Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БОГОСЛОВСКАЯ ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ УЧЕНИЯ Н.Ф. ФЕДОРОВА



Научный руководитель: канд. филос. наук, доц. Дружинин В.И.

Тульский государственный университет

Слабость и противоречивость идей Федорова во многом были обусловлены ограниченностью идеологии крестьян­ства, от имени которого он выступает; учение Федорова отражает консервативность, иллюзии и утопиче­ские чаяния этого класса пореформенной России. Они проявились, в частности, в его отношении к общественным институтам. Здесь и идеал «всесословной» общины, братского всеединства человечества – и защита утопического, идеализированного самодержавия; утверждение равенства всех, решительное неприятие национа­листических предрассудков, любой национальной исключительности – и идеализация патриархального бы­та России.

В учении Федорова сказались влияния, идущие от различных, часто противоположных традиций: от ес­тественнонаучного позитивизма до религиозно-фило­софских концепций. Это учение несет в себе черты общественно-исторических противоречий своего време­ни. Не уделив ему внимания, мы существенно обедним наше понимание идейной атмосферы второй половины XIXстолетия, в которой преобладало острокритическое отно­шение к окружающему, жажда перемен, поиски путей к преобразованию жизни. Один из таких путей пред­лагает и псевдобогословское учение Федорова.

Главным для Фёдорова является вопрос о жизни и смерти, о том, «почему живущее страдает и умирает». Жизнь – это насущнейшее, необходимейшее для человека; жизнь и смерть оказываются синонимами добра и зла. Природа предстаёт для Фёдорова источником зла, страданий и смерти – слепой механической силой, которая должна быть подчинена и управляема человеком.

Смерть не только должна быть побеждена – Фёдоров ставит целью «всеобщее возвращение жизни, всеобщее воскрешение» всех когда-либо живших людей. По Федорову, всякий человек живёт за счёт смерти своих предков, живёт, вытесняя их, и это делает каждое поколение виновным в смерти предшествующего, делает нас преступными; этот счёт должен быть оплачен. Именно и только всеобщее спасение и бессмертие – а не индивидуальное, не только для ныне живущих поколений, и не для одних только праведников.

Своё учение Фёдоров связывает с христианством, считая его живым, подлинным воплощением христианских, в особенности православных, идеалов. Тем не менее в некоторых существенных вопросах учение Фёдорова значительно отступает от христианского мировоззрения.

Федоров был одним из основателей философского направления, которое получило название «Русский космизм».

 

 


Рогова И.А.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I

Научный руководитель: канд. ист. наук, доц. Фролова Л.П.

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

Внутренний мир каждого человека есть тайна, разгадать которую чрезвычайно непросто, если вообще возможно. Не всегда даже сам человек – «носитель» этих переживаний – может понять и объяснить, как и почему он отдает предпочтение одним «формам» и игнорирует другие.

Анализ документов и мемуаров свидетельствует нам о том, что фигура Николая I с его жизненными основами – православие, самодержавие, народность – явилась самой популярной для историографии. Именно источники, а не литература дают правильный и правдивый образ Николая Павловича. Особый интерес для истории представляют записные книжки великого князя Николая за 1822-1825 годы. Изучение таких материалов дает возможность узнать о времяпрепровождении князя, познакомиться с занятиями членов императорской семьи.

Николай I родился рано утром 25 июня 1796 года в Царском Селе. Вскоре, 6 июля, совершилось и его крещение. Крещение совершил духовник Екатерины II, протоиерей Савва Исаев, раннее совершавший молитву над новорожденным. Младенец получил благословение своей бабушки, императрицы Екатерины II, и нарекли новорожденного необычным для семьи Романовых именем в честь святителя Николая архиепископа Мирликийского.

Первое причастие он получил 21 февраля 1803 года, в неполных семь лет. Это событие было предварено беседой с духовником царской семьи протопресвитером Павлом Криницким.

Значимой вехой в формировании мировоззрения Николая Павловича оказалась Отечественная война 1812 года. Он желал поехать на фронт, так как ощущал себя бесполезным на земле существом. Спустя некоторое время император Александр I одобрил поездку Николая и Константина в 1814 году в армию.

Для Николая I идея власти была неразрывно связана с Православием. Православные вера и нравственность объединяли всех людей, все сословия в надежный крепкий союз для преодоления испытанийв трудные годы в истории страны.

Итак, самая важная особенность Николая I в том, что он был истинным православным царем. Государь был искренне верующим христианином, и не только в обрядовом смысле. При нём впервые за многие годы стали петь придворные хоровые молитвы и церковные песнопения. Николай I посещал церковные богослужения, а в путешествиях по России присутствовал на длительных литургиях. Он искренне молился и верил в Господа Бога всей душою.


Рогова М.А.

ОБРАЗЕЦ ПОСТРОЕНИЯ СЕМЬИ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II И ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ НА ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЯХ

Научный руководитель: канд. ист. наук, доц. Фролова Л.П.

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

В молодежной среде серьезными проблемами являются вопросы, что такое христианская семья и брак, развитие духовно-нравственной личности в семье. Ярким примером подрыва духовных и нравственных основ в современной России, служат ранние браки, социальная не адаптация детей, их небрежное отношение к учебе и культурным ценностям, детская жестокость и преступность – эффект буллинга и др. Многие молодые люди дезориентированы в том, что они хотят увидеть в своей семье. В их головах существует масса негативных штампов отношений между юношами и девушками, на которые они ориентируются, живя не по заповедях Божиим, а по суррогату средств массовой информации и социальных сетей. Все эти проблемы существуют в современном обществе и продолжают наносить урон институту семьи в целом и калечить жизнь каждой личности в частности.

Так в основе построение отношений Николая IIи Александры Федоровны Романовых лежит главная заповедь Иисуса Христа – любовь к Богу и ближнему. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечал: «Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего» [2, с. 34]. Второй ценностью христианской семьи является венчанный брак, где дается клятва супругов, «быть в горе, и в радости…» [2, с.76]. Здесь у них одна общая цель – спасение души. Прежде чем учить других, необходимо воспитывать себя – один из принципов воспитания в Царской семье. Мы должны быть сами именно такими, какими хотим видеть наших детей. Для государыни в отношениях с супругом очень важны были терпение, взаимное внимание, единство интересов, удерживание от ссор, то есть постоянная работа над собой. Дети видели все это и понимали, что значит жить христианской жизнью в атмосфере любви и доверия друг к другу. Важно отметить, что в царской семье Бог был на первом месте: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более Меня, не достоин Меня…» [1, с. 143], а отец на втором. Государыня сумела воспитать и передать детям чувство почитания Бога и отца, занимающее центральное место в семье.

Таким образом, базой построения отношений в царской семье послужили христианские ценности, такие как любовь к ближнему, венчанный брак, соблюдение заповедей Христа, чтение Священного Писания и святоотеческой литературы, соблюдения иерархии и первичности Бога и отца в семье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

2. Митрополит Амфилохий (Радович). Основы православного воспитания. Пермь: Православное общество «Панагия», 2000.


Ханина Ю.А.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь