Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема истинной и ложной дружбы



Текст

(1)Во всех временах дружество почитали из числа пер­вых благ в жизни; сие чувствование родится вместе с нами; первое движение сердца состоит в том, чтобы искать соеди-


ниться с другим сердцем, и между тем целый свет жалует­ся, что нет друзей. (2)С начала мира все веки вместе едва-едва произвели три или четыре примера дружества совер­шенного. (3)Но если все люди согласны, что дружество пре­лестно, почто же не ищут наслаждаться сим благом? (4)Не есть ли сие заблуждение слепого человечества и следствие развращения оного — желать блаженства, иметь его в своих руках и убегать его?

(5)Выгоды дружества блистательны сами собою: вся при­рода единогласно подтверждает, что они приятнейшие изо всех благ земных. (6)Без дружества жизнь теряет свои при­ятности; человек, оставленный самому себе, чувствует в сво­ем сердце пустоту, которую единое дружество наполнить может; от природы заботливый и беспокойный, в недрах дружества утишает он свои чувствования.

(7)Коль полезно пристанище дружбы! (8)Она охраняет от коварства людей, которые почти все непостоянны, обманчи­вы и лживы. (9)Первое достоинство дружбы есть вспомоще­ствовать добрым советом. (Ю)Сколь бы ни рассудителен кто был, но всегда нужен проводник; не должно без опасения вверяться своему собственному разуму, который страсти наши заставляют часто говорить по их воле.

(И)Древние познали все благо любви, но они описания дружества сделали столь огромными, что заставили почи­тать оное за прекрасную выдумку, которой нет в природе. (12)Кажется, они худо знали свойства человека, когда умышляли прельщать его такими описаниями и заставлять искать дружбы, столь богато раскрашенной ими: они как будто позабыли, что человек более склонен знатным приме­ром удивляться, нежели им последовать.

...(13)Первое достоинство, которое должно сыскивать в друге, есть добродетель: она-то уверяет нас в нем, что он способен к дружеству и оного достоин. (14)Не надейся ни­мало на ваши обязательства, как скоро не на сем основании они утверждены: ныне не выбор, но нужды соединяют лю­дей, и для того-то нынешнее дружество так же скоро кон-


чится, как и начинается: дружатся без разбору и ссорятся не раздумывая; ничто столь не презренно: худой выбор ока­зывает или дурное сердце, или дурной разум. (15)Из тысячи умей выбрать себе друга, ничто столь не важно, как сей вы­бор, ибо от него зависит наше благополучие.

(ИЛ. Крылов)

Сочинение

Искренний интерес вызвала статья известного каждому школьнику писателя Ивана Андреевича Крылова. Читателю он известен как автор замечательных басен, но в данном случае выступает как публицист, исследующий сущность дружеских отношений.

Проблема истинной и ложной дружбы носит нравствен­но-философский характер. Конечно, у каждого из нас есть друзья, но насколько глубоки и искренни эти отношения? Как это проверить? Автор говорит: «Без дружества жизнь теряет свои приятности; человек, оставленный самому себе, чувствует в своем сердце пустоту, которую единое дружество наполнить может». То есть друзья нужны для радости. И с этим нельзя не согласиться. А как же известная пословица «друг познается в беде»? В сложной жизненной ситуации часто проверяются истинность отношений, цена дружбы.

Русская литература знает немало примеров настоящей дружбы. Герои романа И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич и Андрей Штольц, казалось бы, совершенно разные, но при этом их связывает искренняя, проверенная временем дружба. Душевная близость, доверие и теплота лежат в ос­нове их отношений.

Не менее искренние и теплые чувства связывают двух других героев: Андрея Болконского и Пьера Безухова из ро­мана Л.Н. Толстого «Война и мир». Встретившись в салоне Анны Павловны Шерер, среди лицемерных, лживых, при­творных гостей, они выражают искреннюю взаимную ра­дость, их разговор течет естественно и просто. Они доверяют друг другу самое сокровенное, важное, скрытое ото всех.


Настоящие друзья всегда нуждаются друг в друге и гото­вы друг другу помочь. Они могут быть совершенно не похо­жи внешне, но у них есть внутреннее родство. И.А. Крылов дает прекрасный совет: «Из тысячи умей выбрать себе дру­га...» Этот совет не устарел: выбирай друга умом и сердцем, цени дружбу, будь сам хорошим другом.

Нравственные проблемы

Текст 1

(1)Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние маль­чишки, пока еще не попали. (2)Время было голодное. (3)По студенческим карточкам нам давали всего по четыреста граммов хлеба.

(4)А между тем даже сливочное масло, окорок, яйца, сметана существовали в нашей комнате в общежитии — в тумбочке Мишки Елисеева, отец которого работал на складе и каждое воскресенье приходил к сыну и приносил свежую обильную еду.

(5)На Мишкиной тумбочке висел замок. (6)Мы даже не подходили к ней: неприкосновенность чужого замка выра­батывалась у человека веками и была священна во все вре­мена, исключая социальные катаклизмы — стихийные бун­ты или закономерные революции.

(7)Как-то зимой у нас получилось два выходных дня, и я решил, что пойду к себе в деревню и принесу каравай чер­ного хлеба. (8)Ребята меня отговаривали: далеко — сорок пять километров, на улице стужа и возможна метель. (9)Но я поставил себе задачу принести ребятам хлеб.

(Ю)Утром, несмотря на разыгравшуюся метель, я доб­рался до родительского дома. (И)Переночевав и положив драгоценный каравай в заплечный мешок, я отправился об­ратно к своим друзьям в студеном, голодном общежитии.


(12)Должно быть, я простудился, и теперь начиналась болезнь. (13)Меня охватила невероятная слабость, и, пройдя по стуже двадцать пять километров, я поднял руку прохо­дящему грузовику.

— (14)Спирт, табак, сало есть? — грозно спросил шофер. — (15)Э, да что с тобой разговаривать!

— (16)Дяденька, не уезжайте! (17)У меня хлеб есть.

(18)Я достал из мешка большой, тяжелый каравай в на­дежде, что шофер отрежет часть и за это довезет до Влади­мира. (19)Но весь каравай исчез в кабине грузовика. (20)Видимо, болезнь крепко захватила меня, если даже само исчезновение каравая, ради которого я перенес такие муки, было мне уже безразлично.

(21)Придя в общежитие, я разделся, залез в ледяное нут­ро постели и попросил друзей, чтобы они принесли кипятку.

— (22)А кипяток-то с чем?.. (23)Ты из дома-то неужели
совсем ничего не принес?

(24)Я рассказал им, как было дело.

— (25)А не был ли похож тот шофер на нашего Мишку Елисеева? — спросил Володька Пономарев.

— (26)Был, — удивился я, вспоминая круглую красную харю шофера с маленькими серыми глазками. — (27)А ты как узнал?

— (28)Да все хапуги и жадюги должны же быть похожи друг на друга!

(29)Тут в комнате появился Мишка, и ребята, не выдер­жав, впервые обратились к нему с просьбой.

— (ЗО)Видишь, захворал человек. (31)Дал бы ему хоть
чего-нибудь поесть.

(32)Никто не ждал, что Мишку взорвет таким образом: он вдруг начал орать, наступая то на одного, то на другого.

— (ЗЗ)Ишь, какие ловкие — в чужую суму-то глядеть!
(34)Нет у меня ничего в тумбочке, можете проверить.
(35 разрешается.

(Зб)При этом он успел метнуть хитрый взгляд на свой тяжелый замок.


(37)Навалившаяся болезнь, страшная усталость, сердобо­лие, вложенное матерью в единственный каравай хлеба, бесцеремонность, с которой у меня забрали этот каравай, огорчение, что не принес его, забота ребят, бесстыдная Мишкина ложь — все это вдруг начало медленно клубиться во мне, как клубится, делаясь все темнее и страшнее, июль­ская грозовая туча. (38)Клубы росли, расширялись, засти­лали глаза и вдруг ударили снизу в мозг темной волной.

(39)Говорили мне потом, что я спокойно взял клюшку, которой мы крушили списанные тумбочки, чтобы сжечь их в печке и согреться, и двинулся к тумбочке с замком. (40)Я поднял клюшку и раз, и два, и вот уже обнажилось сокро­венное нутро «амбара»: покатилась стеклянная банка со сливочным маслом, кусочками рассыпался белый-белый са­хар, сверточки побольше и поменьше полетели в разные стороны, на дне под свертками показался хлеб.

— (41)Все это съесть, а тумбочку сжечь в печке, — будто бы распорядился я, прежде чем лег в постель. (42)Самому мне есть не хотелось, даже подташнивало. (43)Скоро я впал в забытье, потому что болезнь вошла в полную силу.

(44)Мишка никому не пожаловался, но жить в нашей комнате больше не стал. (45)Его замок долго валялся около печки, как ненужный и бесполезный предмет. (46)Потом его унес комендант общежития.

(По В. Солоухину)

Сочинение

Немало произведений написано о Великой Отечественной войне. Это и воспоминания участников боев, и рассказы о героях, и истории из военного детства. Известный писатель Виктор Солоухин в годы войны был студентом, жил в об­щежитии, хорошо знал, что такое голод и холод. Но он вспоминает не только о тяготах военного времени, но и о поступках людей.

В рассказе, созданном на биографической основе, автор обращается к нравственно-этической проблеме человеческих


отношений. Жадный и бессовестный Мишка Елисеев хранит продукты в тумбочке, прячет их под замком от соседей по комнате. Но никто из голодных ребят не покушается на его добро: «неприкосновенность чужого замка вырабатывалась у человека веками и была священна во все времена...» Однако в какой-то момент терпению приходит конец, голодные под­ростки крушат «амбар», и от тумбочки остается только за­мок, тяжелый и никому не нужный. А ведь Мишка даже никому не пожаловался и сам ушел из комнаты. Возможно, что-то понял. Справедливость должна торжествовать, а зло должно быть наказано — таков бескомпромиссный вывод, с которым, прочитав рассказ, согласится каждый из нас. Ли­тература и жизнь подтверждают это.

Юноша Ларра, герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», за эгоизм наказан бессмертием, и это одно из самых страшных наказаний для того, кто отвергнут людь­ми. Он обречен на вечное одиночество за то, что никого не любил, не жалел, жил только для себя. Радость свободы и вседозволенности превращается для него в муку вечной от­верженности и презрения.

Известны истории многих людей, потративших молодые годы на веселье, развлечения и радости жизни. В погоне за ложными ценностями человек отвергает все, что ему меша­ет: дружбу, родство, родительские обязанности. А когда приходит старость, вдруг спохватывается, что он никому не нужен, у него нет друзей, семьи, надежной опоры. Как го­ворится, «что посеешь — то пожнешь». За эгоизм, жад­ность, трусость приходится расплачиваться трудным одино­чеством.

Каждый из нас должен уметь отличать истинные ценно­сти от ложных, жить в согласии с собственной совестью, по­ступать в соответствии с этическими нормами. Помни, что каждый твой поступок — проверка на нравственную зре­лость.


Текст 2

(1)В те времена домик — старенький, черный, скособо­ченный, под ржавой крышей — торчал среди новеньких пя­тиэтажек. (2)С каждым месяцем все ближе и ближе подби­рались к нему строители и в конце концов зажали с трех сторон. (З)Кто-то уже свалил забор, кто-то спалил его на ве­селом костре, кто-то случайно сгрузил возле входной двери бетонные плиты, а домик стоял упрямо и несокрушимо, и хозяева его по-прежнему упорно отказывались переезжать куда бы то ни было. (4)Впрочем, хозяев не было, была хо­зяйка — Мария Тихоновна Лукошина. (5)До той поры Се­мен Митрофанович как-то мало с ней встречался. (6)Раз он к ней официально ходил, как представитель, поскольку от строителей поступила жалоба, что старуха уезжать не хочет, домишко ломать не дает и вообще всячески мешает прогрес­су на данной улице. (7)Но и в тот день Семена Митрофано-вича пустили не дальше порога, и разговор поэтому полу­чился на сквозняке.

— (8)Отказываетесь, значит, гражданка Лукошина Ма­рия Тихоновна?

— (9)Дайте помереть спокойно.

— (10) Но ведь вам, Мария Тихоновна, предлагается от­дельная однокомнатная квартира в новом доме со всеми удобствами. (11)Вы подумайте только: вам, одинокому чело­веку, наше государство дает целую квартиру!

— (12)Дайте помереть спокойно.

— (13)Выселим, гражданка Лукошина, силой ведь при­дется...

(14)До сих пор он того разговора простить себе не мог.

(15)Вот на следующий день утром все и случилось. (16)Получил бульдозерист наряд, подогнал машину к дому, постучал вежливо:

— Эй, хозяева, вытряхайтесь! (17)Полчаса на сборы — и
вонзаюсь я в вашу трухлявую жизнь!..

(18)Не отвечали в доме. (19)Стучали, кричали — молчал дом. (20)Молчал, пока прораб не приказал двери выломать.


(21)Только взялись за них: распахнулись эти двери, как в сказке. (22)И Баба-яга на пороге. (23)Молча крик весь вы­слушала и вроде не поняла: смотрела спокойно, за вещи не хваталась и даже не плакала.

— (24)Ломать вас буду, бабуся, — сказал бульдозерист.
(25)Поглядела на него угольями своими.

— (26)Не бабуся я, — сказала. — (27)Не бабуся, не ма­маша, не свекровь — просто старая женщина.

— (28)Ломай! — закричал прораб. — (29)И так полдня потеряли!

— (ЗО)Как же можно так! — зашумели девчонки-
маляры. — (31)Права не имеете ломать! (32)Перевезти сна­
чала человека надо!.. (ЗЗ)Давайте, бабушка, мы вам помо­
жем...

— (34)Не надо, — сказала Баба-яга. — (Зб)Ничего не надо.
(36)И ушла в дом. (37)И пропала. (38)Прораб, плюнув, к

себе пошел, маляры на обеденный перерыв, а бригадир ска­зал бульдозеристу:

— Встряхни домишко — она враз выскочит.
(39)Однако старуха сама вышла. (40)Вышла, как давеча:

в домашнем халате, только портреты в руках. (41)В рамках портреты, четыре штуки.

— (42)Ломайте.

— (43)А вещи? — закричал бульдозерист.

— (44) Какие вещи? (45)Глупости вы говорите. (46)Ло-
майте, и все. (47)Только я погляжу.

(48)Села на плиты и портреты рядом сложила.

— (49)Иконы, что ли, спасаешь, бабка?

— (50)Иконы, — сказала. — (51)Святые мученики вели­корусские: святой Владимир, святой Юрий, святой Николай и святой Олег. (52)Живыми сгорели под деревней Констан-тиновкой двадцать девятого июля сорок третьего года.

— (53)Сыновья? — только и спросил бригадир.

— (54) Сыновья, — ответила, — экипаж машины боевой.
(55)Тихо вдруг стало: бульдозерист двигатель выключил.

(56)И сказал тихо:


— В дом идите, бабушка. (57)Пожалуйста.

(58)А сам — в отделение, где все, как было, и рассказал. (59)Вот тогда-то и включился Семен Митрофанович на по­следнем, так сказать, этапе. (бО)Восемь раз в Архитектурное управление он наведывался; просил, умолял, доказывал. (61)Школу нашел, где танкисты эти учились, музей там ор­ганизовал. (62)С частью списался, с деревней Константинов-кой: и из части, и из деревни в назначенный день делегации приехали. (бЗ)Матери альбом от части преподнесли и модель «тридцатьчетверки», а от деревни четыре урны с землей. (64)С могилы земля, где все четверо ее сыновей, все ее вну­ки и все правнуки лежали.

(65)А стройдетали на другую ночь в иное место перевез­ли, и забор новый поставили. (66)Это все просто было, это

сами строители сделали.

(По Б. Васильеву)

Сочинение

Писатель Борис Васильев нередко обращается в своем творчестве к теме памяти о войне, рассматривая нравствен­но-этическую сторону поступков тех, кого мы называем по­томками героев войны.

Из рассказа мы узнаем о странном поступке пожилой одинокой женщины: она не хочет выселяться из маленького ветхого домика («домишко ломать не дает и вообще всяче­ски мешает прогрессу на данной улице»). Нелепым ка^кется ее упрямство до тех пор, пока не становится известно о ги­бели в танковом сражении под деревней Константиновка ее четверых сыновей. И тогда каждый из тех, кто недавно на нее сердился и покрикивал, испытал чувство неловкости и вины. «Тихо вдруг стало: бульдозерист двигатель выклю­чил. В дом идите, бабушка. Пожалуйста». Одной этой фра­зой автор объясняет, как внутренне изменились люди. Ис­пытывая вину перед старой женщиной, они искренне готовы помочь ей. Осталась Мария Тихоновна доживать свой век в


домике, из которого когда-то проводила сыновей на войну, ведь ее жизнь неразрывно связана с прошлым, с дорогими сердцу воспоминаниями.

Проблема уважения к прошлому, к своим истокам лежит в основе повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Старуха Дарья, главная героиня, чем-то похожая на Марию Тихоновну, не хочет покидать деревню, которую вот-вот зато­пят водой. Здесь прошла ее жизнь, здесь могилы ее предков, здесь все ей дорого. Но никого не интересуют ее чувства и пе­реживания, ведь все творится во имя прогресса. Судьба одной деревни, одного человека кажется незначительной на фоне ве­ликих преобразований. Но в самом деле это не так.

Как часто не хватает людям чуткости, доброты, уваже­ния к тем, кто своей жизнью, трудом, памятью связывает нас с нашим общим прошлым. В одной из телепередач рас­сказывалось о судьбе ветерана войны, волею обстоятельств оказавшегося в доме престарелых. Выяснилось, что у него четверо сыновей, девять внуков, правнуки. Он воевал ради их будущего и остался в глубокой старости брошенным на произвол судьбы. Видно, его дети и внуки не знают и не уважают прошлого своей семьи, своей семейной биографии.

«Без прошлого нет будущего». Эта истина проверена ве­ками. Нельзя забывать своих истоков, отказываться от сво­их предков. Уважение к тем, кто это прошлое пережил, — отличительная черта цивилизованного общества.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2122; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь