Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Многообразие предмета психологии



Как уже излагалось выше, одним из значимых критериев науч­ности является организованность и институционализированность процесса познания. Свидетельством достаточной научной зрело­сти определенной сферы знания служит создание научно-исследо­вательской программы, которая сплачивает вокруг себя ученых-единомышленников и ведет к возникновению научных институтов (кафедр, лабораторий, специализированных учебных заведений). Программа должна включать в себя определение объекта и пред­мета науки, задавать ее проблемное поле и намечать возможные методы решения проблем, определяя тем самым пути развития на­уки.

Первые программы создания психологии как науки появились в Германии и Франции в конце XVIII—XIX вв. В первую очередь следует упомянуть программы «практической психологии» К. Мори-ца (1792), «экспериментальной психологии» В. Вундта (1862), «опи­сательной психологии» В. Дильтея (1894). Данные программы прин­ципиально различались между собой, но практически в равной мере стали ориентирами для дальнейшего оформления психологической мысли. Они определили эпистемологические координаты психоло-


 


Глава 1. Психология как наука

гии в описанных выше аспектах ценностных предпочтений авторов, в понимании задач, определении предмета и методов новой науки, отвоевывавшей себе жизненное пространство на границах филосо­фии и физиологии.

Берлинский учитель К. Мориц предложил создать науку, кото­рая анализирует строение души человека по аналогии с тем, как анатомия рассматривает строение тела. Мориц видел будущую психстогию прежде всего описательной практической дисципли­ной, которая поможет педагогу развить способности ребенка. В качестве основного метода исследования предлагалось самонаблю­дение.

Программа В. Вундта предполагала подразделить психологию на три направления: экспериментальную психологию, психологию на­родов и научную метафизику. Основания первого мыслились близ­кими позитивистскому идеалу исследования, реализуемому с помо­щью лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними. Второе должно было строиться на исследовании артефактов культуры и тяготело к описательности. Третье отражало философскую позицию Вундта как идеалиста и волюнтариста (волюнтаризм — философ­ский взгляд, согласно которому высшим принципом бытия являет­ся воля: либо автономная человеческая воля, либо мировая безлич­ная воля, либо личная воля Бога).

По В. Дильтею, психология мыслилась возможной только как описательная дисциплина. В ходе своей работы исследователь дол­жен пытаться реконструировать смысл, вкладывавшийся другим человеком в свое действие или в свое создание. При этом осуществ­ляется попытка воспроизведения системы ценностей, представле­ний о цели и значениях, которыми руководствовался исследуемый автор. Данный процесс строится как герменевтический (истолковы­вающий) и состоит из двух процедур: вживания в представления другого.человека и сообщения о полученных результатах научному сообществу. Вживание само по себе является иррациональным: оно покоится на процедуре вчувствования, сопереживания, постановки себя на место исследуемого лица.

При этом именно психология, по мысли Дильтея, должна стать центром наук гуманитарного цикла. «Психология будет основани­ем наук о духе, подобно тому, как математика — основа естествозна­ния», — утверждал он.

В последующие два столетия буквально каждый поворот в раз­витии психологии был отмечен программными манифестами, за-


1.2. Программы создания психологии как науки....


 

являющими как о возникновении новых научных школ, так и ре­организующими уже сложившиеся подходы. Например, рождение бихевиоризмасвязано с работой Джона Б. Уотсона «Психология глазами бихевиориста» (1913), психоанализа — с выходом в свет в 1900 г. «Толкования сновидений» 3. Фрейда, гештпалътпсихоло-гии — с «Экспериментального исследования восприятия движе­ния» М. Вертгеймера (1912). Построение советской психологии на основе философии марксизма берет начало со статьи Л.С. Выгот­ского «Исторический смысл психологического кризиса» (1927), а «экологический» поворот в рамках современной когнитивной пси­хологии — с программного выступления У. Найссера на междуна­родной конференции по практическим аспектам исследования па­мяти в 1978 г.

Начиная с первых программ научной психологии, описанных выше, авторы раскрывают вопрос о том, что же представляет добойпсихология, ее объект, предмет и метод. Как известно, именно эти категории задают науку. Объект науки обычно представлен в ее на­звании, в то время как предмет и метод нуждаются в отдельном обо­сновании.

Изначально термин «психология» появился как составной (psyche — душа + logos— слово, учение) по аналогии с традицион­ным наименованием наук, где одна часть обозначает объект науки, а другая — способ его постижения. Термин «психология» был вве­ден немецкими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в 1590 г. и окончательно утвердился после выхода в 1732 г. книги «Рацио­нальная психология» X. Вольфа. Скорее всего авторы вкладывали в название новой науки исключительно метафорический смысл, и обозначаемая им наука не планировала стать душеведением, т.е. посягать на вотчину, традиционно принадлежащую церкви. Такое видение подтверждает альтернативное название «пневматология» (от греч. «дуновение», воспринимавшееся как популярная аллего-рия души), которое было предложено Лейбницем в этот же период, но не получило распространения.

Наиболее широкое и непротиворечивое определение психоло­гии дал американский психолог В. Джеймс в первых строках сво­его классического труда «Принципы психологии» (1890). Соглас­но ему «психология — это наука о психической жизни». Заметим, что в данном определении не задается предметная или методо-логическая рамка психологического знания. Все прочие опреде­ления неизбежно сужают полноту термина, внося в него воззре­ния автора. Так, например, Дж. Уотсон определял психологию


Глава 1. Психология как наука

как науку о поведении, а Дж. Миллер и Дж. Брунер (основатели когнитивной психологии) позиционировали ее как науку о чело­веческом познании. А.Н. Леонтьев, один из основоположников советской психологии, дал следующее определение психологии: «Психология есть наука о законах порождения и функционирова­ния психического отражения в жизни, деятельности живых инди-видов» (1973).

Таким образом, в то время как объект психологии достаточно очевиден как в широком (человек, животное, группа людей), так и в узком (психика как системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении объективного мира) смыслах, суждения о предмете психологии достаточно разно­речивы. Мы уже представили психологию как плюралистичную науку, которая включает в себя многообразие представлений о сво­ем предмете. При этом в большинстве случаев, несмотря на полеми­ку представителей различных подходов, история психологии может быть понята как динамическое расширение ее предмета. Альтерна­тивные парадигмы психологической науки одновременно и конку­рируют, b плодотворно дополняют друг друга.

В целом в психологии преобладает естественнонаучная номоте-тическая стратегия познания. Однако вкрапления противопо­ложных тенденций придают отдельным парадигмам качественное своеобразие/Использование разных парадигм выразилось в сосуще­ствовании множества «психологии» (бихевиоризм, психоанализ, гу­манистическая, когнитивная и др., традиционно называемых «на­правлениями»), которые принципиально не могут объединиться и сделать психологию единой и целостной.

В настоящее время принято выделять три основных объясни­тельных принципа научного познания, опираясь на которые наука способна адекватно теоретически отражать свой предмет.

Принцип детерминизма (от лат. determinare — определять). Со­гласно принципу детерминизма все явления взаимосвязаны и вза­имообусловлены закономерным образом. «Жить, как будто бы План есть, — вот камень философов», — говорит Умберто Эко, авторкультового романа «Маятник Фуко». В приложение к психике мож­но сказать, что существуют факторы, определяющие происхожде­ние и функционирование, содержание и выражение психического. Принцип детерминизма в психологии не может быть сведен к ме­ханистической причинности. Нельзя утверждать, что человек по­ступает тем или иным образом только под воздействием внешней причины, так как свобода воли является одним из важнейших атри-


1.2. Программы создания психологии как науки....


 

 


бутов человеческого существа. При этом не следует отождествлять свободу и произвол (в этом случае человек был бы вовсе не прозра­чен для познания, и психология утратила бы всякий смысл). Сво­бода предполагает неоднозначное соответствие между воздействи­ем и поступком или переживанием человека, допускает возмож­ность выбора. В книге «Доктор и душа» известный представитель гуманистической психологии Виктор Франкл пишет: «Свобода оз­начает свободу относительно трех вещей: 1) инстинктов, 2) врож­денных диспозиций и 3) среды... Исследования показали, как высо­ка степень человеческой свободы в отношении наследственности. Из пары идентичных близнецов один стал ловким преступником, в то время как его брат — искусным криминалистом. Оба родились умными, смышлеными, изобретательными, но эти свойства сами по себе не обусловливают развития ни порока, ни добродетели. Что же касается среды, то мы знаем, что не она делает человека и что все зависит от того, что человек делает с ней, от его установки по отно­шению к ней... В концентрационных лагерях (в 1942—1945 гг. док­тор Франкл был узником концлагеря Освенцим. — Прим. автора) мы были свидетелями того, как в одинаковой ситуации один че­ловек дегенерировал, в то время как другой вел себя как святой». С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма (специ­ально для психологии) в более строгой форме: «Эффект воздей­ствия одного явления на другое зависит не только от характера самого воздействия, но и от природы того явления, на которое это воздействие оказано». Другими словами, «внешние причины дей­ствуют через систему внутренних условий», т.е. действительность обусловливает психическую жизнь опосредованно, преломляясь через личностные и познавательные свойства субъекта.

Большинство психологов принимают гипотезу о существовании не только причинного детерминизма, который преломляется через систему внутренних (прежде всего личностных) особенностей субъекта, но и целевого детерминизма. В таком случае еще отсут­ствующая в реальности цель способна определять психическую жизнь человека. Конечно, под словом «цель» носители различных парадигм подразумевают совершенно разное. Так, например, гума­нистические психологи говорят о «самоактуализации», к которой стремится человек, в то время как последователи деятельностного подхода имеют в виду предвосхищение результата конкретной пред­метной деятельности.

Принцип развития. Согласно принципу развития, в связи с тем что имеет место необратимое, направленное, разворачивающе-


22 Глава 1. Психология как наука

еся не только в пространстве, но и во времени закономерное из­менение материальных и идеальных объектов, то и познание сущ­ности психического явления требует раскрытия «его истории» (условий и причин возникновения, а также факторов и форм его преобразования). Развитие может быть прогрессивным (улучше­ние, усложнение, совершенствование) или регрессивным (ухуд­шение, упрощение, деградация) и носить как эволюционный, так и революционный характер. Результатом развития психики явля­ется возникновение ее качественно новых состояний, что фикси­руется в структурных изменениях. Так, например, в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского описывается транс­формация натуральной психики ребенка в культурную (см. гл. 2). Теория происхождения и развития психики в филогенезе А.Н. Леонтьева (см. гл. 3) прослеживает становление психики от чувствительности примитивных живых существ к сознанию и са­мосознанию человека.

Принцип системности. Согласно принципу системности слож­ные объекты (к которым, безусловно, относится психика) долж­ны анализироваться как системы. Система — это «совокупность компонентов, обладающих генетической общностью, отношения между которыми носят характер взаимодействия для обеспече­ния определенного взаимоотношения с миром». В психологии можно говорить о системах разного уровня (психика как целост­ная система, мотивационная система личности, система памяти и т.д.), каждая из которых является подсистемой в рамках более сложной системы и, в свою очередь, представляет собой вышеле­жащий уровень для более простых систем. Вышележащие уров­ни системы определяют функционирование нижележащих. Та­ким образом, хотя в некоторых случаях бывает удобно говорить об изолированном психическом процессе или функции (напри­мер, восприятии), всегда следует учитывать системный, целост­ный характер психики.


Поделиться:



Популярное:

  1. Арт-психология в клинической психологии и психиатрии.
  2. Бихевиоризм как направление современной психологии
  3. Бихевиоризм как одно из направлений в психологии
  4. Бросок клюшки или любого предмета в пределах игровой площадки
  5. Введение в социальную психологию. История становления социальной психологии как науки
  6. Взаимоотношение экзистенциальной и гуманистической парадигмы в психологии
  7. Взаимосвязь мозга и психики. Психофизиологическая проблема в психологии
  8. Взгляд с точки зрения психологии.
  9. Возможности применения математических методов в инженерной психологии
  10. Возникновение и развитие социальной психологии
  11. Вопрос: Характеристика категории «деятельность» в психологии.
  12. Г. Тард, Г. Лебон и Э. Дюркгейм оказали существенное влияние на развитие социальной психологии, утвердив первичность социального фактора в формировании личности.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1074; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь