Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Появление и становление права
С указанных позиций будем рассматривать вопросы появления и становления права. Г.В.Ф.Гегель в «Учении о праве, долге и религии» излагает теорию, по которой развитие человеческого общества имеет поступательный восходящий характер на пути освоения все более высокого уровня свободы. Такое освоение начинается с уровня первичной (абсолютной) свободы, не имеющей никаких ограничений. Гегель ее определяет, как «произвол». Общество людей, действующих по произволу, существовать не может, так как это повлечет «войну всех против всех». Начальный уровень произвольного сознания требует внешнего ограничения свободы такого сознания, как в его интересах, так и в интересах других людей. Примером такого абсолютного и жесткого ограничения могут служить случаи лишения свободы преступников или умалишенных. Мы ограничиваем свободу ребенка, не подпуская его к огню, не позволяем брать острых предметов, не позволяем далеко уходить от дома и т.д. По мере развития разума в процессе обучения и воспитания человек усваивает нормы и навыки самоограничения. И чем более он освоил эти навыки, чем выше уровень его культурности, тем меньше необходимо внешних ограничений его свободы. Эту же зависимость можно проследить не только на индивидуальном уровне, но и на уровнях различных масштабов общественной организации. Право, как мера свободы, как степень ограничения свободы необходимо каждому человеку в такой степени, в какой им не осознаны его собственные интересы, причем не только личные права и свободы человека и гражданина, но также и его интересы различных общественных уровней: его интересы как члена семьи; его интересы как жителя города или поселка (наличие коммунальных удобств, сохранение благоприятной экологии и др.); его региональные, государственные и общечеловеческие интересы. Человеку же осознавшему все уровни собственных интересов право необходимо для того, чтобы другие, еще не достигшие его уровня сознания, были принудительно ограничены в своей свободе в их собственных и в его интересах. Без применения принудительных санкций за неисполнение установленных правовых ограничений нормопослушание было бы связано с риском быть обманутым. Перед лицом такой опасности разум требует, чтобы добровольная совместная деятельность людей осуществлялась в рамках принудительного порядка. Важнейшим при этом является необходимость определения, каковыми должны быть правовые нормы на каждом уровне развития культуры общества. И связанный с этим вопрос: кто и какими методами будет определять, какое правовое регулирование необходимо, какие необходимо принять законы, какие установить санкции за их невыполнение? Методы решения данных вопросов и отражаются в формах общественного устройства: общественных формациях, в формах государственного правления, видах политического режима.
На начальных стадиях развития права и государственности решение данных проблем берет на себя церковь. Первые законы для иудеев были записаны по наитию Моисеем на «скрижалях». Установить правильные законы оптимальные для данного общества в данное время самому обществу изнутри весьма затруднительно пока нет критериев оптимальности. Необходима внешняя помощь силы, стоящей по своему разуму над обществом. Эту функцию выполняли учения пророков, перешедшие в религиозные каноны. Для христиан таким каноном стала Библия, в которой изложены основные нормы поведения людей в обществе. Надежда людей на такую силу выражается в ожидании второго пришествия Мессии – всезнающего, всесильного, мудрого, милосердного и бессмертного, в надежде на то, что он даст нужные законы, и сам непосредственно будет управлять людьми. Однако ожидания эти не сбываются и человечество вынуждено самостоятельно решать эту проблему. Соотношение уровня свободы с уровнем культуры «Свобода при всей ее кажущейся простоте, - предмет сложный и для понимания и тем более для практического воплощения в формах, нормах, институтах, процедурах и отношениях общественной жизни, – как пишет В.С.Нерсесянц, - в своем движении от несвободы к свободе и от одной ступени свободы к более высокой ступени люди и народы не имеют ни прирожденного опыта свободы, ни ясного понимания предстоящей свободы».[15] Современные авторы научных и учебных публикаций рассматривают целый ряд факторов, которые влияют на реальный характер государственно-правового устройства общества, уровня его демократизации. К их числу относят - субъективные факторы, которые выражаются в деятельности государственных и общественных функционеров по проведению в жизнь, сохранению и охране существующих или нарождающихся демократических принципов, идей и традиций; а так же - объективные: материальные, социальные, юридические, политические, идеологические и другие.[16] Вместе с этим не проводится развернутого анализа взаимозависимости уровня демократизации государственно-правового устройства и уровня культуры граждан. Теория Исторического материализма, опираясь на законы диалектики, рассматривала зависимость формы общественного устройства (производственных отношений) от уровня развития производительных сил, и в качестве критерия их соответствия выдвигает уровень производительности общественного труда. Человек в данной схеме отношений учитывался постольку - поскольку он является частью (не главной) производительных сил. Как указывалось в учебниках по марксистско-ленинской философии: " Общественные производительные силы - это созданные обществом средства производства и прежде всего орудия труда, а также люди, приводящие их в действие и осуществляющие производство материальных благ" [17]. В формулировке явно подчеркивается вторичная роль людей в данном процессе развития. Реабилитировать право распространения законов диалектики на общественное развитие можно, вернувшись к первоисточнику их применения в данном качестве - Гегелю. Идея права по Гегелю, которая и есть свобода, развертывается в мир государства и права. Господство разума в истории означает, что свобода представляет собой определяющее начало и конечную цель всего хода развития духа. Всемирная история – прогресс в сознании свободы, прогресс, как в смысле познания объективной истины, так и в объективации достигнутых ступеней свободы в правовых и государственных формах наличного бытия. Человеческая свобода – результат длительной работы духа. Духовная работа всемирной истории в ее движении, в дисциплинировании естественной (неразумной и несвободной) воли, в возвышении ее до подлинно свободной воли – одновременно свободы целого и составляющих его членов, индивидов. На начальном этапе этого движения свободен лишь один – деспот, со временем становятся свободными некоторые (аристократия), а на завершающем этапе все свободны [18]. Правда Гегель считал современную ему форму государственно-правового устройства – германскую конституционную монархию наивысшей идеальной формой. В данном случае - количественной стороной социального развития (диалектическим содержанием) является уровень культуры, а качественной (диалектической формой) - уровень свободы, выраженный в способе государственно-правового устройства общества и складывающегося политического режима. Критерием соответствия формы содержанию (мерой) является эффективность данного социума в решении общих задач. «Человек и человечество развиваются к свободе, праву, равенству, справедливости из ситуации их отсутствия. Человек и целые народы по своей природе (интеллектуальной и волевой), в отличие от других живых существ, может, потенциально способен путем своего совершенствования и развития прийти к политическим и правовым формам организации социальной жизни».[19]
Тема 7. Диалектика права 31) Основные законы и категории диалектики; 32) Закон Соответствия; 33) Два метода общественного развития; 34)Естественно-правовой метод развития права; 35) Позитивный метод развития; 36) Траектория естественно-правового метода развития; 37) Траектория позитивного метода развития. 38) Эффективность общества как критерий соответствия уровня свободы уровню культуры. 39) Вторичные закономерности теории «Полуконуса».
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы