-идеологического) представления о " праве" вообще и " социалистическом праве" в особенности, которое позво­ляет и советское законодательство интерпретировать как особый, высший тип права, как " социалистическое право". Тайна обоих под- 1 ходов, скрытая под верой в иллюзии исторического масштаба, — в 1 - трактовке антиправового тоталитарного законодательства в каче- I стве " социалистического права". i Отождествление права и законодательства представителями з обоих подходов, в частности, означает, что так называемое " право" i (в их понимании и толковании) не обладает никаким объективным | свойством или специфическим принципом, с помощью которых | можно выявить правовой или антиправовой (правонарушающий, | правоотрицающий) характер официально-властных актов, законо- ! дательства. Некритический, апологетический позитивизм, прису­щий обоим подходам, отвергает саму возможность различения, со­поставления, а тем более противопоставления права и законода- 1 тельства, 1

Глава 4. В поисках новых подходов к праву

1 См.: Советское государство и право, 1979, № 7, 8.

Выйти из порочного круга антиправового советского легизма можно было лишь на основе последовательного юридического пра­вопонимания. Поэтому для выяснения и критики неправового ха­рактера так называемого " социалистического права" и законода­тельства, определения путей движения от неправового социализма к правовому строю, к правовому государству и правовому закону принципиально важное значение имело именно различение права и закона и анализ с этих позиций сложившейся ситуации. В таком контексте и была выдвинута либертарно-юридическая концепция различения права и закона, обосновывающая понимание права как всеобщей формы и равной нормы (меры) свободы индивидов1.

Неправовые реалии социализма в сочетании с установкой на продвижение к неправовому коммунизму полностью лишали совет­скую теорию и практику всякой правовой перспективы развития, движения к какому-нибудь варианту постсоциалистического пра­ва, правового закона и правовой государственности.

Либертарная теория правопонимания, напротив, выражает как раз правовую перспективу развития от наличного (неправового) социализма к будущему правовому строю.

Существенный момент либертарного правопонимания состоит в том, что с позиций такого подхода можно выявить те объектив­ные условия, при которых вообще возможно право. Это же позво­ляет показать, что для наличия права нужны такие условия, кото­рые объективно не согласуемы с социализмом и отрицаются им. Именно здесь коренятся определяющие объективные причины от­сутствия и невозможности " социалистического права", а не в чьих-то субъективных установках и противодействиях. Тем самым ли­бертарно-юридическая концепция содействовала теоретическому обоснованию необходимости выхода за социально-исторические рамки социализма как правоотрицающего переходного строя, уяс­нению особенностей постсоциалистического пути к праву в общем контексте всемирно-исторического прогресса равенства и права.

Интерес к теории различения права и закона, к идее правовой свободы и т. д. заметно усилился (и не только в юридической науке, но и в массовой печати) в условиях перестройки и особенно в 90-е годы, когда стали возможными первые шаги в сторону права и пра­вовой государственности2. Вместе с тем во все большей мере стано-

1 См., в частности: Нерсесянц B.C. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии права. М., 1973; Он же. Пра­во и закон. М., 1983; Он же. Право и закон: их различение и соотношение // Вопро­сы философии, 1988, № 5.

2 Так, идеи либертарно-юридического правопонимания плодотворно применяются и Развиваются в работах ВА. Четвернина. — См.: Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993.

322 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

вилось ясно, что предстоящие преобразования — это во многом по своей сути движение от неправового строя к свободе и праву и что, следовательно, подобные преобразования не стыкуются с произ­вольными властно-приказными представлениями о праве и их можно осмыслить и осуществить лишь с позиций нового правопонимания, исходящего из прав и свобод индивидов и ориентированного на ут­верждение и дальнейшее развитие общечеловеческих достижений в сфере общественной и государственно-правовой жизни.

<: • Tf

*

•Ja «

•«а

АУ.<.: „A"./

Раздел IV. Философские проблемы постсоциалистического права и государства


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь