Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема чтения книг «для души»



Текст

(1)Известно, что молодежь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2)Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (З)Есть у меня еще одна знакомая, которая привыкла


читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схва­тить основное содержание, информацию, содержащуюся на таким методом прочитанных страницах. (4)Переспрашиваю, экзаменую — схватила. (5)И вот даю для эксперимента Ак­сакова. (б)Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая. (7)Скоростной метод чтения. (8)Нет, страница не перелистывается. (9)Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (Ю)Только время от времени слышатся восклицания:

— Какая прелесть, какое очарование! (П)Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12)В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удо­сужился прочитать Аксакова. (13)Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да и очередность... (14)Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в преде­лах школьной программы. (15)Да еще (уже без школьной рекомендации) — «Три мушкетера», «Отверженные», «Со­бор Парижской богоматери», «Человек, который смеется», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»... (16)Да еще весь Джек Лондон, да еще «Борь­ба миров» и «Человек-невидимка»... (17)Не дошел черед до Аксакова. (18)В институтской программе Аксакова тоже не было. (19)Но он существовал, пока еще не читанный. (20)Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с круп­нейшими деятелями отечественной культуры, как-то: Вас­нецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21)Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошел на дет­ский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот ин­ститута до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22)Там, в сказке, девице-красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец


правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23)Дело не в театральном представлении. (24)Не первый же раз пришел я в театр! (25)Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26)Дело все было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27)Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заво­роженный, ошеломленный, ошарашенный, чувствуя, как чем-то теплым и светлым омывается душа.

(28)Если бы меня попросили назвать главное качество ак-саковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоро­вье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29)Отступают на второй план суета, нервозность, всякая ме­лочность, торопливость, мельтешение — все, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (ЗО)Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нем не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерца­нием природы как таковой, но воспитывалось всем предыду­щим искусством, всей предыдущей культурой.

(31)Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А.К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин... (32)Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочис­ленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?

(По В. Солоухину)

Сочинение

Есть «чтение для ума», а есть «чтение для души». Читая учебную литературу, мы стремимся схватить суть, запом­нить главное. И если читать приходится много, то очень


важно обладать скоростью чтения. Для этого даже сущест­вуют специальные методики. Совсем другое дело — чтение для души в редкие часы отдыха.

Замечательный русский писатель Владимир Солоухин с особенной теплотой и трепетностью рассказывает об одном из своих любимых писателей Сергее Тимофеевиче Аксакове. Сегодня существует проблема снижения интереса к чтению, замены истинной литературы «легким чтивом». Косвенное отражение эта проблема находит в эссеистическом тексте Солоухина. Основная авторская мысль заключается в пред­ложении «Если бы меня попросили назвать главное качест­во аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги». Действительно, «здоровое чтение» исключает не­брежность, суету, мельтешение, это Пушкин, Тютчев, Тур­генев. У каждого свой список писателей «для души».

На моей книжной полке есть несколько любимых книг. Но особое место занимает сборник стихов Сергея Есенина. Первое знакомство с его стихами произошло давно, и этот поэт навсе­гда стал любимым. Когда мне грустно, плохое настроение или просто скучно, я беру в руки любимый сборник и погружаюсь в обволакивающую мелодичность есенинских стихов:

Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь. Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Так просто, естественно и мудро мог сказать только на­стоящий гений.

В наш век стремительного развития технологий книги порой кажутся устаревшим источником знаний. Конечно, источников информации сегодня предостаточно, но особую атмосферу общения с книгой не сможет заменить ни один гаджет. Что удивительно, чтение электронной книги не приносит такого удовольствия, как общение с книгой бу­мажной, традиционной. Запах новой бумаги, шуршание пе-


реворачиваемых листов создают особую атмосферу контакта с писателем. И здесь не важна скорость чтения, выбор авто­ра и жанра, важно, чтобы это была «настоящая книга».

Пусть в жизни каждого моего сверстника будет любимый автор и любимая книга.

Проблема природной душевной красоты

И чуткости, проблема потребности

В прекрасном

Текст

(1)В первую очередь Пелагея сходила в темную, без све­та, боковушку, вынесла небольшую рамку с фотографиями. (2)Она дрожащими пальцами потрогала стекло в том месте, где была вставлена крошечная фотокарточка с уголком для печати. (3)На снимке просматривались одни только глаза да еще солдатская пилотка, косо сидевшая на стриженой голо­ве. (4)Вот-вот истают с этого кусочка бумаги последние че­ловеческие черты, подернутся желтым налетом небытия. (5)И даже память, быть может, все труднее, все невернее воскрешает далекие, годами застланные черты. (6)И верным остается только материнское сердце.

(7)Хозяйка взяла со стола рамку, опять отнесла ее в тем­ную боковушку и, воротясь, подытожила:

— Четверо легло из нашего дома. (8)А по деревне так и не счесть. (9)Ездила я года два назад поискать папину мо­гилку. (Ю)Сообщали, будто под Великими Луками он. (11)Ну, поехала. (12)В военкомате даже район указали.

(13)И верно, стоят там памятники. (14)Дак под которым наш-то? (15)Вечная слава, а кому — не написано. (16)А мо­жет, и не под которым. (17)А Леша наш до сего дня без по­хоронной... (18)0дна мама все надеется...


(19)Тут подала голос старуха, тронув дядю Сашу за руку, попросила:

— Сыграй, милый, сыграй.

(20) И, глядя вниз, на свои пальцы, что уже лежали на клапанах, выждав паузу, он объявил, разделяя слова:

— Шопен, соната... номер... два...

(21)Пелагея, для которой слова «соната», «Шопен» озна­чали просто музыку, а значит и веселье, при первых звуках вздрогнула, как от удара. (22)Она с растерянной улыбкой покосилась на старуху, но та лишь прикрыла глаза и по­удобнее положила одна на другую сухие руки.

(23)3вуки страдания тяжко бились, стонали в тесной горнице, ударялись о стены, об оконные, испуганно подра­гивающие стекла. (24)Когда была проиграна басовая партия, вскинулись, сверкнув, сразу три корнета, наполнив комнату неутешным взрыдом. (25)Старуха, держа большие темные руки на коленях, сидела неподвижно и прямо. (26)Она слышала все и теперь, уйдя, отрешившись от других и от самой себя, затаенно и благостно вбирала эту скорбь и эту печаль раненой души неизвестного ей Шопена таким же из­раненным сердцем матери.

(27)И дядя Саша вспомнил, что именно об этой великой сонате кто-то, тоже великий, сказал, что скорбь в ней не по одному только павшему герою.

(28)Боль такова, будто пали воины все до единого и ос­тались лишь дети, женщины и священнослужители, горест­но склонившие головы перед неисчислимыми жертвами...

(29)И как проливается последний дождь при умытом солнце уже без туч и тяжелых раскатов грома, так и дядя Саша повел потом мелодию на своем корнете в тихом сопут-ствии одних только теноров: без литавр, басов и барабанов. (ЗО)Это было то высокое серебряное соло, что, успокаивая, звучало и нежно, и трепетно, и выплаканно, и просветлен­но. (31)Печаль как бы истаивала, иссякала, и, когда она ис­тончилась совсем, завершившись как бы легким вздохом и обратясь в тишину, дядя Саша отнял от губ мундштук.


(32)Старуха наконец встала и поковыляла одна, шаркая подшитыми валенками.

— (ЗЗ)Ну вот и ладно... — проговорила она. — (34)Хорошо сыграли... (35) Вот и проводили наших... (Зб)Спасибо.

,..(37)Музыканты шли к большаку непроглядным ноч­ным бездорожьем. (38)Все так же сыпался и вызванивал на трубах холодный невидимый дождь, все так же вязли и разъезжались мокрые башмаки. (39)Шли молча, сосредото­ченно, перебрасываясь редкими словами, и старшой слышал близко, сразу же за собой, тяжелое, упрямое дыхание строя.

(40)Как тогда, в сорок третьем...

(По Е. Носову)

Сочинение

Самые простые люди нередко бывают очень восприимчи­вы к прекрасному. На уровне природной интуиции они чув­ствуют музыку, живопись, литературу. Неискушенная чис­тота и доброта отличают таких людей.

К проблеме природной душевной красоты и чуткости, к проблеме потребности в прекрасном обращается писатель Ев­гений Носов. Простые русские женщины с нелегкой судьбой, потерявшие на войне своих близких, переживают еще раз боль утраты, слушая Шопена: «Звуки страдания тяжело бились, стонали в тесной горнице...» С деликатным уважением автор показывает душевную чуткость простой русской женщины: «Она слышала все и теперь, уйдя, отрешившись от других и от самой себя, затаенно и благостно вбирала эту скорбь и эту пе­чаль раненой души неизвестного ей Шопена таким же изра­ненным сердцем матери». Авторское чувство невольно переда­ется читателю. Прекрасная в своем страдании, простая старая женщина находит отклик в музыке великого Шопена.

Внутренняя красота и богатство нередко находят выра­жение в отношении к музыке. Вспомним Наташу Ростову из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Танец под игру бала-


лайки раскрывает ее лучшие душевные качества. В ней про­сыпаются истинная простота и народность, и все присутст­вующие в доме дядюшки с восторгом наблюдают за танцем Наташи.

Люди, по-настоящему увлеченные музыкой, отдают ей душу, готовы служить ей вечно. Герой рассказа А.И. Ку­прина «Гамбринус» играл на скрипке в портовом кабаке, и моряки специально приходили его послушать. Но его моби­лизовали в армию, в бою он был тяжело ранен, потерял ру­ку. Он больше не сможет играть на скрипке — что может быть ужаснее! Но Сашка научился виртуозно играть на губ­ной гармошке и вернулся в кабак, чтобы радовать своих бесхитростных слушателей.

Настоящее искусство всегда вызывает душевный отклик, причем как людей искушенных, подготовленных, так и тех, кто чувствует прекрасное сердцем. Искусство должно про­буждать в людях все самое лучшее.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1165; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь