Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати (1049?)



 

О законе, через Моисея данном, и о благодати и истине, которые были Иисусом Христом; и о том, как закон отошел и благодать и истина всю землю заполнили и вера на все народы распространилась и нашего народа русского достигла; и похвала кагану нашему Владимиру, который нас крестил; и молитва к богу от всей страны нашей. Господи, благослови, Отче!

I

Благословен Господь, Бог израилев, бог христианский за то, что посетил и дал избавление людям своим, что не оставил без внимания творения своего, не допустил до конца пребывать в идольском мраке, не дал погибнуть в служении бесам, но сперва племени Авраама указал путь скрижалями с законом, после же все народы спас сыном своим, вводя их евангелием и крещением в обновление, в возрождение, в жизнь вечную. Восхвалим же и прославим его, хвалимого ангелами беспрестанно, и поклонимся тому, кому поклоняются херувимы и серафимы за то, что не ходатай, не ангел его спас нас, а сам он, придя на землю не привидением, а явью, претерпев смертные муки и с собою воскресив нас. К живущим на земле людям пришел в плоть облеченный, к находящимся в аду сошел будучи распятым и положенным во гроб, чтобы те и другие, живые и мертвые, узнали о посещении их пришедшим богом и поняли бы, что он и живым и мертвым сильный и всемогущий Бог.

Кто еще велик так, как наш Бог? (Пс. 76, 14). Он один, творящий чудеса, установил закон, предваряющий истину и благодать, чтобы в нем обвыкло человеческое естество, от многобожия языческого отходящее к вере в единого бога, чтобы человечество, как сосуд скверный, но омытый, словно водою, законом и обрезанием, восприняло бы млеко благодати и крещения. Ибо закон предтечей был и слугой благодати и истине, истина же и благодать - слуги будущему веку, жизни нетленной. Как закон приводил принявших его к благодатному крещению, так и крещение открывало путь своим сынам к вечной жизни. Моисей и пророки поведали о пришествии Христа, Христос же и апостолы его - о Воскресении и о будущем веке.

Напоминать в этом писании предсказания пророков о Христе и учение апостолов о будущем веке излишне и походило бы на тщеславие. Излагать здесь то, что в других книгах написано и вам известно, было бы примером дерзости и честолюбия. Не невеждам ведь пишем, а обильно насытившимся книжной сладостью, не врагам божиим - иноверцам, но сынам его, не чужим, а наследникам небесного царства.

Но о законе, через Моисея данном, и о благодати и истине, которые были Христом эта повесть.

Чего достиг закон и чего благодать? Прежде закон, потом - благодать, прежде - подобие, потом - истина.

Образ закона и благодати - Агарь и Сарра, рабыня Агарь и свободная Сарра. Рабыня прежде, потом свободная. Да уразумеет же читающий, что Авраам с юных лет имел женой Сарру, свободную, а не рабу. И Бог изначально хотел и думал сына своего послать в мир и тем явить благодать.

И изгнаны были иудеи, рассеяли их по странам, сыны благодати, христиане, стали наследниками Богу и Отцу.

Ибо отошел свет луны, когда засияло солнце. Так и закон, когда явилась благодать. И кончилась ночная стужа от солнечной теплоты, согревшей землю. И уже не теснится человечество в законе, а в благодати свободно ходит. Ибо иудеи совершенствовались при свече закона, христиане же при благодатном солнце свое спасение основывают. Иудейство тенью и законом совершенствовалось, а не спасалось, христиане же истиною и благодатью не совершенствуются, а спасаются. У иудеев - совершенствование, у христиан - спасение. Совершенствование - в этом мире, а спасение - в будущей жизни. Иудеи земным услаждаются, христиане же - небесным. К тому же совершенствование у иудеев недостаточное из-за ревности их, ибо не распространялось на другие народы, а только на Иудею. Спасение же у христиан, благое и щедрое, простирается во все края земли.

Прежде в одном Иерусалиме кланялись богу, ныне по всей земле. Как сказал Гедеон Богу: " Если рукою моею спасешь Израиль, то пусть роса будет только на шерсти, а по всей земле сухо". И было так. По всей земле прежде была сушь, когда идольским заблуждением народы были охвачены и благодатной росы не принимали, ибо только в Иудее был известен Бог и в Израиле славное имя его, в Иерусалиме одном прославляем был Бог.

И сказал еще Гедеон Богу: " Пусть сухо будет на одной только шерсти, по всей де земле - роса". И стало так. Иудейство кончилось и закон отошел, жертвы неприемлимые, киот, скрижали и жертвенник были оставлены. По всей земле - роса. По всей земле вера распространилась, дождь благодати оросил, и купель возрождения сынов своих в нетление облачила.

Так же и самарянке сказал Спаситель: " Наступает время - и теперь уже настало - когда не только на горе этой и в Иерусалимах поклонятся Отцу, но будут настоящие поклонники, которые поклонятся Отцу в духе и истинно, потому что Отец ищет таких, поклоняющихся ему, то есть ему с Сыном и со святым духом.

Так и есть. По всей земле уже прославляется святая троица и принимает поклонение от всего сотворенного: малые и великие славят бога по пророчеству: " И научит каждый человек ближнего своего и брата своего, говоря, " познай Господа". " Узнают меня от мала до велика". Спаситель Христос отцу говорил: " Иcпoвeдaю Тебя, Отче, Владыка неба и земли, что утаил от премудрых и разумных, а младенцам открыл", " воистину, отче, таково было благоволение пред Тобою". " Итак, помиловал благой Бог человеческий род, чтобы люди во плоти через крещение и благие дела сынами Богу и сопричастниками Христу были. Ибо " тем, - говорит евангелист, - кто принял его, верующим во имя Его, дал право быть божьими сынами, которые не по крови, не от плотского вожделения, не от мужского вожделения, но от бога родились святым духом в святой купели". Все это Бог наш на небесах и на земле как пожелал, так и свершил.

Кто не прославит, кто не похвалит, кто не поклонится величию славы Его и кто не подивится неистощимому человеколюбию Его?

Воистину, какой бог больше, чем Бог наш?! Он - Бог, творящий чудеса, спасение посреди земли совершил крестом и муками на лобном месте вкусил уксуса и желчи, чтобы сладкое адамово вкушение от древа - преступление и грех - вкушением горечи отогнать.

Те же, сделавшие Ему это, споткнулись о Него как о камень и разбились, как Господь сказал: " Упавший на этот камень разобьется, а если на него упадет камень, то раздавит его" (Мф. 21, 44). И пришел к ним во исполнение пророчества о Нем. Как говорится: " Послан не только овцам заблудшим дома Израилева" (Мф. 15, 24). И еще: " Пришел не разорить закон, но исполнить" (Мф. 5, 17).

И еще " Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел собрать детей твоих, как собирает наседка своих птенцов под крыльями! Вы же не захотели. И вот остается дом ваш пустым! " (Мф. 23, 37, 38).

Так и стало. Пришли римляне, пленили Иерусалим и разбили его до основания. Иудейство с тех пор пало, и закон как вечерняя заря угас, и рассеяны были иудеи по странам, чтобы зло не пребывало вместе. Ибо пришел Спаситель, и не принял его Израиль.

А по слову евангельскому, к своим пришел, и свои не приняли Его. Другими же народами был принят. Как Иаков сказал: " И он - надежда народам". Ибо и при рождении Его волхвы от других народов раньше поклонились Ему, а иудеи искали, чтобы убить. Поэтому и младенцев избили.

И сбылось слово Спасителя: " многие от востока и запада придут и возлягут в царствии небесном с Авраамом и Исааком и Иаковом, а сыны царства будут изгнаны во тьму внешнюю" (Мф. 8, 11, 12). И еще: " Отнимется от вас царство божие и будет отдано странам, творящим плоды его (Мф. 21, 43). К которым послал учеников своих, сказав: " Идите по всему миру, проповедуйте евангелие всей твари, пусть кто верует и крестится, спасен будет". " Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча соблюдать все, что заповедал вам".

Подобает благодати и истине сиять на новых людей. Ибо " не вливают, - по слову Господню, - вина нового, благодатного учения, в мехи старые, в иудействе обветшавшие, если прорвутся мехи, то вино прольется". Уж если не сумел подобие закона удержать, многократно покланяясь идолам, то, как истинной благодати удержать учение? Но для нового учения - новые мехи, новые народы. И сохранится и то и другое.

II

Так и есть. Вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла. И озеро закона высохло, евангельский же источник наводнился и, всю землю покрыв, простерся до нас. Вот уже и мы со всеми христианами славим святую Троицу, а Иудея молчит. Христа славят, а иудеев клянут. Народы приняты, а и иудеи отвергнуты".

И уже не идолослужителями зовемся, но христианами, уже не лишенными надежды (Еф. 2, 12), но уповающими на жизнь вечную. И уже не жертвенники бесам создаем, но христовы церкви возводим. Уже не приносим друг друга в жертву бесам, но Христос за нас в жертву богу и отцу приносим и дробим бывает.

И уже не жертвенную кровь вкушая, погибаем, но вкушая христовой пречистой крови спасаемся.

Все страны благой Бог наш помиловал и нас не отверг. Возжелал и спас нас, и в понимание истины привел.

В пустой и пересохшей земле нашей, иссушенной идольским зноем, внезапно потек источник евангельский, питая всю землю нашу. Как сказал Исайя: " Откроется вода ходящим по бездне, и будет пустыня болотом, и в земле жаждущей пробьется источник воды".

Были мы слепыми, не видели истинного света, блуждали в идольской лжи, к тому же глухи были к спасительному учению. Но оказал милость нам Бог, и воссиял в нас свет разума, чтобы познать его, по пророчеству: " Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих услышат".

Итак, чужими были, а людьми божьими назвались, врагами были, а сынами прозвались. И уже не хулим его как иудеи, как христиане прославляем; не сговариваемся, как распять, а как распятому поклониться: не распинаем спасителя, а руки к нему воздеваем; не прокалываем ребра ему, но от ран, источника нетленья, пьем; не тридцать серебренников получаем за него, но друг друга и все достояние свое вручаем ему; не утаиваем воскресения, но во всех домах своих восклицаем: " Христос воскрес из мертвых! "; не говорим, что украден был, но говорим, что вознесся на небеса, где и пребывает; не отвергаем веры в него, но как Петр обращаемся к Нему: " Ты, Христос, сын Бога живого"; с Фомою восклицаем: " Господь наш и Бог ты есть! "; с разбойником говорим: " Помяни нас, господи, в царствии своем! ". И так, веруя в него и святых отцов семи соборов, заповеди соблюдая, молим Бога еще и еще потрудиться и направить нас на путь, заповеданный им.

III

Хвалит же хвалебными словами Римская земля Петра и Павла, от которых уверовали в Иисуса Христа, сына божьего, Азия и Эфес и Патм - Иоанна Богослова, Индия - Фому, Египет - Марка. Все страны, города и люди чтут и славят своих учителей, которые научили их православной вере.

Похвалим же и мы по силе нашей малыми похвалами великое и чудное сотворившего - нашего учителя и наставника, великого кагана земли нашей Владимира, внука древнего Игоря, сына жe славного Святославова, которые в годы своего владычества мужеством и храбростью прославились во многих странах. И поныне победы и могущество вспоминаются и прославляются. Ведь не в слабой и безвестной земле владычествовали, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли.

Сей каган наш Владимир, славный от славных родился, благородный от благородных. И вырос и окреп, с детских лет возмужав, крепостью и силой совершенствуясь, в мужестве и понимании преуспевая. И будучи самодержцем земли своей, покорил себе окрестные страны: одних миром, а непокорных мечом. Итак, когда он жил и пас землю свою справедливо с мужеством и пониманием, тогда сошла на него милость всевышнего - заглянуло на него всемилостивое око благого бога, и воссиял разум в сердце его, чтобы понять суетность идольской лжи и обрести единого бога, создавшего всю тварь видимую и невидимую.

Еще слышал он постоянно о благоверной Греческой земле, христолюбивой и крепкой верой, где бога единого в троице чтут и поклоняются, как свершаются у них чудеса и знамения, как многолюдны церкви, как все города исповедуют истинную веру, все в молитвах предстоят, все служат Богу. И слыша это, возжелал сердцем, возгорел духом, чтобы быть ему христианином и земле его.

Так и стало, когда Бог пожелал, сбросил каган наш человеческое естество и с ризами ветхого человека снял тленное, стряхнул прах неверия, вошел в святую купель и возродился от святого духа и воды, во Христа крестился, во Христа облекся и вышел из купели очистившимся, стал сыном нетленья, сыном воскресения, принял из поколения в поколение вечно прославляемое имя Василий, с которым записан в книги животные в вышнем граде, в нетленном Иерусалиме.

С того времени, как это произошло, и до сих пор не прекращается подвиг благоверия. И не только тем явил имевшуюся в ней к Богу любовь, но еще и потрудился, повелев по всей земле креститься во имя Отца, Сына и Святого Духа, светло и громогласно прославлять во всех городах святую троицу, быть всем христианами - незнатным и знатным, рабам и свободным, юным и старым, боярам и простолюдинам, богатым и бедным. И не было ни одного, кто воспротивился бы его повелению, а если кто и не по доброй воле крестился, то из-за страха перед повелевшим, поскольку благоверие того было соединено с властью.

В одно время вся наша земля восславила Христа с отцом и со Святым Духом. Тогда начал мрак идольский от нас отходить и зори благоверия явились. Тогда тьма бесослужения рассеялась, и слово евангельское землю нашу озаряло; жертвенники были разрушены, а церкви поставлены; идолы сокрушены, а иконы святых предстали; бесы бежали - крест города освятил; пастыри словесных овец христовых - епископы встали пред святым алтарем, жертву чистую возносят попы и дьяконы; и весь клир изукрасил и красотою одел святые церкви; апостольская труба и евангельский гром огласили все города; фимиам, богу воскуряемый, воздух освятил; монастыри на горах поднялись, монахи появились, мужчины и женщины, незнатные и знатные, - все люди заполнили святые церкви, восславили бога, говоря: " Един святой, един господь Иисус Христос во славу Богу-Отцу! Аминь! ", " Христос победил! Христос одолел! Христос воцарился! Христос прославился! " " Велик ты, господи, и чудны дела твои, боже наш, слава тебе! ".

Тебя же как похвалим, чтимый и прославляемый среди земных владык, предоблестный Василий? Как подивимся доброте твоей, крепости же и силе? Как возблагодарим тебя за то, что с тобою узнали господа и от идольского обмана избавились, что твоим повелением по все земле твоей Христос прославляется?

Поэтому с дерзновением, без сомнения зовем тебя, о блаженный, когда сам спаситель так назвал тебя в слове своем истинном: " Блажен, кто веровал в него и не усомнился в нем". " Блажен, кто не усомнился во мне". Знавшие закон и пророков распяли его. Ты же, ни закона, ни пророков не читав, распятому поклонился. Как раскрылось сердце твое, как вошел в тебя страх перед Богом? Как проникся к Нему любовью? Не видел апостола, пришедшего в землю твою, который склонил бы сердце твое к смирению нищетою своею и наготою, гладом и жаждою. Не видел, как бес изгонялся именем Иисуса Христа, как больных исцеляют, немым возвращается дар речи, как жар в холод превращается, как мертвые встают - всего этого не видя, как уверовал? Удивительное чудо! Другие цари и властители, видевшие, как все это совершалось святыми мужами, не только не верили им, но на муки и страдания отдавали их. Ты же, о блаженный, без всего этого пришел ко Христу, только по благому пониманию и остроте ума, уразумев, что Бог - творец невидимых и видимых, небесных и земных - один, и что послал он в мир ради спасения возлюбленного Сына Своего. И осмыслив это, вошел в святую купель. И что иным безумием кажется, тебе силой божией представляется (1 Кор. 1, 23, 24).

К тому же, кто поведает о твоих многочисленных милостынях и удивительной щедрости, которые денно и нощно оказывал ты бедным и сиротам, больным и должникам, вдовам и всем просящим сострадания.

Ты, уподобившийся великому Константину по уму и христолюбию. Ты, также как и Константин, чтишь служителей господа! Он - со святыми отцами Никейского собора закон людям установил. Ты же - с новыми нашими отцами-епископами, часто собираясь, с великим смирением совет держал, как среди людей, только что познавших господа, закон установить. Тот у эллинов и римлян цесарство богу подчинил, ты же - в Руси. Уже и у них, и у нас Христос цесарем зовется. Он с матерью своей Еленою крест из Иерусалима принес, по всем владениям своим части его разослал, веру утвердили. Ты же с бабкою твоею Ольгою принес крест из нового Иерусалима - града Константина - по всей земле своей поставил и утвердил веру. Тебя, уподобившегося Константину, единой с ним славы и чести удостоил господь на небесах благоверия твоего ради, что было в жизни твоей.

Добрый наставник благоверию твоему, о блаженный, - святая церковь святой Богородицы Марии, которую ты создал на правоверной основе, и где теперь лежит мужественное тело твое, ожидая трубы архангела. Добрый и верный воспреемник твоего благочестия - сын твой Георгий, которого господь сделал наследником твоего владычества. Не нарушает он твоих уставов, но укрепляет, не расточает сокровищ твоего благоверия, но еще больше преумножает, не говорит, но действует, завершая не доконченное тобою, как Соломон дела Давыдов. И дом божий великий святой Премудрости его создал на святость, на освящение города твоего, ее же изукрасил всякой красотой, золотом и серебром, дорогими каменьями и священными сосудами. Красуется эта церковь и прославляется во всех странах соседних, потому что не найдется другой такой во всем подлунном мире в полунощных странах от востока до запада. И славный город твой Киев, как венцом, величием увенчал. Вручил народ твой и город святой всеславной Богородице, скорой на помощь христианам. Ей же и церковь на Великих вратах поставил во имя первого господского праздника, святого Благовещения". И то, что пророчествовал архангел Деве, будет и граду сему. Ибо к ней: " Радуйся, обрадованная, господь с Тобою! " (Л. 1, 28), к городу же: " Радуйся, благоверный град, господь с тобою! ".

Встань, о честный муж, из гроба твоего! Встань, отряхни сон! Ты ведь не умер, но спишь до общего всем пробуждения! Встань, ты не умер! Не подобает умереть тебе, веровавшему во Христа, жизнь давшего всему миру! Стряхни сон, подними очи, и да увидишь ты, какой чести сподобил тебя Господь там на земле: не в забвение оставил сынам твоим. Встань, смотри на чадо свое, на Георгия! Смотри на утробу свою, смотри на любимца своего, смотри, кого господь вывел из чресл твоих, смотри на украшающего престол земли твоей и возрадуйся и возвеселись! К тому же и на благоверную сноху твою Ирину! Смотри на внуков твоих и правнуков, как живут, как хранимы господом, как по завещанию твоему хранят благоверие, как посещают святые церкви, как славят Христа, как поклоняются имени Его! Смотри же и на град, величеством сияющий, смотри на церкви процветающие, смотри на христианство множащееся, смотри на град, иконами святых освящаемый, блистающий, фимиамом благоухающий, хвалами и песнями святыми оглашаемый! И все это увидев, возрадуйся и возвеселись и восхвали благого Бога, устроителя всего этого, увидев, хотя и не телом, но духом, показывает тебе Господь все это. О них жe радуйся и веселись, потому что твой благоверный посев не был иссушен зноем неверия, но с дождем божьей помощи принес многочисленные плоды.

Радуйся, во владыках апостол, не мертвых телом воскресил, но нас, душею мертвых, от недуга идолослужения умерших, воскресил! С тобою приблизились к Богу и Христа - жизнь вечную - познали. Согнуты были бесовским обманом, а с тобою распрямились и вступили на путь жизни. Слепыми были от бесовского обмана, а с тобою прозрели сердечными очами, ослепленные были невежеством, а с твоей помощью увидели свет трисолнечного Божества. Немые были, а с тобою обрели дар речи. И теперь уже, незнатные и знатные, славим единосущную Троицу.

Радуйся, учитель наш и наставник благоверию! Ты в правду облачен, крепостью препоясан, в истину обут, разумом увенчан и милосердием, как гривной и золотым украшением, красуешься. Ты, о честный муж, был нагим одеяние, алчущим - кормитель, жаждущей утробе - охлаждение, был вдовам помощник, странникам - пристанище, бездомным - кров, обиженным ты был заступник, бедным - обогащение.

За все эти благие дела принимаешь на небесах вознаграждение, блага, которые уготовал Бог вам, любящим Его. И видом сладкого его лица насыщаясь, помолись о земле своей и о людях, среди которых благоверно владычествовал. Пусть сохранит их в мире и благоверии, завещанным тобою! И пусть славится в нем правоверие и будет проклята всякая ересь! И пусть убережет их господь бог от всякой рати и пленения, от глада и всякой скорби и печали!

Особенно же помолись о сыне твоем, благоверном кагане нашем Георгии, чтобы в мире и в здравии море жизни переплыл и в гавани небесного безветрия пристал, чтобы корабль душевный и веру без ущерба сохранил, чтобы с богатством добрых дел неколебимо управлял людьми, данными ему от Бога, чтобы без стыда стать ему вместе с тобою пред престолом Вседержителя Бога и за труд наставления людей получить от него венец славы нетленной вместе со всеми праведниками, трудившимися ради Него.

 

Документ №8.


Поделиться:



Популярное:

  1. III. Выберите английское словосочетание, соответствующее русскому.
  2. IV Найдите в правой колонке русские эквиваленты английских слов и словосочетаний.
  3. VIII. ВРАЧ И СЛОВО ВРАТЬ – ОДНОГО КОРНЯ.
  4. А. П. Петрова. «Сценическая речь» - Общие основы работы над словом
  5. В каком Падеже Стоит Слово «Господеви»?
  6. Ведь слово есть знак всего того, что окружает человека, что познано им. С другой стороны, слово отражает результат речемыслительных способностей человека.
  7. Внутреннее смысловое единство
  8. Вот первое слово и первая речь,
  9. Вступительное слово классного руководителя.
  10. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки зависит от лексического значения.
  11. Глава 18. Что я подразумеваю под словом «духовность»
  12. Девятая Заповедь Божия (Не Вреди Словом). Виды Ложного Свидетельства. 10-Я Заповедь Божия (Не Вреди Желанием, Мыслию). Виды Греховных Желаний И Мыслей. Общее Положение Для Всех Заповедей К Ближним.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 811; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь