Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема истинной и ложной интеллигентности
Текст 1 (1)Когда-то, очень давно мне прислали важное издание «Слова о полку Игореве». (2)Я долго не мог понять: в чем дело? (3)В институте расписались в том, что книгу получили, а книги нет. (4)Наконец выяснилось, что взяла ее одна почтенная дама. (5)Я спросил даму: «Вы взяли книгу? » (6)«Да, — ответила она. — (7)Я ее взяла. (8)Но если вам она так нужна, я могу ее вернуть». (9)И при этом дама кокетливо улыбается. (10)«Но ведь книга прислана мне. (П)Если она вам нужна, вы должны были ее у меня попросить. (12)Вы же поставили меня в неловкое положение перед тем человеком, который ее прислал. (13)Я даже не поблагодарил его». (14)Повторяю: давно это было. (15)И можно было бы забыть об этом случае. (16)Но все-таки вспоминаю иногда о нем — жизнь напоминает. (17)Ведь действительно, кажется, какой пустяк! (18)«Зачитать» книгу, «забыть» вернуть ее владельцу... (19)Сейчас это стало как бы в порядке вещей. (20)Многие оправдываются тем, что мне, мол, эта книга нужнее, чем владельцу: я без нее обойтись не могу, а он обойдется! (2 ^Распространилось новое явление — «интеллектуального» воровства, вроде бы вполне извинительного, оправдываемого увлеченностью, тягой к культуре. (22)Иногда даже говорят, что «зачитать» книгу — это вовсе не воровство, а признак интеллигентности. (23)Подумайте только: бесчестный поступок — и интеллигентность! (24)А не кажется ли вам, что это попросту дальтонизм? (25)Нравственный дальтонизм: мы разучились различать цвета, точнее — отличать черное от белого. (26)Кража есть кража, воровство есть воровство, бесчестный поступок остается бесчестным поступком, как бы и чем бы они ни оправдывались! (27)А ложь есть ложь, и в конце концов я не верю, что ложь может быть во спасение. (28)Ведь даже проехать «зайцем» в трамвае — это же воровство. (29)Нет малой кражи, нет малого воровства — есть просто воровство и просто кража. (ЗО)Не бывает малого обмана и большого обмана — есть просто обман, ложь. (31)Недаром же говорится: верен в малом — ив большом верен. (32)Когда-нибудь случайно, мимолетно вспомнится вам незначительный эпизод, когда вы поступились совестью в самом будто бы безобидном и ничтожном — и вы почувствуете укор совести. (33)И вы поймете, что если кто и пострадал от вашего пустякового, ничтожного поступка, то пострадали прежде всего вы сами — ваша совесть и ваше достоинство. (Д.С. Лихачев) Сочинение Можно ли, считая себя человеком культурным и интеллигентным, позволять бесчестные поступки по отношению к окружающим и к себе самому? Где допустимые границы лжи и непорядочности? Об этом рассуждает известный литературовед и публицист Д.С. Лихачев. Казалось бы, заурядный случай: кто-то взял чужую книгу и «забыл» вернуть ее. При этом даже не возникло чувство неловкости от того, что подвел другого человека, поставил его в двусмысленное положение. Это явление современности автор назвал «нравственным дальтонизмом» и постарался исследовать проблему с точки зрения этических норм. Какие бы объяснения ни выдвигали сторонники таких поступков, безусловным остается одно: воровство остается воровством, ложь никогда не может быть оправдана. Прощая себе малое зло, легко скатиться в зло большое. Поступившись совестью, совершив безнравственный поступок, пострадаете вы сами, вольно или невольно разрушите свое достоинство. И с этим утверждением Д.С. Лихачева вы, безусловно, согласитесь, если считаете себя интеллигентным человеком или стремитесь быть таким. К проблемам нравственной чистоты и порядочности нередко обращались писатели девятнадцатого века. Герои Пушкина, Толстого, Тургенева, Достоевского ошибались, страдали, сомневались, но всегда сохраняли нравственное достоинство. Петр Гринев, герой «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, соблюдает отцовский завет «береги честь смолоду» и не теряет достоинства ни перед грозным Пугачевым, ни перед лицом смерти. Он бережет не только свое честное имя, но и честь своей возлюбленной. Любимые герои Л.Н. Толстого в романе «Война и мир» проходят через серьезные нравственные испытания и делают это с честью, не опускаясь до трусости и унижения. Старый князь Болконский, провожая сына в действующую армию, говорит о том, что сможет пережить его гибель, но не переживет бесчестия. И для князя Андрея понятия долга и чести незыблемы. Безусловно, что этим традициям будет верен и его сын. Почему же сегодня так девальвировались многие нравственные понятия и ценности? Может быть, следует быть требовательнее и бескомпромисснее к собственной совести и к поступкам тех, кто нас окружает. Текст 2 (1)Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. (2)А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. (З)Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. (4)Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству — вот это и будет интеллигентный человек... (б)Интеллигентность не только в знаниях, но и в способностях к пониманию другого. (6)Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой! ). (7)Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. (8)Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости. (9)Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. (1 (^Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать, — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. (11)А тренировка возможна и необходима в любых условиях. (12)Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. (13)Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. (14) Дел о в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить... (15)Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. (16)Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. (17)Эстетически невосприимчивый — тоже человек несчастный. (18)Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. (19)Душевная слабость ведет к физической слабости. (20)Я не врач, но я в этом убежден. (21)Долголетний опыт меня в этом убедил. (22)Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. (23)Да, именно красивым. (24)Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным, а движения злого человека лише- ны изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже. (25)Социальный долг человека — быть интеллигентным. (26)Это долг и перед самим собой. (27)Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему). (Д.С. Лихачев) Сочинение Как часто мы употребляем выражение «интеллигентный человек», не очень задумываясь над его истинным значением. Нередко мы путаем понятия «интеллигентность» и «образованность», а ведь это далеко не одно и то же. Дмитрий Сергеевич Лихачев, будучи по-настоящему интеллигентным человеком, помогает нам понять различия между истинной и ложной интеллигентностью. Проблема мнимой и подлинной культуры, нравственности и интеллигентности особенно актуальна сегодня. Ведь как часто за маской внешней добропорядочности кроется душевная черствость и пустота. По словам Лихачева, «интеллигентность не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого». Автор считает, что интеллигентность можно и нужно развивать и тренировать. Интересна и мысль о том, что душевное состояние человека отражается на его физическом здоровье. Русская интеллигенция на протяжении веков создавала духовные богатства, наполняла жизнь нравственным смыслом, несмотря на гонения и унижения. Это мы видим на примере литературных героев, таких как булгаковский профессор Преображенский, жизнь посвятивший служению науке и понимающий, что к власти пришли хамы, которым не нужны ни наука, ни культура. Злоба и зависть руководят поступками этих шариковых. Они не способны строить, они только разрушают. Интересен образ старого провинциального интеллигента из повести писателя Владимира Железникова «Чучело» Ни- колая Николаевича Бессольцева, собирателя картин. Его главные качества — доброта и бескорыстие, и внучку Лену он учит этому, хотя люди к ним жестоки и несправедливы. Но другими они не станут, так как им присуща внутренняя интеллигентность. Заключительные слова статьи Лихачева обращены к каждому из нас: «Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой». К ним стоит прислушаться. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 3587; Нарушение авторского права страницы