Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психологическая проблематика в античности



«Познай самого себя» — это изречение, приписываемое спартан­скому мудрецу Хилону, было по преданию начертано на стенах хра­ма Аполлона в Дельфах2. Собственно всю дальнейшую историю развития психологических воззрений древних греков можно рас-смотривать как применение и развитие данного принципа.

Само понятие «душа» далеко не однозначно. Во-первых, душа может быть понята как космологическая категория, одна из субстан­ций мироздания (при дуалистическом подходе) или особая форма существования единой субстанции (при монистическом подходе). Во-вторых, о душе говорят как об особой бессмертной сущности, «одушевляющей» тело. В-третьих, термин «душа» используют для обозначения внутреннего мира человека. Эти три толкования мы встречаем уже в античной философии.

Попытки понять, объяснить психическое существуют столько, сколько и сам род человеческий. Но только с выделением науки как отдельной сферы человеческой деятельности в античном Средизем­номорье фрагменты психологического знания стали носить научный характер. Первое упоминание этого термина в рационально-фило-софском контексте встречается у Аристотеля в трактате «О душе», где он ссылается на Фалеса Милетского, жившего в 640—546 гг. до н.э. на территории современной Турции. Согласно Аристотелю,

1 Данный термин используется М.Г. Ярошевским для того, чтобы сделать ак­
цент на внутренней логике развития науки.

2 Собрание этих изречений было составлено учеником Аристотеля Деметрием
Фалерским около 310 г. до н.э.


 

 

2.1. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе


 

Фалес «полагал душу двигательным началом, раз он говорил, что магнесийский камень (магнит) имеет душу, так как движет железо». Таким образом, мы можем считать, что с самых первых шагов антич­ной философской мысли душа трактовалась как движущая сила. Душа как особая причина неоднозначного, вариативного поведения при одинаковом воздействии продолжает в дальнейшем оставаться в науке как объяснительная категория.

В основе взглядов крупнейшего представителя ранней греческой мысли Пифагора (570—500 до н.э.) лежит представление о число­вой гармонии. Душа, согласно пифагорейцам, бессмертна, неунич-тожима и многократно воплощается в живых существах (как в людях, так и в животных) в соответствии с определенными чис­ловыми закономерностями. Именно в пифагорействе коренится субстанциональное различение души и тела, получившее свое раз­витие в дуализме Платона.

Дуалистического толкования соотношения душевного и телесно­го придерживался Анаксагор (акме1 -- ок. 462—432 до н.э.). Он предполагал наличие отдельной субстанции — «ум» («нус»), кото­рая входит в состав живых существ и отличает их от неживой мате­рии. Нус в одинаковой мере присутствует в организации как чело­века, так и животных. Видимое интеллектуальное превосходство че­ловека над животными объясняется тем, что человек располагает оптимальными возможностями для реализации нуса через свое тело (он обладает руками). Другими словами, определенное телесное ус­тройство позволяет проявиться психическому в большей или мень­шей степени, но не оказывает на него принципиального влияния.

Концепции дуализма, географически связанной с Италией, мож­но противопоставить традицию ионийской натурфилософии, в кото­рой душа и психические явления рассматривались в одном ряду с явлениями природы, генетически выводились из них.

Так, первая развернутая философская концепция души принад­лежит Гераклиту Эфесскому (акме 500 до н.э.). Его единственное сочинение дошло до нас в виде разрозненных фрагментов, попытки синтеза которых стали предприниматься лишь в XIX в. При этом смысл многих высказываний Гераклита казался туманным даже его современникам. Недаром Гераклит заслужил прозвище Темный. В основе мироздания, по Гераклиту, лежит огненный Логос — вечный и неизменный творческий принцип. Этот принцип скрыт от непо­средственного познания. Большая часть людей не способна воспри-

1 Термин «акме» обозначает период творческого расцвета античного философа.



Глава 2. Историческое развитие предмета психологии...

 

нимать вещи такими, какие они есть на самом деле из-за того, что их души «варварские», «влажные». Из несовершенства душ следу­ет недостоверность чувственного восприятия («Глаза и уши — дур­ные свидетели для людей, если души у них варварские»). Именно к изменчивости чувственного опыта человека относится знамени­тое изречение Гераклита «Все течет, все изменяется». Гераклит предложил первую типологию душ. Он различал «влажные» и «су­хие» души. Чем более «суха» душа, тем благороднее ее суть. «Влаж­ная» душа, наоборот, присуща слабым и порочным людям. «Невоз­мужалый отрок ведет опьяневшего мужа, который шатается и не за­мечает, куда идет, ибо душа его влажна», — читаем мы в одной из дошедших до нас работ Гераклита.

В другом фрагменте мы читаем: «Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубок ее Логос». Замечатель­ным достижением Гераклита была мысль о сопричастности индиви­дуальной души и мирового Логоса — Огня и, следовательно, прин­ципиальной познаваемости последнего посредством анализа его воплощения в собственной душе.

Натурфилософ — атомист Демокрит (акме — ок. 420 до н.э.) при­мечателен как автор первых в мировой истории психологическихсочинений. Диоген Лаэртский указывает, что ему принадлежали два сочинения: «Об уме» и «О чувствах», объединенные под общим за­главием «О Душе». Демокрит полагал, что все состоит из атомов -мельчайших, неделимых материальных частиц. Между атомами имеется пустое пространство, и они находятся в постоянном зако­номерном движении. Существует бесконечное множество разно­видностей атомов, которые отличаются друг от друга формой и раз­мером. В этом и заключается подлинная природа мироздания; все же качественные, чувственно воспринимаемые характеристики ве­щей существуют лишь в человеческом восприятии: «качества суще­ствуют лишь по установлению, по природе же существуют только атомы и пустота».

При этом человеческая душа принципиально не отличается от материальных вещей: она точно так же состоит из атомов. Атомы души и атомы огня родственны: им присущи сферическая форма и самые малые размеры. Психические процессы представляют собой движение, т.е., по сути, материальны. Чисто материальными причи­нами Демокрит объясняет, например, зрительное восприятие: «Ви­дим мы оттого, что в нас попадают и остаются «видности» (eidolai), т.е. особые мельчайшие частицы».

В учении Демокрита важен принцип детерминизма («Все возни­кает по неизбежности»). Впоследствии Эпикур усложнил представ



 

2.1. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе


 

ления о механистической обусловленности душевных явлений, вве­дя в сферу психического фактор случайности.

Наряду с попытками описать происхождение и онтологический статус души, возникает интерес к внутренней жизни субъекта. Скла­дываются классификации психических процессов, описания их свойств и возможностей управления психическими феноменами. Важную роль в постановке этих проблем сыграло учение о темпера­ментах Гиппократа, а также психологические воззрения Сократа и софистов.

Гиппократ (460—370 до н.э.) развил представления Гераклита о «жидкостной» природе различий между людьми. В его учении про­стейшая модель Гераклита (влажная — сухая душа) была усложнена введением четырех психических типов, каждый из которых связывал­ся с преобладанием той или иной жидкости в организме. Преоблада­ние крови определяло тип сангвиника, желтой желчи — холерика, черной желчи — меланхолика, а флегмы (скорее всего, имелась в виду лимфа) — флегматика. Рассматривая учение Гиппократа, можно про­вести параллель с воззрениями Анаксагора, так как аналогично его построениям Гиппократ усматривал в особенностях телесной органи­зации условие конкретного воплощения универсальной души. По­скольку Гиппократ был не философом, а практикующим врачом, он рассматривал человека сквозь призму конкретных медицинских за­дач. Сохранившиеся сведения об основоположнике греческой меди­цины интересны не только теоретическими построениями, но и прак­тическими рекомендациями и приемами. Так, видимо, к Гиппократу восходит принцип терапевтической беседы.

Софисты, виднейшими представителями которых были Прота-гор и Горгий, обратились к изучению речевого поведения в связи со своими профессиональными задачами. Софисты («учителя мудро­сти») учили искусству аргументации и спора вне зависимости от со­держания выступления. Можно сказать, что основным предметом их исследования были формы публичной коммуникации, трактуе­мой в том числе и со стороны психологического воздействия. Зна­менитое изречение Протагора «Человек — мера всех вещей» имеет не столько этический смысл, сколько фиксирует роль говорящего в оценке явлений объективного мира.

Сократ (470—399 до н.э.), акцентируя диалогический характер мышления, предложил особый педагогический метод — майевтику (дословно — повивальное искусство). Суть метода заключалось в том, чтобы путем умело поставленных вопросов побуждать собесед­ника «породить» истинное знание. При этом предполагалось, что истинное знание уже неявным образом присутствует в душе собе-



Глава 2. Историческое развитие предмета психологии...

 

седника. Ему остается лишь «припомнить». Философские беседы Сократа, не оставившего письменных сочинений, легли в основу творчества его ученика Платона (428—348 до н.э.). В платоновском диалоге «Менон» Сократ для иллюстрации своего учения о врож­денности знания заставляет мальчика-раба, заведомо не обладавше­го никакими познаниями в геометрии, «вспомнить» геометриче­скую теорему. Но тем же самым методом, по мысли Сократа, мы можем пользоваться и для решения этических и политических про­блем. В учении Сократа зарождается гуманитарная составляющая научного знания о мире, в который с необходимостью включен и сам человек. Человек начинает мыслиться одновременно и как объект, и как субъект научного познания.

В своих диалогах Платон обосновал универсальность метода майевтики, выдвинув теорию припоминания. В соответствии с ней мы узнаем путем воспоминания то, что наши души уже знали, буду­чи причастными миру идей. «Знание на самом деле не что иное, как припоминание: то, что мы теперь припоминаем, мы должны были знать в прошлом, — вот что с необходимостью следует из этого до­вода. Но это было бы невозможно, если бы наша душа не существо­вала уже в каком-то месте, прежде чем родиться в нашем человече­ском образе» (диалог «Федон», 72е). Эффективное воспоминание требует стороннего вмешательства, которое лучше всего осуществ­лять, придерживаясь принципов метода майевтики. Только фило­соф способен к самостоятельному «припоминанию», разворачивая этот процесс в форме внутреннего диалога. Таким образом, в кон­цепции Платона припоминание становится центром психической жизни человека, вытесняя другие процессы на периферию.

Платон — пожалуй, один из самых влиятельных философов в истории — заложил основы теории познания, которая включала в себя два основных тезиса. Во-первых, в концепции Платона полага­лось существование двух «миров», каждый из которых обладал суб­станциональностью — мира идей и мира вещей. Функция души дво­яка. С одной стороны, она причастна миру идей и поэтому потенци­ально способна приобрести истинное знание. Во-вторых, душа пленена телом и обслуживает его практические нужды. «У филосо­фа тело не в почете», — говорит Платон, подразумевая, что телес­ность ограничивает познавательные возможности души. Восприя­тия, которые душа может почерпнуть из опыта, представляют собой лишь «мнения» и неизбежно затемнены искажающим воздействи­ем наших органов чувств. Для описания данного положения Платон использует притчу о пещере. Вообразим человека, который заклю­чен в пещеру (подразумевается плен телесной оболочки). За спиной заключенного разведен костер, но он закован и не может обернуть-


2.1. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе


 

ся, чтобы посмотреть, что же происходит позади него. Он видит «только пляску теней на стене пещеры и, рассматривая причудливые отсветы огня, пытается постичь истину. Только «припоминая» ис­тинные сущности, душа может вернуться к знаниям, которые лишь фрагментарно представлены в видимом мире. Так, например, суще-»ствует понятие «красота». Однако никто из людей не обладает кра-. сотой в полном смысле этого слова. Встречаясь со множеством лю­дей, каждый из которых красив лишь отчасти, познающий может ^извлечь идею непогрешимой красоты, припоминая ту абсолютную красоту, с которой его душа соприсутствовала в ином мире.

Платон также предложил структурное представление о психике. Для описания различных соподчиненных частей души он использо-вал миф о вознице, управляющем парой коней (диалог «Федр»). Воз- ница — это воля, а кони — разум и низшие чувственные побуждения. По этой причине душевная жизнь человека изначально обречена на динамический конфликт. В движении неоплатонизма противопостав­ление души и тела приобрело еще более фатальный характер.

Аристотеля (384—322 до н.э.) можно считать основателем фун­кционального подхода к психике. Он понимал душу как «форму! тела», т.е. как функцию и вместе с тем причину телесной организа­ции человека. «Если бы у глаза была душа, то его душой было бы зрение», — говорил Аристотель. В книге «О Душе» Аристотель рас­сматривает душу как связанную с телом («Итак, душа неотделима от тела»). Аристотель предлагал свой вариант деления души на со­ставляющие ее части. Он выделял душу разумную и неразумную. Неразумная душа разделялась им на растительную (вегетативную) и страстную (животную). Соответственно, только разумная часть души, по Аристотелю, может претендовать на бессмертие. Аристо­тель также ввел в научный обиход понятие целевой (конечной) при­чинности. В отличие от механистической причинности Демокрита принцип целевой причинности подразумевает развитие в стремле­нии к некоторой еще не осуществленной цели, существующей в виде замысла или образца.

Параллельно умозрительным рассуждениям о природе и струк­туре души разворачивается эмпирическое медицинское исследова­ние физиологических основ психики. Мы уже упомянули типоло­гию темпераментов врача Гиппократа. Врач Алкмеон (VI в. до н.э.) предположил, что органом души является мозг. Гален (II в.) уста­новил роль нервной системы как «проводника» воздействий души на тело. Заслуга Галена состоит также в том, что он предположил двусторонний характер взаимодействия соматического и психиче­ского: не только душа через нервные пути осуществляет контроль


 


48 Глава 2. Историческое развитие предмета психологии...

над телесными проявлениями, но и телесные изменения оказывают влияние на течение душевных процессов.

Идея совершенствования души через особые педагогические воз­действия была развита представителями двух «практических» фи­лософских школ — стоиками и эпикурейцами. Ранние стоики.— Зе-нон, Клеанф, Хрисипп разработали подробную концепцию чув­ственного восприятия. В их гносеологии ключевым термином является так называемое «схватывающее восприятие». «Он считал, что схватывание чувственных данных является верным и надежным, и не потому, что оно схватывает все свойства вещи, а потому, что не упускает ничего из того, что ему доступно, и природа сама устано­вила его как некую норму знания и естественную основу, откуда в душах потом запечатлеваются общие представления о вещах», -сказано о Зеноне во Второй Академике Цицерона. Данное описание практически точно повторяет феномен «гештальтности» восприя­тия, т.е. целостного схватывания явлений, который в начале XX в. поднимут на щит создатели гештальтпсихологии.

Стоики, подразделявшие философское знание на логику, физи­ку и этику, основное значение придавали именно этическим вопро­сам, рассматривая учения о природе и о человеческом познании как вспомогательные. Целью человеческой жизни они считали достиже­ние бесстрастия (apathia) и душевной невозмутимости (ataraxia). Именно этот аспект их учения получил развитие в поздней Стое, полностью утратившей интерес к логико-гносеологической пробле­матике. Поздние стоики стремились научить человека сохранять мужество под ударами судьбы, жить согласно Логосу (мировому закону). «Смотри всегда на человеческие дела как на нечто одно­дневное, ничтожное: вчера ты слизь, а завтра — набальзамирован­ное мясо или пепел. Итак, проведи этот короткий отрезок времени сообразно природе и отделись кротко, как падает созревшая олив­ка, благословляя выносившую ее землю и чувствуя благодарность к взрастившему ее дереву», — наставлял философ и императорРима Марк Аврелий (121 — 180).

Эпикур (342—270 до н.э.) и его последователи создали филосо­фию, предназначенную для того, чтобы обеспечить счастливую жизнь. Удовольствие, которое Эпикур полагал высшей и более чем достойной целью любой жизни и проповедовал в своем учении, за­ключалось скорее в отсутствии страдания, чем в активном поиске наслаждений. Одним из самых непереносимых страданий Эпикур считал страх смерти. Поэтому всю свою теоретическую силу он на­правил на формулировку аргументации для преодоления страха смерти. Следуя Демокриту, Эпикур считал, что душа материальна

 

 


2.1. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе


 

и состоит из атомов. Атомы души распределены по всему телу. Ощущения вызываются особыми нитями, которые, исходя от объек­тов, соприкасаются с атомами души. Сновидения возникают в том случае, если нити объектов еще существуют, в то время как сами объекты уже исчезли. В момент смерти атомы души рассеиваются и, теряя связь с телом, утрачивают способность к ощущениям и стра­данию. Таким образом, нет никаких оснований бояться смерти, ведь «смерть не имеет никакого отношения к нам: то, что разложилось, не чувствует, а то, что не чувствует, не имеет отношения к нам».

Плотин (204—270) видел в оторванности души от своего источни­ка в потустороннем мире непреодолимую преграду истинному позна­нию. Порфирий в работе «Жизнь Плотина» назвал его «философом, который стыдится того, что он оказался в теле». Плотин ввел также проблематику рефлексии, т.е. выделил процессы обращенности души на саму себя. От Плотина через труды Августина выкристаллизовы­вается традиция суждения о душе как антиподе тела.

Таблица 2

Вклад ученых античности в познание души

 

Авторы


Основные психологические идеи

 

Фалес

Гераклит

Демокрит

Анаксагор Гиппократ Софисты (Горгий, Протагор) Сократ

Платон

Аристотель

Стоики Эпикурейцы

Плотин

Гален


Душа как активное начало

Подобие индивидуальной души и мирового Логоса Детерминизм: все возникает по необходимости Монистический материализм: объяснение психического из физического

Роль телесной организации в проявлении психического Учение о темпераментах

«Человек — мера всех вещей»; интерес к коммуникатив­ным аспектам поведения человека Диалогический характер мышления и метод диалога в педагогике: майевтика

Проблематика универсальных форм мышления Диалогичность познания

Конфликт как неотъемлемая характеристика психической жизни

Целевая детерминация развития человека Функциональный подход к душе Уровневая структура души Способы совладания с жизненными кризисами Категория случайности в психической жизни Психотерапевтическая позиция в отношении страха смерти

Явление самосознания
Обнаружение роли нервной системы_______________


Глава 2. Историческое развитие предмета психологии...


Поделиться:



Популярное:

  1. Анальная проблематика в терапии
  2. ВВЕДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ
  3. Вопрос 31. Судебно-психологическая экспертиза. Предмет, основания, повод.
  4. Вопрос 35. Психологическая характеристика, динамика (этапы) совершения умышленных и неосторожных преступлений. психологический критерий оценки вменяемости (невменяемости).
  5. ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
  6. ГЛАВА I ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
  7. ИГРОВАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЧИСТКА ИЗДЕРЖЕК СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
  8. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ПОВРЕЖДЕННЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
  9. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
  10. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСГАРМОНИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
  11. Комплексная психологическая помощь по проблемам материнства
  12. Круг явлений памяти. Искусство памяти в античности и средние века. Феноменальная память. Амнезии. Процессы памяти


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1756; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь