Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема различий понятий «ум» и «образованность»
Текст (1)Мудрый никогда не хвастается своей мудростью, сознавая ограниченность ума. (2)И только глупый, воображая себя знающим, возбуждает у простаков почтение, а среди умных — в лучшем случае — насмешку. (З)Возраст зрелости и мудрости у каждого свой. (4)Высшая мудрость — умение прилагать свои знания и талант на деле. (5)Но любознательный, постоянно размышляющий всегда испытывает недостаток психической энергии и времени для проявления способностей на деле. (6)Чем больше человек знает, тем больше склоняется в смирении перед тем, чего не знает. (7)Но иной от знаний раздувается, как пузырь, и становится самодовольным. (8)Люди редко признают цену мудрости, так как неспособны ее понять. (9)Чаще всего умного и талантливого может распознать только тот, кто сам умен. (Ю)Поэтому гении нередко умирают непризнанными и в безвестности. (П)Простачки не способны познать мудрость, а завистливые к тому же всеми силами стараются ее принизить. (12)Кто-то сказал, что высшая мудрость — справедливая деятельность. (13)Мудрость не может быть иной, она — нравственна. (14)Творящие зло могут быть умными, но не мудрыми. (15)Неожиданные события порождают новые мысли и обогащают мудрость, тогда как мысли, ведущие к бездействию, парализуют волю. (16)У недостаточно мудрых гнев калечит душу и мутит разум, а самомнение и страсть его умаляют. (17)Плохо образованные и недостаточно мудрые всегда враждебны к тому, что выходит за пределы их сознания. (18)Для того чтобы быть простым, надо обладать светлым умом и чистой душой. (19)Но простоту часто воспринимают как недостаток ума. (20)Откровенное признание в незнании чего-либо умный примет за искренность и бесхитростность, а недалекий — как признак глупости. (21)Без сомнения, главный признак мудрости — стойкость к жизненным неудачам и радостное отношение к жизни. (22)Я вспоминаю глубокого старика профессора-зоолога В.Н. Шнитникова. (23)Когда ему пакостили молодые зоологи Академии наук РК только лишь потому, что он был неизмеримо выше них и по знаниям, и по душевным качествам, он весело смеялся. (24)Таким же был безвременно погибший мой друг, инвалид, талантливейший человек Б. Шмидт. (25)Ум и образованность — разные категории и далеко не всегда сочетаются в одном человеке. (26)3нание и ум не одно и то же. (27)Можно многое знать и не уметь использовать свои знания. (28)Ум всегда ограничен, зато глупость многолика и безгранична. (29)Вообще признак ума — умение из частного складывать представление об общем и — наоборот. (ЗО)Умение предвидеть — признак сильного ума, а умение критически относиться к своим мыслям — ценное качество, особенно если оно постоянно. (31)Такими чертами характера обладают очень немногие. (32)Вряд ли правильно утверждение, что лучше знать немногое, но хорошо, чем много, но поверхностно. (ЗЗ)Узкая специализация ведет к ограниченности. (34)По-видимому, для развития ума важно разумное сочетание этих обеих крайностей. (П.И. Мариковский) Сочинение Ум и мудрость. Ум и образованность. Можно ли считать тождественными эти понятия? Вопрос этот из категории философских и в то же время почти житейский. Ведь нередко мудрым мы называем человека, имея в виду не образование, а его жизненный опыт и отношение к миру. Об этом начинаешь размышлять после знакомства с эссе П.И. Мариковского. Нравственная проблема соотношения мудрости и глупости, добра и зла всегда волновала человечество. Авторская позиция выражается во фразе: «Творящие зло могут быть умными, но не мудрыми». Действительно, ум нередко дается от природы, а вот как его использовать — выбор человека. Автор называет признаком ума умение предвидеть. Наверное, прежде всего предвидеть последствия своих поступков и влияние их на судьбы других людей. С этим нельзя не согласиться. Подтверждение мы находим в художественной литературе и в жизни. Героиня повести Максима Горького «Старуха Изергиль» повествует о своей жизни, в которой были и любовь, и предательство. И сама она не была святой, но судьба наградила ее мудростью и пониманием того, что «в жизни всегда есть место подвигам». Две легенды о Ларре и Данко, рассказанные ею, объясняют, что есть добро и зло, эгоизм и самопожертвование, в чем смысл подвига. Жизненный опыт, приобретаемый нами, тоже учит понимать многое. Прежде казалось, что самые умные люди — это твои родители, затем нас восхищали знаниями учителя. Теперь мы находим других кумиров. Стив Джобе — кому сегодня не известно это имя. Умнейший, талантливейший и так рано ушедший из жизни. Не будем судить обо всех его качествах, но то, что он достоин уважения и восхищения, бесспорно. Ведь именно он подарил человечеству Интернет. Ум и талант должны быть направлены на благо человечества, но вместе с тем нужна мудрость, чтобы понять, в чем это благо. Проблема массового террора и политической Нестабильности Текст (1)Двадцатый век был ознаменован социально-историческими взрывами, масштабы которых превосходят все, что было нам известно до сих пор. (2)Две мировые войны использовали в целях уничтожения людей все новейшие завоевания науки и техники. (3)Но, по крайней мере, природа их не кажется нам загадочной. (4)Да, войны были и раньше, видимо, будут всегда — что тут поделаешь? (5)Однако другие исторические катаклизмы, те, в которых вся мощь государственного аппарата направлялась на уничтожение собственных подданных — лояльных, безоружных, послушных, ошеломленных, — не только заставляют содрогаться сердце, но и ставят в тупик любой нормальный ум: как? ради чего? зачем их убивали? кому это было нужно? как это вообще может случаться? (б)Случаи массового террора в далеком прошлом имели хотя бы видимость объяснения: религиозная борьба, захват имущества жертв, месть за угнетение. (7)Когда в нашем веке в Турции убивали армян, а в Германии уничтожали евреев, круг жертв был очерчен расовой или религиозной принадлежностью. (8)Когда же мы смотрим на коммунистический террор в России, Китае, Вьетнаме, Камбодже, нас ошеломляют не только масштабы, но и полная иррациональность происходившего. (9)Другой загадочный феномен политической истории XX века: устойчивый раскол на два лагеря, наблюдаемый в каждой демократической стране. (10)Демократы и республиканцы в Соединенных Штатах, лейбористы и консерваторы в Англии, социалисты и христианские демократы в Германии, рабочая партия и Ликуд1 в Израиле — всюду идеологическое противостояние и политическое противоборство раскалывают все население примерно пополам. (И)Верховная исполнительная и законодательная власть достается то одной партии, то другой, но, как правило, в результате лишь небольшого перевеса голосов. (12)Эта постоянная заведомая расколотость общества на два основных лагеря часто делает демократическое государство беспомощным перед лицом безжалостной, но сплоченной тирании. (13)Из-за нее Англия под властью Чем-берлена вынуждена была отступать и отступать перед гитлеровской агрессией. (14)Из-за нее Рузвельт не мог подвигнуть Америку вмешаться во Вторую мировую войну вплоть до Перл-Харбора. (15)Из-за нее Вьетнам был проигран коммунистам. (16)Наконец, третий загадочный феномен XX века — крушение десятков демократических режимов, возникших на месте бывших монархий или колоний. (17)Борцы за демократию всегда уверяли нас, будто блага свободы так очевидны и так дороги каждому человеку, что стоит их обеспечить какому-нибудь народу — и он уже не расстанется с ними. (18)А когда на наших глазах страны Азии, Африки, Ликуд — одна из ведущих политических партий Израиля. 2 Артур Невилл Чемберлен — 60-й премьер-министр Вели 3 Перл-Харбор — гавань на Гавайях, занятая центральной да и Южной Америки и Европы попадают вновь под власть тех или иных диктатур, свободопоклонники объясняют это теми или иными ошибками политиков, равнодушием богатых стран, происками реакции, низким уровнем культуры и образования — но только не внутренними опасностями демократического правления, исследовать которые невозможно без учета врожденного неравенства людей. (19)Все три перечисленных выше феномена — массовый террор в XX веке, политический раскол в свободных странах, шаткость молодых демократий — чреваты грозными повторениями политических катаклизмов недавнего прошлого. (ИМ. Ефимов) Сочинение Публицистическая статья И.М. Ефимова посвящена анализу социально-политических событий двадцатого века. Автор обращается к проблемам массового террора и политической нестабильности, захлестнувшим не только нашу страну, но и весь мир. Эти проблемы носят не только политический, но и нравственно-философский характер. Его позиция выражается в вопросах: «...как? ради чего? зачем их убивали? кому это было нужно? как это вообще могло случиться? » Ответы на них ищет не только Ефимов, но и любой мыслящий человек. Автор-публицист заставляет задуматься, почему так происходило в недавнем прошлом и чем это опасно сегодня. Актуальность этой проблемы очевидна для каждого. Опасность политических катаклизмов заключается в том, что они разрушают жизнь простых людей, убивают физически и морально. Прекрасный поэт Осип Мандельштам дал яркое и точное определение двадцатому веку — «век-волкодав». Озлобленный, жестокий, кровожадный, требующий новых и новых жертв. Одной из этих жертв стал и сам поэт, умерший в пересыльной тюрьме под Владивостоком. В жестокое время чаще всего страдают люди мыслящие, честные, поэтому так много жертв среди ученых, писателей, философов. Трагическую историю России двадцатого века представил в своих книгах Александр Исаевич Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ», летопись времени, написанная самими участниками и жертвами событий, она потрясает своей искренностью и жестокой правдой. В то же время книга является грозным обвинением тоталитаризму. И сегодня нужно об этом знать и помнить, чтобы не повторять катаклизмов недавнего прошлого. Именно так воспринимается статья И. Ефимова. Проблема толерантности Текст 1 (1)Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно-терпимого отношения людей друг к другу. (2)Из-за такого дефицита происходит много бед. (З)Казалось бы, так просто — живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. (4)Но почему-то не получается. (5)Очевидно, проблема терпимости и нетерпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. (6)Есть известное еще из глубокой древности «золотое правило нравственности»: «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе». (7)Если продумать все последствия практического исполнения этого правила, то легко заметить, что оно является в значительной степени основой всего современного законодательства, которое, конечно, охватывает не только межличностные отношения. (8)Из этого правила следует и необхо- димость терпимого отношения к другим людям, к разнообразию культур, религий, национальностей. (9)«Не хочешь, чтобы тебе промывали мозги — тогда и сам не занимайся этим по отношению к другим», «не хочешь, чтобы тебе затыкали рот — не затыкай его другим», «не хочешь, чтобы тебя гнали за веру — сам не гони других» и т.п. (10)Дело значительно усложняется, когда мы переходим от межличностных отношений к отношениям между безличностными структурами религиозных, общественных, политических и экономических организаций, а также к их отношению к человеческой личности. (11)В этом случае очень легко личность принести в жертву какой-либо групповой, политической и т.п. целесообразности. (12)В современном обществе идет постоянная борьба между так понимаемой целесообразностью и достоинством отдельной человеческой личности. (13)Государство по своей природе всегда тяготеет к манипулированию обществом, людьми, т.е. к тоталитаризму, к рассматриванию людей как винтиков большого Левиафана. (14)Гражданское общество, правозащитные организации особенно методически противостоят этой тенденции, отстаивают право личности не быть только клеточкой большого целого, отстаивают права отдельного человека. (15)Образно говоря, толерантность — это хрупкий цветок в политической культуре современного общества. (В. Новик) Сочинение Мы все живем в одном обществе, но в то же время мы разные, со своими взглядами и привычками, традициями и нравственными ценностями. Людей, конечно же, волнуют вопросы межличностных отношений, так как каждый из нас в них участвует. Публицист В. Новик обращается к злободневной проблеме толерантности. Как часто людям не хватает взаимоуважения, благожелательности, доброты по отношению друг к другу. Нас могут раздражать национальность, религиозные убеждения и даже внешность другого человека. Но ведь и мы, возможно, кого-то раздражаем. Автор считает, что следует придерживаться «золотого правила нравственности»: «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе». Я разделяю мысль писателя о том, что толерантными должны быть не только люди, но и государство по отношению к своим гражданам. Вся мировая литература посвящена исследованию человеческих отношений. Первый русский психологический роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова исследует логику поведения главного героя Григория Печорина. Вторгаясь в чужую жизнь, он делает людей несчастными, но и сам испытывает мучительное разочарование во всем. Он становится виновником гибели Бэлы, не дает счастья Вере, обижает холодностью Максима Максимыча. Этот литературный герой напоминает современных молодых людей, эгоистично разрушающих жизнь тех, кто оказывается рядом. Они не ценят ни любовь, ни дружбу, они ничем не хотят жертвовать для других. В моем окружении встречаются такие люди, которым чуждо понятие «толерантность», а самоутверждаются они за счет более слабых. Но при этом они не выглядят сильными и счастливыми. Автор статьи учит: «Живи и давай жить другим,... признавай право других». Следовать этому правилу в цивилизованном толерантном обществе должен каждый. Текст 2 (1)Есть слово, сегодня довольно модное, — «толерантность». (2)Именно толерантность, а не терпимость, что было бы по-русски. (З)При выяснении того, чем толерантность лучше нашей родной терпимости, приходится согласиться, что российская терпимость наша ассоциируется с народным «долготерпением» и «бессмысленным вечным испугом», о котором писал Н.А. Некрасов. (4)Иноязычная же «толерантность», обозначая то же понятие, раскрывает двери сво- бодному приятию чужих ценностей, делает нас ответственными за свои выборы и предпочтения гражданами. (5)Сегодня нам нужно быть толерантными, нужно изучать свое наследие и принимать чужое. (б)Нужно быть воистину детьми XXI века. (7)Чтобы избавиться от националистических предрассудков и ненависти, чтобы повернуться к миру с доверием, необходимо обратиться к собственным истокам. (8)И здесь целесообразно вновь вспомнить о Пушкине. (9)Думается, что современность Пушкина, его близость к нам сегодняшним выражается, кроме прочего, в том, что, читая его, общаясь с ним, мы приобретаем ту самую толерантность, без которой не существует позитивного видения современности. (Ю)По идее это качество должно быть близко и понятно всем россиянам, столетиями живущим в многонациональной стране. (11)На деле же его нам весьма часто не хватает. (12)Да, безусловно, Пушкин — национальный гений. (13)Однако, будучи человеком высочайшей культуры и образованности, он создавал образы и ситуации из самых различных культур и эпох. (14)Откроем хотя бы «Каменного гостя» — перед нами предстанет Испания с ее чисто испанским колоритом и духом. (15)Возьмем «Сцены из рыцарских времен» — мы мгновенно попадем в средневековую Германию, и с нами будут разговаривать немцы, с присущим только им образом мышления и поведения. (16)«Пир во время чумы» перенесет нас уже в Англию, а «Песни западных славян» — в Сербию. (17)«Подражание Корану» поражает проникновением в психологию человека, кровно связанного с мусульманским Востоком. (18)«Бахчисарайский фонтан» — это поэтически воспетый татарский Крым, а в поэме «Цыганы» мы впервые в нашей жизни узнаем о прекрасном кочевом племени вольных людей, для которых нет законов, но которые «робки и добры душою». (19)Тот факт, что Пушкину были не чужды иные культуры, что они вдохновляли его, поражали, побуждали к творческому поиску, говорит о том, что для него не сущест- вовало примитивного деления людей на «своих» и «чужих». (20)Напротив, мы наблюдаем у Пушкина открытый интерес к новому, еще недостаточно познанному, способность вжиться в иную психологию, как бы сегодня сказали, — менталитет, и виртуозно передать его в таких красках и в такой форме, которые позволяют нам видеть живых людей — немцев, испанцев, французов, итальянцев, арабов — в специфическом, свойственном их эпохе и нации окружении. (21)Вспомним лишь один отрывок из «Подражания Корану»: Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и правой битвой, Клянуся утренней звездой, Клянусь вечернею молитвой... (22)Мужайся ж, презирай обман, Стезею правды бодро следуй, Люби сирот, и мой Коран Дрожащей твари проповедуй. (23)Студенты из арабских стран, изучающие русский язык, говорили мне, что в этих стихах очень точно передан ритм и дух мусульманской молитвы.(24) Воистину великие национальные поэты интернациональны. (25)Именно поэтому памятники Пушкину стоят во многих городах мира, и особенно их много в Европе. (26)Евро-пейцы считают Пушкина своим вовсе не потому, что он был недостаточно русским, а потому, что он был подлинно все-человеком, не приемлющим великодержавное чванство, ненависть и гордыню. (27)Действительно, гений Пушкина объединяет народы, заставляет ощущать свою сопричастность единому духовному началу как источнику света. (28)Гоголь был, безусловно, прав: Пушкин — человек будущего, и нам еще далеко до его разумного, заинтересованного, открытого и творческого отношения к другим народам и культурам. (29)Националистически настроенные силы, делая из Пушкина чуть ли не икону, часто не понимают, что он бы их никогда не поддержал, ибо путь «спасения России» путем насильственного и мстительного избавления от «чуждых», «пришлых», «понаехавших» абсолютно не соответствует светлому и для всех открытому гению Пушкина. (ЗО)Пушкин сближает народы и объединяет людей. (31)Думаю, что и вся великая литература и искусство способствуют этому. (32)И если бы люди больше читали, если бы они изучали историю и культуру (хотя бы своей страны), они бы стали терпимее друг к другу. (ЗЗ)Не происходит этого во многом оттого, что, как говорил наш великий поэт, «мы ленивы и нелюбопытны». (34)Однако личность Пушкина преодолевает этот недостаток, учит нас толерантности и чуткому отношению к другим народам и цивилизациям. (АЛ. Сорин) Сочинение Автор статьи, историк А.А. Сорин, поднимает проблему толерантности, полагая, что она является чрезвычайно актуальной в наше драматичное время. Автор считает, что понятие «толерантность» вошло в русский язык потому, что оно означает свободное принятие человеком чужих культурных ценностей и позитивное к ним отношение. А.А. Сорин убежден, что творчество наших великих современников, и прежде всего А.С. Пушкина, показывает достойный пример толерантности. Журналист подчеркивает, что, будучи высокообразованным человеком, наш великий поэт «создавал образы различных культур и эпох». При этом он гениально вживался в чужой менталитет и мастерски передавал его читателю. Для автора статьи важно, что в личности Пушкина не было национализма и ненависти к другим, напротив, он имел живой, непритворный интерес к представителям разных народов, их традициям. Главная мысль текста заключается в том, что мы должны читать классику, в том числе произведения А.С. Пушкина, и стремиться воспринять ее нравственные общечеловеческие идеи, стараться следовать им. Соглашаясь с автором, отмечу, что образование и культура способствуют воспитанию личности человека, делают его толерантным и открытым всему миру гражданином, воспринимающим как свои, так и чужие духовные ценности. Справедливость высказанной точки зрения подтверждается аргументами из литературы и публицистики. Обратимся к статье Д.С. Лихачева «Агрессивность бездуховности», в которой крупный ученый и общественный деятель предлагает нам обратиться к русской классике, поскольку она содержит колоссальный духовный потенциал и делает человека добрее, благороднее. Другим примером может служить главный герой романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» — Юрий. Образ героя, созданный Пастернаком, — это образ чрезвычайно образованного человека, открытого миру, людям, всей Вселенной. Герой Пастернака — творческая личность, поэт, не понятый современниками, но вписавший свое имя в вечность. Юрий Живаго — это образец толерантности, образец духовности. Таким образом, опыт великой русской литературы учит нас: будьте толерантными и открытыми людьми, это сделает вашу жизнь ярче, добрее, богаче. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2019; Нарушение авторского права страницы