Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СРЕДСТВА И СИСТЕМЫ ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Визуальная составляющая среды обитания является одним из приоритетных объектов дизайнерского творчества, т.к., напомним, более 80% всей информации (сведений, знаний) в процессе жизнедеятельности человек получает благодаря зрительному анализатору (глазам в сочетании с соответствующими участками головного мозга). При интенсивном развитии отечественного художественного конструирования в 1960-е годы дизайнерский подход в прикладную графику начал входить через промграфику (графические элементы на изделиях) и упаковку. Пик этого процесса пришелся на конец 60-х — начало 70-х годов XX столетия. Теоретическая концепция, которую характеризовали как визуально-коммуникационную, формировалась на базе семиотики (науки, исследующей свойства знаков и знаковых систем) и теории информации с учетом социально-технического контекста. Утверждалось, что графический дизайн превращает информацию в визуальные сигналы, которые должны быть интерпретированы однозначно; в структуру визуальной коммуникации входят: источник текста, который задает невизуализированное содержание, визуальный коммуникатор, визуальный текст, канал связи, приемник текста; именно тогда складывается новый тип профессионала — дизайнер-график становится визуальным коммуникатором. Эта концепция графического дизайна, лежащая в русле концепции функционализма, во многом остается привлекательной и сегодня, особенно с методологических позиций, при условии понимания необходимости усиления художественного начала, учета порой противоречивых, но столь важных стилевых тенденций и модных веяний. Рассматривая визуальную составляющую рукотворной среды обитания можно выделить в ней несколько условных слоев [26]. Первый слой, с которым имеют контакты практически все слои населения, образуют средства и системы визуальных коммуникаций в городских, сельских и прочих пространствах, на транспорте и т.д. Сюда входят вывески, рекламные установки, витрины магазинов, таблицы с наименованиями улиц и номерами домов, указатели маршрутов транспорта, знаки дорожного движения и пр. Второй слой — средства визуальных коммуникаций в пространствах зданий, интерьерах: указатели, пиктограммы, таблички, рекламные объявления, плакаты и другие средства информации. Третий, наиболее специфический слой, связан с эксплуатацией оборудования и оснащения производственного, офисного, бытового и прочего назначения. Человек, эксплуатирующий это оборудование, или, пользуясь терминологией эргономики, человек-оператор, с помощью средств отображения (индикаторов различных типов и видов) получает сведения (данные), характеризующие параметры объектов управления, ход технологических процессов и т.д. непосредственно на рабочем месте или от переносных, передвижных изделий во время функциональных процессов, работы с ними. Качество восприятия информации обусловлено, в первую очередь, характеристиками зрительного аппарата человека, пороговыми и др. значениями ощущений (формой поля зрения, видимым спектром, разрешающей способностью и т.п.), а также угловыми размерами элементов информации, ее формой и положением в пространстве, движением (статичные сигналы, динамичные дискретные и непрерывные) — рис. 59. Поле зрения обоими глазами (бинокулярное зрение) ограничено угловыми размерами и предельными расстояниями от глаза до наблюдаемого предмета при нормальной освещенности последнего. Диаграмма (см. рис. 59А) характеризует обзор без напряжения для глаз, т.е. для длительного и точного наблюдения при фиксированном положении головы и всего корпуса. Точность восприятия изображения предмета зависит от того, под каким углом оно рассматривается. При рассматривании изображения сбоку допустимый угол обзора не должен превышать 45° к нормали экрана, т.к. при больших углах изображение значительно искажается. Видимые размеры объектов, в т.ч. знаков, определяются в угловых величинах (см. рис. 59 Б). Угловые размеры (в градусах, минутах и секундах) определяются по формуле: где а — угол зрения; S — линейный размер объекта (знака); L — расстояние до объекта (знака) по линии взора. Линейные размеры буквенно-цифровых знаков для больших индикаторных устройств приведены в табл. 18. Для обеспечения читаемости цифр необходимо выдерживать оптимальные соотношения основных параметров знака: высота, ширина, толщина линии. Для знаков прямого контраста толщина линии должна составлять 1/6—1/8 высоты знака, для знаков обратного контраста — 1/10. Наибольшего внимания и напряжения требует работа человека-оператора при эксплуатации сложного оборудования и с большой долей ответственности (в частности, диспетчеров воздушного сообщения, операторов атомных электростанций и пр.). При этом опера-
В визуальных средствах первого слоя, особенно в вывесках, рекламе, более явственно проявляется переход от эргономической обусловленности к творческой свободе замысла и воплощения, как в содержании, так и в форме. Наиболее эффективным является комплексное «сквозное» ре-щение элементов визуальной составляющей среды обитания по всем слоям. Это возможно при разработке и реализации графической части фирменного стиля предприятий, фирм в частных случаях, но предпочтительнее глобальный масштаб с охватом отраслей народного хозяйства, транспорта, социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, больших мероприятий государственного или даже международного масштаба, в т.ч. олимпиад, фестивалей и пр. (рис. 64). Графический фирменный стиль — термин, обычно обозначающий систему визуально-коммуникативных средств, спроектированную в целях создания определенного постоянного зрительного образа. Она включает в себя основные элементы: знак, логотип, цвет, шрифт, а также все многообразие визуальной информации: от документации, упаковки, сувениров, рекламы до элементов визуальной коммуникации, графики на одежде, транспортных средствах, зданиях и пр. Товарный знак (знак обслуживания) — официально принятый термин, означающий зарегистрированное в установленном порядке обозначение, призванное отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других лиц. Синонимами термина товарный знак являются фирменная марка, просто марка, фирменный знак, эмблема. Словесную часть знака или словесный знак называют так же фирменным названием, или логотипом. Товарный знак не следует смешивать с довольно близким к нему смежным объектом — фирменным наименованием. Фирменное наименование — это название предприятия, которое индивидуализирует организацию, носит бессрочный, неотчужденный характер, особо не регистрируется (металлургический завод, ткацкая фабрика, бан-но-прачечный комбинат и пр.). Словесный товарный знак (логотип) является одним из видов товарных знаков, получающий все более широкое применение, что объясняется значительными преимуществами обозначений этого рода. Он хорошо запоминается, легко различим, более удобен для рекламы. Слова, послужившие основой для знака, могут быть существующими в языке и вымышленными. В качестве словесных товарных знаков широко применяются так называемые искусственные
слова, сочетание букв, которые в ряде случаев не имеют семантической основы в языке («Kodak», «Sony» и т.д.). Основные элементы графического решения (знак, логотип) создаются и начинают жизнь в двухмерном измерении листа. Но носителями графики становятся объемные объекты, точнее их поверхности. Более того, нередко знаки, изображения, надписи сами становятся объемными. Все это предопределяет значительную сложность разработки знаков и логотипов, ее многоплановость с учетом комплекса факторов, в т.ч. эргономических (читаемость в малом масштабе, ассоциативность и запоминаемость при восприятии). Гамма средств визуальных коммуникаций позволяет активно воздействовать на психику, настроение людей. С их помощью можно в одном средовом объекте создать как радостно-праздничную атмосферу, так и официально-деловую. ВИЛЕОЭКОЛОГИЯ В последние годы все активнее о себе заявляет видеоэкология — область знаний о взаимоотношении человека с окружающей его видимой средой [31]. Ее появление обусловлено тем, что с середины XX века резко изменилась городская визуальная среда: господствует темно-серый цвет, преобладают прямоугольные объемы, прямые линии и углы, городские строения в подавляющем большинстве статичны (рис. 65 Б). Массовые средства транспорта также меняют визуальное восприятие окружающей среды в двух направлениях: движущиеся объекты в поле зрения пешехода и визуальное перемещение статичных объектов для пассажиров транспорта. Привычную визуальную среду человека изменила и продолжительная работа в помещениях: новые, отличные от природных отделочные материалы, новые источники и варианты освещения, рассматривание мелких деталей при чтении, письме и на производстве, многочисленные индикаторы, а также компьютеры и другие устройства с электронно-лучевыми трубками. Те же компьютеры и телевизоры — «бич» зрения и психики в быту, на отдыхе. В зонах отдыха, на предприятиях, концертах к ним добавляются резкие световые и цветовые эффекты. Все это весьма отличается от естественной природной среды, в которой человечество, как биологический вид, привыкло жить тысячелетиями. Постоянно видимая среда и ее состояние рассматриваются физиологами как важный экологический фактор. Насыщенность (как
большая, так и малая) визуальной среды зрительными элементами оказывает на человека сильное влияние. Выделяют два типа дискомфортных визуальных сред — «гомогенные» и «агрессивные» поля городской среды. Гомогенная видимая среда — это такая среда, в которой либо совсем отсутствуют видимые элементы, либо их количество резко снижено. Характерные примеры такой среды: голые стены из бетона и стекла, глухие заборы, асфальтовое серое покрытие, панельная «нарезка» фасадов и т.д. «Агрессивные» поля — преобладание одинаковых повторяющихся элементов (ряды окон на плоских стенах, ординарный геометрический рисунок обоев и пр.), от которого рябит в глазах. В основе выводов видеоэкологов о влиянии визуальных полей на самочувствие человека лежат опытные исследования в области физиологии зрения. Как основа зрительного восприятия рассматривается глазодвигательный (скачкообразный) рефлекс, называемый «саккада». Глаз — самый активный из органов чувств человека, он никогда не стоит на месте, постоянно перемещаясь в двух основных плоскостях — горизонтальной (вправо — влево) и вертикальной (вверх — вниз). Глаз ясно видит окружающие предметы очень малым участком сетчатки (всего 0, 4 мм в диаметре), который получил название центральной ямки. При большом поле зрения (около 180°), размеры центральной ямки составляют 1, 5—2° (т.е. в 100 раз меньше). В области центральной ямки острота зрения максимальная, она резко падает к периферическим участкам сетчатки. При неподвижных глазах мы видели бы лицо человека с расстояния 3-х метров, а всего человека — только с расстояния 48-ми метров. Поэтому человеку было бы очень трудно ориентироваться на улице. Основной вид движения глаза (саккада) связан с «помещением» объекта в область ясного видения. Саккады левого и правого глаза совершенно синхронны и одинаковой амплитуды. Они возникают и во время сна, и у слепых людей, что позволяет говорить об автоматии саккад (такое же физиологическое явление, как автоматия сердца, дыхания). Автоматия саккад резко увеличивает область охвата видимой картины. Люди, лишенные подвижности глаз, являются инвалидами; даже невзирая на высокую остроту зрения и полную подвижность головы они с большим трудом перемещаются в пространстве. В однородной гомогенной среде, где взгляду не за что зацепиться, амплитуда саккад увеличивается в 3—5 раз, т.е. автоматия саккад переходит на поисковый режим, который приводит к быстрому утомлению. 10 Э 460 Агрессивная визуальная среда - окружающая среда, в которой человек одномоментно видит большое количество одинаковых элементов. Термин «агрессивное поле» взят по названию картины художника Т. Юккера, на которой несколько тысяч гвоздей вбиты на половину своей длины в плоскость полотна размером 1, 5 х 2 м на расстоянии 15 мм друг от друга. Стоя у такой картины, с позиций физиологии зрения, человек, в результате неосознанных движений глаз, видел только шляпки гвоздей. Такая плотность расположения абсолютно идентичных объектов превращалась в негативный фактор для глаз. В архитектурной среде агрессивное поле угадывается в организации многооконных фасадов панельных жилых домов. Человек не может точно определить какое окно он зафиксировал до саккады а какое — после нее: нарушается основная функция зрения — определение, куда смотрят глаза и что они видят. Благодаря автоматии саккад взгляд переносится с одного окна на другое через 0, 5—1, 0 сек. При этом после каждой саккады в мозг идет одна и та же информация: «окно», «окно», «окно» — назойливый повтор. Аналогична реакция на здания с вертикальным рустом (трудно определить на какой руст человек смотрит). При большом количестве одинаковых объектов в поле зрения (горошины на ткани, полоски на «тельняшке», концентрические кольца в «прожекторе», человек не может установить, на каком объекте он фиксировал свой взгляд до саккады, и на каком он остановил его после саккады. В силу автоматии саккад глаз легко теряет тот объект, который он только что фиксировал. Обобщая все выше сказанное мы вынуждены констатировать, что рукотворная среда опасна для зрения, его физиологических механизмов. Когда в поле зрения попадает гомогенная поверхность, глазу не за что зацепиться, в мозг поступает недостаточно информации, что вызывает дискомфорт. Еще опаснее агрессивные видеопо-ля, в окружении которых мозг страдает от избытка одной и той же повторяющейся информации, вызывающей невольное раздражение и уныние. В агрессивной и гомогенной среде не могут полноценно работать фундаментальные механизмы зрения: бинокулярный аппарат, конвергенция и дивергенция (сведение и разведение осей глаз при рассматривании близко и далеко расположенных объектов), автома-тия саккад и пр. Это приводит к физиологическим и психофизиологическим расстройствам функционирования зрения и мозга в целом. Более того, агрессивная среда провоцирует агрессивность людей (вернее, это один из компонентов целой системы негативных провоцирующих явлений). Смягчить негативные явления, а в идеале добиться большего обеспечения положительного психоэмоционального воздействия, позволяет комфортная визуальная среда. Такой средой видеоэкологи называют среду с большим разнообразием элементов в окружающем пространстве. Для нее характерно наличие разнообразных силуэтов, кривых линий разной толщины и контраста, острых углов (особенно в верхней части видимой картины), заострений, разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение элементов и различная их удаленность. Проблемы, поставленные в видеоэкологии, решаются для окружающей среды с использованием приемов колористики, озеленения и благоустройства, созданием камерных городских пространств, со-масштабных человеку, сохранением построек прошлых веков в новых застройках (см. рис.65А). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1131; Нарушение авторского права страницы