Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философские проблемы русской истории права
Русская философия права - это яркая и самобытная страница в развитии философско-правовой мысли, которая через призму российской правовой и общекультурной ментальности по-своему раскрыла важнейшие вопросы философии права: соотношение права и морали, закона и свободы духа, произвола воли и организованности соборного сознания. Надо признать, что, развивая философско-правовую теорию, русские философы права использовали известные идеи западноевропейских мыслителей. Однако их взгляды всегда, на уже, казалось бы, изученные философско-правовые вопросы, отличались новизной и носили прогрессивный характер, положительно повлиявший на весь ход развития европейской философии права. Философия права стала развиваться в форме систематической академической дисциплины в России, примерно с первой четверти XIX века. Ее одной из характерных отличительных черт явилось углубленное философствование и стремление преодолеть отставание от западноевропейской школы. «Наше отношение к западной науке, — писал один из ярких представителей плеяды выдающихся юристов конца девятнадцатого века Н. М. Коркунов, — можно сравнить с отношением глоссаторов к римской юриспруденции. И нам приходилось начинать с усвоения плодов чужой работы, и нам, прежде всего надо было подняться до уровня иноземной науки... Тем не менее, в каких-нибудь полтораста лет мы почти успели наверстать отделявшую нас от западных юристов разницу в шесть с лишком столетий». Начало же российской философско-правовой школы связано с творчеством первого русского профессора права С. Е. Десницкого (1740—1789). Привлекают внимание речи Десницкого: «Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции», «Слово о причинах смертных казней по делам криминальным», «Юридическое рассуждение о пользе отечественного законодательства». В центре его научных интересов стояли проблемы методологии юридического знания, проблемы собственности, брака, правовые и нравственные аспекты применения смертной казни. Десницкий одним из первых в России стремился рассматривать в единстве экономическую, этическую и собственно юридическую проблематику. Согласно Десницкому, этика, или «нравоучительная философия», есть «первый способ к совершению наших чувствований, справедливости и несправедливости». Поэтому в соединении с «натуральной» юриспруденцией она является «первым руководством» для всех рассуждений в сфере права; это — знание, которое составляет «первоначальное учение законоискусства». Десницкий значительно вышел за рамки официальной идеологии, пропагандируя в России развернутую академическую правовую концепцию, тесно связанную с философией, в первую очередь с «нравственной философией». Философско-правовые идеи классиков немецкой философии, прежде всего И. Канта, нашли свое отражение в работах А. П. Куницына (1793—1840) «Право естественное» и «Энциклопедия прав». Куницын различал право «первоначальное» и «производное»; первое определяется природой человека, второе — общественными законами. Признавая частную собственность священной и неприкосновенной, он выступал против распространения этого принципа на право владения другими людьми, обосновывал необходимость и правомерность свободы и неправомерность угнетения человека человеком. Право Куницын рассматривал как часть «нравственной философии». С помощью последней разум призван руководить чувственной природой человека и формулировать законы по охране его свободы. Крупнейшим отечественным юристом первой половины XIX века является К. А. Неволин (1806—1855). Значительное место философско-правовой проблематике было отведено в его важнейшей работе «Энциклопедия законоведения» (1839—1840), которая в течение длительного времени была наиболее фундаментальным трудом в области права не только в России, но и, подчеркнем, в Европе. Задачу энциклопедии права Неволин видел в том, чтобы с ее помощью понять всю систему правовых явлений как единое целое. Вместе с тем энциклопедия права должна быть системой основных положений права, сведенных к одному «высшему понятию» и служить введением в специальное изучение юридических наук. Следуя в основном за Гегелем, Неволин обращался к вопросам о сущности бытия, о природе закона, о свободе воле, об отношении права и нравственности. В общем, Неволин не выходит за пределы гегелевской методологии и основных подходов, намеченных «Философией права» великого немецкого мыслителя. Однако характерной чертой его работы является сосредоточенность на религиозно-нравственной стороне права. К середине XIX в. вызревают все предпосылки для становления оригинальной русской философии права. Во-первых, складываются основные национальные школы отечественной юридической науки. Во-вторых, наступает перелом в развитии русской философской мысли. Если в эпоху Средневековья философия на Руси была нераздельно связана с богословием, если в XVIII веке философия в России была прежде всего формой интерпретации и ассимиляции идей французского Просвещения, то в XIX столетии мы видим появление целой плеяды крупных философов, мыслящих вполне самостоятельно и оригинально. Основная задача философов-правоведов того времени— попытаться удержать духовный опыт России в формах рационального знания, учесть его в философских, этических, правовых теориях. Основной характерной чертой развития философии данного периода права является стремление российских теоретиков интегрировать философию права в общую систему правовой теории в качестве элемента общей энциклопедии права или самостоятельной научной дисциплины — всеобщего теоретического и методологического фундамента юридической науки. Отличительной чертой русской философии права 19 века является своеобразное преломление кантовского учения о высшем нравственном законе (категорическом императиве), о долге и предназначении человека, фихтевской теории личности как исходного пункта дедуцирования определений права, гегелевского понятия свободной воли личности, идея гражданского общества и государства как выражения нравственного строя народа. Находят применение методологические принципы немецкой классической философии диалектического анализа, единства исторического и логического, движения от абстрактного к конкретному, взаимоперехода субъективного и объективного. К крупнейшим русским мыслителям того времени можно отнести: Б. Н. Чичерина, В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, И. В. Михайловского, Н. Н. Алексеева, С. Л. Франка, С. А. Муромцева, М. М. Ковалевского, Н. М. Коркунова, Л. И. Петражицкого, Г. Ф. Шершеневича, П.И. Новгородцева, создавшим свои оригинальные философско-правовые концепции. Философия права являлась одним из ведущих направлений русской общественной мысли конца XIX—начала XXв. В ней четко прослеживалось два основных направления: естественно-правовое и позитивистское. Позитивизм — философское направление рассматривал всеобщие начала мироздания — бытие, абсолютное добро, свободу, как результат обобщения данных чувственного опыта, тем самым отрицая их онтологический статус. Основы позитивизма были заложены в середине XIX столетия в трудах французского ученого О.Конта, англичан Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера. Позитивисты критиковали классическую философию права, считая, что эта наука должна отбросить метафизические умопостроения и сосредоточиться исключительно на критических исследованиях действующего права и понятийного аппарата юриспруденции. В русской философии права позитивистские тенденции нашли свое выражение в правовой теории С. А. Муромцева (1850—1910) — известного юриста и общественного деятеля, профессора Московского университета, редактора «Юридического вестника», председателя I Государственной Думы. В его правовой концепции можно выявить типичное выражение «социологического позитивизма» в юриспруденции, развивавшегося на основе позитивистской философии О. Конта и Г. Спенсера. Задолго до западных теоретиков Муромцев выдвинул и разработал идеи социологического изучения права (с применением функционального и историко-сравнительного методов). С помощью социологической теории права он пытался оправдать судейское правотворчество, направленное на эволюционную замену абсолютистского режима либеральным правопорядком. Н. М. Коркунов (1853—1904), полагая, что законы, управляющие явлениями органического и неорганического мира, применимы и к социальной жизни, выступал за социально-психологический детерминизм (закон психической наследственности). Выполнение этических норм, по происхождению субъективных, направлено на достижение общего интереса, поэтому они отличаются единством (единообразное понимание), универсальностью (использование во всех случаях жизни) и императивностью (обязательностью требований, имеющих целью согласовать интересы личности и общества). В свою очередь, этические нормы делятся на нравственные (нравственность) и юридические (право). Согласно Коркунову, нравственность решает более общие задачи, чем право: служит критерием оценки интересов, устанавливает их иерархичность по степени значимости (частный, общий), является руководящим началом человеческой деятельности в целом. Оригинальная психологическая теория права была разработана Л. И. Петражицким (1867—1931) По его представлениям, реальность состоит лишь из физических объектов и живых организмов, с одной стороны, и психических феноменов — с другой. Наблюдения являются фундаментальным методом изучения всех явлений, принадлежавших как к физическому, так и к духовному миру. Суть метода, правовые феномены появляются в сознании человека, когда он испытывает ощущения, связанные с правом, с обязанностью, с запретом в той или иной ситуации. Смысл » том, что человек сам наблюдает за собой, за своей психикой, переживаниями, эмоциями при определенных действиях или бездействии. Однако, внутренние психические акты также могут быть подвергнуты внешнему наблюдению, поскольку при коммуникации с другими людьми они выражаются в телесных движениях. Наблюдая же за подобными действиями других людей, мы полагаем, что они основаны на аналогичном психическом опыте. В соответствии с данным методом все социально-правовые теории представляют собой исследование различных классов внешних и внутренних проявлений правового опыта. Эти позитивистские и эмпирические основания приводят к тому, что они фактически не рассматривают юридические правила и абстрактные правовые принципы в качестве решающего элемента для понимания правовых феноменов, а исследуют действительные механизмы человеческого сознания, испытывающего чувство долга, стыда или ответственности. С глубокой и основательной критикой позитивистской трактовки права выступили крупнейшие русские философы-юристы, начиная с В. С. Соловьева. В противовес позитивистам они выдвинули идею возрождения теории естественного права на методологической основе, по преимуществу воспринятой от немецких философов. Понять особенности трактовки права и методологии его изучения в трудах представителей русской религиозно-нравственной философии можно, прежде всего рассмотрев особенности понимания ими онтологических и этических оснований права, соотношения права и нравственности, свободы и ответственности личности, трактовки ими вопроса об общественно-правовом идеале. В рамках естественно-правовой теории, предполагающей дихотомию права и закона, разрабатывается концепция правового государства. Естественное право, органично включая в себя правовые, философские и религиозные идеи начинает в конце XIX — начале XX в. приобретать роль основного философско-правового течения, которое в той или иной мере разрабатывали видные русские философы, юристы, такие как Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, С.А.Котляревский, И. В. Михайловский, П. И. Новгородцев, Е. В. Спекторский, Е. Н.Трубецкой, Ф.В.Тарановский, А. С. Ященко и др. Вывод: Своеобразие отечественной философии права можно свести к нескольким моментам: во-первых, это своеобразие формы и стиля изложения в развитие западных идей; во-вторых, суть самих идей, которые основывались прежде всего на отношении права и нравственности, свободы и обязанности, материального и духовного. Акцент делался на самобытном понимании внутренней, духовной жизни, что на деле означало совершенно новый аспект, новый круг идей и понятий. В русской философии права преобладающее значение имеет стремление к цельности знания и обостренное чувство реальности, которое сочеталось с признанием роли опыта, как чувственного, так и духовного, дающего возможность глубже понять сущность бытия. В ней большое значение имела интеллектуальная интуиция, нравственный, социально-правовой опыт личности, а также религиозный опыт народа, устанавливающий связь человека с Богом.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 832; Нарушение авторского права страницы