Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Историко-экономическая концепция К. Маркса.



Концепция Маркса может рассматриваться как переходная от " линейных", " европоцентристских" теорий развития культуры, возникавших в европейской науке до конца XIX-начала ХХ века под воздействием христианской картины мира, к теориям локальных цивилизаций, доминирующим с XX века.

В отличие от чисто линейной схемы исторического процесса, Маркс в своей концепции видит скорее развитие по спирали: от равенства при отсутствии материальных благ в первобытной общественно-экономической формации, к равенству в их избытке в коммунистической. То есть для него развитие есть движение не к окончательному результату, а к новому уровню освоения материального мира.

Придерживаясь материалистических взглядов, Маркс постулирует тесную взаимосвязь экономики и культуры. Выделяя пять основных способов производства, он тем самым выделяет и пять основных историко-культурных этапов: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Культура – тесно связана со всеми сферами жизни общества, но зависит от экономической системы, присущей данному обществу. В антагонистических формациях – культура делится на две, принадлежащие разным классам. Так, например, при феодальной общественно-экономической формации это будут культуры аристократическая и народная.

В концепции Маркса утверждается необходимость последовательного развития экономики как основы материальной культуры и существование объективных законов исторического и культурного развития.

Именно материальная культура, которая зависит от уровня развития орудий труда, и, соответственно, от способа производства материальных ценностей, является основой для духовной культуры: религии, философии, науки, искусства.

Маркс признает возможность сосуществование различных элементов общественно-экономических формаций в один исторический промежуток времени: в рамках любого уровня экономического развития могут присутствовать элементы как прошлых моделей, так и зачатки будущих. А переход от одной формации к другой может занимать в разных культурах разное время.

Основные понятия: общественно-экономическая формация, способ производства, производственные отношения, объективные законы развития.

Теория локальных культур О. Шпенглера.

В своем основном труде " Закат Европы" Шпенглер рассматривает жизнь человечества как бесконечный процесс рождения и умирания различных культур, представляющих собой замкнутые, неспособные к контакту между собой, неповторимые «организмы», от чего ни одна из которых не занимает и не может занять доминирующего положения.

Проводя аналогию между культурой и растением, Шпенглер говорит о том, что каждая культура рождается, развивается в собственном ландшафте, принося плоды, и умирает. Культура обладает внутренним единством, душой, которую можно опосредованно наблюдать во всех достижения этой культуры и выразить в «прасимволе». Именно через прасимвол может быть выражена специфика культуры, ее душа. «Таким образом, прасимвол – это часть окружающего мира, или элемент ландшафта, типичный для данной культуры. Так, для греков прасимволом было отдельное тело, для арабов – пещера или арка, для египтянина узкий, заранее предначертанный путь, для европейца – бесконечное пространство, а для русского – бесконечная однообразная равнина»[1].

Под Цивилизацией Шпенглер подразумевает последний этап жизни культуры, специфическую форму ее одряхления и умирания, при которой уже не будет «плодов», творческих достижений, только повторение ранее созданного, переход в мертвую механистичность.

Проблема межкультурной коммуникации: возможен ли диалог? Изолированность культурных миров. Россия как новая, зарождающаяся цивилизация.

Основные понятия: душа пра-символы культуры, ландшафт, соотношение понятий " культура" и " цивилизация".

А. Тойнби и теория преемственности культур. Вызов и Ответ.

Цивилизации Тойнби, в отличие от замкнутых в себе культур Шпенглера, способны на коммуникацию. Более того, они создают цепочки преемственности (Египет – Византия - Россия).

Развитие и продолжительность жизни Цивилизации обуславливается ее способностью преодолевать разнообразные кризисы, которые Тойнби называет Вызовами.

Оказываясь перед лицом проблемы, которая влечет за собой резкое ухудшение качества жизни, Цивилизация может рассчитывать только на появление группы людей, интеллектуальной элиты – творческого меньшинства, способной предложить эффективное решение, ответить на Вызов. Если общество поддерживает предложенное решение, элита становится правящей, если нет - рассеивается, и выдвигается другая, с иным решением проблемы. Если цивилизация, ее творческая элита, не способна дать адекватный Ответ на Вызов, то она распадается и исчезает.

В первую очередь цивилизации сталкиваются с вызовами природы. «Вызов побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем приводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние»[2]. И на один и тот же Вызов возможно дать разные ответы, то есть культура может пойти разными путями в своем развитии, что обеспечивает историческое многообразие цивилизаций.

Второй тип вызовов: Вызовы человеческой среды, которые Тойнби называет стимулами и выделяет три основных: 1) Стимул удара - внезапное нападение врагов, например, когда греческие города отразили нападение персидского царя Ксеркса, за чем последовал расцвет культуры в Афинах и других греческих полисах. 2) Стимул давления - постоянно существующая внешняя угроза, например, агрессивность степняков-кочевников стимулировало процесс объединения Руси. 3) Стимул социального ущемления – это рабство, бедность, неравенство малых групп, национальная или религиозная дискриминация.

Ответ всегда предполагает отказ от привычного стиля жизни, поиск нового, решающего проблему Вызова.

Тойнби выделает четыре типа возможных ответов. Насильственный путь при пассивной реакции - архаизм, при активной - футуризм. Путь добра - пассивная реакция, выраженная в отделении или отшельничестве, активная реакция - в преображении.

1. Архаизм – уход от подражания современникам к образу жизни предков.

2. Футуризм – полное отрицание подражания вообще

Архаизм и футуризм являются формами отказа от реальности в пользу Утопии, попытки перенесения жизни в иное время, которое чаще всего невозможно воплотить в данный момент из-за имеющегося Вызова.

3. Аскетизм (или отделение) – уход от мира, отказ от решения его проблем в попытке обрести убежище.

4. Преображение - изменение духовного климата, образа жизни.

Основные понятия: " культура" и " цивилизация", элита, Вызовы природы и социальной среды, стимулы (удара, давления, социального ущемления), ответы (архаизм, футуризм, аскетизм, духовное преображение).

М. Вебер о влиянии религиозно-этических принципов на развитие культуры сообщества.

М. Вебер полагает, что для научного изучения сложных явлений необходимо разработать его абсолютную модель - «Идеальный тип», с которой можно бы было сравнивать те проявления, которые встречаются в реальности.

В своей работе " Протестантская этика и дух капитализма" он с одной стороны, применяет метод «идеального типа», а с другой, раскрывает суть влияния образа жизни и взглядов на мир, свойственных для представителей протестантских ветвей христианства на зарождение и развитие массовой культуры.

Основные понятия: идеальный тип, протестантская этика, разволшебствование.

 

Раздел 3. История культуры.

Традиционная культура - устойчивая, малодинамичная культура, главной особенностью которой будет ориентация на воспроизведение устоявшегося поколениями образа жизни и способов действия, а так же подозрительность по отношению к любым нововведениям.

К традиционным культурам могут быть отнесены цивилизации Древнего Китая, Древней Индии, Шумера, Ассирии, Древнего Египта, Древней Греции, Американских индейцев и Австралийских аборигенов, а так же культуру средневековой Европы.

Однако, при всем кажущемся разнообразии, у всех этих культур есть ряд характерных общих черт:

- неизменное повторение из поколения в поколение обычаев, традиций, ритуалов, особенностей религиозных воззрений, социальных структур и повседневного быта.

- сложности с принятием новшеств и перемен в любой области жизни.

- доминирование мифологического или религиозного способа объяснения мира.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1034; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь