Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СЛАБОВОЛИЕ И БЕЗВОЛИЕ – ВНУТРЕННЯЯ СЛАБОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Взрослым: безволие, вопреки сложившемуся мнению, является тягчайшим грехом, так как оно представляет собой медленное самоубийство души. Естественный отбор на человеческой ступени эволюции происходит именно по шкале воля-безволие, где воля формирует качественную основу чувств, включая положительные. Угасание жизнестойкости души происходит через ослабление скоординированной и напряженной работы разных групп центров возбуждаемых желанием-импульсом. Разбалансировка аппарата воли, вызванная его неприменением, приводит к невозможности полноценного понижения вибраций от мысли до действия. Слабоволие ведет к недополучению результатов труда, претворяющихся в ценный опыт, который насыщает сознание и, отлагаясь в нем, формирует новый цикл развития. Это заканчивается общей потерей сил по преодолению инертной или хаотичной среды обитания, которая легко захлестывает сознание и способствует длительному процессу его угасания и разложения. Желание многих людей выгородить себя и оправдать свои слабости, боязнь напряженного труда и преодоления самих себя, привело к занижению значимости воли и волевых качеств в формировании так называемого нравственного стержня. Часто наличие нравственных качеств ставится выше и впереди волевых, при этом обходится вниманием тот факт, что нравственные качества без наличия развитой воли (силы духа) имеют невысокое качество. Народная мудрость " в тихом омуте черти водятся" довольно точно характеризует цену " нравственности" слабого, безвольного человека. Беседа о слабоволии требует некоторого такта, чтобы и не создать комплекс неполноценности у ребенка, и не навредить его вере в себя. Сила воли ребенка явно уступает воле взрослого по причине несформированного интеллекта, и равнение в этом смысле на взрослых неуместно и вредно.
Когда у человека внутри мало сил и терпения, чтобы делать что-то трудное, то говорят, что у него слабая воля, и его называют слабовольным. А когда у человека почти нет воли, его называют безвольным. ° Некоторые признаки слабоволия. Если воли (внутренней силы) в человеке мало, то человеку трудно заставить себя работать, учиться или делать трудное, человек не может без принуждения и требований (самостоятельно) организовать свой труд. Без воли всякая работа, даже легкая и приятная, вскоре покажется трудной и утомительной, поэтому человек часто будет делать ее долго, бросать, не доводя до конца. ° Частая причина слабоволия – отсутствие сильного, осознанного, продуманного желания. Дополнительно: силу воли, как и простую силу, можно растить постепенно, начиная с малой нагрузки и малых дел. Сверхзадачи и сверхтребования приведут лишь к срывам, отчаянию и разрушению веры в себя. Лучшее упражнение – развитие терпения и сосредоточенности в разных занятиях (особенно полезно отсутствие в занятиях своекорыстных мотивов). Медведь-шатун Время от времени некоторые медведи теряют свою волю, и тогда их называют шатунами, потому что они одиноко и бестолково шатаются по лесу и боятся даже самым легким делом заняться. Вот и у того Медведя, о котором вы сейчас узнаете, тоже совсем неожиданно где-то потерялась воля. То ли он ее на пне оставил, то ли выронил ее где-то по дороге, а может быть, и вовсе проспал он ее во время зимней спячки. В общем, оказался Медведь этот совсем без воли и стал шатуном. – Ну и что тут особенного, что воля потерялась, я и без воли прекрасно прожить смогу, – хвастливо заявлял шатун своим собратьям-медведям. И действительно, поначалу вроде бы ничего особенного не произошло. Медведь с виду остался самым обыкновенным и ничуть не изменился. Но вот наступило лето, все медведи стали подыматься за ягодами в горы. Медведь-шатун, как и все остальные, тоже полез, но как только чуть-чуть устал, сразу же обратно спустился и решил в горы не лезть, а просто так в лесу пошататься без дела. Все медведи своей волей преодолевают трудную дорогу в горы, а безвольному шатуну это не под силу. Вернулись медведи с гор сытые, упитанные и тут же стали по деревьям карабкаться, да мед диких пчел искать и собирать. Медведь-шатун тоже, как и все, за медом отправился, но как только услышал жужжание пчел, вспомнил об опасностях и неприятностях и не нашел в себе ни сил, ни воли продолжать начатое дело. Бросил он мед искать и опять стал от нечего делать шататься по лесу. Подкрепившись медом, стали все медведи в реке рыбу ловить, а шатуну опять воли не хватает. Не может заставить он себя в холодную воду зайти, чтобы рыбы нахватать. Всю осень до самой зимы медведи охотились, а у шатуна половина добычи убегала. Не было у него воли, чтобы заставить себя охотиться долго. Станет он добычу догонять, чуть выдохнется и тут же скорее садится передохнуть. Вот уже зима на носу, располневшие, сытые медведи берлоги себе ищут и обустраивают, а Медведю и это дело трудным кажется. До самого первого снега шатался Медведь по лесу. Не известно, как перезимовал Медведь зиму. Где он спал? Что ел? Никто этого так и не узнал. Где его воля тоже не было известно, пока в лесу не объявилась одна удивительно работящая Мышь, которая неизвестно откуда находила в себе силы работать, как целых сто мышей. К зиме она построила себе под землей огромную нору размером с берлогу и натаскала туда столько зерен, что даже медведю на целую зиму хватило бы. – И откуда у нее столько воли, чтобы заставить себя так долго и много, не переставая, работать, – думали да гадали остальные мыши. Да так и не могли они узнать, в чем секрет самой обыкновенной маленькой Мышки.
[? ] – В чем секрет маленькой Мыши, которая так много могла работать? – Каким бывает человек со слабой волей? (Не может работать, боится трудностей, ленится) – Может ли волю заменить ум или большая доброта? (Нет) Много или мало – Надоело учиться, – сказал Петя маме, придя из школы в плохом настроении. Он скинул свой ранец на пол и грустный сел на диван. – Что-нибудь в школе случилось? – спросила Петю мама. – Каждый день одно и то же. Эти цифры и буквы уже в глазах мерещатся. Скоро уже по ночам сниться будут. – Неужели так трудно учиться? – Сегодня опять не погуляю, – сказал Петя чуть не плача. – Опять кучу домашних заданий задали, до ночи придется сидеть. Только Петя пообедал и сел за математику, как раздался звонок в дверь. Это пришел Леша, Петин одноклассник, и стал спрашивать, выйдет ли Петя гулять. – Нет, – говорит мама, – ему сегодня много домашнего задания задали. – Как это много, – удивился Леша, – нам сегодня мало задали, я уже все уроки сделал. – Тебе, может быть, и мало задали, а вот Пете, наверное, ваша учительница всегда много задает. Леша ушел, а через полчаса опять кто-то в дверь позвонил. Пришли Ростик и Андрей, тоже одноклассники Пети. – А можно к Пете в гости? – спросили они Петину маму. – Нет, нельзя, Пете сегодня много уроков на дом задали, он еще не все сделал. – Как это много, – ребята удивленно переглянулись между собой, – наоборот, нам мало задали, мы уже давным-давно все сделали. – Вот странно, как это мало, – сказал Петя выйдя из комнаты в коридор, – почему это вам мало учительница наша задает, а мне каждый раз помногу? – А может быть, ты что-то напутал в классе и неправильно записал домашнее задание? Ребята втроем стали проверять Петин дневник, и оказалось, что Петя все записал правильно, и ему задали ровно столько, сколько и всем остальным. Когда ребята ушли, Петя почесал затылок и задумчиво произнес: – Вот непонятная задачка получается, ничего не понимаю. Как это они все уже успели сделать, а я до ночи с уроками мучаюсь. – Зато мне все стало ясно и понятно, – сказала мама. – Твои друзья собрали всю свою волю, сели за уроки и, не отвлекаясь на всякую ерунду, быстро их сделали. Поэтому и кажется им, что мало на дом задают. А ты то подскакиваешь, то машинку под столом катаешь, то отдых через каждые пять минут, вот и дотягиваешь уроки до самой ночи. – А у меня так не получается, – сказал Петя, – я не могу делать уроки, не отвлекаясь и не вставая из-за стола. – Это потому, что у тебя воля слабая и нетренированная, только на всякую чепуху и игры ее хватает, а вот на учебу или что-то трудное ее у тебя мало. – Как это нетренированная, ее что, тренировать можно? – удивился Петя. – Конечно, волю тренируют, так же, как и мышцы на руках и ногах, но только потихоньку и понемногу, – ответила мама. – На что-то очень трудное у тебя воли сразу не хватит. Нужно по чуть-чуть каждый день заставлять себя делать все более и более трудные дела. Например, тебе задали три задачи, а ты взял и четвертую решил. – Так это же трудно, я тогда еще дольше уроки буду делать, – сказал Петя. – Но для начала ты можешь, делая уроки, постараться совсем не брать в руки игрушек, а уже потом, как в школе, целый урок выучить не вставая и без отдыха. После разговора с мамой Петя занялся тренировкой своей воли. Совсем не легким делом было от приятного отказываться и трудное делать. Тяжело Пете было поначалу, но вскоре ему стало казаться, что домашнего задания задают все меньше и меньше. Теперь уже Петя никогда не говорил, что ему много уроков задают, ведь он знал, что если кажется, что уроков много задают, то это значит, что воли в человеке мало.
[? ] – Почему Петя считал, что учительница задает много домашнего задания? – Можно ли тренировать волю и как это делается? (Постепенно делая что-то трудное и отказываясь от приятного) – От чего часто зависит, много или мало вам задают уроков на дом? – От чего одна и та же работа одному человеку кажется тяжелой и трудной, а другому не трудной и даже легкой? (От количества воли в человеке). ВОЛЯ, СЛУЖАЩАЯ ДОБРУ И ЗЛУ, ВОЗВЫШЕННОМУ И НИЗМЕННОМУ *
Взрослым: хотелось бы немного прояснить вопрос о " низшем" и " высшем" качестве воли. Можно легко заметить, что человек, двигающий горы во имя личного, часто при всем желании оказывается не готов к длительному и бескорыстному труду на общее благо, хотя и хорошо видит его привлекательность и величие. Это происходит в силу того, что, аппарат воли, без определенных развитых центров, не готов подчиняться и слаженно работать под началом духовного естества. К этому следует прибавить влияние низшей природы, вскармливаемой и укрепляемой долгие годы, которая дезорганизует работу " духовных центров". Бесславный конец многих возвышенных желаний и побуждений берет начало в детстве, когда взрослые, являя собой пример или рекламируя жизнь во имя личных эгоистичных интересов, сами того не желая, направляют ребенка на развитие низшего естества. Так с детства возникает серьезная диспропорция между волей " низшей" и " высшей" Чтобы благие и прекрасные начинания не повисали в воздухе, а претворялись в опыт, питающий сознание, нужно всячески стимулировать возвышенные желания и в этом направлении закалять волю.
° Какие желания, такая и воля. Воля послушно служит желаниям человека Хорошей или плохой ее делает человек. á Одну и ту же силу рук можно использовать, чтобы обидеть другого человека или, наоборот, помочь ему и защитить. ° Воля, служащая личному благу, и воля, служащая общему благу... ° Необходимо упражнять волю в добрых делах, тогда доброе начало в человеке становится сильнее... ° Как останавливать плохую волю и не давать ей действовать.. Чтобы не наделать с помощью воли плохих дел, нужно специально ослаблять плохие и безобразные желания и не давать им расти. Вначале надо учиться уменьшать свой интерес ко всему плохому (не отвечать на плохое всем сердцем), для того чтобы плохие желания не успели напитаться силой сердца (собранная и слаженная реакция всего естества, откликающегося на безобразие). Если же плохое некрасивое желание все же возникло, нужно поскорее выбросить его из головы, постараться о нем забыть. Если забыть его не удается, то нужно не дать ему расти: стараться его не продумывать (или думать об обратном, о том, что может разрушить желание), чтобы оно не обрастало и не увеличивалось мыслями. Как Жираф сам себя наказал Вы и представить себе не можете, как много и усердно мог трудиться Жираф для самого себя. Для получения удовольствия он мог часами, не переставая, вытягивать шею и срывать верхние веточки с деревьев с самой сочной и чистой листвой. Что из этого вышло, вы все, конечно же, знаете. У него вытянулась длинная шея, которой Жираф очень любил похвастаться. Гордо выставляя ее всем напоказ, Жираф всюду ходил важно, с высоко поднятой головой и смотрел на всех сверху вниз. Он был уверен в том, что с такой шеей нигде не пропадет и всегда сможет достать еду там, где другим будет не под силу. Если говорить честно, то Жираф имел сильную волю и был трудолюбив. Но умел работать он помногу и без отдыха лишь тогда, когда знал, что за свой труд получит выгоду и вознаграждение. Но просто так, от чистого сердца, Жираф работать не хотел и не мог. Как только Жираф слышал просьбу или предложение сделать доброе дело бесплатно, желание работать у него сразу же пропадало, воля куда-то улетучивалась, и трудолюбивый Жираф вдруг оказывался лентяем. Даже просто помочь наклонить веточку какому-нибудь голодному зверьку ему казалось трудным делом. А когда один раз Еж попросил жирафа сорвать высоко растущее яблоко, он услышал грубый ответ: – У тебя у самого шея есть, вот и тяни ее, как я. А не можешь, тогда собирай гнилые яблоки прямо с земли или ешь пыльную траву. В общем, Жираф мало кому нравился. Да и как может нравиться тот, кто умеет работать лишь для самого себя, а для других пальцем боится пошевелить. Но Жирафа это отношение к нему зверей не интересовало. Желая жить еще лучше и ища себе самых вкусных листьев, он продолжал трудиться изо всех сил и благодаря своей развитой воле мог подолгу, не уставая, тянуть свою шею. И вдруг однажды в вытянутой шее Жирафа что-то хрустнуло, она, согнувшись, оказалась на земле. Никак Жирафу не удавалось поднять голову с земли и распрямить свою слишком длинную шею. После этого несчастья он мог ходить только задом наперед и есть одну лишь пыльную траву, потому что его шея и голова волочилась за ним по земле, словно толстый хвост. – Кто же это так наказал Жирафа, кто свернул ему шею? – думали и гадали все вокруг. А кто-то даже тихонько злорадствовал и про себя думал: – Так ему и надо. Так бы и жил Жираф, влача за собой свою голову, если бы не один случай. Однажды разбушевалась гроза. Невиданной силы ливень обрушился с неба, и вскоре повсюду на земле появились широкие потоки грязной дождевой воды. Вода все прибывала и прибывала, а ливень все не переставал. Звери, почуяв беду, стали спасаться. Ища возвышенных сухих мест, они все разбежались кто куда. И только один Жираф совсем не знал, куда ему идти, потому что не мог поднять голову из травы. Задом наперед он метался в разные стороны, но куда бы он ни пошел, кругом оказывалась вода, которая постепенно стала затоплять всю землю. Вскоре рот Жирафа оказался в воде, дышать носом ему было все труднее и труднее, он стал захлебываться. Кругом не было никого, кто мог бы ему помочь. – Так мне и надо, – с горечью думал Жираф, – Я сам виноват, что мне не помогли. Я тоже не помогал и всегда старался работать лишь для себя самого... И вдруг под своей шеей Жираф почувствовал что–то колючее, Это был Ежик. Он изо всех сил старался приподнять голову Жирафа над водой, пытался спасти его, но у него ничего не получалось. И тут совсем нечаянно Еж уколол Жирафа своими иголками. Тот вскрикнул от боли, дернул шеей, и в ней опять что–то хрустнуло. После этого Жираф с легкостью поднял свою голову и от радости даже подпрыгнул. Теперь он, как и раньше, мог запросто двигать и тянуть свою шею. Внизу под собой он увидел Ежика, который, стоя наполовину в грязной воде, тоже прыгал и радовался вместе с ним. Неожиданно что-то потеплело в груди у Жирафа, что-то проснулось в его сердце. Несмотря на то, что Ежик был очень колючий он посадил его к себе на шею, и они вместе отправились искать безопасное место. После того несчастного случая и пережитой опасности Жираф стал совсем другим. Теперь во время сильных дождей он не прячется, как все остальные, а ходит по воде и помогает всем, кто попал в беду. Словно кран, Жираф достает из воды тонущих зверьков и ловко подсаживает их высоко на деревья. А не бояться трудностей, храбро переносить дождь, ветер и страшные грозы ему помогает его сильная воля, которая изменилась и стала доброй и красивой. – Как невероятно быстро он изменился и стал добрым, – удивлялись звери, – неужели с Жирафом произошло какое-то чудо? Но Жираф знал, что никакого чуда не произошло. Просто, оказавшись в беде, он многому научился и понял красоту добра. А еще ему очень понравилось помогать другим. Спасая других, он получал огромное удовлетворение, особую радость и чувствовал себя по-настоящему счастливым.
[? ] – Кто наказал Жирафа, из-за чего он свернул шею? (Он сам из-за своего эгоизма и низшей сильной воли, которая служила его низким, эгоистичным желаниям). – Благодаря чему Жираф так быстро изменился? (В беде, лишениях и испытаниях учатся лучше и быстрее, чем в радости, достатке и спокойствии) – Что помогало Жирафу работать во время грозы и дождя? (Его сильная воля, которая служила добрым возвышенным желаниям) – Что делает волю доброй или злой, низкой или возвышенной'' (Желания). – Какие качества вы заметили у Жирафа в начале сказки? (Жадность, высокомерие, самоуверенность, хвастовство, грубость, безжалостность, корысть, эгоизм и эгоистичное трудолюбие). – Какие качества вы заметили у Жирафа в конце сказки? (Самоотверженность, смелость, стойкость, бескорыстие, чувство ответственности за жизнь других). – Похоже на правду то, что, помогая попавшим в беду, Жираф получал больше удовлетворения, радости и счастья, чем когда работал лишь для самого себя? – Почему люди чаще работают для себя и за вознаграждение? (Низшую радость легче получить, чем высшую, спуск легче подъема, и люди часто ищут легкого). [По сравнению с радостью высшего естества радость низшего естества иного качества, скоротечна, быстро пресыщает и обязательно сменяется равными по силе спадом настроения и подавленностью]. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 875; Нарушение авторского права страницы