Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


II. О ФИЛОСОФСКОМ АНАЛИЗЕ СИСТЕМЫ МАКАРЕНКО



II. 1. ЗАЧЕМ НУЖЕН ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Расплата за невежество

В первой части нашего материала было установлено, что на пути системы Макаренко к рядовым педагогам и родителям до сих пор стоит немало преград. Основные из них были названы. В итоге мы пришли к выводу о том, что с точки зрения теоретико-познавательной важнейшей преградой на этом пути является неразгаданность феномена Макаренко. До сих пор нам, педагогам, не известна главная тайна высочайшей эффективности воспитательной системы Макаренко.

Почему мы, потомки Макаренко, до сих пор не можем понять корни невероятных успехов своего предка в деле воспитания? Анализ показывает: беда состоит в том, что ищем разгадку тайны Макаренко не там, где она лежит. Ведь мы и сегодня продолжаем искать её в недрах знакомой и родной нам науки – педагогики. А дело это бесперспективное, поскольку объяснения истоков могущества системы Макаренко там просто нет.

Не случайно профессора педагогики 20-х годов прошлого века, когда родилась и окрепла система Макаренко, клеймили этого «практика» за теоретическое невежество и держали его «у подошвы Олимпа», не впуская в свой педагогический храм. Они видели реальные выдающиеся успехи Макаренко, но не могли объяснить их с позиций педагогической науки, поскольку объяснение этих успехов лежит за пределами педагогики, в области более общей науки – философии. А в этой сфере тогдашние педагоги-учёные явно уступали «практику» Макаренко.

К сожалению, не можем похвастать своей философской подготовкой и мы, современные педагоги, в том числе и макаренковеды. А главный секрет успехов Макаренко состоит в том, что он в своей воспитательной практике опирался на знание объективных законов воспитания, открытых не педагогами, а философами. Увы, эти законы, реализованные на практике педагогом-философом Макаренко, до сих пор не поняты и не взяты на вооружение педагогами.

Наше философское невежество дорого обходится и нам, и нашим воспитанникам. Мы до сих пор воспитываем детей так же, как делали это педагоги и родители во времена изобретения паровоза и даже раньше. В теории и практике обучения педагогика заметно продвинулась вперёд вместе с развитием точных наук. А в воспитании мы продолжаем игнорировать объективные законы формирования личности и потому терпим поражение за поражением в своей деятельности. Такова цена философского невежества теоретиков воспитания.

Без философии не обойтись

 

Некоторые педагоги-практики могут спросить: причём тут философия? Ведь Макаренко не философ, а педагог. И всё, что им написано о своей воспитательной системе, изложено простым и вполне понятным для педагогов языком. Так стоит ли привязывать к его системе достаточно трудную для понимания науку – философию?

Сегодняшних педагогов можно понять. Их вопрос в определенном смысле справедлив. Но в этой связи напомним, что данный материал предназначается не для

рядовых педагогов-практиков, а для педагогов-исследователей, которые изучают систему Макаренко и на её основе вырабатывают конкретные методические рекомендации для педагогов и родителей. Что же касается Макаренко, то он, как

известно, имел хорошую философскую подготовку, но говорил и писал о своём опыте простым и понятным для всех языком, избегал употребления философских понятий умышленно. Он стремился быть понятым своими коллегами по профессии. К сожалению, это не всегда удавалось, поскольку рассказать просто об очень сложном не всегда удаётся. Для взаимопонимания требуется некоторый минимум

теоретической подготовки обеих сторон диалога. Макаренко мечтал о простой и деловой книге, рассказывающей о методике воспитания. Но рано оборвавшаяся жизнь не позволила ему реализовать эту мечту. А всё богатство его мыслей о воспитании, рассредоточенное в многотомных изданиях его сочинений, осилить и соединить в целостную систему педагогу-практику не так-то просто. Что же касается популярно написанных книг и брошюр о системе Макаренко, то в них много полезного и интересного для педагогов и родителей, однако нет того, о чём мы здесь ведём речь – популярного изложения основных законов воспитания, на которые опирался Макаренко в своей работе. Причина этого проста: эти законы ещё не освоены даже популяризаторами воспитательной системы Макаренко. Нам, педагогам, ещё только предстоит сделать это.

Чем может помочь философия педагогам? Ответ на этот вопрос хорошо понятен всем, кто знаком с основами этой науки. Известно, что одной из главных функций философии является функция методологическая. Иначе говоря, философия исследует не только проблемы мировоззренческого и социального характера, но одновременно служит надёжным компасом в руках исследователей любых других проблем познания окружающего нас мира.

Для нас, педагогов, эта функция философии исключительно важна потому, что

благодаря философскому компасу мы можем открыть для себя самые глубинные закономерности формирования человека как личности. А зная эти закономерности, мы можем учитывать их в своей деятельности, работать не вслепую и не по рецептам «на все случаи жизни», а вполне осознанно, с глубоким знанием своего дела и с учётом всех конкретных обстоятельств в момент принятия педагогического решения. Именно это и произошло с Макаренко. Опираясь на свою философскую подготовку (помимо всего прочего), он сумел блестяще решить такие сложные педагогические проблемы, которые поначалу казались ему, уже опытному педагогу, почти неразрешимыми.

Очень многие житейские вопросы мы легко решаем на основе своего повседневного опыта и простого здравого смысла. Но не всё в мире устроено так просто и очевидно. Когда мы пытаемся понять сложные явления, суть которых не лежит на поверхности, а скрыта где-то в глубине того, что мы видим невооружённым глазом, в таких случаях без теоретического анализа на основе соответствующей конкретной науки, а порой и с помощью знания фундаментальных законов развития, изучаемых именно философией, нам бывает не обойтись. Воспитание человека – это как раз одно из наиболее сложных явлений жизни, сущность которых без помощи философского знания понять практически невозможно. Речь идёт о теории воспитания. А для педагогов-практиков и родителей теоретики воспитания обязаны, как это делал Макаренко, рассказывать о сложном явлении – воспитании -- на общедоступном языке.

 

 

В чём сложность воспитания

Тысячи лет ушли на то, чтобы человечество разгадало многие тайны окружающего нас мира. Непросто понять законы возникновения и развития мира неорганического. Ещё сложнее поддаются познанию явления живой природы, например, устройство

человеческого организма, в частности – мозга и нервной системы. Объект деятельности медицины невероятно сложен. А объект педагогики проще?

Что греха таить, многие считают, что педагогика – наука о воспитании – дело весьма простое и всем понятное, не требующее больших теоретических познаний. Особенно это относится к «собственно воспитанию». За это печальное заблуждение мы и расплачиваемся поразительной неэффективностью воспитательной деятельности как профессиональных педагогов, так и родителей. Не догадываясь об истинной причине своих неудач в воспитании, мы как бы оправдываем себя тем, что во все времена старшие поколения были недовольны своим подрастающим поколением.

Да, это факт. Но он свидетельствует лишь о том, что тайны успешного воспитания очень трудно поддаются познанию, и они до конца не осознаны людьми до сих пор. Разумеется, многие секреты воспитания были раскрыты нашими предками опытным путём. Многие из этих эмпирических знаний зафиксированы в заповедях народной педагогики. Многое уже смогли открыть и профессиональные педагоги. Их открытия переданы нам в виде трудов выдающихся педагогов прошлого. Так мало-помалу и осуществляется прогресс в теории воспитания. «Наши дети должны быть лучше нас! » Этот девиз выражает и надежду на общий прогресс человечества и объективную необходимость для каждого конкретного человека, каждой семьи.

Но успехи наши на фронте воспитания по большому счёту невелики. Нерешённых проблем множество. Белых пятен в теории воспитания тоже хватает. И дело тут не только в нас самих, но и в объективной сложности того дела, которым нам, педагогам, приходится профессионально заниматься. Сложен по своей природе сам предмет нашего труда – личность человека, его сознание и поведение.

Строго говоря, в сферу наших педагогических забот входит человек, так сказать, в полном объёме, т.е. и в качестве существа социального (как личность), и в качестве существа биологического (как живой организм). Забота о физическом развитии и укреплении здоровья – это тоже наше педагогическое дело (вместе с медиками). Но когда мы говорим о воспитании и его сложности, имеется в виду, прежде всего, сложность формирования именно личности. Здесь, в личности, скрыты и сущность человека, и все тайные механизмы формирования человеческой судьбы.

Воспитателю приходится иметь дело не столько с организмом ребёнка (как врачу), сколько с материями более тонкими и сложно устроенными – с потребностями этого ребёнка (материальными и духовными, разумными и неразумными), с его интересами и убеждениями, с мотивами его поступков и отношением к себе и окружающим людям, с направленностью его личности, идеалами и мечтами, с особенностями его характера и силой воли. Всё это и многое другое воспитателю надо не просто понимать и учитывать в работе, а главное – надо хорошо знать механизмы формирования этих качеств личности и уметь управлять этими механизмами, т.е. уметь целенаправленно формировать в ребёнке ценные личностные качества, необходимые и для этого конкретного ребёнка, и для общества, в котором он живёт.

Уже из этого краткого перечня забот воспитателя понятна сложность его работы, сложность самого процесса воспитания. Стоит ли удивляться тому, что с таким трудом и так медленно происходит прогресс в теории и практике воспитания человека вообще.

Возможно, прочитав эту главку, кто-нибудь из «посвящённых» скажет: «Сам Макаренко, как известно, говорил, что воспитание – дело лёгкое. А тут разговор идёт об особой сложности воспитания. Как это понимать? »

Говоря о лёгкости воспитания, Макаренко, несомненно, имел в виду ситуацию, когда этим делом занимается знающий и опытный педагог, когда им уже созданы необходимые условия для успешного воспитания (прекрасно организованный коллектив с отлаженной системой самоуправления). В начале 30-х годов в коммуне им. Дзержинского у Макаренко действительно бывали такие моменты, когда жизнь коллектива шла чётко, как часовой механизм, руководителю не надо было суетиться и заниматься «ручным управлением» и поэтому сам «часовщик» мог позволить себе немного расслабиться и полушутя сказать: «Мне теперь почти нечего делать…». Именно благодаря такой организации жизни в коммуне осенью 1930 года Макаренко смог в считанные недели написать прекрасную повесть «Марш 30 года».

Для того, чтобы добиться такой «лёгкости» воспитания, необходимо перед этим, мягко говоря, изрядно потрудиться. При всех талантах и опыте Макаренко ему самому пришлось много лет подряд работать со своим коллективом по 15 часов в сутки практически без выходных и отпусков.

 

 

Выделить главное

Важный вопрос: что в опыте и системе Макаренко исторически преходяще, а что составляет их суть и ценность для нас и всех последующих поколений педагогов и родителей? Разобраться в этом вопросе нам помогают историко-педагогические исследования макаренковедов и философский анализ проблемы. Философия учит нас видеть в каждом предмете или явлении не только единичное, индивидуальное, но одновременно и нечто особенное, характерное и для других подобных предметов или явлений, а также и общее (сущностное, главное).

Весь опыт Макаренко, взятый в его конкретных проявлениях (время и место действия, имена педагогов и воспитанников, материальная база и события, происходившие в жизни прославленного коллектива) – всё это, разумеется, является единичным и неповторимым. Изучая во всех деталях этот уникальный в истории педагогики опыт, мы можем по разному толковать и оценивать его. Но общепризнанные феноменально высокие воспитательные результаты, достигнутые в ходе этого опыта, заставляют нас искать ответ на тот самый вопрос: что из этого опыта не ушло в прошлое вместе с прославленным коллективом и создателем этого коллектива, а осталось в качестве огромной ценности для нас, новых поколений и для тех, кто будет жить после нас?

Найти ответ на этот вопрос и должен помочь философский анализ.Задача здесь в том, чтобы выделить то ОБЩЕЕ, что роднит эту систему с любым по-настоящему успешным опытом воспитания и является объективно необходимым, обязательным для успешного воспитания человека вообще, независимо от времени и места действия, от конкретных условий и обстоятельств, в которых происходит процесс воспитания.

На путях поиска такого универсального ядра воспитательной системы Макаренко мы обнаруживаем в этой системе сначала немало общего с опытом лучших колоний и коммун для несовершенных правонарушителей и беспризорных тех лет, когда трудился Макаренко. По мере расширения этих поисков оказывается, что стержневые элементы системы Макаренко присутствуют в опыте лучших учебно-воспитательных заведений самых разных типов. И не только в нашей стране, но и на других континентах, в совершенно иных условиях жизни. Разумеется, в каждом типе детских учреждений реализация элементов системы воспитания, которые роднят их с воспитательной системой Макаренко, имеет свою специфику. Это ОСОБЕННОЕ тоже представляет интерес в качестве промежуточной степени общности системы Макаренко с лучшим опытом воспитания в иных условиях.

Но особый интерес для специалистов представляют те стержневые элементы системы Макаренко, которые присутствуют в ЛЮБОМ действительно успешном опыте воспитания. Почему? Потому что это указывает на универсальный характер таких элементов и, стало быть, их объективную необходимых для успешной воспитательной деятельности в принципе. В этом смысле огромную пользу приносит сравнительный анализ системы Макаренко с лучшими воспитательными системами, созданными самыми выдающимися педагогами прошлого и настоящего.

Компас философской методологии необходим нам потому, что он помогает в поиске правильного решения подобных педагогических проблем. Но роль философии в данном случае состоит не только в этом. В рамках философии человека (философской антропологии) уже давно открыт основной закон воспитания, который позволяем нам сверить результаты долгих эмпирических исследований с тем, что утверждает этот закон. Такая сверка результатов эмпирических исследований с общими объективными законами бытия, открытыми в рамках материалистической философии, помогает найти убедительный ответ на вопрос об истоке небывалой эффективности воспитательной системы Макаренко. Об этом наш разговор впереди.

Если философский анализ позволяет обнаружить в гигантском море педагогического опыта это бесценное богатство – универсальные элементы любого успешного опыта воспитания, ядро системы воспитания, самое главное в ней, то есть секрет высочайшей эффективности воспитания, то уже одно это делает такой анализ не только вполне оправданным, но и необходимым.

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I) Получение передаточных функций разомкнутой и замкнутой системы, по возмущению относительно выходной величины, по задающему воздействию относительно рассогласования .
  2. I. ПОЧЕМУ СИСТЕМА МАКАРЕНКО НЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ
  3. I. РАЗВИТИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  4. V) Построение переходного процесса исходной замкнутой системы и определение ее прямых показателей качества
  5. А. Разомкнутые системы скалярного частотного управления асинхронными двигателями .
  6. АВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫ
  7. Автоматизированные информационно управляющие системы сортировочных станций
  8. Автоматизированные системы диспетчерского управления
  9. Автоматическая телефонная станция квазиэлектронной системы «КВАНТ»
  10. Агрегатные комплексы и системы технических средств автоматизации ГСП
  11. Алгебраическая сумма всех электрических зарядов любой замкнутой системы остается неизменной (какие бы процессы ни происходили внутри этой системы).


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1526; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь