Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кистяковский Богдан Александрович. Социальные науки и право



ПРАВО. РЕАЛЬНОСТЬ ОБЪЕКТИВНОГО ПРАВА.

Развитие науки о праве привело к убеждению, что право входит в различные сферы человеческой жизни и деятельности, которые могут составлять предмет различных отраслей гуманитарных наук. Право есть и государственно-организационное, и социальное, и нормативное явление.

На первое место надо поставить государственно-организационное или государственно-повелительное понятие права. Это понятие права различными учеными определяется как совокупность норм, исполнение которых вынуждается, защищается или гарантируется государством.

На второе место надо поставить социологическое понятие права. При изучении права с социально-научной точки зрения главное внимание должно быть обращено на право, осуществляющееся в жизни. Право, изучаемое с этой стороны, есть совокупность осуществляющихся в жизни правовых отношений, в которых вырабатываются и кристаллизуются правовые нормы.

Третье место занимает психологическое понятие права.

Право есть совокупность тех императивно-атрибутивных душевных переживаний, которые путем психологического взаимодействия членов данной общественной группы приобретают общее значение и объективируются в общей норме.

Наконец, четвертое понятие права - нормативное. С нормативной точки зрения право есть совокупность норм, заключающих в себе идеи о должном, которые определяют внешние отношения людей между собой.

Но наряду с множественностью научных понятий права не подлежит сомнению, что право как явление, едино. Каждое понятие права, независимо от того, в результате изучения какой бы стороны права оно не получалось, должно одинаково иметь в виду и совокупность норм, и совокупность правоотношений, т. е. объективное, и субъективное право.

ПРАВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Из этого положения вполне очевидно должен вытекать вывод, что право и следует изучать прежде всего в его социальных проявлениях, т. е. его надо исследовать социально-научно.

Право состоит из норм, постоянно и регулярно осуществляющихся в жизни, и потому осуществление есть основной признак права.

РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ В ПРАВЕ

Правовые факты, т. е. правовые отношения и индивидуальные права и обязанности, представляют наиболее непосредственную и бесспорную реальность права.

ГОСУДАРСТВО. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

Государство получает свое наиболее яркое выражение во власти. Вместе с тем власть является основным признаком государства. Только государство обладает всей полнотой власти и располагает всеми ее формами. Все остальные социальные организации обладают лишь частичною властью или какою-нибудь одной из ее форм. Притом власть всех остальных социальных организаций нуждается для своего осуществления в санкции и в поддержке со стороны государственной власти.

Существуют публично-правовые организации, которые не являются государственными и в то же время обладают некоторою сходною с ними властью. Эта форма власти присвоена всем самоуправляющимся и автономным организациям. Ею располагают самоуправляющиеся городские и земские общества, сословные организации, церкви и другие общины, поскольку они организованы в публично-правовые корпорации; присуща она также и автономным университетам. Однако все эти публично-правовые организации применяют не свою власть, а власть государства, они обладают властью лишь постольку, поскольку государство наделяет их ею; помимо государства они никакой властью не располагают. Государство отличается от этих публично-правовых союзов тем, что оно ни от кого не заимствует своей власти; оно обладает своей собственной властью, которая не только возникает в нем самом, но и поддерживается и ограничивается его собственными средствами.

Только весь народ, организованный как одно целое, т. е. составляющий государство, обладает подлинною государственною властью. Государство и есть правовая организация народа, обладающая во всей полноте своею собственною, самостоятельною и первичною, т. е. ни от кого не заимствованною властью.

Характеризуя правовое государство в самых общих чертах, надо признать, что в нем власти положены известные границы, здесь власть ограничена и подзаконна. Кроме того, в правовом государстве как некоторые органы власти, так и сам правовой порядок организуются при помощи самого народа.

Нужна ли власть в социалистическом государстве? Социалисты обыкновенно требуют диктатуры народа или пролетариата. Важно то, что диктатура является не только властью, но властью с усиленными полномочиями, потенциированной, приближающейся к абсолютной власти. Государственная власть в социалистическом обществе не только будет существовать, но ее компетенции будут распространены на новые сферы, на которые теперь компетенции государственной власти не распространяются. В таком обществе компетенции власти будут распространены также на всю промышленную и хозяйственную деятельность страны. Все те виды индивидуальной и общественной экономической деятельности, которые в современном правовом государстве составляют область частно-правовых отношений, в социалистическом обществе превратятся в область публично-правовых отношений, регулируемых государством и государственной властью.

Если же рассматривать государство как организацию, основанную на господстве права, то наиболее типичным признаком власти надо признать ее безличность. В современном правовом государстве господствуют не лица, а общие правила или правовые нормы.

Эта безличность власти и есть самая характерная черта современного правового или конституционного государства.

Нас прежде всего поражают необыкновенная сложность, многообразие и многосторонность тех явлений, которые мы называем властью. В этих явлениях переплетаются и постоянные, так сказать, стихийные элементы человеческой психики, и те наслоения, которые создаются социальным и историко-политическим развитием и, наконец, то, что выражается в правовой деятельности государства. Если мы не будем стремиться строго различать и разграничивать все эти элементы, мы никогда не поймем, в чем заключается власть.

Ко всем признакам власти - престижу, обаянию, авторитету, традиции, привычке, силе, внушающей страх и покорность, мы должны присоединить еще один признак - всякая власть должна быть носительницей какой-нибудь идеи, она должна иметь нравственное оправдание. Это оправдание может заключаться или в величии и славе народа и государства, : или в упрочении правового и общественного порядка, что мы видим в правовых и конституционных государствах, или же оно может заключаться в регулировании экономической жизни и в удовлетворении наиболее важных материальных и духовных нужд своих граждан, что составляет задачу государства будущего. Как только власть теряет одухотворяющую ее идею, она неминуемо гибнет.

В правовом государстве все отношения властвования выражаются и закрепляются в правовых нормах. Сперва существующие фактически отношения приобретают характер отношений, освященных нормами права. Появляется убеждение, что то, что есть, должно быть. Но постепенно правовая идея, идея должного берет верх над существующим лишь фактически. Поэтому и фактические отношения приноравливаются к должному в правовом отношении. Все, что не находит себе оправдания, изменяется и согласовывается с тем, что должно быть. Таким образом над властью все более приобретает господство правовая идея, идея должного.:

Господство правовой идеи в современном государстве выражается в том, что все действия власти в нем обусловливаются и регулируются правовыми нормами. Лица, обличенные властью в правовом государстве, подчинены правовым нормам одинаково с лицами, не имеющими власти. Они являются исполнителями предписаний, заключающихся в этих нормах. Власть является для них не столько их субъективным правом, сколько их правовой обязанностью.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Государство есть известная форма общественной организации. Только там, где есть общество и народ, существует и государство. Но представляя народ в его целом, являясь всепоглощающей организацией его, государство вместе с тем заслоняет собой народ. Оно становится на место народа, рассматривает себя как самоцель, и превращает народ в подчиненное себе средство.: По сравнению с мощной организацией, которую представляет из себя государство, отдельный человек является ничтожной величиной. На почве этих отношений между государством и личностью рождается взгляд, согласно которому государство есть все, а отдельный человек, индивидуум - ничто. Правда, не всякий человек способен противопоставить себя государству, а только тот, в котором пробудилось сознание своего я, своей личности. Такое пробуждение сознания своей личности у членов общества есть необходимое условие для перехода от абсолютно-монархического к конституционному государству. Оно приводит к тому, что личность начинает противопоставлять себя государству, а вместе с тем и отстаивать перед ним свои интересы и права.

Для действительного осуществления правового порядка и устранения государственного деспотизма далеко недостаточно одного участия народа в выработке законов и в контроле над их исполнением, как бы деятельно это участие не проявлялось. Даже при самых радикальных и демократических формах народовластия и народоправления народ и его уполномоченные склонны превращать свою верховную власть в абсолютную и деспотическую.: Деспотизм большинства народа или всего народа часто бывает не менее жестоким, чем деспотизм одного лица - монарха.

Государство не имеет права стеснять или нарушать субъективные публичные права своих граждан: так называемые гражданские права и свободы личности и все вытекающие из них общественные свободы не нарушимы для государства и неотъемлемы у отдельных граждан иначе, как по суду.

Одни утверждают, что личности в своей совокупности образуют общество; другие - напротив, что общество представляет собою ту среду, которая вырабатывает и создает личность. Напротив, только оба вместе они соответствуют социальной и культурно-исторической действительности. Можно сказать, что общество представляет собой урегулированное нормами сожительство людей.

Предстоит решить, кто из двух - личность или общество - должны служить другому и быть для него целью. Самоцелью являются одинаково и личность, и общество.

В силу принадлежности к государству у индивидуума создается ряд состояний, определяемых отношением между ним и государством. Прежде всего он находится в подчинении у государства, составляющем основание всякой государственной деятельности. Это - пассивное состояние, при котором исключено самоопределение и личность. Абсолютная личность, которая ни в одном пункте не была бы обязана подчиняться государству, противоречила бы существу государства. Всякая личность есть нечто относительное, т. е. ограниченное. Личность самого государства в этом случае не составляет исключения. Призванное для выполнения известных целей государство ограничено в своей дееспособности, так как оно необходимо должно признавать личность своих граждан.: В силу этого взаимного ограничения отношение между государством и единичной личностью приводит к тому, что они являются взаимно друг друга дополняющими величинами. Вместе с ростом индивидуальной личности уменьшается объем пассивного состояния, т. е. суживается область государственного господства. Однако параллельно с этим идет и обратный процесс распространения государственного господства на новые области, так как социальные и культурные задачи государства непрерывно растут.: Публично-правовое положение индивидуума может рассматриваться с четырех сторон: индивидуум или исполняет обязанности по отношению к государству, или свободен от вмешательства государства, или предъявляет требования к государству, или же действует за государство.

ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ

Государство даже в настоящее время вызывает иногда ужас и содрогание. В представлении многих государство является каким-то безжалостным деспотом, который давит и губит людей.

Но действительно ли государство создано и существует для того, чтобы угнетать, мучить и эксплуатировать личность? Действительно ли столь знакомые нам черты государственной жизни являются существенными и неотъемлемыми ее признаками? Мы должны самым решительным образом ответить отрицательно на эти вопросы. В самом деле, все культурное человечество живет в государственных единениях. Культурный человек и государство - это два понятия, взаимно дополняющие друг друга. Поэтому культурный человек даже немыслим без государства.

И конечно, люди создают, охраняют и защищают свои государства не для взаимного мученичества, угнетения и истребления. Иначе государства давно распались бы и прекратили бы свое существование. Из истории мы знаем, что государства, которые только угнетали своих подданных и причиняли им только страдания, действительно гибли. Их место занимали новые государства, более удовлетворяющие потребности своих подданных, т. е. более соответствовавшие самому существу и природе государства.

В чем же, однако, настоящие задачи и цели государства? Они заключаются в осуществлении солидарных интересов людей. При помощи государства осуществляется то, что нужно, дорого и ценно всем людям. Государство само по себе есть пространственно самая обширная и внутренне наиболее всеобъемлющая форма вполне организованной солидарности между людьми.

Общее благо - вот формула, в которой кратко выражаются задачи и цели государства.

Способствуя росту солидарности между людьми, государство облагораживает и возвышает человека. Оно дает ему возможность развивать лучшие стороны своей природы и осуществлять идеальные цели. В облагораживающей и возвышающей человека роли и заключается истинная сущность и идеальная природа государства.

Основной принцип правового или конституционного государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти положены известные пределы, которых она не должна и правовым образом не может переступать. Ограниченность власти в правовом государстве создается признанием за личностью неотъемлемых, ненарушаемых и неприкосновенных прав. Впервые в правовом государстве признается, что есть известная форма самоопределения и самопроявления личности, в которую государство не имеет права вторгаться.

Неотъемлемые права человеческой личности не создаются государством; напротив, они по самому существу своему непосредственно присвоены личности. Среди этих неотъемлемых, непосредственно присущих человеку прав на первом месте стоит свобода совести. Непосредственным следствием свободы совести является свобода слова устного и печатного. Среди неотъемлемых прав личности, признаваемых в правовом или конституционном государстве, одним из существеннейших прав является свобода союзов и свобода собраний.

Но все эти и многие другие свободы и права, как, например, свобода профессий, свобода передвижения, право на доброе и незапятнанное имя, а в конечном счете и все гражданские или частные права, оказались бы иллюзией, если бы в правовом государстве не была установлена неприкосновенность личности. Во всяком правовом государстве все свободы и права должны быть регламентированы, т. е. для осуществления их должны быть установлены правила, которые исключали бы возможность столкновений с осуществлением других потребностей.

Благодаря неотъемлемым правам и неприкосновенности личности, государственная власть в правовом государстве не только ограничена, но и строго подзаконна. Органы государственной власти бывают действительно связаны законом только тогда, когда им противостоят граждане, наделенные субъективными публичными правами. Только имея дело с управомоченными лицами, могущими предъявлять правовые притязания к самому государству, государственная власть оказывается вынужденной неизменно соблюдать законы. Таким образом, не подлежит сомнению, что осуществление законности при общем бесправии есть чистейшая иллюзия. При бесправии личности могут процветать только административный произвол и полицейские насилия.

В правовом государстве власть должна быть организована так, чтобы она не подавляла личность; в нем как отдельная личность, так и совокупность личностей - народ - должны быть не только объектом власти, но и субъектом ее. Самое важное учреждение правового государства народное представительство, исходящее из народа, является соучастником власти, непосредственно создавая одни акты ее и влияя на другие. Поэтому престиж конституционной государственной власти заключается не в недосягаемой высоте ее, а в том, что она находит поддержку и опору в народе. Единение власти с народом является всегда целью и основным стремлением всякого конституционного правительства.

Так как классовая борьба заключается в розни, разъединении и разобщении, то обыкновенно и делают вывод: там, где постоянно ведется классовая борьба, не может быть единения, общности и солидарности. Но классовая борьба есть борьба общественных сил; это явление по преимуществу социальное, относящееся к социальной основе современного государства. Но все отдельные общественные силы, организованные в самостоятельные политические партии, выступают как нечто обособленное: только в подготовительных стадиях, только пока не принято решение. Напротив, всякий акт государственной власти представляет в правовом государстве всегда нечто единое и цельное.

Во всяком случае в современных правовых государствах и социально-угнетенные элементы всегда имеют возможность влиять на ход государственной жизни, так как и они имеют своих представителей в общем народном представительстве.

Несомненно, что полное единение государственной власти с народом, т. е. полное единство государства, как цельной социальной организации, осуществимо только в государстве будущего, в народном или социалистическом государстве.

Законодательство целиком обуславливает организацию и деятельность государства и его элементов; оно регулирует не только отношение отдельных лиц и целых групп между собой, но и отношение самого государства к гражданам, а вместе с тем и деятельность всех государственных учреждений. Ясно однако, что при свободе лица и самодеятельности общества лицо само должно участвовать тем или иным способом в выработке норм или правил, выраженных в законах, которые будут его связывать и обязывать.

Там, где весь правопорядок держится только бдительностью и заботами органов власти, а активное отношение к нему общества пресекается, там всегда должен наступить известный момент, когда старый правопорядок будет упразднен, а новый еще не будет создан. Ни правопорядок, ни государственный строй не могут быть долговечны, если они не находят себе опоры в общественном правосознании. Опираясь на народное правосознание и постоянно приспособляясь к нему, оно (т. е. правовое государство. - Сост.) изменяется вместе с изменением правосознания.

Термин < правовое государство> служит для определения юридического характера самого государства такого типа.

Является ли социалистическое государство по своей правовой природе прямою противоположностью правовому государству? Перебирая все идеи, связанные с представлением о социалистическом государстве, мы не найдем среди них ни одного правового принципа, который можно было бы признать новым и еще неизвестным правовому государству. Тут и скрывается истинная причина, почему среди творцов социалистических систем нет ни одного юриста или философа права; им в этой области нечего было творить.

Часто утверждают, что социалистическое государство, сделавшись единственным и всеобщим работодателем, превратится в деспотическое государство, и что оно по необходимости должно уничтожить личную свободу, как бы оно ни было демократически организовано. Его даже прямо называют < грядущим рабством>.

В свое время Бисмарк характеризовал социалистическое общество, как каторжный дом с принудительными работами и казенным пайком на содержание каждого члена общества.

Но частное право не может исчезнуть совершенно и в социалистическом обществе. Изъятие из гражданско-правового оборота средств производства не есть принципиальное отрицание самого гражданского права. Указанное изъятие для некоторых предметов материального мира, находящихся в настоящее время в частной собственности, будет лишь завершением тех ограничений частной собственности, которые созданы социальным законодательством последних десятилетий. Напротив, наиболее важные в бытовом отношении формы частной собственности, именно частная собственность на предметы пользования и потребления, никогда, т. е. ни в одном реально осуществимом строе не могут быть упразднены.

Но если в социалистическом государстве будет сужен тот круг личных прав, который создается и обеспечивается современным гражданским правом, то зато значительно будет расширена сфера публичных субъективных прав. Это сильно изменит самое положение личности в государстве, так как сделает ее более полно-правной.: Т. е. права на положительные услуги со стороны государства будут не только расширены, но и пополнены новыми видами прав. Все эти права объединяются в одном общем субъективном публичном праве, именно в праве на достойное человеческое существование.

Цель социального развития не в том, чтобы все члены общества превратились в призреваемых, рассчитывающих на милосердие и благодеяние со стороны общества, а в том, чтобы никому не приходилось рассчитывать на благодеяние. Итак, не в силу чувства жалости, а в силу самой природы правовой организации в нормальном социальном строе каждому человеку должно быть гарантировано право на достойное человеческое существование, служащего основанием для целого ряда правовых притязаний личности. Необходимо, чтобы всякий человек притязал; только тогда он будет и дерзать, т. е. будет свободным.

На основании всего изложенного мы должны признать, что между современным правовым государством и тем государством, которое осуществит социальную справедливость, нет принципиальной и качественной разницы, а есть только разница в количестве и степени.

Правовое государство является наиболее совершенным типом государственного бытия. Оно создает те условия, при которых возможна гармония между общим целым и личностью. Здесь государственная индивидуальность не подавляет индивидуальности отдельного лица. Напротив, здесь в каждом человеке представлена и воплощена определенная культурная цель, как нечто жизненное и личное.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

В прошлом государство и право возникли, несомненно, независимо друг от друга и известное время вели как бы обособленное существование. Однако постепенно государство стало признавать одной из своих ближайших и важнейших обязанностей заботу о праве. Начав с охраны права и гарантирования неизменного осуществления его предписаниям, оно естественно вскоре сделалось единственным судьей в вопросе о том, что является действующим правом. Этим путем из простого охранителя права государство превратилось в его созидателя. С развитием законодательной деятельности последняя функция государства по отношению к праву выступила на передний план и стала привлекать к себе даже больше внимания и сил, чем первая.: Но, подчинившись государству, право не превратилось в послушное орудие государства, а, напротив, постепенно само приобрело господство над ним.: В конечном результате этого процесса, право перестраивает государство и превращает его в правовое явление или в создание права.

Особенно важное значение для превращения конституционного государства в чисто правовое имеет подчинение праву устройства и деятельности всех органов власти. Перестройка на правовых началах и подчинение правовым нормам законодательной деятельности. Суды приобретают характер правовых учреждений: Подчинение всей правительственной деятельности определенным правовым нормам. Судебная проверка административных актов.

Цели и интересы государства при правовом строе всегда определяются правовым порядком. Следовательно, в правовом государстве целесообразным является только то, что соответствует цели, преследуемой правом.

Понимание государства, как организованной силы, может быть развито в двух противоположных, резко друг другу противопоставленных направлениях. Эти направления мы можем определить как теорию силы и насилия.

В правовом государстве власть не должна являться и не является самобытной силой, могущей хоть в каких-либо случаях действовать несогласно с правом или вне его сферы.

Государство и право представляют собой не отдельно и независимо друг от друга существующие явления, а тесно и неразрывно между собой связанные различные выражения одной и той же совокупности явлений.

Государство и право - это две стороны одного и того же сложного явления, а в частности право и есть то начало, из которого состоит государство.

КУЛЬТУРА В ЗАЩИТУ ПРАВА

(Задачи нашей интеллигенции)

Из всех формальных ценностей, право, как наиболее совершенно развитая и почти конкретно осязаемая форма, играет самую важную роль. Право в гораздо большей степени дисциплинирует человека, чем логика и методология, или чем систематические упражнения воли. Главное же, в противоположность индивидуальному характеру этих последних дисциплинирующих систем, право - по преимуществу социальная система и притом единственная социально дисциплинирующая система. Социальная дисциплина создается только правом; дисциплинированное общество и общество с развитым правовым порядком - тождественные понятия.

С этой точки зрения и содержание права выступает в другом освещении. Главное и самое существенное содержание права составляет свобода. Правда, это свобода внешняя, относительная, обусловленная общественной средой. Но внутренняя, более безотносительная, духовная свобода возможна только при существовании свободы внешней, и последняя есть самая лучшая школа для первой.

Если иметь в виду это всестороннее дисциплинирующее значение права и отдать себе отчет в том, какую роль оно сыграло в духовном развитии русской интеллигенции, то получатся результаты крайне неутешительные. Русская интеллигенция состоит из людей, которые ни индивидуально, ни социально не дисциплинированы. И это находится в связи с тем, что русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не видела в нем ценности; из всех культурных ценностей право находилось у нее в наибольшем загоне.

Основу прочного правопорядка составляет свобода личности и ее неприкосновенность. Трудно найти более разностороннюю и богатую разработку идеала личности: Но именно тут мы констатируем величайший пробел, так как наше общественное сознание никогда не выдвигало идеала правовой личности. Обе стороны этого идеала - личности, дисциплинированной правом и устойчивым правопорядком, и личности, наделенной всеми правами и свободно пользующейся ими, чужды сознанию нашей интеллигенции.

Из трех главных определений права по содержанию правовых норм, как норм, устанавливающих и ограничивающих свободу, - норм, разграничивающих интересы:, и наконец, - норм, создающих компромисс между различными требованиями:, последнее определение заслуживает особенного внимания с социологической точки зрения. Всякий сколько-нибудь важный новоиздающийся закон в современном конституционном государстве является компромиссом, выработанным различными партиями, выражающими требования тех социальных групп или классов, представителями которых они являются. Само современное государство основано на компромиссе, и конституция каждого отдельного государства есть компромисс, примиряющий различные стремления наиболее влиятельных социальных групп в данном государстве.

Дефекты правосознания нашей интеллигенции не так легко устранимы. Так, Г.В. Плеханов, который выступил на съезде (на Втором съезде РСДРП. - Сост.) с проповедью относительно всех демократических принципов, равносильной отрицанию твердого и устойчивого правового порядка и самого конституционного государства. По его мнению, < каждый данный демократический принцип должен быть рассматриваем не сам по себе в своей отвлеченности, а в его отношении к: принципу, гласящему, что salus populi suprema lex1. В переводе на язык революционера это значит, что успех революции - высший закон. > Провозглашенная в этой речи идея господства силы и захватной власти вместо господства принципов права прямо чудовищна.

Как бы то ни было, выше приведенная речь Плеханова, несомненно, является показателем не только крайне низкого уровня правового сознания нашей интеллигенции, но и наклонности к его извращению.

ПУТЬ К ГОСПОДСТВУ ПРАВА

(Задачи наших юристов)

: В идее всякий закон должен господствовать над всеми частными, личными и групповыми интересами, и если это не всегда осуществляется в действительности, а иногда и трудно достижимо, то все-таки свой моральный авторитет закон черпает в этом присущем ему свойстве.

Для нас, юристов, не может подлежать сомнению, что если правопорядок и его авторитет будут поставлены у нас в зависимости от господства и смены тех или других политических партий, то у нас никогда не будет прочного правопорядка. Право должно действовать и иметь силу совершенно независимо от того, какие политические направления господствуют в стране и в правительстве. Право по самому своему существу стоит над партиями и потому создавать для него подчиненное положение по отношению к тем или другим партиям, это значит извращать его природу.

Но более всего призвана установить и показать это независимое и самостоятельное значение права юридическая наука.

 

Документ № 49.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1005; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь