Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Развития зарубежной психологии



В конце 50-х-начале 60-х годов значительные направления, возникшие 'в период открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преобразования (необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология), начинают терять свою популярность. Их внутренняя противоречивость, трудности, с которыми встретились эти подходы в объяснении поведения и психики, потребовали пересмотра исходных позиций. Но наиболее важным обстоятельством было появление новых продуктивных направлений в области экспериментальных исследований и теории. В области исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования - когнитивная психология, гуманистическая психология, в области исследования человеческого сознания в рамках наук о мозге - нейрофизиология, нейроморфология и нейропсихология. Широкое распространение получила психогенетика человека.

Охарактеризуем кратко некоторые из названных направлений.

Наиболее широким, выражающим дух современной психологии научным течением является когнитивная психология. Она возникла в 60-е годы в США и была направлена против бихевиористского исключения психического компонента из анализа поведения, против игнорирования познавательных процессов и познавательного развития. Когнитивная психология выросла из исследований необихевиористов. Она развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т.е. на представлении о том, что люди оказывают на информацию разного рода воздействия: перекодируют в другую форму, отбирают определенную информацию для дальнейшей переработки или исключают информацию из системы. Наиболее яркие представители когнитивной психологии - Дж.Брунер, Д.Норман, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, У.Найсер, ПЛиднсей, Г.Саймон.

В настоящее время это направление представлено рядом вариантов. Наибольшее распространение получил вычислительный вариант, где познавательные процессы трактуются крайне механистически: психика выступает в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Особо подчеркивается роль внутренних когнитивных схем и активности познающего организма в процессе познания. Направление возникло под влиянием информационного подхода. Описанные в кибернетической литературе операции, выполняемые ЭВМ (получение, манипуляции символами, сохранение в машинной памяти элементов информации, извлечение их из памяти и т.д.), побуждали предположить по аналогии с работой компьютера, что познавательные процессы реальны, что их можно исследовать и даже, может быть, понять [Найсер У. Познание и реальность. М., 1981. С. 27].

Основную область исследований в когнитивной психологии составляют познавательные процессы - память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, решение задач, мышление, внимание, воображение и когнитивное развитие. Когнитивный подход распространился и на исследование эмоциональной и мотивационной сферы личности, а также на социальную психологию. Все формы человеческого познания рассматривались по аналогии с ЭВМ как последовательные блоки сбора и переработки информации. Был сделан вывод об уровневой организации познавательной активности по переработке, хранению и использованию информации, включающей ряд блоков. Память, перцептивные процессы, внимание, мышление, его вербальный и невербальный компоненты были представлены множеством структурных моделей.

Однако в целом в когнитивной психологии не была создана единая теория, объяснявшая познавательные процессы. Игнорируя проблему субъекта, когнитивная психология вынуждена допускать особое начало гипотетического участника, носителя психической деятельности (гомункулюс). Дальнейшее развитие покажет, сможет ли когнитивная психология преодолеть методологические трудности.

Другим крупным направлением, которое, подобно когнитивной психологии, возникло как антитеза бихевиоризму и психоанализу, является гуманистическая психология. Основатели гуманистической психологии имели целью исправить перекосы бихевиоризма и психоанализа в трактовке человека и выбрать более верную, жизненную психологию. В качестве предмета исследования утверждалось понимание здоровой творческой личности - задача, которую не ставила никакая другая школа. Целью такой личности является самоосуществление, самоактуализация.

Одним из наиболее ярких представителей гуманистического направления был Абрахаам Маслоу. Он подчеркивал, что не следует изучать психологию личности человека на основе изучения невротиков. Маслоу основным источником человеческой Деятельности, человеческого поведения, поступков считал непрерывное стремление человека к самоактуализации, стремление к самовыражению. Потребность к самоактуализации несет в себе ряд функций. Во-первых, это гуманистическая потребность, т.е. стремление приносить людям добро (по своей сущности человек добр). Маслоу по-своему интерпретировал теорию Ч.Дарвина: он не согласен с тем, что, по Дарвину, выживают агрессивные и сильные животные, считая, что это не основной инстинкт животных - сытый лев не набрасывается на жертву. Агрессия животного + лишь вынужденное средство приспособления. Маслоу подчеркивал, что у животных не менее выражен инстинкт сохранения своей популяции, т.е. инстинкт, который заставляет их помогать друг другу.

Второе важное положение, заключающееся в понятии самоактуализация, - это то, что человек обязан быть тем, чем он может стать: человек обязан выполнить свою миссию, используя все свои возможности и способности. Маслоу считал, что потребность в самоактуализации, эта высокая гуманоидная потребность, возникает всегда у здоровых людей. У невротиков она не возникает, они лишены этой потребности, и, собственно, сам невроз, по мнению Маслоу, возникает именно у людей, лишенных по тем или другим причинам потребности в самоактуализации, возможной только у здоровых, умственно полноценных людей. Маслоу использовал свой собственный метод биографический. Изучая истории жизни, биографии великих людей, он пришел именно к этому утверждению.

Иными словами, человек должен реализовать то, что в нем заложено, то, что он может. Если в нем заложены актерские способности, он стремится стать актером, если способности мыслителя, ученого, - он обязан их реализовать. И если он этого не делает, если условия жизни мешают этой реализации, начинается конфликт, суть которого в том, что человек не может быть тем, кем он должен стать. (Именно такая неудовлетворенность порождает неврозы.) В чем же смысл самоактуализации?

По мнению Маслоу, самоактуализация - явление врожденное, оно входит в природу человека. Человек рождается с гуманоидными потребностями в добре, нравственности, доброжелательности. Они составляют ядро человека, он только должен суметь реализовать эти гуманистические потребности. В этом отношении Маслоу нанес удар фрейдистам. (Для Фрейда социализация означала укрощение основных инстинктов.) Этот вывод является положительным в теории Маслоу.

Маслоу перечислял различные потребности человека, выстраивая их в иерархический ряд: а) физиологические потребности; б) потребность в безопасности; в) потребность в защите; и лишь над ними выстраивается четвертая группа гуманоидных потребностей - г) потребность в истине, в добре, в справедливости. Все вместе они и составляют содержание обобщающей потребности в самоактуализации. Здесь есть один очень интересный нюанс: самоактуализация, хотя она и врожденная, получает свое истинное широкое выражение лишь тогда, когда удовлетворяются первые три группы потребностей. Но как раз здесь и заложен основной дефект учения Маслоу - непонятно, как же гуманистические потребности в справедливости, самоуважении, уважении других и т.д. формируются у людей, у которых первые три группы потребностей не удовлетворены. То есть Маслоу, оставаясь на антропологической позиции, не смог раскрыть социальную сторону потребности.

В чем же главный недостаток теории Маслоу? По существу, она представляла собой разновидность той же биологизаторской тенденции. Конечно, звучит заманчиво, и приятно осознавать, что мы рождаемся добрыми, благородными и становимся плохими не по своей воле. Но нравственные качества не являются врожденными: нет людей, которые рождаются добрыми, и нет людей, которые рождаются злыми. Они формируются таковыми. Само признание, что этическая черта может быть врожденной, ведет к биологизации.


Лекция 5


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1281; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь