Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные современные модели философского мышления



Человечество стоит на пороге 2000 г.; с новым веком люди связывают свои надежды на лучшее будущее, которое будет обеспечиваться невиданными возможностями информацион­ных технологий, новыми способами коммуникаций, усиливаю­щейся интеграцией народов, наций в решении вопросов мира, экологических и других глобальных проблем, гуманизацией всех общественных отношений.

Кардинальные социальные изменения, как правило, сопро­вождаются и философским поиском, ориентированным на уяс­нение глубинных проблем человеческого бытия, всей жизнеде­ятельности человека, пересмотр его ценностных ориентации.

Современное общественное развитие характеризуется ин­тенсивным взаимодействием различных культур. Вместе с тем необходимо отметить, что в каждом типе культуры существует свой специфический категориальный строй общественного сознания, который соединяет в себе общечеловеческие цен­ностные установки, а также идеи, выражающие исторически определенный тип общества, интересы определенных социаль­ных, национальных и возрастных групп.

Так, например, категории бытия и небытия, жизни и смерти, смысла жизни человека и т.п. являются фундаментальны­ми в любой культуре. Однако любая категориальная модель мира, сложившаяся в культуре, наполняется в зависимости от исторических форм ее развития своим мировоззренческим со­держанием. Поэтому всегда существуют различные модели фи­лософского мышления или способы философского осмысления мира и его познания. Философские модели мышления форми­руются в различных формах общественного сознания и чело­веческой профессиональной деятельности — в литературе, ис­кусстве, художественной критике, науке, политическом и пра­вовом сознании, а также в обыденном сознании. Именно поэ­тому в качестве носителей и разработчиков философских мо­делей мышления оказываются не только профессиональные философы, но и писатели, ученые-естествоиспытатели, психо­логи, лингвисты, историки, юристы, врачи и др.

Основными моделями современного философского мышле­ния являются — позитивизм, марксизм, неотомизм, экзис­тенциализма др. Отчего эти философские модели, возникшие в XIX—XX вв., оказались столь жизнестойкими и не были опро­вергнуты наукой и практикой сегодняшнего дня?

Дело в том, что и позитивизм, и марксизм, и неотомизм, и экзистенциализм рассматривают проблемы, которые имеют общечеловеческую ценность: роль философского и научного познания; человек и его жизнедеятельность; взаимодействие духовного и материального, объективного и субъективного;

свобода и необходимость, необходимость и случайность, свобо­да и ответственность и т.д.

Позитивизм, марксизм, неотомизм, экзистенциализм со­держат в себе современные модели философского мышления как некие матрицы, из которых произрастают философские теории, идеи, концепции, образуя школы, течения. Так, напри­мер, позитивизм сегодня представлен «критическим рациона­лизмом» К. Поппера, теорией «научных революций» С. Куна, концепцией «эпистомологического анархизма» П. Фейерабенда, теориями структурализма, концепциями герменевтики, идея­ми научного материализма и др.

Марксизм также выступает в разных концепциях — от дог­матического до творческого, вбирающего в себя синтез самых Различных мировоззренческих ориентации.

Даже современный неотомизм, или философия католициз­ма, претерпела существенные изменения: в ней появились концепции аналитической философии религии, эпистомология религии, философско-антропологические концепции, «нонкогнитивистские» теории и др.

В более классическом виде сегодня представлен экзистенци­ализм (от позднелат. exsistentia — существование), или фило­софия существования. Он заявил о себе прежде всего работами К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, А. Камю, которые привлекают своей актуальностью.

Прежде чем приступить к анализу современных философ­ских теорий и концепций, остановимся на их «матрицах» — по­зитивизме, марксизме, неотомизме и экзистенциализме.

Позитивизм. Мы уже рассмотрели позитивизм О. Конта, Дж.Ст. Милля и Г. Спенсера, который в истории фило­софии называют «первой исторической формой позити­визма».

Можно сказать, что именно основные принципы философии позитивизма, сформулированные О. Контом в курсе «Позитив­ной философии», и являются той «матрицей», той философской моделью мышления, которая легла в основу многочисленных философских позитивистских теорий и концепций в XIX— XX вв.

«Вторая историческая форма позитивизма» возникает в конце XIX — начале XX вв. Основными его представителями являются немецкий физик Э. Мах, швейцарский философ Р. Авенариус, французский математик, физик и философ Ж.А. Пуанкаре, английский математик и философ К. Пирсон. Этот позитивизм претендовал на «третью линию» в философии, заявляя, что является философией не материализма или идеа­лизма, а философией реализма; утверждал, что любое положи­тельное (научное) знание — физическое, астрономическое, биологическое и т.п. — есть само по себе знание философское и что философия не может иметь своего отдельного от наук предмета.

Вторая историческая форма позитивизма, получившая на­звание махизма, развивается на основе новейших открытий физической науки, теории относительности, квантовой меха­ники, геометрии Лобачевского — Римана, открытий в области явлений света, электромагнитных волн и т.д. В философии ма­хизма доминируют субъективно-идеалистические идеи. В силу этого позитивистская методология оказывается не в состоянии выполнить научные методологические функции и содействует методологическому кризису, который сопровождал революцию в физике.

«Третья историческая форма позитивизма» возникает в 20-е годы XX в. Идейным и организационным ее ядром явился Вен­ский философский кружок, возникший при кафедре индуктив­ных наук Венского университета в 1922 г. Этот кружок предло­жил программу развития научной философии. В него входили М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л. Витгенштейн и др.

В 1929 г. Карнап, Ган и Нейрат опубликовали манифест этого кружка — «Научное миропонимание. Венский кружок». Начиная с 1930-х гг. представители этого течения проводят международные конгрессы и конференции. Венский философ­ский кружок пропагандирует философию неопозитивизма как логического позитивизма. В дальнейшем логический позити­визм развивается как аналитическая философия, которая в свою очередь разрабатывается в двух направлениях — логичес­кого анализа философии с применением аппарата современ­ной математической логики и лингвистической философии, отвергающей логическую формализацию как основной метод исследования и занимающейся исследованием типов выраже­ний обыденного языка, в том числе, когда он употребляется для разработки философских понятий.

Большую роль в формировании основных принципов анали­тической философии сыграл «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна. Витгенштейн фактически устанавливает культ обыденного языка и считает необходимыми его эмпири­ческие описания. Он выступает против неправильного обра­щения с языком, ибо всякая вольность с языковыми формами (их содержанием, значением) ведет, согласно Витгенштейну, к появлению всякого рода философских псевдопроблем. Он по­лагает, что все знание, благодаря языку, сводится к совокуп­ности элементарных предложений, которые обосновываются наблюдением, опытом. Философия же, с его точки зрения, есть лишь критика языка. Он исследовал также такие формы науч­ного познания, как наблюдение, объяснение и предсказание.

Ведущий представитель логического позитивизма и фило­софии науки Р. Карнап явился одним из авторов семантичес­кой философии, которая занималась исследованием системы

характеристик, описывающих элементы языка с точки зрения объема понятий — «обозначение», «наименование», «истина». Он ставит своей целью разработать унифицированный, имею­щий единое смысловое содержание язык науки. А такое единое основание, по его мнению, дает математическая логика. Кста­ти, среди неопозитивистов много математических логиков, ко­торые исследуют различные логико-математические способы соединения слов в предложения. Карнап исследовал семанти­ку, т.е. отношение между языком и описываемой им областью. Философию он рассматривал как собственный анализ языка, связанный с чувственной (опытной) проверкой. Из семанти­ческой философии исходит философия общей семантики (С. Чейз, А. Кожибский), устанавливающая связи человеческого поведения с языком, который они считают определяющим. Был близок к «логическому позитивизму» и английский фило­соф, логик, математик, социолог, общественный деятель Б. Рассел, который большое значение в теории познания отводил логическому анализу, однако философии он придавал самосто­ятельное значение. Именно Расселу принадлежит открытие одного из парадоксов теории множеств (так называемого «па­радокса Рассела»), который способствовал сведению матема­тики к логике2.

Неопозитивизм поставил важнейшие проблемы методоло­гии науки, связанные с получением истинного знания. Многие из них были философски традиционны, например проблема соотношения чувственного и рационального в познании; дру­гие — совершенно новые, например, проблемы факта, веры, познания и творчества, логики познания, логики роста знаний и др. Все они и сегодня привлекают к себе ученых, для которых поиск истины всегда будет главным вопросом их деятельности.

Марксизм. Остается актуальной марксистская модель фило­софского мышления. Говоря о ее сегодняшнем значении, сле­дует подчеркнуть следующее. К. Маркс и Ф. Энгельс всегда ис­ходили из широкого понимания значения философии. Они вслед за Гегелем характеризовали философию как «эпоху, схва­ченную в мысли». Марксистская философия, выступая как уче­ние о человеке и мире, обращается к прошлому, настоящему и будущему — в этом ее привлекательность. Кроме того, Маркс и Энгельс рассматривали свою философию как духовное оружие пролетариата, угнетенных и обездоленных. Сегодня все же сле­дует подчеркнуть, что сила марксистской философии состоит не в конструировании какой-либо системы, чем занималась часто советская философская мысль, а в тех законах развития общества, которые впервые в истории человечества открыл К. Маркс. Интерпретация этих законов, отношение к ним во многом определяют и те современные теории, которые называ­ются марксистскими или неомарксистскими.

С тех пор как появился марксизм, он всегда приковывал к себе взгляды, имел сторонников и противников. И, пожалуй, у него никогда не было равнодушных созерцателей. По этому по­воду хорошо заметил Н. Бердяев в работе «Самопознание»: «Особая чувствительность к марксизму у меня осталась и доны­не... В конце 90-х годов образовалось марксистское течение, ко­торое стояло на гораздо более высоком культурном уровне, чем другие течения революционной интеллигенции. Это был тип, мало похожий на тот, из которого впоследствии вышел больше­визм»1. Далее он отмечал: «Маркса я считал гениальным чело­веком и считаю сейчас. Я вполне принимал Марксову критику капитализма...»2.

Философия марксизма способна осуществить анализ совре­менной эпохи и ее проблем. В начале века с работами Маркса познакомился известный философ Э. Фромм, который заявил, что его привлекли у Маркса прежде всего идеи гуманизма, по­нимаемого как полное освобождение человека, а также созда­ние возможностей для его самовыражения3. Вместе с тем эк­зистенциальные проблемы (сущности и существования лич­ностного бытия; жизни и смерти; смысла жизни и предназна­чения человека, его свободы, выбора, ответственности и др.) в марксистской философии за годы советской власти не получи­ли глубокой разработки и сегодня требуют осмысления на новом уровне социальной практики и социальной теории.

Нельзя не отметить, что большой урон философской модели марксизма нанесла работа И. Сталина «О диалектическом и ис­торическом материализме» (1938), объявленная «вершиной» марксистской философии, а также философская дискуссия 1947 г., выступление на ней А. Жданова. После осуждения культа личности Сталина появились новые возможности для развития марксистской философии: были созданы научные труды, в которых преодолевались догматизм и начетничество Это, прежде всего, работы Э. Ильенкова, П. Копнина, Б. Кедрова Д. Узнадзе, А. Леонтьева, А. Лурия и др.

Однако и в эти годы философии отводилась роль «служанки» политики. Институтом редакторов и цензурой сдерживалось появление новых идей и концепций. Такое отношение к фило­софскому творчеству не способствовало развитию философии. Философская мысль испытывала запреты на объективный ана­лиз многих общественных явлений и в целом развития советско­го общества, которое в партийных документах называлось «об­ществом развитого социализма». Явное несовпадение теории с практикой вело к дискредитации марксизма, под лозунгами ко­торого осуществлялась вся социальная практика в стране.

Отказ от основ марксизма—таково одно из направлений со­временной философской мысли. Представители этого направ­ления оценивают марксизм как «утопическую теорию», которую в России на вооружение взяла партия большевиков. Другие фи­лософы считают марксизм «теорией, отжившей свой век» и став­шей в ряд с теориями прошлого. Третьи утверждают, что марк­систская философия исследует классические философские во­просы, концентрирующиеся вокруг отношений человека к миру, природе, другим людям. На решении этих вопросов бази­руется ряд концепций более конкретного характера, в том числе учения о законах истории, материального производства, духов­ной жизни и др. Однако многие идеи Маркса были догматизиро­ваны, марксизм исследовался частями, брались положения, ко­торыми можно было «подтвердить» правильность социальной практики, осуществляемой теми или иными вождями...

Сегодня мы видим такие основные модели развития марк­систской философии: модель аутентичного марксизма, т.е. подлинного Маркса, которую взяли на вооружение многие представители социал-демократических партий; неомарк­сизм — это развитие взглядов Маркса на основе идей экзистен­циализма, фрейдизма, М. Вебера и др.; творческое развитие марксизма под воздействием всей практики перестройки и критики философии Маркса слева и справа. Есть и сторонники сталинского социализма, ориентирующиеся на догматизацию положений марксизма и начетничество.

Неотомизм. Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К " м относится философия католической церкви (неотомизм), (философия православия, философия ислама, различные вос­точные религиозные философские учения: философия буддиз­ма, философия даосизма, философия йоги и др.

Неотомизм возник в конце XIX в. и имеет сегодня широкое распространение как философская модель мышления людей, живущих в странах, где господствует католическая церковь. Энцикликой Папы Льва XIII (1879 г.) неотомизм был объявлен единственно истинной философией, соответствующей христи­анскому учению. Международным центром неотомизма явля­ется Высший институт философии в Бельгии и Папская като­лическая академия в Риме.

Основу неотомизма составляет философия средневекового схоласта Фомы Аквинского. Наряду с философским обоснова­нием бытия Бога, доказательств различных религиозных догм, рассмотрения «чистого бытия» как некоего духовного первона­чала, неотомизм занимается толкованием естественно -науч­ных теорий и социальной практики. Неотомизм по преимуще­ству обсуждает ситуацию «образованного человека», живущего в условиях современной «индустриальной и научной культу­ры». Образованность предполагает определенные знания исто­рии собственной культуры, прежде всего тех изменений, кото­рые она претерпела за последние столетия. Знание христиан­ской традиции, языка своего народа, литературы, культовой деятельности католической церкви, общего идейно-культурно­го контекста, в котором находится католицизм, — стоит в цент­ре внимания социально-философских концепций неотомизма.

Наиболее влиятельными представителями неотомизма яв­ляются Жак Маритен (1882—1973), Этьен Анри Жильсон (1884—1978), Юзеф Мария Бохенский (р. 1902). Густав Андреас Веттер (р. 1911). Неотомизм пытается синтезировать эм­пиризм и рационализм, созерцательность и практицизм, индивидуализм и соборность, религию и науку. Им продолжается в своеобразной форме тенденция превращения философии р служанку богословия.

Основной раздел неотомизма — метафизика, или «первая философия», т.е. учение о принципах бытия, которое противо­поставляется умопостигаемому и трансцендентному миру. Одновременно постулируются трансцендентность понятий «единство», «истина», «благо», «прекрасное»; доказывается бытие Бога путем аналогии с бытием мира. При этом использу­ются пять доказательств бытия Бога, данные в «Сумме теоло­гии» Фомой Аквинским. «Первая философия» неотомизма рас­сматривает «бесконечное бытие Бога как акт и возможность (потенцию)»1.

Вся натурфилософия неотомизма основана на рассмотре­нии диалектики формы и содержания, понимаемой в духе уче­ния Аристотеля: материя — пассивна, а форма — активна, и только через форму материя приобретает свою определен­ность, конкретность и жизненность.

В теории познания неотомисты обращаются к различным формам познания: чувственному познанию, рациональному познанию и интуиции. Смысл и назначение человеческого со­знания они видят в обнаружении трансцендентного и субъек­тивного в чувственном восприятии. Человеческий интеллект должен согласовываться с божественными истинами. Наука открывает лишь внешние связи явлений и событий, тогда как конечные причины относятся к Богу.

Таким образом, творчество личности, ее самопознание и свобода органически связываются с Богом. Одновременно неотомизм много внимания уделяет социально-философским проблемам: формам отношения личности и общества (индиви­дуализм, коллективизм, солидарность, любовь к ближнему, семья, государство, разделение труда, общение и др.).

Конечно, центральной проблемой в неотомизме остается проблема Бога. Бог постигается как бесконечная, вечная, несо­творенная, совершенная личностная реальность. Он сотворил все, что существует вне его, трансцендентен по отношению ко всему сущему, но сохраняет действенное присутствие в мире.

Это базисные положения любой формы теизма, которые вбирает в себя и философская модель неотомистского мышле­ния. Она ориентирована больше на чувственное постижение Бога. Однако в неотомизме сильна и рационалистическая сто­рона, проявляющаяся в попытке использовать философию не только для обоснования Бога, но и для анализа религиозного языка, философской интерпретации религиозных верований и религиозного отношения человека к действительности, в пер­вую очередь к божественной реальности.

Следует сказать, что религиозная философия — это не толь­ко неотомизм, но и философия религии других конфессий. Главное, что привлекает людей к модели религиозного мышле­ния, — это проблема богопознания.

Место и значение богопознания определяется прежде всего тем, что оно является не только попыткой философского пости­жения сущности Бога, но и предметом индивидуального обы­денного сознания. Сегодня можно с уверенностью сказать, что в нашей стране наблюдается процесс формирования на уровне обыденного сознания его теологической модели. Это выража­ется в поисках определенной частью общества, в том числе и молодежью, божественной реальности, в попытках предста­вить ее отношение к миру и самому человеку. А так как фило­софия дает наиболее полное осмысление человеческого суще­ствования, то в ней одновременно идет поиск ответа на вопро­сы и о божественной реальности, и о человеческой реальности. Не случаен поэтому в наши дни интерес также к древневосточ­ным философским теориям, таким как философия буддизма, йоги, конфуцианства и др. Одновременно отмечается большой интерес интеллигенции к философско-религиозным концепци­ям В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Федорова, Ф. Достоевского и др., произведения которых стали доступны для широкого читателя.

Говоря о такой модели современного мышления, как теизм (учение о Боге, богопознание), мы тем самым глубже можем уяснить его различные формы — от неотомизма до философии ислама. К сожалению, мы фактически не знаем философии со­временного православия, так как долгие годы занимались кри­тикой Библии и не вникали в ее философское обоснование. А русская православная церковь имеет достаточно образован­ных философов-теологов, которые в своих трудах широко ис­пользуют идеи философов, писателей и поэтов «серебряного века», а также современных выдающихся ученых — К. Циол­ковского, В. Вернадского и др. В философии православия силь­но звучат экзистенциальные мотивы, т.е. идеи человеческого существования, поиска человеком смысла жизни и обретения его через Бога в добре и познании. Эти идеи философии право­славия являются продолжением того философского обоснова­ния, которое получило православие в начале XX в. от Н. Бер­дяева, П. Флоренского, С. Булгакова и др.

Экзистенциализм. Философской реакцией на позитивизм явилась философия существования — экзистенциализм. Эта философия возникает как антропологическая по своей направ­ленности. Ее центральной проблемой является проблема чело­века, его существования в мире.

Экзистенциализм возникает как пессимистическое фило­софское мировоззрение, которое поставило вопрос, волную­щий человека в условиях современной цивилизации: «Как жить человеку в мире острейших противоречий и исторических ка­тастроф? »

Экзистенциалисты пытаются дать ответ на данный вопрос, для чего обращаются к предшествующей философской мысли и к изучению современных форм человеческого бытия, культу­ры, к исследованию переживаний субъекта, его внутреннего мира.

Многие исследователи экзистенциализма считают началом возникновения этого течения «философию жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, О. Шпенглер). Сегодня мы имеем возможность чи­тать интереснейшие произведения Ф. Ницше, которые свиде­тельствуют о нем, как о философе и поэте, исследовавшем чело­века и его бытие посредством мифов и философских афоризмов, метафор, художественных образов и философских обобщений. Жизнь как поток интуитивно постигаемой реальности, слия­ние человека со стихией жизни были восприняты в 20-е годы из философии Ницше немецким экзистенциализмом.

Экзистенциализм привлекает своей озабоченностью, глубо­кой искренностью чувств и выстраданных оценок того мира, в котором оказывается индивид, а также анализом самочувст­вия человека, помещенного в различные социальные ситуа­ции, в том числе в «пограничные» между жизнью и смертью, здоровьем и болезнью, обретением близких и их потерей, сво­бодой и несвободой и т.п.

Среди экзистенциалистов имеются не только философы-профессионалы, но также и писатели, художники, кинорежис­серы, представители творческой интеллигенции; увлекается экзистенциализмом и гуманитарная студенческая молодежь.

В философии экзистенциализма различают две основные школы — немецкую, положившую начало данному течению в 20-е гг. и представленную Карлом Ясперсом (1883—1969) и Мартином Хайдеггером (1889—1976), и французскую, возник­шую в годы Второй мировой войны и связанную прежде всего с именами Жана Поля Сартра (1905—1980), Альбера Камю (1913—1960), Габриеля Опоре Марселя (1889—1973).

Экзистенциализм возникает в период мировых войн (немецкий — в Первую мировую войну, французский — во Вторую ми­ровую войну) не случайно: это философское отражение драма­тизма эпохи XX в., самочувствия человека, поставленного между жизнью и смертью, бытием и небытием. Главная его про­блема — отчуждение индивида от общества. Экзистенциализм понимает отчуждение многосторонне: и как превращение дея­тельности индивида, ее продуктов в самостоятельную довлею­щую над ним, враждебную ему силу; и как противостояние чело­веку государства, всей организации труда в обществе, различ­ных общественных институтов, других членов общества и т.п.

Особенно глубоко экзистенциализм анализирует субъектив­ные переживания отчуждения личности от внешнего мира:

чувство апатии, одиночества, равнодушия, страха, воспри­ятия явлений действительности, как противостоящих и враж­дебных человеку и т.п. Согласно Хайдеггеру, страх, тревога, за­бота и т.д. составляют субъективное бытие человека или «бытие- в -мире», которое он считает «первичным». Эта первич­ность «бытия- в -мире» обусловлена, по мнению Хайдеггера, самим «настроением» индивида, его сознанием.

Таким образом, Хайдеггер считает, что бытие внешнего мира формируется через бытие мира внутреннего, личностно­го. Творит внешнее бытие, по Хайдеггеру, время. В работе «Бытие и время» Хайдеггер вводит термин «экзистенциал», обо­значающий различные выражения состояний бытия. Он выстраивает целую систему экзистенциалов: «бытие- в -мире», «бытие- с -другими», «бытие -здесь» и др. Для того чтобы понять смысл любой формы бытия, человек должен отрешиться ото всех практических целевых установок, осознать свою смерт­ность, «бренность». Обретение смысла личностного бытия воз­можно лишь потому, что обретение бытия идет от человека, через поиски его собственного Я1.

У Ясперса это личностное бытие связывается с обостренны­ми поисками человеком своей индивидуальности, которая рас­крывается в коммуникации, общении. К человеку, по Ясперсу, надо относиться как к экзистенции, под которой понимается самый глубокий уровень личности человека, то, что не может стать объектом не только изучения, но и философского созерцания.

По Ясперсу, экзистенция проявляется в свободе, которая в свою очередь связывается с трансценденцией, т.е. такой сфе­рой, которая находится за границами сознания и познания че­ловека и где поведение человека диктуется Богом, бессмертной душой и свободой воли. Ясперс создает вариант религиозного экзистенциализма. Обретение же человеком сущности, свобо­ды, познания вещей внешнего мира возникает в «пограничных ситуациях»: перед лицом смерти, в страданиях, через чувство вины, в борьбе, т.е. тогда, когда человек оказывается на грани­це между бытием и небытием. Оказавшись в «пограничной си­туации», человек освобождается от господствующих ценнос­тей, норм, установок. И это освобождение, «очищение Я дает ему возможность постичь себя как экзистенцию. Именно эк­зистенция и помогает человеку понять иллюзорность его бытия, соприкоснуться с Богом1.

Экзистенциализм оправданно исходит из того, что «погра­ничные ситуации» действительно заставляют людей задумы­ваться о смысле и содержании своей жизни, переоценивать свои ценности.

Проблемы личностного бытия и «пограничных ситуаций» стоят и во французском экзистенциализме. Среди француз­ских экзистенциалистов оказались писатели, драматурги, дея­тели искусства, которые в художественной форме рассмотрели экзистенциальные проблемы. Например, Ж.П. Сартр написал не только собственно философские произведения, такие как «Воображение», «Воображаемое», «Бытие и ничто», «Экзистен­циализм — это гуманизм», «Ситуации» — в 6 томах, но и лите­ратурные сочинения — «Мухи», «Слова», «Тошнота», «Мертвые без погребения» и другие.

А. Камю в своих художественных произведениях: «Чума», «Праведные», «Осадное положение», «Миф о Сизифе», «Изгнание и царство», «Падение» — ставит вопрос, стоит ли жизнь того, чтобы жить? И писатель приходит к выводу, что человеческая жизнь абсурдна. Единственная же правда в жизни — это непо­корство. Так, Сизиф, хорошо осознавая всю абсурдность своего труда, превращает свой тяжкий труд в обвинение богам: в бес­смыслицу внес смысл своим вызовом.

Позже Камю придет к выводу, что из абсурда есть и другой выход — самоубийство. В годы Второй мировой войны, когда Камю принимал участие во французском Сопротивлении, он считал, что в мире «кое в чем» все же смысл есть. Например, в спасении человека. Однако обстановка удушья в обществе не перестает его волновать все другие годы. Это он и выразил в произведении «Чума». В нем Камю предостерегает против грозящих человеку опасностей: ведь чума-беда до поры до вре­мени дремлет, но никогда не исчезает совсем. «И возможно, придет день, когда на горе и в поучение людям чума опять раз­будит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого го­рода». Камю постоянно проводит мысль: жизнь — тюрьма, а смерть — надзиратель при ней: «Зачем искать заменитель ут­раченного смысла жизни, единственно способный осветить все другие ценности — семейные, религиозные, граждан­ские? » — недоумевает Камю в «Постороннем». «Зачем тешить себя сказками о победах Разума, в то время как, находясь рядом с вулканом Истории, он готов ввергнуть Землю в траге­дию» — бьет он тревогу в «Чуме». «Зачем добиваться добра, люди идут по пути обмана, убийств». «Зачем, барахтаясь в грязи и лжи, они выдают это за пребывание в истине? » — уко­ряет писатель в «Падении». Мы видим, что Камю пишет об одиночестве и безысходности человека в «абсурдном мире». Камю, Сартр, Марсель экзистенциальные понятия относят не только к отдельному индивиду, но и ко всему человечеству: все человечество находится в «пограничной ситуации», охвачено чувством страха перед глобальными катастрофами. Задача философии экзистенциализма — помочь человеку, который неотделим от человечества. Пересматривая ценностные ори­ентации, в том числе и свое мышление (о чем писали Рассел и Эйнштейн в своем «Манифесте»), человек должен создать такие исторические условия, которые обеспечат решения всех острейших проблем.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь